"Развитие первых математических представлений"
учебно-методический материал (младшая группа)
"Развитие первых математических представлений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pervyh_matematicheskih_predstavleniy.docx | 120.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие первых математ-х представлений
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складывается представление о соотношении предметов но величине. Они начинают определять как большие, так и маленькие знакомые им предметы, не сравнивая их с другими. К пяти годам ребёнок должен уметь выделять отдельные измерения величины длину, ширину, высоту. У детей можно наблюдать сложные формы ориентировки в пространственном расположении предметов. Ребёнок должен уметь ориентироваться во времени, уметь считать предметы в пределах пяти.
Сначала необходимо поупражнять ребёнка в соответствующих действиях: закрепить умение самостоятельно выделять совокупности предметов, находить один и много предметов в окружающей обстановке, развивая тем самым способность мысленно объединять предметы, рассредоточенные в пространстве, в группу. Основное внимание в тот период уделяют упражнениям в сравнении каждого элемента одной совокупности с элементами другой путём наложения и приложения: ребёнок выясняет, в какой группе больше (меньше) предметов или их поровну в обеих группах; убеждается, что совокупности бывают разные по количественному составу.
Ёлочки
Нарисованы высокие и низкие ёлочки. Что нужно сделать, чтобы на поляне было много ёлочек? (Все ёлочки посадить на поляне). Ёлочки по размеру разные — высокие и низкие. Высокие надо посадить в один ряд, а низкие в другой. Вы можете сами нарисовать елочки (грибочки, бабочки и пр.), вырезать их и раскладывать с малышом на столе.
Кубики
— Раздели кубики на две части: жёлтые и синие. Поровну ли их? И будет ли поровну, если убрать один жёлтый? Где больше? Где меньше? Как можно сделать опять поровну (убрать синий, добавить желтый).
Сравнения
На полоске четыре кружочка.
Пусть малыш положит на нижнюю часть полоски столько квадратов, сколько кружочков (столько треугольников, сколько кружочков, столько кружочков красного цвета, сколько кружочков есть на верхней полоске).
Два карандаша (короткий и длинный).
Два полотенца (короткое, длинное).
Какой карандаш длиннее? Какой короче? Как проверить? (Прикладывал один карандаш к другому.)
Какое полотенце длиннее? Какое короче? Как проверить? (Прикладывая одно полотенце к другому.)
Четыре карандаша длинных первый ряд. Три карандаша коротких — второй ряд.
— Каких карандашей больше — длинных или коротких? Каких меньше?
«Сколько?»
Обучение счёту должно помочь детям понять цель данной деятельности (только сосчитав предметы, можно ответить на вопрос: «Сколько?» и овладеть её средствами: называнием числительных по порядку и соотношениям их с каждым элементом совокупности.
Ребенку трудно усвоить обе стороны этой деятельности, поэтому обучать счёту надо в два этапа.
На первом этапе малышу путём сравнения двух совокупностей раскрывают цель данной деятельности (найти итоговое число). Он учится различать группы, содержащие одни и два, два и три предмета, и называть итоговое число на основе счёта взрослого.
Затем ребёнок учится вести счёт предметов сначала в пределах трёх, а затем четырёх и пяти. Знакомится с образованием чисел 4 и 5.
— На верхней полоске две белочки, на нижней — одни зайчик. Зайчика нужно разместить точно под одной белочкой.
— Сколько белочек? (Одна, две — всего две.)
— Сколько зайчиков? (Один.)
Посмотри, кого больше: зайчиков или белочек?
— Зайчик один, белочек — две.
— Зайчиков меньше, чем белочек.
— Какое число больше: 2 или 1?
— Какое число меньше: 1 или 2?
Добавьте зайчика. Сосчитайте, сколько их стало. Поровну ли стало белочек и зайчиков? Сколько же белочек и сколько зайчиков? Пересчитайте ещё раз белочек и зайчиков.
Очень важно показать ребёнку то, как можно получить один из двух. Уберите одну белочку, выясните, сколько их осталось. А сколько зайчиков? Кого больше (меньше)? Какое число больше (меньше): 1 или 2?
Аналогичным образом можете сравнить количество зайчиков и морковок. Хватит ли зайчикам морковок? Сколько их?
На верхней полоске два снегиря, на нижней — три. Сосчитайте снегирей на верхней полоске, затем на нижней. Выясните, где больше (меньше) снегирей. Пусть ребёнок сам покажет, где сколько снегирей. Сравните числа 2 и 3.
Один снегирь «перелетает» на верхнюю полоску. Малыш должен рассказать и показать, где сколько снегирей, объяснить, почему на верхней полоске стало три снегиря, а на нижней количество снегирей убавилось.
Можно ещё один-два раза перемещать снегиря с полоски на полоску, подчёркивая, что если пользоваться счётом, то никогда не ошибёшься в том, где больше, а где меньше предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. Развитие элементарных математических представлений первая младшая группа.
Примерный тематический план составлен для детей в возрасте с 2-3 лет. В программе все линии базируются на сенсорной основе. Сенсорное развитие ребенка может проходить какна специально ...
Конспект интегрированной НОД для детей первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи на тему «Два гуся!»
Конспект интегрированной НОД для детей первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи на тему «Два гуся!»Виды детской деятельности: двигат...
Конспект интегрированной НОД для детей первой младшей группы по художественному творчеству и развитию элементарных математических представлений на тему «Колобок - румяный бок»
Конспект интегрированной НОД для детей первой младшей группы(2-3 года) по художественному творчеству и развитию элементарных математических представлений на тему«Колобок - румяный бок»...
Конспект НОД для детей первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи на тему «Два гуся!»
Предлагаю конспект интегрированного занятия для детей первой младшей группы (2-3 года) на тему «Два гуся!». Этот конспект составлен со всеми требованиями ФГОС, соблюдается интеграция образовательных о...
Дидактическое пособие "Книжка-пышка" (тактильная книга для развития первых математических представлений)
Данное методическое пособие направлено на развитие первых математических представлений. Представляет собой тактильную книгу, каждая страница которой позволяет в игровой форме познакомиться с такими по...
Диагностика сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений в первой младшей группе
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами....
План-конспект занятия «Цветы для мамы» по развитию элементарных математических представлений в первой младшей группе.
План-конспект занятия «Цветы для мамы» по развитию элементарных математических представлений в первой младшей группе.Тема: Цветы для мамы.Цель: Закрепление знаний и умений детей по фо...