КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ПО ТЕМЕ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
картотека (старшая группа)
КАРТОТЕКА
ЗАДАНИЙ
ПО ФОРМИРРВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОНР ПО ТЕМЕ
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_9_maya.docx | 95.55 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
существительные | победа, война, Родина, Отчизна, Отечество, ветеран, солдат, партизан, защитник, герой, подвиг, память, слава, награда, медаль, орден, город-герой, салют, парад, памятник, знамя, флаг, сила, смелость, ловкость, нападение, бомбоубежище, укрепление, ружье, пулемет, пушка, пистолет, танк, самолет, окопы, каска, котелок, госпиталь, фашист, захватчик, противник; |
глаголы | победить, защищать, нападать, отстоять, выиграть, проиграть, выполнить, атаковать, стрелять, погибать, маршировать, награждать, присвоить, охранять, беречь, любить, заботиться, сохранять, гордиться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, летать, прыгать, добывать, следить, помнить; |
прилагательные | храбрый, отважный, смелый, русский, радостный, грустный, стойкий, тяжелый, мирный, военный, слабый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужественный, трудный, почетный, опасный, героический, сильный; |
наречия | тяжело, трудно, опасно, отважно, героически. |
КАРТОЧКА 1
Игра «Кто где служит?»
Цель: обогащать словарный запас существительными, обозначающими военные профессии.
Ход игры: попросите закончить начатую Вами фразу.
В артиллерии служат (кто?) … артиллеристы. В зенитных войсках служат … (зенитчики). В небе нашу Родину охраняют …(летчики). В пехоте служат …(пехотинцы). В море несут службу …(моряки). На границе охраняют Родину … (пограничники). В кавалерии служат …(кавалеристы).
КАРТОЧКА 2
Игра «Кем я хочу быть?»
Цель: употреблять существительные в творительном падеже, актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите детей рассказать о том, кем они хотят стать, когда вырастут.
Я хочу быть артиллеристом (зенитчиком, танкистом, пограничником, вертолетчиком, автоматчиком, парашютистом, пулеметчиком, пехотинцем, моряком…)
КАРТОЧКА 3
Игра «Не ошибись»
Цель: образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения с предлогом В, расширять адъективный словарь.
Ход игры: попросите ребенка рассказать, в каких родах войск служат военные.
Артиллеристы служат … (в артиллерийских войсках). Танкисты служат … (в танковых войсках). Пехотинцы служат … (в пехотных войсках). Ракетчики служат… (в ракетных войсках). Пограничники служат … (в пограничных войсках). Зенитчики служат… (в зенитных войсках). Десантники служат… (в десантных войсках).
КАРТОЧКА 4
Игра «Кому что нужно?»
Цель: обогащать словарь номинативной лексикой.
Ход игры: попросите ребенка договорить начатую Вами фразу.
Танкисту нужен танк. Десантнику нужен парашют. Вертолетчику нужен…. Артиллеристу нужен … Автоматчику нужен… Летчику нужен …
КАРТОЧКА 5
Игра «Сосчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите назвать предметы (танк, пулемет, автомат, пушка, парашют…) с числами 1, 2, 5.
Один танк, два танка, пять танков. У меня пять танков.
КАРТОЧКА 6
Игра «Один – много»
Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.
Ход игры: предложите назвать много предметов, употребляя слово «много».
Один пистолет – много пистолетов, один пулемет – много пулеметов, один герой – много героев и т.д.
КАРТОЧКА 7
Игра «Кому – что!»
Цель: употреблять предлог У с существительными в родительном падеже, понимать значение слов; обогащать словарь по теме.
Ход игры: попросите договорить начатую Вами фразу.
Бескозырки с ленточками – ... (у моряков). Шлемы – ... (у летчиков, танкистов, десантников). Фуражки – ... (у пограничников).
КАРТОЧКА 8
Игра «Найди пару»
Цель: уточнить значение слов; обогащать словарь детей номинативной лексикой по теме.
Ход игры: покажите ребенку картинки, попросите его подобрать пару,
Бинокль – очки; планшет – портфель; ружье – пистолет;
Мундир – костюм; фуражка – шляпа; сапоги – кроссовки.
КАРТОЧКА 9
Игра «Найди картинку»
Цель: понимать значение слов; обогащать словарный запас по теме.
Оснащение: предметные картинки с изображением военной техники.
Ход игры: рассмотрите с детьми картинки.
Найти и назвать картинку с изображением техники, о которой можно рассказать, используя предложенные слова:
- аэродром, крылья, небо, пилот;
- колеса, броня, механик-водитель;
- причал, капитан, море, палуба, моряк;
- люк, броня, гусеница, орудийная башня и т.д.
КАРТОЧКА 10
Игра «Кто больше!»
Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.
Ход игры:
- по действию назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию.
Лексический материал:
плывет... {корабль, лодка, пароход, катер);
летит... (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей...);
едет... (танк, поезд, автомобиль).
- к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они),
затем – числительное (один, одна, одно, одни).
КАРТОЧКА 11
Игра «Кто это или что это?»
Цель: различать одушевленные и неодушевленные предметы.
Оснащение: мяч.
Ход игры: предложите ребенку, поймав мяч, поставить к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвратить мяч обратно.
Лексический материал: танк, танкист, корабль, капитан, ружье, стрелок, собака, граница, пограничник, крепость ….
КАРТОЧКА 12
Игра «Отгадай»
Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.
Ход игры: предложите послушать словосочетания:
- отважный пограничник; отважная собака; отважные солдаты.
Попросите угадать, о ком (о чем?) Вы сейчас говорите:
отважный ..., отважные ..., отважная ...
- солдатские сапоги; солдатская каска; солдатский котелок.
Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:
солдатские ..., солдатская ..., солдатский ...
КАРТОЧКА 13
Игра «Назови слова-приятели»
Цель: подбирать синонимы, развивать адъективный словарь.
Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.
- Смелый – ... (отважный, храбрый). Большой – ... (огромный).
Трудный – ... (тяжелый). Солдат – ... (боец, воин).
Смельчак – ... (храбрец). Друг – ... (приятель, товарищ).
Опасно – ... (страшно). Грустно – ... (печально, невесело).
Бежать – ... (мчаться, нестись).
- Предложите ребенку составить предложения с этими словами.
КАРТОЧКА 14
Игра «Назови слова-неприятели»
Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству), подбирая антонимы.
Ход игры:
- Назвать слова, противоположные по смыслу:
Друг – враг, хороший – ..., день – …, (ночь), радость – ..., (горе, беда), жара – ..., (холод), зло – ..., правда – ..., хорошо – ..., тяжело – ..., высоко – ..., можно – …, трудно – ..., быстро – ..., говорить – ..., поднимать – ..., зажигать – ...
- В пословицах найти слова, противоположные по смыслу.
Родимая сторона — мать, а чужая — ... (мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины ... (холодом). Собака лает на смелого, кусает ... (трусливого). Худой мир лучше доброй ... (ссоры). Мир строит, а война ... (разрушает). Человек от лени болеет, а от труда ... (здоровеет).
Предложите ребенку объяснить, как он понимает эти пословицы.
КАРТОЧКА 15
Игра «Образуй новое слово»
Цель: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.
Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.
Лексический материал:
- Сила – сильный, храбрость – ... (храбрый), смелость – ... (смелый), быстрота – ...(быстрый), ловкость – ... (ловкий), находчивость – ... (находчивый), ум – ... (умный).
- Храбрый – храбрец, удалый – удалец, умелый – умелец.
- Летать – летчик, заправлять – заправщик, грузить – грузчик, разведывать – разведчик.
- Быстрый – быстро, смелый – смело, храбрый – храбро, отважный – отважно, легкий – легко.
КАРТОЧКА 16
Игра «Слушай команду!»
Цель: образовывать из неопределенной формы глаголов глаголы 1-го лица единственного или множественного числа, развивать предикативную функцию речи.
Ход игры: скажите ребенку, что Вы – командир, а он – рядовой и должен выполнять ваши команды. Предложите ему варианты команды и ответа на нее: «Стрелять!» — «Есть, я ... (стреляю!)» Отдавайте ребенку команды по образцу: «Ползти!» — «Есть, я ... (ползу!)» «Встать!» — «Есть, я ... (стою!)».
КАРТОЧКА 17
Игра «Подбери признак и действие»
Цель: развивать и обогащать словарь детей по теме.
Защитник Родины (какой?) – смелый, храбрый, мужественный, отважный, доблестный, бесстрашный …
Защищать Родину – это значит (что делать?) – охранять, беречь, сохранять, оберегать….
Профессия защитника Родины (какая?) – трудная, опасная, почетная, героическая…
КАРТОЧКА 18
Игра «Военные загадки»
Цель: употреблять имена прилагательные в сравнительной степени, развивать номинативный и адъективный словарь.
Ход игры:
- Предложите ребенку отгадать загадки и объяснить, как он догадался, развивать связную речь.
- Ползет черепаха – стальная рубаха,
Враг в овраг, черепаха – куда враг. (Танк.)
- Стоят три старушки, вздохнут они да охнут,
Вблизи все люди глохнут. (Пушки.)
- Петушок без глаз, а метко клюет. (Ружье.)
- Спросите у ребенка, какое оружие в действии страшнее, ружье или пушка; пушка или танк? (Пушка страшнее ружья.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"
В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....
Игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста.
В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
- Мне нравится (1)