Профилактика конфликтов
консультация

Тишина Наталья Васильевна

Как правильно вести себя в конфликтных ситуациях и как можно разрешать конфликты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikt.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика конфликтов

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)

Рекомендации участнику конфликтной ситуации

1. Очень часто в ситуации конфликта неправильно воспринимаются собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, и точки зрения оппонента. В результате, это приводит к обострению конфликта.

2. Основные условия конструктивного разрешения конфликтов – общение. Нормального общения можно добиться только с помощью жесткого контроля собственных эмоций. Один из самых эффективных способов справиться с негативными чувствами – беседа. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах.

Кодекс поведения в конфликте.
1. Настройся на позитивное отношение к оппоненту, создавай базу для доверия. Рациональнее даже в конфликте, увидеть в оппоненте друга и лучшую часть его личности.
2. Переключись с эмоционального на рациональный режим работы психики. Эмоциональный подход ведет к смещению дела, проблемы отношения к оппоненту. Мы застреваем на выяснении отношений, а дело, проблема стоит и не решается. Если проблема не решается, то отношения либо сильно ухудшаются, либо разрываются. Важно решить две самостоятельные задачи: главное – это найти решение проблемы и упорядочить при этом отношения. Но если решение не найдено, надо во что бы то ни стало сохранить хорошие отношения.
3. Дайте оппоненту «выпустить пар», говори, когда он остыл. Не спеши реагировать, держи паузу; посмотри на себя со стороны; найди на чем отвлечься; искренне пожалей про себя оппонента; сознательно распредели свое сознание на другие объекты.
4. Потребуйте от оппонента спокойно обосновать претензии. Но скажите, что будете учитывать факты и объективные доказательства, а не эмоции
5. Сбивайте возможную агрессию неожиданными приемами. Доверительно попросите совета; задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для собеседника; напомни о том, что связывало в прошлом и было приятным; скажи комплимент.
6. Предложи оппоненту высказать свои варианты решения проблемы
7. Давай оценку только действиям и поступкам оппонента, а не личности, не перескакивай с проблемы на личность
8. Отражай как эхо при помощи вопросов смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать?».
9. Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват, но сделай это быстро, решительно и не в конце разговора.
10. Всячески избегай характеристик эмоционального состояния оппонента. «И чего ты кипятишься?», «Ну вот, полез в бутылку!».
11. Если конфликт переходит в скандал, то замолчи первым.
12. Оформи приятную договоренность и оговори взаимоотношения на будущее.

Как правильно вести себя в конфликтных ситуациях и как можно разрешать конфликты.

 Конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

Причины конфликта различны:

  • несоответствие целей;
  • недостаточная информированность сторон о событии;
  • некомпетентность одной из сторон;
  • низкая культура поведения и др.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

1.возникновение конфликта (появление противоречия);

2.осознание данной ситуации, как конфликтной, хотя бы одной из сторон;

3.конфликтное поведение;

4.исход конфликта.

Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу).

  • Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только    на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
  • Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
  • Компромисс — достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
  • Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
  • Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации. Давайте рассмотрим:

Формы стратегии избегания (ухода):
• молчание;
• демонстративное удаление;
• обиженный уход;
• затаенный гнев;
• депрессия;
• игнорирование обидчика;
• едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;
• переход на “чисто деловые отношения”;
• полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.
Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем:
• вы делаете вид, что все в порядке;
• продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
• миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
• ругаете себя за вашу раздражительность;
• пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;
• подавляете все ваши негативные эмоции.
Примеры реализации стратегии соперничества (конкуренции):
• вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?
• дуетесь, пока они не передумают;
• перекрикиваете других;
• применяете физическое насилие;
• не принимаете явного отказа;
• требуете безоговорочного послушания;
• призываете на помощь союзников для поддержки;
• требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.
Формы стратегии компромисса заключаются в следующем:
• поддерживаете дружеские отношения;
• ищете справедливого решения;
• делите предмет желаний поровну;
• избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;
• получаете что-то и для себя;
• избегаете столкновения в лоб;
• уступаете немного ради поддержания отношений.
Формы стратегии сотрудничества заключаются в следующем:
• определяете потребности всех участников;
• стараетесь их удовлетворить;
• признаете ценности других, равно как и ваши собственные;
• стараетесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;
• ищите творческих и неординарных решений;
• не щадите проблему, щадите людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для профилактики конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Игры, помогающие предотвращать конфликты в группе...

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада

Конфликт- это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.Основная специ...

Профилактика конфликтов в работе с родителями

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Как избежать конфликтов...

«Рекомендации для воспитателей по разрешению и профилактике конфликтов с родителями воспитанников».

Рекомендации для воспитателей для профилактики и предотвращению конфликтов с родителями....

Памятка для педагогов - Профилактика конфликтов (буклет)

Правила поведения и реагирования на конфликтующего человека:1. Нельзя сразу и полностью отрицать чье-либо мнение, не совпадающее с вашим, принимать заданные провокатором конфликта тон, резкость и...

Развитие навыков активного слушания у детей в целях профилактики конфликтов.

В данной статье говорится о детских конфликтах. О причинах  возникновения и способах  разрешения конфликтов....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе"

Представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения....