Статья "Формы и методы дистанционного обучения"
статья

Андрианова Юлия Сергеевна

В статье предоставлен  материал по использованию дистанционного обучения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx211.29 КБ

Предварительный просмотр:


Формы и методы

дистанционной работы в ДОУ

http://www.uvat-solnishko.ru/upload/txt/orig_505d3c21fc2154251e0e8bd3df7e4925.jpg

Ещё совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления. В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс часто переводится в дистанционный формат с использованием инновационных технологий. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

Актуальность темы также обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт очень быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями, интернетом.

Таким образом, «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Ещё совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.

В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме.

В дошкольном образовании реализовать формат он-лайн общения педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны – больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагога.

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстоянии без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.

Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребёнку возможности получить образование на дому.

Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребёнок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребёнок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребёнок использует полученные знания.

Особенности дистанционного обучения дошкольников:

  1. Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребёнка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребёнка в получении знаний.
  2. Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребёнок осваивает самостоятельно (это для ребёнка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  1. Возможность установления оптимального режима обучения, с уч1том особенностей ребёнка.
  2. Родители сами определяют, в какое время ребёнку удобнее заниматься, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
  3. Возможность контролировать круг общения ребёнка.
  4. Индивидуальный подход к ребёнку, учёт его особенностей как психических, так и физических.
  5. Ребёнок не «привязан» к определённому месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
  6. Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребёнка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребёнок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
  2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только даёт знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.
  3. Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
  4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.
  5. В виду особенностей дистанционного обучения, ребёнку приходится много времени проводить за компьютером.

Принципы построения дистанционного обучения дошкольников:

  1. В центре – ребёнок;
  2. Взрослый – тьютор.

Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:

  • индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
  • повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
  • поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).

Как сделать дистанционное обучение эффективным?

1. Составить расписание он-лайн занятий:

  • продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;
  • продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребёнку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания.

2. Вовлекайте ребёнка постепенно:

  • сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;
  • затем включить материал для ребёнка, помня о том, что для дошкольника он-лайн обучение не урок, а игра, развлечение.

3. Направляйте, но не указывайте:

  • договоритесь с ребёнком, в какое время он будет заниматься;
  • ненавязчиво контролируйте процесс обучения: интересуйтесь, всё ли ребёнку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
  • сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребёнок  произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно. Просто будьте в курсе, как ваш ребёнок осваивает материал, и следите за соблюдением графика.

Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребёнка в он-лайн работу. Необходимо помимо он-лайн обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.

Перечень, возможных ресурсов для дистанционного обучения:

  • Образовариум;
  • Интернет-школа Фоксфорд;
  • InternetUrok.ru;
  • Видеоуроки на видеохостинге youtube.com.

Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя:

  1. Создание «группы» на платформе Zoom (проведение он-лайн занятий 2-3 раза в неделю по 15-20 минут).
  2. Аудиозапись «Сказки воспитателя» - воспитатель записывает и пересылает родителям аудиозапись сказки детям, как обычно делается перед дневным сном в детском саду, что оказывает благоприятное психологическое воздействие на ребёнка.
  3. Создание аудио-занятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и даёт задания.
  4. Работа воспитателя с детьми над проектами (составление рекомендаций для родителей) по темам «Мой огород на окне», «Перелётные птицы» и др. в течении недели или двух. По результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео составление коллажей и небольших видеороликов.
  5. Запись воспитателем видео мастер-классов по определённой теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребёнком дома («Пластилинография», «ИЗО», «Проведение опытов»).
  6. Подбор для детей и родителей мероприятий посредством интернет-ресурсов (интерактивные экскурсии по музеям города, детские он-лайн спектакли и т.п.).

566.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение для педагогов "Применение игровых методов и приемов развитие речи, в работе педагога с детьми раннего возраста, в период адаптации к условиям ДОУ"

Цель:  v развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения  связной  диалогической речью. Задачи: v вовремя заметить и скорректировать отставание в фор...

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения. 10 правил дистанционного обучения дошкольников.

Рекомендации родителям дошкольников по организации занятий в дистанционной форме. Десять правил, которые помогут сохранить здоровье детям и их родителям....

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения. 10 правил дистанционного обучения дошкольников.

Рекомендации родителям дошкольников по организации занятий в дистанционной форме. Десять правил, которые помогут сохранить здоровье детям и их родителям....

Методическое сообщение "Дистанционное обучение детей в группах раннего эстетического развития. Методы и приемы работы"

Данное методическое сообщение содержит рекомендации, методы и приемы работы на дистанционном обучении детей...

формы и методы дистанционного обучения

формы и методы дистформы и методы дистанционного обученияанционного обучения...