История русского национального костюма
материал
История русского национального костюма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_russkogo_nats_kostyuma.ppt | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Куклы в русских национальных костюмах - это не просто игрушка, это отражение нашей истории, русский сувенир, наравне с матрешкой. Русская кукла – это красочный народный костюм в ярких, насыщенных цветах, это роскошь головных уборов, блеск тканей, красота лиц. Глядя на этих кукол, поражаешься красоте и многообразию национальных костюмов нашей необъятной страны, фантазии и художественному вкусу наших предков.
Историческая справка Русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I в 1699 году не произошла принуди-тельная смена костюма на европейский. К тому же, для работы он был не очень удобен. С тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.
Женская одежда Основным отличием национального костюма была многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета были яркими, радостными. На Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний) . Сарафан (от иранского слова sеrāрā – примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Вот что пишут ярославские источники: Первоначально сарафан был на Руси мужской одеждой – об этом свидетельствует Никоновская летопись. Удобным фасоном мужчины поделились с женщинами, они и довели его до совершенства .
Сравнительная таблица основных комплектов русского национального костюма название будничный праздничный сходство отличие Северный костюм Туникообразный, сво-бодный. Женский: рубаха из атласа или ситца, сара-фан из холс-та, головной убор – по-войник (шапочка из ситца без украшения), платок из кашемира Костюм из шел-ковых тканей и богато украшен-ный орнаментом. Все праздничные костюмы посвя-щались трудовой деятельности или религиозным праздникам. Основа – сара-фан-косоклинник красного цвета с вышивкой, ко-кошик с бисером, жемчугом, платок с золотым шить-ем, коротена – на-грудная одежда . рубаха Конструкция головных уборов, цент-ральной час-ти костюма, украшений. Северные костюмы яркие и бога-тые, южные скромные по украшению, но яркие по цвету.
Южный костюм название будничный праздничный сходство отличие Южный костюм Костюм очень скром-ный. Это по-нёвный комп лекс, состо-ящий из ру-бахи, перед-ника «запо-на», укоро-ченной руба-хи, головного убора без украшения – кички и сороки. Праздничный костюм с крупными верти-кальными и горизонтальными полосами конрастными по цвету, богато украшенная вышивкой, лентами, сорока, белые чулки и лапти с тупыми носами
Повседневный и праздничный наряд Повседневный костюм был макси-мально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная. Рабочая одежда была похожа на повсед-невную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одеж-да шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к празд-ничной. Ещё существовала так называ-емая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.
Украшения Украшения костюма – не простая забава. Это были словно передающие из поколения в поколения заветные письмена, которые можно читать как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента: Слава Божеству! Праздник. Просьба плодородию. Благодарность Богу за всё. И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами.
Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. Покрой русского платья незатейлив, но удивительно разнообразен его декоративный узор. Мотивы орнаментов не были случайными. В орнамент включались символы жизни – солнце, дождь, земля, птица, кони, т.е. в оформлении одежды народ отображал свое видение, понимание и восприятие природы и с большим уважением относился к ней. Вышивка могла рассказать о жизни человека.
Чтобы лучше познакомиться с национальным костюмом Смоленской губернии, я посетила музей «Смоленский лен». Он был открыт в 1980 году, это единственный в России музей, в котором показана история возделывания и обработки льна. Узорчатые скатерти, полотенца, занавески, косоклинный сарафан, рубахи, поневы, юбки, фартуки, совре-менные изделия Смоленского льнокомбината – всё это здесь хорошо представлено. Традиционный костюм Смоленской губернии.
Традиционный костюм Смо-ленской губернии складывался на протяжении нескольких ве-ков. Он отражал культуру и творческие способности жи-телей Смоленского края. Исто-рическое расположение Смо-ленщины определило развитие ее культуры, для которой ха-рактерны особенности укла-дов как северных, так и юж-ных регионов России, ориги-нальное сближение с белорус-ским укладом. Все это отра-зилось и на народном костю-ме. Здесь как бы встречаются два костюмных комплекса — северный сарафанный и южный понёвный .
Вывод Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность и красочность костюма в целом, изящество и неповторимость украшений, особенно вышивки – это большой и увлекательный мир.
Русский национальный костюм объединяет в себе внутреннюю и внешнюю красоту. В нем живет внутренняя красота души русского человека и внешняя красота самого костюма. Все в нем напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе. Красота костюма заключается в особенностях жизни наших предков.
Источники: 1. Куклы в народных костюмах. Вып. №9 Праздничный костюм Смоленской губернии. – ООО «Де Агостини Паблишинг», Россия, 2012. – 23 с. 2.Г. А. Ластовский История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века. – Смоленск. 1997. - 136 с. 3. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. – СПб.: Искусство, 2001. – 400с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"...
Кукла в русском национальном костюме
Знакомство с историей и зарисовка элементов русского народного костюма. ...
Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема «Русский национальный костюм»
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и...
Презентация "Кукла в русском национальном костюме"
Презентация для детей подготовительной группы "Кукла в русском национальном костюме"...
Комплексно-тематическое планирование работы в старшей группе по теме «Русский национальный костюм»
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным костюмом....
история русского национального костюма
история русского национального костюма...
Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»
Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей....