Консультация для родителей. "Совместная работа по развитию речи воспитанников".
консультация (подготовительная группа)

Поникаева Наталия Ивановна

Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа по развитию речи воспитанников

       Речь  - форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.  Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

     Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является  достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им чтения и письменной речи.      

  Речевая готовность ребенка  6-7 лет складывается из нескольких показателей.                        Давайте  рассмотрим - критерии  готовности  к школьному обучению.

1.Сформированность звуковой стороны речи.

К 6 – 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, в том числе и: свистящие: с, сь, з, зь; шипящие: ш, ж, щ; сонорные: р, рь, л, ль; аффрикаты: ц, ч.

Чтобы при обучении в школе проблемы звукопроизношения не отразились при чтении и на письме. Дефекты произношения мешают ребёнку различать порядок слогов и звуков в слове, а это в свою очередь, затрудняет обучение грамоте.

2.Сформированность фонематических процессов и навыков анализа и синтеза.

Дети должны уметь:

  • различать звуки на слух и в произношении (т. е. не путать глухие – звонкие, свистящие - шипящие, сонорные звуки);
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове (Н-р: коса, сколько звуков в слове?);
  • называть слова с заданным звуком;
  • определять количество слогов в слове (Н-р: машина, сколько слогов в слове?);
  • слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука               (Н-р: Д – Ы – М, какое слово получится?);
  • уметь составлять слова из звуков.

3.Сформированность грамматического строя речи:

  • умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
  • согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  • правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
  • умение употреблять простые и сложные предлоги;
  • умение работать с предложением;
  • правильно строить простые предложения;
  • видеть связь слов в предложениях.

4. Сформированность словарного запаса.

Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря. Лексическая сторона речи содержит в себе два понятия – это активный словарь и пассивный. Активный словарный запас – это те слова, которые ребенок использует в речи, когда говорит. Пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок сам не употребляет, но понимает, если их слышит. Задача состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь. Словарь ребенка обогащается по мере его общения с окружающими людьми, обстановкой вокруг него.

Необходимо, не только увеличить запас слов ребенка, но и сформировать точное понимание их значения, помочь научиться правильно их употреблять. 

К 6 годам словарный запас ребенка составляет примерно от 3000 до 7000 слов.  

5. Сформированность связной речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений,  это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. (Продолжите мысль. Диалог – это…,   способ обмена мнениями и мыслями между его участниками, Монолог – это… развернутое высказывание, при котором рассказчиком является только одно лицо. 

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

Рекомендации

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию ребенка и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • больше общаться с ребёнком, чаще читать.

     При общении с  ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова,                                        обороты, встречающиеся в тексте, объясняйте.

Для закрепления поставленных звуков (которые ребенок научился правильно произносить), необходима их автоматизация (введение в речь, повторение). Проводите с ребенком занятия в игровой форме, длительность 15-20 минут. Следите, за тем, чтобы он правильно произносил и выделял автоматизированные звуки в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Индивидуальная работа по развитию речи»

Консультация направленна на работу воспитателя с детми ТНР. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему выск...

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".

Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....

Консультация для воспитателей «Планирование работы по развитию речи по ФГОС»

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание работы...

Консультация для родителей "Совместная работа с родителями по развитию речи детей"

Опыт работы с родителями по развитию речи дошкольников в совместной деятельности через проекты, консультации, мастер-классы...