Звук [М] и буква М
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук [М], [М'] и буква «М»
Задачи:
Образовательные:
-Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
-Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;
Развивающие:
-Развивать речь, внимание, мышление.
-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, любознательность.
Воспитательные:
-Воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Задание №1
Повторение пройденного материала
- Скажите, чем отличается буква от звука?(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем)
- С некоторыми звуками мы уже познакомились? АУОИЫЭ– они какие? (гласные).
-Кроме гласных еще какие есть звуки? (согласные).
-С каким согласным звуком вы познакомились на прошлом занятии?
-Чем отличаются согласный звук от гласного? (При произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).
Задание№ 2
Артикуляционная гимнастика (проговаривание чистоговорок )
Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма - буду строить я дома.
Му-му-му-молоко кому?
Мо-мо-мо-едим эскимо.
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы- мы-мы - дождались зимы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.
Задание № 3
Отгадайте загадки и выделите первый звук в словах-отгадках.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней (машина)
Прыг-скок, прыг-скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш веселый ….(мячик)
-Давайте произнесем эти слова-отгадки и выделим первый звук.
Машина - [М], мячик- [М’].
Задание № 4
-Возьмите зеркала и садитесь на свое место. Определите характеристику звука [М], т. е какой это звук гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?
-Произнесите звук М. М. М. Посмотрите, открыт ли у вас рот, когда я произносите этот звук? (Нет, закрыт).
-Сейчас каждый из вас произнесет этот звук перед зеркалом и посмотрит на свои губы. (Дети рассматривают себя в зеркала и произносят звук).
-Струйка воздуха проходит свободно или встречает преграду? Что ей мешает? (Губы).
-А пропеть этот звук можно? Давайте попробуем. (Не получается).
-Звуки, которые нельзя петь, тянуть, которые встречают преграду, называются? (согласными). Звук м – согласный.
-Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – синим цветом.
-Но есть у звука [М] брат [М’].
-А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — зелёным цветом.
-Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Давайте узнаем, звуки М-МЬ звонкие или глухие? Кладем ладошку на горлышко и произнесем звук М (если горлышко задрожало то этот звук звонкий ) а теперь звук Мь.
-Звуки М-Мь звонкие или глухие?(Звонкие)
-Теперь мы все узнали о звуках М-Мь.
Задание № 5
Упражнение «Ловим звук М».
-Сейчас мы поиграем с этим звуком. Я буду произносить разные звуки (т.е родитель произносит) слоги и слова. Если вы услышите звук м – садитесь , а если услышите другой звук ,то стоите.
- Звуки: а, м, у, о, м, и, м, а, м
- А теперь прячу звук м в слоги: слоги: ам, ау, ом, ои, ум, уа, им
- А теперь в словах: кот, том, усы, сом, мост
Задание № 6
Упражнение «Какой звук прячется?»
- Ребята, посмотрите на картинку и назовите слова со звуком [М]
-Давайте вспомним каким цветом обозначаем твердый звук М (синим), а мягкий Мь? (зеленым).Если в слове твердый звук М вы поднимете правую руку, если мягкий, то левую.
-А теперь давайте определим твёрдый звук в слове или мягкий?
Задание №7
Знакомство с буквой М
-Скажите, чем отличается буква от звука?
Атеперьпослушайтестихотворениепробукву«М»
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква М.
Воспитатель: давайте вместе с вами напишем букву М в во
Атеперьпослушайтестихотворениепробукву«М»
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква М.
Воспитатель: давайте вместе с вами напишем букву М в возвуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М». На что похожа эта буква?
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети рисуют букву «М» в воздухе.
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали. (Показать букву М)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...