Мнемотехника для воспитателей
презентация для интерактивной доски
познакомить воспитателей с с технологией мнеметехника, для чего она нужна, как работать с детьми и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemonika_dlya_vospit.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Плохая дикция. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ сказки или текста своими словами Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель мнемотехник и - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием. Задачи: развитие связной речи; развитие зрительно – пространственных функций; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи.
Технология мнемотехника представляет собой: мнемотаблицы и коллажи, сенсорно-графические схемы, предметно-схематические модели , блоки-квадраты, а также схемы составления рассказов. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация
В мнемотаблице изображать можно практически все. Графическое или частично графическое изображение литературных персонажей, явлений природы, действий, признаков предмета и т.д. Но изобразить нужно так, чтобы нарисованное в мнемотаблице было понятно детям.
Схемы или мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для детей для создания монологов и помогают детям выстраивать: - последовательность событий - сюжет рассказа - лексико-грамматическую наполняемость рассказа
- ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА - ПРИ ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ - ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОВ - ПРИ ПЕРЕСКАЗАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - ПРИ ОТГАДЫВАНИИ И ЗАГАДЫВАНИИ ЗАГАДОК - ПРИ ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ - ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ - ПРИ ОБУЧЕНИИ СОСТАВУ ЧИСЛА - ПРИ ВОСПИТАНИИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ - ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Технологию мнемотехнику с применение мнемотаблиц-схем можно использовать :
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕОБХОДИМО ДАВАТЬ ЦВЕТНЫЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ. ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА СХЕМЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО РИСОВАТЬ В ОДНОМ ЦВЕТЕ.
Размеры мнемотаблиц могут быть разными – все зависит от возраста детей и уровня их развития Для дошкольников среднего возраста – таблицы на 6 клетках; Для дошкольников старшего возраста – таблицы на 9-12 клетках; Для подготовительного к школе возраста – таблицы на 12-15 клетках.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МНЕМОТАБЛИЦ: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы понятные детям. 3 этап: Пересказ сказки или рассказ, составление описательного рассказа по заданной теме, заучивание стихотворения. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ 1 . Введение элементов символов (предмет, формы, цвет, материал, величина, действие). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение их в цепочке. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор). 6. Творческое самостоятельное создание детьми опорных схем .
ЧЕМУ СПОСОБСТВУЕТ ТЕХНОЛОГИЯ МНЕМОТЕХНИКА? Увеличивается круг знаний об окружающем мире; Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; Словарный запас выходит на более высокий уровень; Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Развивается зрительная и слуховая память; Развивается зрительное и слуховое внимание; Способствует развитию воображения, восприятия, кругозора, мышления; Всестороннее развитие речи; Развитие правильного звукопроизношения, знакомство с буквами; Способствует развитию у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....
Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень...
Консультация для воспитателей "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младших групп"
Консультация содержит материал из опыта работы с детьми. Мнемотаблицы помогут вопитателям повысить интерес детей к заучиванию стихов. пересказу сказок, а так же к познанию природного мира....
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Методическое пособие Мнемотехника для воспитателей ДОУ
В данном пособии раскрываются такие вопросы: - для чего нужна мнемотехника?- как происходит обучение?В пособии также упоминается о значении воспитание у детей любви к поэзии.Рассматривается стру...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила и провела воспитатель: Медведева Ольга Васильевна
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»Что такое мнемотехника?Слова «мнемотехника» и «мнемоника&ra...
Методическая разработка по мнемотехнике для воспитателей
Мастер-класс для воспитателей по составлению квадратов,дорожек и таблиц по мнемотехнике....