Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками
консультация
Предназначена для консультации педагогов в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_organizatsiya_i_provedenie_opytno.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками
Цель:
- Повышение педагогической компетентности в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Задачи:
- Познакомить с особенностями организации исследовательской деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС;
- Закрепить и расширить знание педагогов об особенностях содержания центра «Познавательного развития», правилах работы в нем;
- Предложить педагогам систему организации опытно – экспериментальной деятельности посредством разработанных картотек (для воспитанников и педагогов);
- Заинтересовать педагогов к данному виду деятельности через совместное проведение серии опытов.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности равнозначны задачам развития ребенка, это:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
- Развитие творческого воображения и мышления
- Развитие коммуникативных навыков
- Развитие познавательных способностей
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях*: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей
Также эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте :
- экспериментальные наблюдения и взаимодействия с растениями и животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- и эксперименты, объектом которых является человек ( функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке и т. п.
3. По количеству детей:
- индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—10 детей);
- коллективные (вся группа) .
4. По причине их проведения:
- случайные, которые специальной подготовки не требуют.
- запланированные.
- поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
6. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
9. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
8. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные и итоговые.
10. По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
11. По способу применения в аудитории:
- демонстрационные;
- фронтальные.
Опытно – экспериментальная деятельность закладывается уже в раннем возрасте ребенка и имеет свои формы. Каждая форма соответствует возрастным особенностям:
- В раннем возрасте такая форма будет характеризоваться, как «Манипулирование с предметами»;
- В младшем возрасте наступает период вопросов или форма «Что такое»;
- В старшем дошкольном возрасте приобретенные формы совершенствуются и приобретают новую форму «Любопытство»;
- И наконец к подготовительной к школе группе достигается совершенная форма опытно-экспериментальной деятельности – «Любознательность».
Только через прохождение всех форм ребенок выйдет на этап формирования собственной позиции, научится аргументировано делать выводы и конструктивно выстраивать свою познавательную деятельность.
Добиться данного результата можно только через грамотное построение образовательного процесса.
Особенность руководства экспериментальной деятельностью дошкольника заключается в том, что роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и убрать на место оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Таким образом структура детского экспериментирования выглядит следующим образом:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее.
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов.* Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.
Вторым из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно проанализировать её.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:
1. Место для постоянной выставки, где размещают* мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. *Экспонаты, редкие предметы* (раковины, камни*, кристаллы, перья и т.п.)
2. Д.Б. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как*: микроскопы, лупы, компас, *весы, песочные часы, магниты. *Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. *Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. *Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл)*, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.
3. Место для хранения природного и "бросового " (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки)
4. Место для проведения опытов, которое д.б. достаточным и не загроможденным*, т.ч. за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть* мобильным, для обеспечения обозра со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.
5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.
Так, к примеру, в лаборатории может жить Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
А грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
При оборудовании уголка, а также при организации и проведении экспериментальной деятельности необходимо учитывать следующие требования: (20 слайд)
- *учет возрастных особенностей;
- *безопасность для жизни и здоровья детей
- *достаточность;
- *доступность расположения
В завершении выступления хотелось бы процитировать известного ученого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Библиографический список:
- Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. / О. В. Дыбина. - М., ТЦ Сфера, 2005
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. / А.И. Иванова. - М., 2003
- Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.:Сфера, 2012
- Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности /Педагогический вестник. 1997
- Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников / под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001
- Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Л. Н. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2005
- Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998
- Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008
- Тугушева, Г. П. Игра - экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рабочая карта по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе"
Организация ОЭД по сезонно, с различными материалами....
«Организация опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников через создание в группе «Мини-лаборатории»
В группе создана мини-лаборатория для проведения опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.
Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей. Детско...
Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения ...
Организация и проведение опытно-экспериментальной и проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
В презентации представлен теоретический и практико-ориентированный материал по организации и проведению опытно-иследовательской и проектной деятельности с дошкольниками, описаны виды, этапы, методика ...