Лексическая тема "ПДД"
учебно-методический материал

Янчук Марина Владимировна

Представлены задания, презентации по  теме "ПДД".  Информация может быть полезна для родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.. Закрепить название видов транспорта.

2. Спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному.

3. Спросить, на какие 2 группы можно разделить наземный транспорт (легковой, грузовой), почему так называются.

4. Вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта.

5. Провести беседу о правилах уличного движения.

6. Рассказать ребенку о профессии регулировщика.

7. Упражнение "Посчитай транспорт" на согласование количественных и порядковых числительных с существительными.

8. Упражнение "Подбери признак"
Машина (какая?) - ...
Поезд (какой?) - ...
и т.д.

9. Упражнение " Подбери действие".
Самолет (что делает?) - ...
Метро (что делает?) - ...

10. Упражнение "Почему так называется?" на образование сложных слов.
Самолет - сам летает.
Вездеход - ...
Паровоз - ...
Пароход - ...
Самосвал - ...
Самокат - ...

11. Упражнение "Назови одним словом" на образование сложных слов.
Если у мотоцикла два колеса, он (какой?) - двухколесный.
Если у велосипеда три колеса, то он (какой?) - ...
Если у машины 4 колеса, она (какая?) - ...
Если у лодки 4 весла, она (какая?) - ...

12. Упражнение "Подбери предмет к признаку".
Старый - ...
Новый - ...
Маленький - ...
Мощный - ...
Грузовой - ...
Трехколесный - ...
Быстроходный - ...

13. Упражнение "Из чего - какой?" на образование относительных прилагательных.
Дверь из металла (какая?) - мелаллическая дверь.
Руль из пластмассы (какой?) - ...
Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...
Колесо из резины (какое?) - ...

14. Упражнение "Скажи иначе" на подбор синономов.
Ехать - ...
Мчаться - ...
Тащиться - ...

15. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).
Поезд длинный, а автобус - короткий.
Самолет быстрый, а пароход - ...
Трамвай тяжелый, а велосипед - ...
Взлет - посадка.
Взлетать - ...
Приезжать - ...
Приплывать - ...

16. Продолжать знакомить с многозначными словами (работа начата, при изучении темы "Посуда", см. задание 10).
Познакомить со словами "хвост", "крыло", "нос".

17. Составить предложение из слов:
машина, мост, ехать, под.

18. "Закончи предложение" на подбор подходящего по смыслу глагола с приставкой от глагола "ехать".
Машина из гаража - выехала.
Машина в ворота - ...
Машина к дому - ...
Машина от дома - ...
Машина от дома - ...
Машина с моста - ...

19. Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления, умения классифицировать.
(без использования картинок).
- самолет, лодка, пароход, корабль
и т.д.

20. Упражнение на развитие памяти. Выучить стихотворение.
Шуршат по дорогам
Веселые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины...
А в кузове важные
Срочные грузы -
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна
Но как она людям
Повсюду нужна!

22. Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса.
Предложить ребенку выложить из палочек: лодку, самолет, машину.

23. Выполнить рисунок, аппликацию по теме «Правила дорожного движения». Вылепить с ребенком любое транспортное средство.



Предварительный просмотр:

Альберт Анатольевич Иванов

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ: КАК НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ

ДОРОГУ ПЕРЕХОДИЛИ.

В одном большом сказочном городе жили трое неразлучных друзей - зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза. А вот заботы у них были совсем не сказочные.

Они очень любили играть, особенно в футбол. А в их тесном дворе разве поиграешь? Повсюду гаражи стоят, строгие бабушки сидят, младенцы в колясках лежат. Не разгуляешься!

Вот и приходилось играть в футбол под аркой ворот. Зайчонок Ваня на воротах стоял у въезда с улицы. А медвежонок Миша и лисонька Лиза вовсю старались ему гол забить.

Иногда мяч прямо на шумную улицу вылетал. Если за ним побежишь, того и гляди, машина наедет! Да и мячей не напасёшься. Под колесо попадёт - бух!
- и нет.

Очень неудобно под аркой играть. И опасно. Здесь тоже машины житья не дают. То и дело въезжают во двор или выезжают.

Плохое место для игры. А где хорошее взять?

Было, конечно, и хорошее место. Да только на той стороне улицы, через дорогу. Там и спортплощадка, и пустырь большой. Есть где разгуляться!

Но как туда попасть? Кругом машины, автобусы, троллейбусы, трамваи! Как такую широкую улицу перейти? Хочешь не хочешь, а необходимые правила знать надо. Без них никуда! Трудное дело...

К счастью, у медвежонка Миши был старший брат. Он и взялся за обучение неразлучных друзей. Он уже шофёром работал и всё-всё знал.

Очень советуем и вам, ребята, вместе с ними поучиться, если у вас нет старшего брата-шофёра.

Итак, на другую сторону улицы можно идти лишь строго по переходу. Он белыми полосами отмечен. Полосатый, как зебра.

Переходом командует светофор. Он все видит. У него три круглых глаза красный, жёлтый и зелёный.

Вот он зажигает красный глаз. Значит, стой на месте и скучай. Переходить запрещено! Машины несутся во всю прыть. Выходить на дорогу опасно. Машины, мотоциклы и даже велосипеды не успеют остановиться!

Зайчонок Ваня поглядел, подумал и внезапно стихи сочинил:

Не ходи на красный свет.

Красный свет - опасный!

Налетит велосипед,

Станешь ты ужасный!

Светофор зажигает жёлтый глаз. Это сигнал - "внимание!" Все машины начинают тормозить, чтобы вовремя остановиться. А пешеходы готовятся к переходу. Ещё не идут, а только собираются идти.

И опять зайчонок Ваня стихи придумал:

И при жёлтом нет проходу.

Жёлтый свет - внимание!

Приготовься к переходу

Ты, мой друг, заранее!

Наконец зажигается зелёный глаз. Теперь можно свободно переходить. Все машины остановились, иди себе на здоровье. Иди и не трусь, как поначалу зайчонок Ваня. Не медли, как медвежонок Миша. Не хитри и не беги, как лисонька Лиза. Вдруг упадёшь!

Про свой любимый - зелёный - свет зайчонок Ваня тоже стихи сочинил:

Свет зелёный - переходный.

Ты его, конечно, ждёшь.

Свет зелёный - пешеходный,

Если ты пешком идёшь!

И это не всё. А что делать, если полосатый переход есть, а зоркого светофора нет? Совсем нет или, допустим, сломался! Как тогда улицу переходить?

Тогда на помощь придёт Аист-регулировщик. Он строго покажет полосатой палочкой, когда можно переходить. А тем, кто замешкается, он и крылом сердито махнёт: не зевай, мол, давай переходи, не задерживай движение, медведь неповоротливый!

Ну а вдруг регулировщик не появится? Как тут быть?

Переход есть? Есть! Светофора нет? Нет!

Значит, сначала внимательно посмотри налево - едут ли машины. Если не едут, то иди смело.

Дошёл до середины улицы, теперь посмотри направо - нет ли машин. Если нет, то снова смело шагай. Как зайчонок Ваня с друзьями! Однако нашим неразлучным друзьям ещё много знать надо, чтобы улицу безопасно переходить.

Как надо автобус и троллейбус обойти - спереди или сзади?

Правильно. Сзади!

А если будешь их спереди обходить, то машину за ними не заметишь. Она как раз может из-за троллейбуса или автобуса выскочить. В лучшем случае хвост лисёнку отдавит! А в худшем?..

Вам его жалко? А себя не жалко? То-то!

Но безопасней всего - пропустить автобус и троллейбус, вежливо уступить дорогу. Так советует Мишин старший брат. А он всё знает!

А теперь давайте подумаем, как поступить, если по улице ещё и трамваи ходят. Как трамвай обойти - сзади или спереди? Ну-ка, лисонька Лиза, отвечай!

Сзади? Неверно.

Правильно - спереди! Иначе встречный трамвай не увидишь. И опять в лучшем случае под него хвостом угодишь. А что стало бы со зверятами и ребятами, у которых вообще хвоста нет?!

Медвежонок Миша легко с этими автобусами, троллейбусами и трамваями разобрался. Может быть, потому, что у него голова большая.

А вот зайчонок Ваня и лисонька Лиза всё время путались. Они забывали, что автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай - спереди. Это, конечно, случалось тогда, когда Мишиного брата рядом не было.

Надоели их ошибки трамваям, автобусам и троллейбусам. Сговорились они между собой и вышли на улицу с большими надписями на боку.

"Ваня, зайчик ты наш, обходи меня сзади!" - красовалось на автобусе и троллейбусе.

"Лиза, лисонька моя, обходи меня спереди!" - призывал трамвай.

Неразлучные друзья, возможно, и читать как следует не умели. Но не беда, им прохожие это прочитали, чтобы большой беды не было.

А другой раз, когда лисонька Лиза снова ошиблась, троллейбус вдруг взял, поднял её своими длинными дугами и поставил правильно - позади себя.

Так неразлучные друзья - зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза научились улицу переходить. И теперь спокойно отправлялись одни на пустырь погонять мяч. Им никто не мешал, и они никому не мешали.

Старшему брату медвежонка - спасибо!

А теперь ответьте на вопросы.

На какой свет можно переходить улицу?

Можно ли бежать на жёлтый свет? Или не спешить и подождать зелёный?

Как правильно обходить автобус и троллейбус? Сзади? Или пусть тебе хвост отдавят?

Что про тебя напишут на трамвае, если ты будешь обходить его сзади?

Догадайся, что сделает Аист-регулировщик, если ты без особого приглашения помчишься через улицу? Даст тебе полосатую палочку поиграть или спасёт от машины?

Зайчонок Ваня, наш поэт, даёт родителям совет:

За правильный детский ответ

Каждому - пару конфет!

А за ошибку в ответе

С каждого - по конфете!



Предварительный просмотр:

АВТОГОНКИ
настольная игра


Кто из гонщиков первым придет по трассе к финишу?

Сначала нужно распечатать картинку с игрой, а также взять кубик и фишки (разноцветные пуговицы) по числу игроков.

А теперь можно играть! Положите все фишки на кружок с надписью "Старт". Посчитайтесь, кто за кем ходит. Первый игрок бросает кубик. Сколько точек выпало на кубике, на столько шагов он и передвигает свою фишку. Затем ход следующего игрока. И так далее.

На трассе есть кружки, которые заставляют вернуться назад на указанное количество шагов, а также кружки вперёд.

Кружок СТО (станция технического обслуживания) -
пропуск хода, техник подтянет гайки на колёсах. По машинам!

Настольная игра. Автогонки



Предварительный просмотр:

БРАТЦЫ-ВАГОНЧИКИ И СКОРЫЙ ПОЕЗД.

СКАЗКА ПРО ЭЛЕКТРИЧКУ


Жил да был самый обыкновенный пригородный электропоезд. Но это только в железнодорожном расписании его называли так длинно и серьёзно. Мы обычно зовём его электричкой, а сам себя он называет ни так и ни этак. Потому что пригородный поезд — это братцы–вагончики. В этом поезде есть вагончики моторные, которые умеют разговаривать, и вагоны безмоторные, немые, которые только и могут, что постукивать на стыках рельсов. По утрам каждый моторный братец берёт за руки двух безмоторных (один толкает впереди, перед собой, другой тянет сзади), и они все вместе отправляются на работу. В первом и последнем вагонах есть кабинки для машинистов. Когда поезд доезжает до конечной станции, то он не разворачивается, как автобус или обыкновенная машина. Просто машинисты перебегают из первого вагона в последний и, когда электричка отправляется в обратный путь, первый вагон становится последним, а последний — первым, и никому не обидно.
Эта вот электричка ездила каждый день по одной и той же дороге — из нашего большого города в маленький и обратно — из маленького в большой. Отправлялась в путь она рано-рано утром, к обеду возвращалась в большой город, немного отдыхала — и снова в дорогу. Только глубокой ночью она могла немного поспать в депо.
Вагончики жили между собой очень дружно. Моторные братцы по команде машинистов все вместе включали свои моторы, вместе разгонялись и тормозили, а ещё толкали и тащили безмоторных братцев, следили за тем, чтобы они вовремя открывали и закрывали двери для пассажиров. Пассажирам безмоторные, тихие вагоны нравились больше. При этом вагончики без умолку болтали и между собой, и со своими друзьями. А друзей у них было множество: ведь они катались по этой дороге уже давно и хорошо знали всех придорожных обитателей.
Например, недалеко от платформы 31-й километр рос почти совершенно круглый калиновый куст. Весной он весь украшался зонтиками белых цветов.
— Посмотри, какие у меня цветочки, — застенчиво говорил кустик и протягивал веточки поближе к электричке.
И все моторные вагончики, друг за другом проносясь мимо, звонко кричали:
— Ух-ты! Ух-ты! Какие слав-ны-е!
И даже безмоторные согласно постукивали:
— Да-да! Да-да! Да-да!
А вот у старой берёзы на 47-м километре весной нельзя было шуметь. На этой берёзе было старинное воронье гнездо. Ещё и снег не успевал растаять, а вороны принимались его ремонтировать и подправлять, но оно оставалось похожим на груду веточек.
— Всё равно дырявое! — задорно кричали моторные вагончики, а безмоторные поддакивали: — Да-да! Да-да!
— Где? Где же дырявое? — удивлялись вороны, но электричка уже была далеко, а гнездо так и оставалось таким, каким было.
Но вскоре в нём появлялись пёстренькие яйца, и вороны садились их насиживать. И в дождь, и в холод они терпеливо сидели и согревали своих будущих птенцов, только нос и хвост торчали наружу. Вот тогда-то моторные вагончики ехали мимо тихо-тихо, почти на цыпочках, чтобы не мешать этому важному делу, и только бестолковые безмоторные вагончики продолжали постукивать: “Тук-тук! Тук-тук!” А потом вылуплялись птенцы. Они учились пищать и каркать, обрастали пухом и перьями. С любопытством высовывались они во все дыры своего обширного гнезда, и вагончики весело их поддразнивали:
— А ну-ка! — кричали они. — А ну-ка! Кто скажет “кар-р-р”?
И безмоторные тоже повторяли:
— Кто? Кто?
Птенцы махали культяпочками крыльев, широко разевали рты, но трудное слово “кар” у них долго не получалось. Вороны благосклонно смотрели на спешащих мимо “учителей”, потому что считали, что детям полезно знакомиться с техническим прогрессом. Когда же воронята подрастали, они учились летать, гоняясь за электричкой, и это было так весело!
А однажды вагончики даже спасли птенцов от ужасной опасности. Это случилось, когда воронята ещё не умели летать, а их родители куда-то отлучились. Подъезжая к старой берёзе, первый вагончик увидел, что огромный кот ловко карабкается к гнезду, цепляясь за толстую кору и балансируя ободранным хвостом. Глупые воронята с любопытством выглядывали из гнезда. Они ещё не знали, что на свете есть что-то, чего нужно бояться. Все вагончики содрогнулись от ужаса за этих голопузых малышей, которые только и умели, что разевать свои рты на всё новое и непонятное. Что же делать? Братцы-вагончики сразу догадались и ка-ак загудят изо всех сил! От неожиданности кот потерял равновесие и кувырком-кувырком, теряя клочья шерсти и обламывая ветки, скатился вниз и задал стрекача.
— Так-то вот! — удовлетворённо сказал последний вагончик, а безмоторные поддакнули: — Так-так! Так-так!
Электричке частенько случалось помочь своим придорожным друзьям: то подбросит до дома заблудившегося шмеля, то передаст весточку от лесного голубя-вяхиря его сизому городскому родственнику. Да мало ли какие дела могут повстречаться на такой длинной дороге! Любили вагончики мчаться быстро-быстро, так, чтобы ветер свистел и гудели провода, любили приветствовать друзей. Утром кричали они на бегу: “Доброе утро!”, а вечером: “Спокойной ночи!”, но иногда приходилось им и постоять. Это бывало, когда опаздывал поезд дальнего следования, и все электрички уступали ему дорогу. Его приходилось долго ждать, скучать и слушать, как стрекочут кузнечики в траве и ссорятся в кустах сороки. А потом скорый поезд внезапно налетал и проносился мимо, сверкая стёклами и начищенными ручками, он был очень синим, прекрасно-молчаливым и сосредоточенным. Никогда не улыбался он электричке, никогда не бросал “Привет!”, даже как будто не замечал ни одного вагончика, которые жались к обочине на запасном пути. “Наверное, — думали братцы, пропуская скорый поезд, — он вспоминает своих друзей из далёких стран. Как их должно быть много! Ведь у него такой долгий путь!” И вагончики, отправляясь дальше, пробовали представить себе, какие же они, эти далёкие друзья. Несколько раз, подъезжая к большому городу, электричка ехала рядом со скорым поездом. Там было несколько путей и не нужно было уступать дорогу. Но всё равно поезд как будто не замечал братцев-вагончиков, которые бежали совсем рядом с ним.
И вот однажды, когда они снова ехали на соседних путях, братцы решились обратиться к своему великолепному соседу:
— Какая прекрасная погода! Не правда ли?
Скорый поезд словно очнулся ото сна и переспросил:
— А? Что?
— Погода! Погода замечательная! — робко повторили братцы, и поезд оглянулся по сторонам. Было похоже, что он впервые смотрел не на дорогу перед собой, а вокруг. Он увидел зелёные лапы придорожных елей, ясное небо с маленькими аккуратными облаками и ласковое солнышко над головой. Погода и правда была отличная.
— Действительно, — проговорил поезд и с удивлением взглянул на вагончики, которые от волнения крепче обычного держались за руки. — Как же это я раньше не замечал!
Вот так ясным солнечным днём познакомились пригородная электричка и поезд дальнего следования. К изумлению братцев-вагончиков у скорого поезда совсем не было друзей. Весь свой долгий путь он проделывал скучно и молча, потому что всегда спешил и, несмотря на это, постоянно опаздывал. Из-за этой бесконечной спешки ему просто не приходило в голову с кем-либо познакомиться, а тем более — подружиться. От рассказов братцев-вагончиков о придорожных друзьях ему становилось и весело, и грустно.
— А мне, — говорил он, — даже и погудеть просто так, по-приятельски, некому...
И тогда братцы-вагончики пообещали рассказать ему про место на дороге, где обязательно нужно гудеть.
— Это такое особое место, — объясняли братцы.А безмоторные вагончики поддакивали:— Да-да, да-да!
— С одной стороны там Горка Любви, а с другой — Горка Разлуки!
— Горка Любви? — удивлялся скорый поезд. — Горка Разлуки?
— Да-да, да-да! — постукивали вагончики. — Нам про них рассказал старый-престарый паровоз из нашего депо. Там в войну провожали солдат на фронт. Прямо между этими горками стояли товарные вагоны и туда садились солдаты. А на горках стояли их друзья и родные: они провожали солдат. Они махали им платочками и шапочками.
— Хм, люди в товарные вагоны садились? — удивился скорый.
— Да-да, да-да! Ведь была война! — заторопились вагончики. — И почти никто — ни люди, ни вагоны — не вернулись назад. Они сгинули на той войне!
— Какая печальная история! — вздохнул скорый. Они немного проехали молча. Потом скорый поезд сказал задумчиво:
— Кажется, я догадался! Потому и называют эту горку Горкой Разлуки! А почему же другую зовут Горкой Любви?
— Как это — почему? — братцы-вагончики чуть было не затомозили. — Солдаты-то погибли, вагоны разбомбили, тех, кто провожали, и то не осталось, а любовь и память сохранились. Туда приходят люди и машут проходящим поездам, как тогда, давным-давно. Мы там всегда гудим.
— Да-да, да-да! — стучали безмоторные вагончики, а моторные продолжали:— Потому что, хоть и Горка Разлуки, но рядом — Горка Любви!
Они опять помолчали, а потом скорый решительно сказал:
— Я тоже там буду гудеть. Один раз — Горке Разлуки и другой раз — Горке Любви!
— Да-да, да-да, пра-виль-но! — выстучали вагончики.
— А они точно будут там стоять и махать? — с беспокойством спросил скорый поезд.
— Кто?
— Ну, люди…
— Конечно! Ведь они никогда не забудут — и мы не забудем — тех, кто садился в вагоны, спускаясь с Горки Разлуки, и тех, кто провожал их, стоя на Горке Любви!
— Хм! Да ты поэт!
— Так говорит старый паровоз! — горячо откликнулись вагончики. — Он уже давно стоит в депо и никуда не ездит, но всё помнит. И потому я всегда там гудю… или гужу? — засомневались вагончики. — Ну, гудки даю! И за себя, и за него.
— А я узнаю это место?
— Конечно! Вот так будет — Горка Любви, а с другой стороны — Горка Разлуки, а детишки стоят и машут платочками и шапочками.
— Точно-точно! — простучали безмоторные вагончики по стыкам рельсов.
Показалась станция. Это была последняя остановка электрички перед большим городом. Тут не останавливались поезда дальнего следования: ведь это была всего-навсего небольшая платформа на берегу реки. К платформе спешили дачники с вёдрами ягод и огурцов. Братцы начали тормозить, а скорый помчался дальше, прогудев тихонько и низко: “Спасибо!” и “До свидания!”.
И мы тоже скажем ему: “До свидания!”. И будем смотреть, как садятся дачники в нашу электричку, как пристраивают вёдра и рюкзаки под лавочки. И послушаем, что же ещё расскажут нам дружные братцы-вагончики, а потом обязательно сходим с тобой на Горку Любви. И стоя там, напротив Горки Разлуки, помашем проходящим поездам. А они нам откликнутся, вот увидишь, потому что они всё помнят: и про войну, и про разлуку и, конечно же, про любовь, которая остаётся навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...