Звук [М] и буква М
методическая разработка (подготовительная группа)

Ооржак Шенне Радомировна

Звук [М] и буква М

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_m.docx266.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [М], [М'] и буква «М»

Задачи:

Образовательные:

-Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

-Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;

Развивающие:

-Развивать речь, внимание, мышление.

-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, любознательность.

Воспитательные:

-Воспитывать желание говорить красиво, правильно.

Задание №1

Повторение пройденного материала

- Скажите, чем отличается буква от звука?(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем)

- С некоторыми звуками мы уже познакомились? АУОИЫЭ– они какие? (гласные).

-Кроме гласных еще какие есть звуки? (согласные).

-С каким согласным звуком вы познакомились на прошлом занятии?

-Чем отличаются согласный звук от гласного? (При произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

Задание№ 2

Артикуляционная гимнастика (проговаривание чистоговорок )

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма - буду строить я дома.

Му-му-му-молоко кому?

Мо-мо-мо-едим эскимо.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы- мы-мы - дождались зимы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.

Задание № 3

 Отгадайте загадки и выделите первый звук в словах-отгадках.

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый ….(мячик)

-Давайте произнесем эти слова-отгадки и выделим первый звук.

Машина - [М], мячик- [М’].

Задание № 4

-Возьмите зеркала и садитесь на свое место. Определите характеристику звука [М],  т. е какой это звук гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?

-Произнесите звук М. М. М. Посмотрите, открыт ли у вас рот, когда я произносите этот звук? (Нет, закрыт).

-Сейчас каждый из вас произнесет этот звук перед зеркалом и посмотрит на свои губы. (Дети рассматривают себя в зеркала и произносят звук).

-Струйка воздуха проходит свободно или встречает преграду? Что ей мешает? (Губы).

-А пропеть этот звук можно? Давайте попробуем. (Не получается).

-Звуки, которые нельзя петь, тянуть, которые встречают преграду, называются? (согласными). Звук м – согласный.

-Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – синим цветом.

-Но есть у звука [М] брат [М’].

-А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — зелёным цветом.

-Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Давайте узнаем, звуки М-МЬ звонкие или глухие? Кладем ладошку на горлышко и произнесем звук М (если горлышко задрожало то этот звук звонкий )  а теперь звук Мь.

-Звуки М-Мь звонкие или глухие?(Звонкие)

-Теперь мы все узнали о звуках М-Мь.

Задание № 5

Упражнение «Ловим звук М».

-Сейчас мы поиграем с этим звуком. Я буду произносить разные звуки (т.е родитель произносит) слоги и слова. Если вы услышите звук м – садитесь , а если услышите другой звук ,то стоите.

- Звуки: а, м, у, о, м, и, м, а, м

- А теперь прячу звук м в слоги: слоги: ам, ау, ом, ои, ум, уа, им

- А теперь в словах: кот, том, усы, сом, мост

Задание № 6

Упражнение «Какой звук прячется?» 

- Ребята, посмотрите на картинку и назовите слова со звуком [М]

D:\USERDATA\user\Desktop\ОНДАР А.Э\scale_1200.jpg

-Давайте вспомним  каким цветом обозначаем твердый звук М (синим), а мягкий Мь? (зеленым).Если в слове твердый звук М вы поднимете правую руку, если мягкий, то левую.

-А теперь давайте  определим твёрдый звук  в слове или мягкий?

Задание №7

    Знакомство с буквой М

-Скажите, чем отличается буква от звука? 

Атеперьпослушайтестихотворениепробукву«М»

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М.

Воспитатель: давайте вместе с вами напишем букву М в во

Атеперьпослушайтестихотворениепробукву«М»

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М.

Воспитатель: давайте вместе с вами напишем букву М в возвуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М». На что похожа эта буква?

Палочка и палочка,                      
Между ними галочка.
И теперь понятно всем

Получилась буква «М». 

D:\USERDATA\user\Desktop\ОНДАР А.Э\e85c8e92308170eaa7a7f4404bc9b5e5.jpg

Дети рисуют букву «М» в воздухе.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали. (Показать букву М)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...