Статья "Цифровая трансформация ДОУ до, во время и после режима самоизоляции"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovaya_transformatsiya_dou.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОУ ДО, ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ.
Сапонова Е.Г, Торопцева Т.И, Маховицкая В.Н.,
Муниципальное дошкольное образовательное
Учреждение «Центр развития ребенка детский сад 4
поселка Майский Белгородского района Белгородской области»
Аннотация: данная статья посвящена теме внедрения цифровых технологий в дошкольные учреждения, преимущество их использования перед традиционными средствами обучения, а так же проблемам которые существуют в этом аспекте и пути их решения.
Ключевые слова: цифровизация дошкольного образования, ИКТ, преимущества, проблемы, решения
Модернизация, инновация, модернизация, информатизация… повсюду, куда не брось взгляд, нас окружают компьютеры, планшеты, ноутбуки, мобильные телефоны, интерактивные экраны и т.д. «Гаджеты» стремительно вошли в нашу жизнь и сразу же стали неотъемлемой ее частью. Современный человек уже не может представить себя без сотового телефона и интернета, а их исчезновение приравнивается к глобальной катастрофе. В таких же условиях развивающегося цифрового пространства на ровне со взрослыми растут и развиваются наши дети, которых уже называют детьми будущего, поколением Z.
Цифровыми технологиями дети начинают пользоваться чуть ли не с младенчества, овладевая ими раньше, чем чтением и письмом. Это происходит из-за того, что родители, которые сами испытывают потребность в использовании «гаджетов», подают соответствующий пример подрастающему поколению. Кроме того, взрослые сами дают цифровые устройства детям, используя их в качестве универсальных средств для утешения, отвлечения и развития ребенка.
Соответственно, меняется взгляд на картину детства. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок XXI века стал не хуже или лучше своего сверстника, жившего лет двадцать-тридцать назад, он просто стал другим! Благодаря простоте использования и многофункциональности, цифровые устройства стали любимой игрушкой ребенка, а их потребление превращается в самостоятельный род занятий. Экран телефона и планшета все больше подменяет физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, игру, общение с близкими и сверстниками, как следствие, это приводит к социальному отчуждению детей.
Сегодня наше подрастающее поколение благодаря цифровым технологиям раньше взрослеют, умеют рассуждать на "взрослые" темы, а порой интеллектуально более подкованы, чем родители. Однако у них имеется проблемы с развитием творческой активности, у таких детей очень снижена фантазия. Современный ребенок требователен, прагматичен, имеет завышенную самооценку, часто не слышит указаний взрослых. У него есть проблемы с эмоциональностью. Он не понимает, что такое плохо, больно, страшно. Современный дошкольник говорит много, но плохо, т.к. страдает связная речь и словарный запас. Здоровье подрастающего поколения также претерпевает изменения с учетом экологической обстановки и частого сидения за компьютером.
До недавнего времени в дошкольных учреждениях использование цифровых технологий сводилось к минимуму. Во-первых, большая часть педагогического состава (люди «старой закалки»), не владели ИКТ и даже составление отчетной документации, которая перешла в формат электронного документооборота, вызывала у них большие трудности.
Кроме того, на техническое оснащение помещений детского сада, создание локальной сети внутри учреждения, к сожалению, не хватало средств.
Но все изменилось. В условиях эпидемиологической ситуации и режима самоизоляции, жить и работать пришлось по-новому. Дошкольной системе образование пришлось перестроиться - вместо живого общения пришли видеоконсультации, развивающие видеоигры, презентации и т.д.
В данный момент времени именно они стали новыми средствами сотрудничества с родителями и детьми. Мало того, что педагогу пришлось осваивать цифровой мир в короткие сроки, ему необходимо было предложить развивающий и обучающий материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его ребенку, смогли его заинтересовать.
Педагоги, к своему удивлению отметили, что применение ИКТ имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:
- мультипликация и возможность играть самому в компьютерной развивающей игре надолго привлекает внимание воспитанников, повышает их интерес к представленному материалу, заставляет их логически думать, решать, саморазвиваться;
- высокая динамика занятия способствует развитию памяти, воображения, эффективному усвоению материала;
-происходит раскрытие творческого потенциала воспитанников;
- побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
- видеофрагменты дают возможность показать ребенку те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например вращение Земли вокруг Солнца, рост пшеницы и т.д;
- цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
- происходит максимальный учет индивидуальных, образовательных возможностей и потребностей воспитанников;
- используя интернет ресурсы Viber, WhatsApp, Zoom в общении с родителями воспитанников, педагог имеет возможность в короткие сроки ознакомить их с последними новостями группы, обсудить ключевые вопросы, провести родительское собрание онлайн, предоставить материал для занятий с детьми дома;
- в сети интернет можно обмениваться информацией с коллегами, получать новые знания и самосовершенствоваться, виртуально посещать все уголки мира, не выходя из дома.
Отметив все неоспоримые плюсы использование цифровых технологий в воспитании, развитии и обучении детей, педагоги детских садов, выйдя на работу после самоизоляции, уже не смогли работать как раньше. Вот поэтому все силы, как на государственном, так и на местном уровне, брошены на приобретение компьютеров, ноутбуков, планшетов, интерактивных досок, а также устройств для обучения дошкольников: , интерактивных песочниц, столов, полов, тумб, мультимедийных детских студий, интерактивных комплексов и т.д.. Кроме того, посредством курсов повышения квалификации, конференций в режиме онлайн, мастер-классов происходит повышение уровня ИКТ компетенции педагогов.
Можно с уверенностью сказать, что цифровизация - это эффективное техническое средство, с помощью которого можно существенно разнообразить и усовершенствовать работу в ДОУ. Сегодня мы находимся только в начале долгого пути внедрения цифровизации в образование, но маршрут построен и мы идем в правильном направлении.
ЛИТЕРАТУРА
- Дрокина О.В., Колмакова М.Г. Развитие цифровой среды в ДОУ. – Красноуфимск, 2018. – 154 с.
- Бастрыкина А. Ю.Публичная лекция: «Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий»// infourok.ru: ведущий образовательный портал России. 2019.
- Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). 16–25 с..
- Коротаева. Е. Дидактические основы интерактивного обучения. // Дошкольное воспитание №2. 2013., с. 105-108.
- Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТН. Наука, образование, экономика. – Уфа. 2019г. 89 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необычные идеи для игр с ребёнком в режиме самоизоляции
Необычные идеи для игр с ребёнком в режиме самоизоляции...
Рекомендации для родителей с детьми дошкольного возраста во время режима самоизоляции.
Режим самоизоляции-это не повод унывать,а отличный способ наладить отношения родителей с детьми,возможность лучше узнать своего ребёнка,заметить его способности и его развитие....
Рекомендации для родителей в период самоизоляции" Как организовать воспитательно- образовательную деятельность ребенка дома в режиме самоизоляции"
Рекомендации для родителей в период самоизоляции"Как организовать воспитательно- образовательную деятельность ребенка дома в режиме самоизоляции "...
Задание для проведения тестирования детей во время дистанционного обучения (в режиме самоизоляции)
Задание для тестирования детей во время самоизоляции...
Рекомендаций для родителей по организации режима дня ребенка дошкольника (в условиях режима самоизоляции)
Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, почему важно соблюдать р...
Консультация для родителей «Как интересно и полезно провести время с ребенком во время режима самоизоляции»
Уважаемые родители! Помните, чем больше вы играете с детьми, тем счастливее у них детство! Сейчас у вас есть возможность больше уделить внимания своим детям. Играйте, фантазируйте, общайтесь со своими...
«Организация режима дня дошкольника в условиях режима самоизоляции»
консультация для родителей...