ДОКЛАД на тему: «Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса учителя - дефектолога».
статья
Опыт работы учителя - дефектолога в условиях дистанционного формата реабилитации детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
На тему:
«Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса учителя - дефектолога».
Автор : Варнавская Виктория Леонидовна
Учитель – дефектолог.
г. Нерюнгри
2020год.
В последние годы всё больше возрастает популярность дистанционного обучения. Сама идея получения образования на расстоянии не нова. Однако я в своей практике, столкнулась с этим совсем недавно. Актуальность возросла в связи со сложившейся ситуацией в стране. В условиях самоизоляции необходимо расширять свои границы и переходить на удаленную работу, осваивать нюансы и особенности работы в формате онлайн.
Цель – использовать дистанционное обучение, как одну из форм организации учебного процесса учителя - дефектолога.
Задачи :
- Изучить особенности организации дистанционного процесса
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья для реализации в своей практике;
- Проанализировать преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий;
- Систематизировать знания и освоить навыки необходимые для успешной работы в формате онлайн.
Дистанционную работу начала в мае текущего года. За этот период реабилитацию прошли 18 детей в возрасте 6-7 лет.
Диагнозы детей | количество |
РОП ЦНС, ЗПРР | 12 |
РОП ЦНС, ЗРР | 3 |
ЗПРР , СДВГ | 2 |
РАС | 1 |
Но, не смотря на разницу в диагнозах, на конец реабилитационного периода все дети усвоили материал и показали положительную динамику познавательного и речевого развития. Так как в условиях дистанционной формы обучения используется индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Дистанционная работа позволяет формировать положительное отношение ребенка к занятиям, повышает мотивацию к учебному процессу, активизирует внимание, стимулирует его мыслительные процессы, помогает развиваться ребенку.
Свои занятия я провожу комбинированно.
ОНЛАЙН: видеоконференции на площадке Zoom, Skype, и видеосвязь WhatsApp.
Следующий вид работы который я использую – это занятия по типу обратной связи. Для родителей я подбираю материал по темам, подготавливаю вордовский документ или презентацию и отправляю на электронную почту.
Для этих родителей, провожу видео – консультацию по занятию. Они отрабатывают этот материал с ребенком и отсылают видео и фото мне на почту. Данный вид работы я предлагаю для детей с расстройствами эмоционально – волевого поведения, так как этот вид деятельности, на мой взгляд, наиболее приемлем для них.
Структура онлайн занятия практически ничем не отличается от проводимой работы офлайн. Сохраняются все основные части.
- Организационный момент, на этом этапе ведётся проверка связи, технических возможностей. Беседа с ребёнком – располагаем ребенка к себе, настраиваем его на эмоционально – положительное отношение к занятию.
- Постановка правильного типа дыхания, речевого выдоха и если необходимо нормализация голоса.
- Так же проводим артикуляционную гимнастику
- Ведём работу над звуком, в зависимости от этапа.
- В середине занятия - физминутку, развиваем общую и мелкую моторику, или зарядку для глаз- подобран комплекс упражнений, который способствует снятию напряжения с мышц глаз и улучшает их кровообращение.
- В занятие включаем развитие фонематического восприятия
- Работаем над лексической темой, выполняем грамматические упражнения
- В конце занятия проводим онлайн игру, для закрепления материала.
- А так же, подводим итог занятия, даём консультацию для родителей по домашнему заданию.
- Конечно, последовательность компонентов занятия, их продолжительность, зависят от структуры дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, а так же от этапов коррекционной работы.
Хотелось бы отметить какие преимущества и недостатки применения дистанционного образовательного процесса мне удалось выделить для себя.
Преимущества:
- В условия сложившейся ситуации самоизоляции – это, безусловно, безопасный формат работы.
- Очень важно, что есть доступ из любой точки нашей республики. Комфортные условия, так как ребенок находится в привычной для него обстановке. И как показала практика, стеснительные дети начинают более активно себя проявлять.
- Все материалы для работы в электронном виде, что тоже удобно. Возможность большого выбора в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, использование видео – и аудиоконтента, что способствует удержанию внимания ребенка.
- Мы имеем возможность выбирать, из огромного количества интернет – ресурсов, развивающие игры для закрепления пройденного материала, которые будут интересны детям.
- Родители участвуют вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, они стали активными его участниками.
Какие же недостатки? Их не так много, но всё же они есть.
- Высокая трудозатратность на этапе подготовки к занятиям;
- Отсутствие личного влияния педагога на ребёнка;
- Дефицит общения ребёнка со сверстниками;
- Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащённости и скорости интернета.
ВЫВОД: Применение информационно – коммуникативных технологий позволяет оптимизировать коррекционно – развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что использование в коррекционной работе различных нетрадиционных методов и приёмов - предотвращает утомление детей, поддерживает в них познавательную активность, что повышает эффективность нашей работы в целом. Внедрение компьютерных технологий дистанционного образования сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы организации учебного процесса и улучшение разработки учебных занятий с использованием цифрового оборудования
Конспект занятия по лего конструированию с использованием цифрового оборудования....
Квест – как одна из форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО
Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навык...
"Утренний сбор - как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ"
Рекомендации воспитателям...
Представление практики по теме "Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ"
Представление практики по теме "Квест -игра как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ"...
Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени.
Воспитателю необходимо построить день пребывания в детском саду в соответствии с внутренним ритмом ребенка. Так, утром ребенок приходит в детский сад; и воспитателю важно настроить всю группу, как еди...
Консультация для воспитателей "Квест – как одна из форм организации образовательного процесса"
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активн...