Речь
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
УДК37
Фатеева Т. Н.
старший воспитатель
Варибрус А. О.
воспитатель
МАДОУ д/с №42 «Березка»
Россия, г. Белгород
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ
Аннотация: в статье рассматриваются основные виды речевых игр и упражнений, способствующих развитию речи детей раннего дошкольного возраста. Отмечена важность и целесообразность обучения посредством игры.
Ключевые слова: речь, артикуляция, дети раннего возраста, речевые игры и упражнения.
Для детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, поэтому и обучать их целесообразнее через игру. Для этой цели существуют дидактические игры, которые способствуют решению всевозможных педагогических задачи в игровой форме [1, с. 43]. Необходимость в игре и стремление играть у детей нужно использовать и направлять с целью решения определённых учебных и воспитательных задач, поскольку во время игры дети даже не подозревают, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.
В период раннего детства дети овладевает речью: на втором году жизни они, как правило, понимают обращенную к ним речь и могут эмоционально на неё откликаться, а к трём годам уже свободно говорят самостоятельно. Задачи всестороннего развития ребёнка напрямую зависят от правильного обучения речи [2, с. 22].
При выборе содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями необходимо опираться на детский опыт, потому что дети второго-третьего года жизни уже очень многое знают и видят, что определяет основу их самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обуславливает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием проговаривают и действуют по образцу (укладывают куклу спать, кормят курочку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).
Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.
Навыки правильного звукопроизношения являются одним из показателей успешного речевого развития ребенка. Поэтому ребенку важно научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировку органов артикуляции с детьми раннего дошкольного возраста необходимо проводить в игровой форме, чтобы процесс развития артикуляционной моторики проходил активнее, быстрее и интереснее.
Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза.
Задержка речевого развития оказывает влияние не только на словарь ребенка, слоговую структуру, звуконаполняемость, но и на формирование звуков языка, «произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции» [3, с. 35]. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Безусловно, определить конкретную схему появления речевых звуков у детей раннего дошкольного возраста не представляется возможным, поскольку процесс развития звукопроизношения сугубо индивидуален.
Игры по развитию общей моторики.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена рядом исследований крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с овладения ребенком моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет детям необходимо овладеть ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, действиями с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, контролировать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.
Подвижные игры с речевым сопровождением.
Детям раннего дошкольного возраста особенно нравится играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые способствуют активному развитию их речи. Ребята с радостью повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, поджидая знакомый финал. Игры для малышей подробно описаны в литературе, поэтому ограничимся перечислением наиболее популярных: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Кот Васька», «Мотыльки», «Кошка и цыплята», «Коршун и цыплята», «Пчелки», «Вороны» и другие.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишить ребёнка игровой практики – значит оставить его без главного источника развития, ведь для детей игра является продолжением жизни. Благодаря игре ребёнок познает мир, учится мыслить о реальных вещах и действиях.
Литература:
- Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 c.
- Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. – М.: ЦПО, 2013. – 160 c.
- Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 128 c.
© Фатеева Т.Н., Варибрус А. О, 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...