Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками
консультация

Щеглова Наталья Юрьевна

Предназначена  для консультации педагогов в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_organizatsiya_i_provedenie_opytno.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками

Цель:

  • Повышение педагогической компетентности в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями организации исследовательской деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС;
  • Закрепить и расширить знание педагогов об особенностях содержания центра «Познавательного развития», правилах работы в нем;
  • Предложить педагогам систему организации опытно – экспериментальной деятельности посредством разработанных картотек (для воспитанников и педагогов);
  • Заинтересовать педагогов к данному виду деятельности через совместное проведение серии опытов.

  Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

 Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

  Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать  требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

 Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности равнозначны задачам развития ребенка, это: 

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
  • Развитие творческого воображения и мышления
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Развитие познавательных способностей

 

  В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях*: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей

Также эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте :

  • экспериментальные наблюдения и взаимодействия с растениями и животными;
  • опыты с объектами неживой природы;
  • и эксперименты, объектом которых является человек ( функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

2. По месту проведения опытов:

  • в групповой комнате;
  • на участке и т. п.

3. По количеству детей:

  • индивидуальные (1—4 ребенка);
  • групповые (5—10 детей);
  • коллективные (вся группа) .

4. По причине их проведения:

  • случайные, которые специальной подготовки не требуют.
  • запланированные.
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

  • эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • систематические.

 6. По продолжительности:

  • кратковременные (от 5 до 15 минут);
  • длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

  • однократные;
  • многократные, или циклические.

         9. По характеру мыслительных операций:

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

 8. По месту в цикле:

  • первичные;
  • повторные;
  • заключительные и итоговые.

10. По характеру познавательной деятельности детей:

  • иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

 11. По способу применения в аудитории:

  • демонстрационные;
  • фронтальные.

  Опытно – экспериментальная деятельность закладывается уже в раннем возрасте ребенка и имеет свои формы. Каждая форма соответствует возрастным особенностям:

  • В раннем возрасте такая форма будет характеризоваться, как «Манипулирование с предметами»;
  • В младшем возрасте наступает период вопросов или форма «Что такое»;
  • В старшем дошкольном возрасте приобретенные формы совершенствуются и приобретают новую форму «Любопытство»;
  • И наконец к подготовительной к школе группе достигается совершенная форма опытно-экспериментальной деятельности – «Любознательность».

Только через прохождение всех форм ребенок выйдет на этап формирования собственной позиции, научится аргументировано делать выводы и конструктивно выстраивать свою познавательную деятельность. 

Добиться данного результата можно только через грамотное построение образовательного процесса.

 Особенность руководства экспериментальной деятельностью дошкольника заключается в том, что роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и убрать на место оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

 Таким образом структура детского экспериментирования выглядит следующим образом:

  1. постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  2. целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  3. выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  4. проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  5. анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
  6. формулирование выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее.

  Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов.* Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

Вторым из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно проанализировать её.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:

1. Место для постоянной выставки, где размещают* мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. *Экспонаты, редкие предметы* (раковины, камни*, кристаллы, перья и т.п.)

2. Д.Б. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как*: микроскопы, лупы, компас, *весы, песочные часы, магниты. *Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. *Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. *Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл)*, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.

3. Место для хранения природного и "бросового " (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки)

4. Место для проведения опытов, которое д.б. достаточным и не загроможденным*, т.ч. за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть* мобильным, для обеспечения обозра со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.

5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

 Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

Так, к примеру, в лаборатории может жить Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

А грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

При оборудовании уголка, а также при организации и проведении экспериментальной деятельности необходимо учитывать следующие требования: (20 слайд)

  • *учет возрастных особенностей;
  • *безопасность для жизни и здоровья детей
  • *достаточность;
  • *доступность расположения

 В завершении выступления хотелось бы процитировать известного ученого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

 

Библиографический список:

  1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. / О. В. Дыбина. - М., ТЦ Сфера, 2005
  2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. / А.И. Иванова. - М., 2003
  3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.:Сфера, 2012
  4. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности /Педагогический вестник. 1997
  5. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников / под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001
  6. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Л. Н. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2005
  7. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998
  8. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997
  9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008
  10. Тугушева, Г. П. Игра - экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников через создание в группе «Мини-лаборатории»

В группе создана мини-лаборатория для проведения опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.

Методические рекомендации по содержанию и организации  по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.        Детско...

Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения ...

Организация и проведение опытно-экспериментальной и проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен теоретический и практико-ориентированный материал по организации и проведению опытно-иследовательской и проектной деятельности с дошкольниками, описаны виды, этапы, методика ...