Консультация для родителей. "Совместная работа по развитию речи воспитанников".
консультация (подготовительная группа)
Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная работа по развитию речи воспитанников
Речь - форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им чтения и письменной речи.
Речевая готовность ребенка 6-7 лет складывается из нескольких показателей. Давайте рассмотрим - критерии готовности к школьному обучению.
1.Сформированность звуковой стороны речи.
К 6 – 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, в том числе и: свистящие: с, сь, з, зь; шипящие: ш, ж, щ; сонорные: р, рь, л, ль; аффрикаты: ц, ч.
Чтобы при обучении в школе проблемы звукопроизношения не отразились при чтении и на письме. Дефекты произношения мешают ребёнку различать порядок слогов и звуков в слове, а это в свою очередь, затрудняет обучение грамоте.
2.Сформированность фонематических процессов и навыков анализа и синтеза.
Дети должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении (т. е. не путать глухие – звонкие, свистящие - шипящие, сонорные звуки);
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове (Н-р: коса, сколько звуков в слове?);
- называть слова с заданным звуком;
- определять количество слогов в слове (Н-р: машина, сколько слогов в слове?);
- слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука (Н-р: Д – Ы – М, какое слово получится?);
- уметь составлять слова из звуков.
3.Сформированность грамматического строя речи:
- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
- умение употреблять простые и сложные предлоги;
- умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях.
4. Сформированность словарного запаса.
Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря. Лексическая сторона речи содержит в себе два понятия – это активный словарь и пассивный. Активный словарный запас – это те слова, которые ребенок использует в речи, когда говорит. Пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок сам не употребляет, но понимает, если их слышит. Задача состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь. Словарь ребенка обогащается по мере его общения с окружающими людьми, обстановкой вокруг него.
Необходимо, не только увеличить запас слов ребенка, но и сформировать точное понимание их значения, помочь научиться правильно их употреблять.
К 6 годам словарный запас ребенка составляет примерно от 3000 до 7000 слов.
5. Сформированность связной речи.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. (Продолжите мысль. Диалог – это…, способ обмена мнениями и мыслями между его участниками, Монолог – это… развернутое высказывание, при котором рассказчиком является только одно лицо.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
Рекомендации
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию ребенка и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- больше общаться с ребёнком, чаще читать.
При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, объясняйте.
Для закрепления поставленных звуков (которые ребенок научился правильно произносить), необходима их автоматизация (введение в речь, повторение). Проводите с ребенком занятия в игровой форме, длительность 15-20 минут. Следите, за тем, чтобы он правильно произносил и выделял автоматизированные звуки в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. "Руководство работой по развитию речи дошкольников на занятиях и в повседневной жизни."
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей: «Индивидуальная работа по развитию речи»
Консультация направленна на работу воспитателя с детми ТНР. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему выск...
Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".
Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....
Консультация для воспитателей «Руководство работой по развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни»
Организация работы педагога по речевому развитию дошкольниеов...
Консультация для воспитателей «Планирование работы по развитию речи по ФГОС»
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание работы...
Консультация для родителей "Совместная работа с родителями по развитию речи детей"
Опыт работы с родителями по развитию речи дошкольников в совместной деятельности через проекты, консультации, мастер-классы...