игрушки
консультация (старшая группа)

игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrushki.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игрушки – самоделки в развитии ребенка     дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…"

Развитие детей младшего дошкольного возраста немыслимо без самых разнообразных игр, которые могут быть как подвижными, так и развивающими. Игры детей – это два в одном: одновременно и игра, и работа. Перед взрослым стоит определенная задача – он должен дать старт интеллектуальной игре и позаботится о том, чтобы малыш играл с особой увлеченностью, при этом, не отстраняясь, а становясь полноправным участником игры.

Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие. Прежде всего, педагогу необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.

Самыми интересными для детей являются игрушки-самоделки. Ценность игрушек-самоделок возрастает, когда дети вместе со взрослым, под его руководством включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться. Оказывая детям помощь в организации игры с игрушкой-самоделкой, нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.

Для игры детям в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру “кукольная” мебель, посуда, мягкие игрушки, изображающие животных, разнообразные транспортные средства: автобус, самолет, пароход, легковой и грузовой автомобили. Интересными представляются вязаные и сшитые их ткани куклы.

Игрушка “Домовенок Кузя” (для ознакомления детей с основными видами эмоций).

Представляет собой набор варежковых кукол с различной мимикой, выражающей разные эмоциональные состояния: радость, грусть, злость, страх, удивление. Варежковые куклы сшиты по принципу 5 варежек на взрослую руку. В верхней части куклы расположено “лицо” (диаметр 20 см). Лицо Кузи должно иметь разные эмоциональные выражения. Поэтому у каждой куклы разное “лицо”. Как вариант можно рассматривать одну варежковую куклу и несколько съемных “лиц” к ней. Нам в изготовлении Домовенка Кузи помогли родители.

Варежковые игрушки могут быть разнообразными и использоваться в разных видах деятельности.

Игрушка “Капелька”.

 

Диаметр – 20 см., высота – 60 см. Игрушка-капелька имеет лицо, выражение которого меняется за счет изменения формы бровей, рта. Волосы этой куклы сделаны из шелковых шнурков всевозможных цветов и оттенков длиной – 25 см, чтобы ребенок мог заплетать их в косички, вплетать в них ленточки, закалывать заколки, завязывать бантики.

Игрушка “Бабушка-рассказушка”.

 

Эта ростовая кукла шьется из поролона. Рост примерно 150 см., диаметр головы 30 см, длина туловища – 70 см. длина ног – 50–60 см., длина рук – 50–60 см.

Одежда: рубашка, юбка, фартук.

Обувь: тряпочные тапки (без задника). Лицо: глаза – пуговицы; рот, нос – поролон, Волосы – пряжа коричневого цвета. Каркас куклы – деревянная палка крестом.

Воспитатель вставляет свои ступни в тапочки, руками держит каркас – кукла движется, поворачивается, наклоняет голову. Кукла используется для ознакомления детей со сказками.

Приведем примеры некоторых игр, для которых потребовалось изготовление игрушек-самоделок.

“Разрезные картинки”.

Самые первые картинки должны быть разрезаны на две и на четыре части, причем ровно, без каких-либо изгибов. Методика работы: перед ребенком вы кладете собранную картинку. Потом можно сказать так, что налетел ветер-шалунишка и раскидал всю картинку. Давай соберем елочку заново. Или что-то в этом роде. Главное, сначала показать ребенку целую картинку, разобрать и потом помочь собрать правильно. Не спешите сразу все делать за ребенка, пусть он немного подумает, повертит кусочки в руках.

“Цветовой тренажер”.

В пустую небольшую прямоугольную коробку кладем нужное количество отрезанных верхушек от пластиковых бутылок. Вырезаем под горлышки отверстия в коробке, чтобы на поверхности возвышались только горлышки. Обклеиваем коробку, например, зеленой бумагой-самоклейкой, а место возле горлышек от бутылок лепестками цветов (красными, синими, желтыми) и крышки тоже соответствующих цветов. И меняем местами. Дети с удовольствием откручивают крышки – задействованы и сенсорика, и моторика.

“Кораблик”.

Понадобятся: 1) скорлупки от орехов; 2) пластилин; 3) несколько зубочисток; 4) обрезки тонкого однотонного шелка красивых пастельных тонов; 5) бисер и золотых блесток-звездочек. Для начала нам нужно приготовить составные части корабля: фисташковую скорлупку-лодочку, отломить заостренную часть зубочистки – это будет мачта. Чтобы кораблик не перевернулся, ее высота должна быть та же, что и у корпуса кораблика, или чуть больше. Не забудьте приготовить маленький лоскуток-парус, на который в серединке можно наклеить золотую звездочку. На дно скорлупки плотно вклеиваем подогретый в руках маленький кусочек воска или пластилина, так, чтобы он был ниже бортов. На мачту поднимаем парус, прокалывая лоскуток в двух местах, а вершину мачты венчаем бисеринкой, фиксируя ее клеем. Теперь мачту с парусом можно установить, закрепив ее в пластилине. Парусник готов! С таким корабликом можно играть, пуская его по “шелковой” реке или в надувном мини-бассейне. А весной пускать кораблик можно по ручейкам.

Литература.

 1.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. – 335 с.

2.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.

3.Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1973. 35 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...