Перспективный план работы: «Цветная логика. Блоки Дьенеша» подг.гр
рабочая программа (подготовительная группа)

Черкасова Ирина Сергеевна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektiv_plan_bloki_denysha.doc38.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  №42 ( корпус 2) «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  ПОСЕЛКА  СВЕРДЛОВСКИЙ  ЩЁЛКОВСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА  МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Тел: 8 (496) 563-08-77                                        E-mail: mdou42solnychko@mail.ru

141140, МОСКОВСКАЯ ОБЛ., ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН, ПОС. СВЕРДЛОВСКИЙ, УЛ. СТРОИТЕЛЕЙ, СТР.4

Перспективный план работы: «Цветная логика. Блоки Дьенеша»

                                                                                                    Воспитатель:  

                                                                                                    Черкасова И. С.

                                                                                                   

2022 -2023 гг.

             

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………3

2.Учебно - тематический план программы……………………………………………................4

3.Содержание программы………………………………………………………………....................8

4.Годовой календарный учебный график………………………………………………………..20

5.Организационно-педагогические условия реализации программы, планируемые результаты………………………………………………………………………………..21

6.Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоение программы, условия реализации программы………………………………………………………………………………………………21

7.Список литературы…………………………………………………………………………………23

Пояснительная записка 

Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 6- 7 лет.

Возраст детей, участвующих в реализации программы с 6 до  7 лет.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей четырех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Цель программы:  развитие логического мышления через использование блоков Дьенеша

Задачи программы Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления,  умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов.  Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать  знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач, познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.  

                                                 Содержание программы 

  

Дата

Название дидактической игры

Цель игры

Сентябрь

Д/и «Раздели блоки»

Разбивает множество по трем свойствам, производит логические операции «не», «и», «или» доказательности мышления.

Д/и «Засели в домики»

Различает и называет предметы, оперирует сразу четырьмя свойствами предмета.

Д/и «У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок?»

Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами.

Октябрь

Д/и «Дорожки»

Выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер, толщину.

Д/и «Логический поезд»

Способен к решению логических действий.

Д/и «Автотрасса»

Выделяет свойства предметов, следует определенным правилам при решении практических задач.

Ноябрь

Д/и «Необычные фигуры»

Способен к анализу, абстрагированию, строго следует правилам при выполнении цепочки действий.

Д/и «Где чей гараж»

Умеет оперировать сразу четырьмя свойствами предмета.

Д/и «Поймай тройку»

Сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам, называет их.

Декабрь

Д/и «Помоги фигурам выбраться из леса»

Сопровождает речью действия по решению логических заданий.

Д/и «Угощение для медвежат»

Сравнивает предметы по четырем свойствам.

Январь

Д/и «Найди клад»

Способен анализировать и сопоставлять.

Д/и  «Две дорожки»

Выделяет и абстрагирует свойства. Сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Февраль

Д/и «Сократи слово»

Строго выполняет правила при совершении действий. Способен устанавливать простейшие связи.

Д/и «Угадай фигуру»

Способен кодировать и декодировать информацию о свойствах, называет их.

Март

Д/и «Загадки без слов»

Расшифровывает информацию о памяти и отсутствии определенных свойств у разных предметов по их знаково – символическим обозначениям.

Март

Д/и «Автотрасса – построй дорожку»

Д/и «Магазин»

Выделяет свойства в предметах, абстрагирует эти свойства об других, следует определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составляет алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).

Апрель

Д/и «Где спрятался Джерри»

Способен делать простые умозаключении, устанавливает простейшие связи.

Д/и «Космический корабль»

Составляет композицию с помощью опорных карточек (схем).

Май

Д/и «Волшебный мешочек»

Описывает фигуры по их свойствам.

Д/и «Я загадаю – вместе отгадаем»

Способен декорировать (расшифровывать) информацию.

Д/и «Домино»

Выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер, толщину; сравнивает предметы по заданным свойствам.

Организационно –педагогические условия реализации программы:

Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию деятельности игровой деятельности детей. В рамках программы дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

  • На восприятие формы;
  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие качеств величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие способности действия наглядного моделирования.

    Работа с родителями

 1. консультация для родителей на тему «Логические блоки Дьенеша –  универсальный дидактический материал».

 2.Игровой тренинг с родителями «Блоки Дьенеша . Играем дома!»

 3.Мастер-класс «Развивающие игры и занятия с блоками Дьенеша».

 4.Совместные игры с детьми «Час игры»

 Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 8 месяцев по 2 занятия в неделю, длительностью  20 мин.

 Оборудование: логические блоки Дьенеша(на каждого ребенка), карточки с изображением символов, схемы

Планируемые результаты:

  • признака цвета, формы и величины.
  • Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
  • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три геометрических фигур с помощью наглядных моделей.

Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.

Критерии отслеживания усвоения программы:

Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок « Цветная логика.  Блоки Дьенеша.»

 

Диагностическая методика

Форма проведения

Показатели:

Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования

Восприятие формы

Восприятие цвета

Восприятие величины

Индивидуальное обследование

 

Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур

Действие наглядного моделирования

Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

 Используемая литература:

  • Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
  • Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
  • Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
  • Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
  • Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
  • Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  • Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
  • Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
  • Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
  • Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика.Блоки Дьенеша»

Дополнительная общеразвивающая программа    «Цветная логика. Блоки Дьенеша»  Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принцип...

Программа дополнительного образования для детей от 3 до 4 лет "Цветная логика. Блоки Дьенеша"

Прогамма дополнительного образования "Цветная логика. Блоки Дьенеша" расчитана на младший дошкольный возраст (3-4  года). Сроки реализации программы - 3 месяца (по 2 занятия в неделю). ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика. Блоки Дьенеша»

Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 4- 5 лет....

Программа. Цветная логика. Блоки Дьенеша

Программа дополнительного образования для детей младшего и среднего дошкольного возраста, направленная на развитие психических процессов ребенка: памяти, логического мышления, воображния, речи....