Задание для проведения тестирования детей во время дистанционного обучения (в режиме самоизоляции)
тест (подготовительная группа)
Задание для тестирования детей во время самоизоляции
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ « Детский сад « Дружба» р. п. Дергачи
Мониторинг готовности
детей к школе
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Педагог – психолог : Мурушкина Н.Б.
УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Образовательное учреждение : МДОУ «Детский сад «Дружба»р.п. Дергачи
Цель комплекса методик: Определение уровня психологической готовности ребенка к школьному обучению.
1. Беседа с ребенком Цель: выявление общей осведомленности ребенка, установление эмоционального контакта.
- Методика «Картинки»
Цель: Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, а также со взрослыми.
3.Тест «Определение умственной работоспособности»
Цель: Определение психологической готовности детей к школе (уровень развития сенсомоторной координации, особенности логического мышления) .Высокая умственная работоспособность – необходимоё условие развития ребёнка в детском саду и его успешного обучения в школе. Умственная работоспособность рассматривается, как многогранное свойство включающее ряд психических и физиологических параметров ( внимание, воля, выносливость)
4.Тест на выявление школьной зрелости ребёнка « А. Керна в модификации И. Ирасека»
Цель: Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребёнка и его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций. Определение уровня развития вербального мышления детей, а также определение выявления школьной зрелости детей.
5. Методика диагностики мотивация учения у детей 6-7 лет. Тест «Беседа о школе» (Автор Т.А. Нежнова)
Цель: определение динамики «внутренней позиции» ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.
6. Методика «Последовательность картинок»
Цель: Определение уровня развития логического мышления и речи
7. Методика «Четвертый лишний» Цель: Определение способности выделять существенные признаки и брать их за основу классификации. ( То есть ребёнок должен выделить лишний предмет, а оставшиеся назвать обобщающим словом.)
8.Рисовальный тест Куглера. Цель: оценка уровня развития мелкой моторики.
9. Тест Фонетика. Цель: оценить особенности фонематического слуха (звуко-буквенного анализа).
10. Тест Зрительная память. Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.
11. Тест Слуховая память Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.
12. Тест « Рисунок домика» Цель: оценка уровня произвольности внимания.
Беседа с ребенком.
Цель: выявление общей осведомленности ребенка, установление эмоционального контакта.
Вопросы:
- Назови свою фамилию, имя (1 балл), отчество (2 балла)
- Когда ты родился? Сколько тебе лет? Сколько лет тебе будет через год? (дата или месяц – 1 балл), число, месяц, год – 2 балла
- Как зовут твоих родителей? (ФИО – 2б, ФИ – 1б)
- В каком городе ты живешь?
- Сейчас утро или вечер?
- Какое сейчас время года?
- Назови четыре времени года (в любом порядке).
- Назови дни недели, начиная с понедельника.
- Каких ты знаешь диких животных? Назови.
10) Каких ты знаешь домашних животных? Назови.
Оценка результатов:
12 – 14 баллов – высокий уровень
10 - 11 баллов – хороший уровень
8 – 9 баллов – средний уровень
7 и менее баллов – низкий уровень
Методика определения умственной работоспособности детей дошкольного возраста.
Высокая умственная работоспособность - необходимое условие полноценного развития ребенка в детском саду и его успешного обучения в школе. Умственная работоспособность рассматривается, как многогранное свойстве включающее ряд психических и физиологических параметров (внимание, воля; выносливость и др.)
В этом показателе отражаются также некоторые общие черты личности ребенка, именно: активность, усидчивость, собранность, целеустремленность, произвольное! усилий при выполнении задания. Умственная работоспособность выявляет также целы ряд моментов, характеризующих развитие специфических элементов деятельности, необходимых при обучении: умение принять инструкцию взрослого и быстр действовать в соответствии с ней неопределенное время, контролировать результат, своей работы и др.
Цель. Определение уровня развития умственной работоспособности детей.
Инструкция. Для определения умственной работоспособности школьнике используются корректурные (фигурные) таблицы, в которых в различно последовательности чередуются 7 фигур, известных детям (круг, квадрат, звезда, флажок и др.)
По заданию взрослого в трёх фигурах, которые меняются в каждом обследовании дети должны быстро и безошибочно проставить соответствующие знаки: плюс (+), мин) (-) и точку (.).
Перед началом работы обследующий, держа таблицу в руках, подробно и четко объясняет детям: «На листе имеется много различных фигур, но только в трех фигура нужно проставить знаки - плюс (+), минус (-), точку (.). Просматривать фигуры следует очень внимательно - справа налево, строчку за строчку, чтобы не пропустить нужную фигуру. Работать надо быстро, но очень важно не делать ошибок. Будем проверят сколько каждый успеет правильно отметить фигур за две минуты. «Сейчас разберем какие сегодня знаки будем проставлять, в каких фигурах». (На образце, который нарисован на доске или на большом листе бумаги, конкретно разбирается, в какой фигуре какой знак ставится). Задание: в треугольнике ставить минус, в круге - плюс, во флажке точку. После усвоения инструкции, перед подачей команды важно сконцентрировать внимание детей на образце в течение 5-7 секунд. И по команде «начали» включить секундомер или часы с секундной стрелкой, следя за тем, чтобы никто не начал работа преждевременно. В первые 40-60 сек образец сохраняется, чтобы дети, не запомнившие задание, могли посмотреть на него, а затем убирается. После двухминутной pa6oi секундомер включается со словами: «Закончили работу, все положите карандаши на стол»
Методика эффективна, проста в использовании, позволяет быстро оцени работоспособность всей группы. Она применяется для детей 4-7 лет
Организация.
Накануне за 1-3 дня во второй половине дня желательно провести предварительна групповое знакомство детей с работой над таблицей, обеспечивающее понимай инструкции каждым ребенком. В старшей и подготовительной группах возможна работа без предварительной тренировки.
Выполнение корректурных заданий старшими дошкольниками проводиться одновременно со всеми детьми при участии двух взрослых в утреннее время, после завтрака до занятий. Предварительно подписанные таблицы раскладываются на рабочие места детей. Распределение обязанностей взрослых: первый - объясняет задание, контролирует регистрирует время работы в течение двух минут: второй - контролирует поведение и работу детей, помогает при затруднениях (допускается помощь, подводящая к решению, но не прямая подсказка.
Обработка результатов.
При обработке учитывается общее количество просмотренных фигур и число сделанных ошибок. За ошибки считается пропуск фигур и строчек, неправильный выбор фигуры или знака и др. однако, если ребенок с самого начала ошибся в выборе фигуры или знака и использовал такое решение на протяжении всего задания, то за это ему засчитывается только одна ошибка. Если же замена происходит в процессе выполнения задания и вызвана утомлением, ошибкой считается каждое неверное решение. Пропуск строчки оценивается за одну ошибку и фигуры этой строчки не включаются в число просмотренных. Все сомнения при оценке результатов решаются в пользу ребенка.
Количество просмотренных фигур и качество выполненной работы оцениваются комплексно, в виде коэффициента продуктивности (К), который определяется по формуле:
K = L2 / (L+N)
где L — число просмотренных строчек (в каждой строке по 10 фигур), N — число ошибок. Коэффициент продуктивности после расчета выражается в виде условной единицы, которая различна у всех детей в зависимости от результата их работы.
Двухминутное обследование, проведенное до занятий, показывает общий уровень работоспособности ребенка. Повторные близкие по времени измерения, как правило, мало отличаются друг от друга.
Уровень умственной работоспособности имеет возрастные отличия и примерно на единицу возрастает от начала к концу учебного года.
Умственная работоспособность разных детей в одной и той же группе имеет значительные различия. У некоторых из них к семилетнему возрасту коэффициент продуктивности достигает 12-14 условных единиц (у взрослых 15-17). Низкий уровень развития работоспособности, как правило, результат педагогической запущенности и является сигналом углубленной индивидуальной работы с ребенком.
КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОБЫ Фамилия имя ребенка____________________________________________ дата проведения_________________________________________________
Тест на выявление школьной зрелости ребенка А. Керна
в модификации Я. Ирасека
Тест содержит три задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Этот тест помогает выявить уровень психического развития
ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координации.
Инструкция к тесту Керна-Ирасека: ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записывается имя, фамилия, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково взягь его правой и левой рукой.
Дается инструкция к выполнению первого задания:
"Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь ". Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка не допускается. Когда рисунок закончен, дегей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее нарисован образец фразы (2 задание) и конфигурация из 10 точек (3 задание), которые ребенок должен повторить.
2 задание формулируется следующим образом:
"Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог(ла) бы ты написать. Хорошенько посмотри, как это написано и рядом напиши тоже самое".
Если кто-нибудь из детей не рассчитывает длину графы и третье слово у него не будет помещаться, нужно сказать ребенку, что его можно написать ниже или выше.
3 задание дается по такому образцу: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам(а) рядом также их нарисовать". В этом случае необходимо указать, где можно рисовать , так как у некоторых детей может ослабнуть концентрация внимания. За детьми необходимо все время наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, какой рукой будущий школьник пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую.
Необходимо также отметить, не вертится ли ребенок, не падает ли у него под стул карандаш, нужно ли его при работе постоянно хвалить, присмотреть, не начал ли он обводить образец и прочее.
Задание 1. Рисование мужской фигуры.
- балла - у нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше чем туловище). На голове - волосы (возможны шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом.
- балла - выполнение всех требований как в оценке 1, кроме синтетического способа изображения возможны 3 отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
- балла - у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
- балла - примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища и конечностей, каракули.
Задание 2. Имитация написанного текста.
1 балл - имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в два раза по вышине превосходить то, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от прямой линии не больше, чем на 30 градусов.
- балла - предложение можно прочитать. Величина букв, близкая к образцу, и их прямота необязательна.
- балла - буквы должны быть разделены на 2 группы, можно прочитать хотя бы четыре буквы.
- балла - с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость и письма
- баллов - каракули.
Задание 3. Срисовка группы точек.
1. балл - точное воспроизведение образца. 1 точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.
2. балла - количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить три точки , 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.
3. балла - общее впечатление - похоже на образец. Высотой и шириной не больше, чем в 2 раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше, чем 20, и меньше чем 7 . Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180.
4. балла - рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например, линии не допустимы.
5. баллов - каракули.
Оборудование: тест-задание, ручка или карандаш.
Инструкция обследуемому: сейчас ты будешь выполнять несколько заданий, постарайся сделать все аккуратно и внимательно.
Процедура обследования: на бланке дается возможность самостоятельного рисования и образец 2-х заданий:
.1. Рисование фигуры человека.
2. Срисовывание типичных букв.
3. Срисовывание группы точек:
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Детей, которые получили от 15 балов необходимо дополнительно обследовать.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
У ДЕТЕЙ 5-7 лет
Методика представляет собой модификацию для использования в коллективном эксперименте «Беседы о школе» Т.А.Нежновой (Нежнова Т.А Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1).
Предназначена для учащихся первых классов и подготовительных к школе групп детских садов. ,
Порядок проведения.
Работа может проводиться психологом с помощью ассистента, но не с воспитателем, работающим в данной группе. Последнее может исказить получаемые результаты.
Каждому ребенку выдается бланк методики, на котором уже заранее написаны фамилия, имя ребёнка и другие требуемые данные (см. бланк).
Детям предлагается рассмотреть бланки: «Посмотрите, перед вами лежат листы. Что вы на них видите? (Дети отвечают). Правильно: строчки-прямоугольники, а в каждом из них буквы А и Б. Посмотрите» (Психолог поднимает бланк или рисует строчки с буквами на доске, показывая на буквы А и Б, называет их.
Инструкция: «Я буду рассказывать вам истории про две школы, школу А и школу Б, а каждый из вас должен самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая школа ему больше нравится и подчеркнуть нужную букву. Посмотрите на свои листочки. Видите, перед всеми строчками стоят номера от1 до 11, а перед самой верхней строчкой ничего не стоит. Сейчас мы будем работать с этой строчкой. Давайте попробуем.
Представьте, что есть две школы, школа А и школа Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, а цветов очень мало. А в школе Б наоборот, живого уголка нет, но везде много цветов. В какой школе вы хотели бы учиться? Если больше нравится школа А, нужно подчеркнуть букву А (показать на доске и стереть букву А), а если школа Б -букву Б (показать на доске и стереть букву Б). Помните, подчеркнуть нужно только одну букву. Сейчас я повторю первый рассказ, а вы выберите школу, в которой хотели бы учиться и подчеркните одну букву в самой верхней строчке.
Представьте, что есть две школы, школа А и школа Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, а цветов очень мало. А в школе Б наоборот, живого уголка нет, но везде много цветов. В какой школе вы хотели бы учиться? Если больше нравится школа А, нужно подчеркнуть букву А (показать на доске и стереть букву А), а если школа Б -букву Б. Помните, подчеркнуть нужно только одну букву».
Психолог вместе с ассистентом ходит по группе, проверяя, как дети поняли инструкцию и выполнили задание. В ходе дальнейшей работы инструкция может быть повторена как для группы в целом, так и для отдельного ребенка Важно, однако, чтобы это влияло на делаемый ребенком выбор. За правильным выполнением инструкции следует следить на протяжении всего выполнения методики.
«Теперь поставьте ручки на следующую строчку-прямоугольник с цифрой 1 (нарисовать на доске строчку-прямоугольник с цифрой перед строчкой и буквами А и Б внутри). Все нашли? Покажите (вместе с ассистентом психолог проходит по рядам, проверяя). Слушайте следующий рассказ».
Эта процедура должна повторяться перед каждым заданием. Перед заданием 10 сказать: «В этой строчке две цифры 1 и 0», а перед заданием 11: -«Последняя строчка». В тех случаях, когда все дети в группе хорошо ориентируются на плоскости листа и знают цифры, подобная процедура может быть ограничена первыми тремя заданиями.
Текст надо читать дословно. Повторять его можно столько раз, сколько потребуется для того, чтобы все дети в группе поняли задание, но заменять слова или перефразировать нельзя
Задания:
1.В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, письма, а уроки рисования, физкультуры, музыки - не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, нужно подчеркнуть букву А. Если в школе Б — букву Б.
2.В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. А в школе Б от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А, надо подчеркнуть букву А. Если в школе Б - букву Б.
3.В школу А дети должны ходить каждый день, а в школу Б ходят только, когда хотят. В какой школе вы хотели бы учиться? Если в школе А – подчеркнуть букву А, если в школе Б - букву Б.
4.В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму.
5. В школе А дети приходят в класс и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может приходить к ребенку домой и учить его одного всему, что проходят в школе.
6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят мамы учеников: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают.
7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно. А в школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки.
8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало
9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б – учатся по учебникам.
10. В школе А часто читают сказки, а в школе Б детям читают сказки редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено – о том, что на самом деле бывает.
11. В школе А у каждого ученика есть дневники, куда учитель ставит отметки и ученик обязательно показывает дневник родителям. А в школе Б дневников нет, детям и родителям рассказывают, как ученик учится, что у него получается и что не получается.
Обработка результатов
Фамилия , имя ребенка____________________________________________
- Ответы ребенка сопоставляются с ключом:
Мотивация | № вопроса | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Учебно-познавательная | |||||||||||
Внешняя «позиционная» | |||||||||||
Ориентация на отметку | |||||||||||
Игровая, дошкольная |
Вывод:
- Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании учебной и «дошкольной» мотивации.
Интерпретация результатов
- Преобладание в ответах игровой, дошкольной мотивации свидетельствует о несформированности учебной мотивации, об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности.
- Суммарное преобладание трех типов ответов, характеризующих учебную мотивацию, - собственно учебно-познавательную, основанную на желании узнать, научиться, т.е. на познавательной потребности; позиционной, связанной с внешней атрибутикой учения, «позицией ученика»; и ориентации на отметку – свидетельствует о наличии учебной мотивации разного типа.
- В случаях, когда ребенок дает 5 или 6 ответов, относящихся к трем категориям учебных мотивов, и 5 или 6, - свидетельствующих о преобладании дошкольных видов деятельности, или наоборот, делается вывод о примерном равенстве этих типов мотивации.
Соотношение числа ответов, относящихся к каждой из категорий мотивов, позволяет представить «мотивационный профиль» школьника.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ
Ф.И. ребенка______________________________Дата___________________
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Методика «Последовательность событий»
Методика предназначена для исследования развития логического мышления и речи. В качестве экспериментального материала используются четыре картинки (см. приложение 4). Перед испытуемым кладут картинки в следующем порядке (слева направо): 2-3-1-4. Перед началом эксперимента необходимо удостовериться, что ребенок понимает все детали рисунка на каждой из картинок. Если ребенок правильно понимает все компоненты картинок, то можно переводить к эксперименту.
Инструкция: «Я положу перед тобой 4 картинки в неправильном порядке. Ты разложишь их так, чтобы можно было рассказать по ним целый рассказ. Первую картинку ты положишь на это место (показывает определенное место с левой стороны стола), вторую вслед за ней вот сюда, третью сюда, а четвертую последней. Задание состоит из двух частей:
1)выкладывание последовательности картинок;
2)устный рассказ по ним.
Правильно найденная последовательность картинок (1-2-3-4) свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета (3 балла), а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме.
Бывают случаи, когда при неправильно выложенной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логическую версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее, и оценивают в 3 балла.
Если испытуемый правильно выложил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить его понимание изображенной последовательности событий.
Составление рассказа с наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне (2 балла) как вполне хорошее. Если испытуемый правильно выложил последовательность картинок, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное (1 баллов). 1 балл также ставится в том случае, если выложенная последовательность картинок не соответствует рассказу, но после наводящего вопроса взрослого ребенок меняет последовательность на соответствующую рассказу.
В том случае, когда испытуемый не смог выложить картинки в нужной последовательности ему следует поставить 0 баллов.
Особенно следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обусловливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т. д.
Считается, что испытуемый не справился с заданием (0 баллов), если:
- не смог восстановить последовательность картинок и отказался от рассказа;
- каждая картинка рассказывается отдельно без связи с остальными — в результате рассказ не получается;
- на каждом рисунке перечисляются отдельные предметы.
Методика «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ»
Фамилия, имя ребенка__________________________________________
Дата обследования_____________________________________________
Порядок последовательности картинок:___________________________
Устный рассказ________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика «Четвертый лишний»
Задание включает в себя пять таблиц, на каждой из которых изображено по четыре предмета (см. приложение 3). Один из четырех предметов отличается от других по теме. Ребенок должен выделить «лишний» предмет, а оставшиеся назвать обобщающим словом.
Последовательность предъявления таблиц (по основной теме): овощи, посуда, одежда, транспорт, мебель.
Инструкция. «Посмотри, здесь нарисованы 4 картинки. Одна из них «лишняя». Не подходит к трем другим. Какая картинка «лишняя» и почему?» В случае успешного самостоятельного выполнения первого задания все содержание инструкции ребенку уже не повторяется. Психолог лишь ограничивается вопросами типа: «А здесь что не подходит?»
При оценке результатов выполнения заданий учитывается выбор картинки и название признака, по которому объединялись оставшиеся картинки.
Если ребенок сделал правильный выбор и смог его адекватно объяснить, то можно говорить о том, что в предложенных предметах им были выделены существенные признаки, которые относятся к соответствующему понятию или категории.
Высокий уровень (5 баллов) - ребенок преимущественно объединяет (в 4-х наборах) картинки по существенному признаку (понятийному) и называет соответствующее понятие (для 2-3).
Уровень выше среднего (4 балла) - ребенок в 3-х случаях из пяти объединяет картинки по существенному (понятийному) признаку и называет соответствующие понятия в 2-х — 3-х
Средний уровень (3 балла) характеризуется тем, что, выполнив 3 задания по понятийному принципу, ребенок не может объяснить свой выбор.
Если при выборе «лишней» картинке ребенок в 3-х и более случаях ориентируется не на существенные признаки предметов, а на свои житейские представлениях (комплексное обобщение) и объясняет свой выбор в 2-х - 3-х заданиях, то такое выполнение соответствует уровню ниже среднего и оценивается в 2 балла,
В 1 балл оценивается такое выполнение задании, когда ребенок в 3-х -4-х случаях осуществляет выбор, ориентируясь на несущественные, случайно, выделенные им признаки и не может их обосновать. Это соответствует низкому уровню выполнения.
Если выбор «лишней» картинки во всех 5-ти случаях происходит случайно.
образом, то задание считается невыполненным и ребенок получает 0 баллов.
Методика «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Протокол
Фамилия, имя ребенка__________________________________________
Дата обследования_____________________________________________
Набор картинок | «Лишняя» картинка | Признак | |
Овощи | |||
Посуда | |||
Одежда | |||
Транспорт | |||
Мебель | |||
Всего баллов | |||
Уровень логического мышления и классификации |
Стимульный материал к методике
«Четвертый лишний»
Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (Методика «Картинки»)
Детям показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж (см. приложение 2). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка — для мальчиков — с обиженным мальчиком, для девочек — с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно.
Предлагается следующая инструкция:
- «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке». Ответ ребенка фиксируется в протоколе.
- Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.
В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать
развернутого ответа (например, отвечает: «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компетентности. Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом. В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развернутого ответа (например, отвечает: «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компетентности. Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом.
Уход от ситуации - ответы типа «2убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» - 1 балл.
Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) - 2 балла.
Вербально-оценочное решение (скажу, что так нельзя; скажу, что она плохо сделала; объясню, как надо) - 3 балла.
Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) - 4 балла.
Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Наиболее благоприятным является последний вариант ответа. Если все ответы ребёнка относятся к этому типу, он получает 20 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если ребёнок предпочитает ответы третьего типа, то можно сказать, что он умеет вербально оценить возникшую ситуацию. Если более половины ответов ребёнка (3 и более) относятся ко второму типу, можно констатировать склонность ребёнка к агрессивным формам поведения. В случае, если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности.
Обработка результатов диагностики
Фамилия, имя ребенка_______________________________________ Ответы детей заносятся в протокол: 1. Ответ по картинки №1
__________________________________________________________________________________________________________________________
2.Ответ по картинке №2
__________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Ответ по картинке №3
______________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Ответ по картинке №4
__________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Ответ по картинке №5
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ картинки | Отсутствие ответа | Уход от ситуации | Агрессивный ответ | Вербально-оценочное решение | Конструктивное решение |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
Итог в баллах:
Вывод:
Стимульный материал к методике «Картинки»
(коммуникативная компетентность)
РИСОВАЛЬНЫЙ ТЕСТ КУГЛЕРА
Цель: оценка уровня развития мелкой моторики.
Инструкция: « Посмотри на фигуру и нарисуй такую же». (приложение 2)
Процедура обследования: тест состоит из семи усложняющихся фигур, которые ребенок должен самостоятельно нарисовать. Фигуры предъявляются поочередно по мере выполнения последующей.
Оценка результатов:
Фигура с изображением креста (5 ) обязательно должна быть выполнена ребенком семи лет. С ней справляется и шестилетние дети. Невыполнение рисунка восьмилетним ребенком свидетельствует с большей вероятностью о слабоумии. Незрелым к школьному обучения считается ребёнок , который перед поступлением в школу не может нарисовать последних три фигуры (5, 6,7)
7 – высокий уровень
6. – хороший
5 – средний
4 и менее – низкий.
Приложение к Рисовальному тесту Куглера
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Рис.4 Рис.5 Рис.6
Рис.4
Рис.5 Рис.6
Рис.7
Тест Фонетика.
Цель: оценить особенности фонематического слуха (звуко-буквенного анализа).
Процедура обследования: ребенку предъявляется 3 ряда картинок. Каждый ряд содержит 4 картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови предмет, который на ней изображен. Если есть звук «с», то хлопни в ладоши».
3 ряда картинок:
1) собака, зонт, самолет, ромашка («с» в начале)
2) лиса, капуста, роза, окно («с» в середине)
3) автобус, бочка, кактус, заяц («с» в конце).
Оценка результатов:
10-12 – высокий
7-9 - хороший
4-6 – средний
3 и менее – низкий
Тест
Слуховая память.
Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.
Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова. Пожалуйста, слушай меня внимательно».
Процедура обследования: ребенку вслух называют 10 слов с интервалом в 1 секунду между словами.
Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Оценка результатов:
За каждое правильное воспроизведенное слова выставляется по одному баллу.
8-10 слов – высокий уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
6-7 слов – хороший уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
4-5 – средний уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
3 и меньше – низкий (запомнил и воспроизвел за 5 попыток
Субтест 5. «Рисунок домика»
Цель: оценка уровня произвольности внимания.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка, и карандаш. На этом листе прошу тебя нарисовать точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если же нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно». (приложение 1).
Когда ребенок говорит об окончании работы, ему надо предложить, все ли верно.
Ошибками считаются:
- отсутствие какой-либо детали 4б.
- увеличение отдельных деталей рисунка, 3б.
- неправильно изображенный элемент рисунка 2б.
- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (смещение забора вниз или вверх, трубы, отклонение колечек дыма более 30˚ от горизонтальной линии) 1б.
- отклонение прямых линий более 30˚ от заданного направления. 1б.
- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены. 1б.
- залезание линий одна за другую. 1б.
Оценка результатов:
0б. – высокий уровень
1-2б. – хороший
3-4б. – средний
более 4б. - низкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скриншоты тестирования детей во время самоизоляции
Тестирование детей во время самоизоляции...
План работы и задания во время дистанционного обучения 2019-2020 уч год
Дорогие родители и воспитатели! Каждый день будут обновляться задания. Следите за обновлениями. Задания и упражнения соответствуют возрасту ребёнка. Вам, родителям, терпения и хорошего настроени...
Задания для родителей и детей во время самоизоляции
Задания для изучения, повторения, закрепления....
Консультация «Как разместить дистанционное занятие в режиме самоизоляции».
Мой опыт работы в условиях дистанционного обучения....
КОНСПЕКТЫ в помощь родителям для занятий с детьми в режиме дистанционного обучения в условиях самоизоляции
Конспекты полготовленны в помощь родителям для занятий с детьми подготовительной группы в режиме дистанционного обучения в условиях самоизоляции, в целях предотвращения эпидемии в детском саду....
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ»
Доклад для воспитателей....
Проведение ООД с использованием дистанционного обучения в режиме реального времени в ДОО.
Практические советы проведения занятий дистанционного обучения в режиме реального времени....