Сказки о музыке.
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Как мальчик познакомился с нотками. Сказки о музыке
Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко.
— Музыка, помоги мне поймать песню звезд, — попросил мальчик. Звезды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка. Ее платье, сотканное из хрустальных капель воды, журчало голосом ручьев и рек. При взмахе ее радужных воздушных крыльев звучала песня радуги.
— Я фея Музыки, малыш. Я подарила тебе чудесный дар — слышать Музыку.
Люди очень редко получают от меня этот небесный дар. Но вижу, тебе этого мало.
— Спасибо за твой волшебный подарок, Музыка, —вежливо поблагодарил мальчик.
— Мне жаль, что другие люди не получили от тебя такого подарка. Если я поймаю твои
песенки, все смогут услышать их.
— Это достойная цель, — засмеялась фея Музыки. — На самом деле все просто. Что делают люди, чтобы сохранить свои слова?
— Они их записывают, — ответил мальчик.
— Правильно, нужно научиться записывать музыку. Тебе помогут в этом деле семь моих дочек ноток и нотная тетрадь.
Фея Музыки взмахнула одним радужным крылом, и перед мальчиком появилась тетрадка, в которой все страницы были разлинованы пятью линеечками.
— Это нотная тетрадь, а пять линеечек — это дом для ноток, нотный стан, — объяснила фея Музыки и взмахнула другим крылом. Оттуда вылетели семь ноток. Они кружились
в воздухе, превращаясь то в золотые искорки, то в хрустальные капельки. Потом нотки превратились в овальчики, прыгнули в нотную тетрадь и уселись там на линеечках.
— Меня зовут нотка До, — пропела самая нижняя нотка. — Я люблю дирижировать.
— Позвольте представиться, нотка Ре, — запела более тонким голосом нотка, сидящая повыше. — Я обожаю петь романсы.
— Ми — милая минорная нотка, — пропела следующая нотка еще более высоким голосом и умолкла, удобнее устраиваясь на своей линеечке.
Чем выше на линеечках сидели нотки, тем тоньше звучали их голоса.— Нотка Фа, люблю фантазировать.
— Нотка Соль, я хочу быть солисткой.
— Нотка Ля, я очень ласковая и люблю летать.
— Нотка Си, мечтаю сыграть симфонию.
Нотки сидели на нотных линеечках, словно маленькие птички. Они звучали, вертелись, сверкали и вздрагивали.
— С помощью ноток ты сможешь записать любую мелодию, — сказала фея Музыки
— А вдруг нотки улетят от меня? — испуганно спросил мальчик.
— Да, мои дочки нотки любят летать, поэтому лучше запирай их на ключ.
Фея выдернула из своего золотистого локона один волосок, причудливо изогнула его и протянула мальчику:
— Дарю тебе этот волшебный ключ. Маэстро Скрипичный ключ будет следить за нотками и расскажет им о законах музыкальной гармонии.
Скрипичный ключ тут же важно расположился в самом
начале нотного стана.
— Мне пора. Я должна облететь Землю и спеть все свои
песни, — фея Музыки взмахнула своими радужными крылья-
ми и исчезла в вышине.
— Записывай мои мелодии с помощью ноток, малыш. Тогда ты сможешь подарить их людям и станешь великим композитором, — прозвучал в вышине звонкий голос Музыки. Счастливый мальчик положил под подушку нотную тетрадь и крепко уснул.
Вопросы и задания
• Кто подарил мальчику талант слышать Музыку?
• Почему Фея Музыки сказала, что дарит этот дар не всем людям?
• Нарисуйте Фею Музыки с дочками нотками.
• Как вы думаете, что любит делать каждая нотка?
• Нарисуйте Скрипичный Ключ в образе забавного человечка.
Сказки о музыке к урокам
Мальчик спал, но ноткам в нотной тетради не спалось, и они попросили:
— Маэстро Скрипичный ключ, слышите, как красиво поет соловей в лесу. Отпустите нас в лес. Мы выучим песенку соловья и принесем ее в подарок мальчику.
— Ладно, летите, непоседы, только утром возвращайтесь, — велел Скрипичный
ключ.
Нотки выпорхнули из тетради и полетели в лес. Песенка соловья переливалась и взвивалась под небеса, и нотки летали вместе с ней. Так прекрасна была эта песенка, что лесные звери и птицы слушали ее всю ночь. Утром соловушка поклонился слушателям, почистил горлышко и полетел отдыхать.
— Не улетай, соловушка, научи нас своей песенке, — стали просить звери и птицы.
— Не могу, я очень устал. Пусть нотки вас научат, — показал соловей на нотки, сидящие на ветках, и добавил:
— Они дочки феи Музыки и хорошо запомнили мою песенку.
Нотки обрадовались, что им поручили такое важное дело, и спрыгнули на землю.
Ноту До забрал медведь. Он уселся возле дерева и начал
петь: «До-до-до».
— Это песня совсем не соловьиная, — пробурчал медведь и закинул нотку До на дерево.
Ноту Ре взяла волчица. Она завыла монотонно «Ре-ре-ре».
— Эта нота не выучила песню соловья, — решила волчица и бросила нотку Ре далеко в ручей.
Лиса унесла ноту Ми и затявкала: «Ми-ми-ми».
— Это совсем не соловьиная песенка, — засмеялись лисята.
— Видно, мне досталась неправильная нотка, — протявкала лиса и спрятала ноту Ми в мох.
— Послушай, ежиха, песню соловья «Фа-фа-фа», — за-
фыркал ежик, который взял ноту Фа.
— Какие глупости, вместо фырканья лучше подари мне
фиалки, — сказала ежиха.
Пристыженный ежик отправился за фиалками и засунул
ноту Фа в одну из фиалок.
-Ноту Соль унесла белка, чтобы спеть бельчатам песню соловья. К сожалению, у нее тоже ничего не получилась. Тогда белка наколола ноту Соль на сучок, как грибок.
-Нота Ля досталась мышке. «Ля-ля-ля, песня соловья», —
пищала мышка, но другие мышки стали смеяться над ней.
Положила мышка нотку Ля на листик и забыла про нее.
-Нотку Си подхватила синичка и защебетала: «Си-си-си».
Песенка получилась веселая, но у соловья она звучала
переливчато, а у синички — однотонно.
Утром мальчик открыл свою нотную тетрадь и обнаружил, что все нотки пропали.
— Это я виноват, — признался маэстро Скрипичный ключ.
— Я отпустил нотки в лес до утра учить соловьиную песенку. Но они почему-то не вернулись.
— Наверное, нотки попали в беду, — воскликнул мальчик и побежал в лес.
Ноту До мальчик снял с дерева, нотку Ре выловил из ручья, ноту Ми нашел во мху, ноту Фа достал из фиалки, ноту Соль снял с сосны, ноту Ля поднял с листика, а ноту Си ему сама синичка принесла. Сели нотки на свои линеечки нотного стана и загрустили.
— Вы что, нотки, не рады, что домой вернулись? — удивился Скрипичный ключ.
— Мы грустим, потому что не смогли спеть песенку соловья. Видно, эта песенка нам не подходит, — запищали нотки.
— Постойте, что вы говорите, — вмешался в разговор соловушка. Он отдыхал на дереве за окном и все слышал. — Ну-ка, повторяйте за мной. И соловей засвистел:
«Фьють–фьють–фьють». Все нотки хором запели вместе с ним, но получился такой писк и визг, что мальчик закрыл скорее уши руками.
— Все понятно, — сказал Скрипичный ключ. — Вы, нотки, пока не знаете законов Музыкальной гармонии. Запомните первый закон.
Все ноты должны петь звуки разной высоты. Когда соловушка запоет свою песенку, пусть каждая из вас подхватывает только тот звук, который подходит ей по
высоте.
Снова запел соловей, а нотки запели вместе с ним, но каждая теперь пела только тот звук, который подходил ей по высоте. Получилась чудесная соловьиная мелодия.
Маэстро Скрипичный ключ записал эту мелодию на первой странице нотной тетради.
Вопросы и задания
• Какие нотки каким зверям больше всего подходят?
• Какая нотка больше всего подходит вам по характеру?
• Придумайте сказку о том, как лесные обитатели устроили для ноток лесной концерт.
• Нарисуйте приключения ноток в лесу.
• Почему мальчик сразу же пришел ноткам на помощь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из цикла "Сказка в музыке"
Образы русских сказочных персонажей в музыке Н.А.Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского....
конспект занятия " Сказка в музыке" на примере балета П.И.Чайковского " Лебединое озеро"
конспект занятия по ознакомлению детей с жанром " балет" и творчеством П.И.Чайковского....
Проект «Сказка в музыке» «Спящая красавица» Шарль Перро (музыка П.И. Чайковского)
Проект «Сказка в музыке»«Спящая красавица»Шарль Перромузыка П.И. Чайковского Музыкальный руководитель: Брязгалова Евгения ИвановнаМБДОУ № 32 Высшая квалификационная категория. Майкоп 20...
Музыкальные занятия для подготовительной группы на тему: «Звучащие картины добра и зла в музыке», "Непобедимая и легендарная" , "Живопись по мокрому", "Сказочный лабиринт", "Сказка в музыке и живописи" и другие...
Конспекты нетрадиционных занятий для воспитателей и музыкального руководителя. Дан подробный самоанализ к одному из занятий....
Конспект НОД по музыке «Сказка в музыке»
Цель: 1.Формирование эстетического вкуса, творческих способностей, ярких положительных эмоций в процессе взаимодействия и деятельного общения со взрослым.2.Продолжать знакомство с творчеством композит...
"Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках". Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы.
Для проведения интегрированного занятия вы можете использовать презентацию "Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках", представленную на моем мини-сайте....
"Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках". Презентация к интегрированному занятию для подготовительной группы.
Презентация необходима для проведения одноименного интегрированного занятия, представленного на моем мини-сайте....