«Развития графомоторных навыков у детей с расстройствами аутичного спектра»
консультация
Графомоторные навыки являются одними из самых функциональных навыков, которые предпочтительно иметь аутичному ребенку для более успешного развития. С другой стороны, обучение ребенка навыкам графомоторики не является первоочередной целью. Ребенок должен, прежде всего, уметь общаться с окружающими, играть, и быть самостоятельным. Но, если у ребенка есть потенциал (навыки речи, общения) работа над развитием навыков графомоторики может быть для него полезной и функциональной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grafomornyh_navykov_u_detey_s_rasstroystvami_autichnogo_spektra.docx | 487.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развития графомоторных навыков у детей с расстройствами аутичного спектра»
Аутичные дети, которые часто характеризуются не только речевыми расстройствами, но и нарушениями в координации движений, мелкой моторике и др., затрудняются в выполнении заданий, и избегают их. Для некоторых аутичных детей задания на графомоторику являются дискомфортными (например, у детей с затруднением моторных функций). В этом случае нельзя допускать, чтобы этот элемент занятий стал для них неприятным стимулом. В любом случае начало работы над графомоторными упражнениями должны ассоциироваться у ребенка с чем-то хорошим: комплиментом, похвалой, рукопожатием и т.п. Очень важно хвалить ребенка за выполнение простых действий. Нужно, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо и был доволен собой в тот момент, когда вы предъявите ему свое истинное требование.
В работе над формированием графомоторных навыков можно использовать такие упражнения, как раскрашивание (не выходя из границ рисунков), имитация проведения линий, проведение линий по пунктиру, проведение линий между точками, копирование рисунков, добавление линий в рисунки и т.п. Для работы с ребенком-аутистом важно определить конечный вид реакции ребенка (например, ребенок должен закрасить фигуру не выходя за контуры), и поощрить те реакции, которые наиболее близки к требуемому виду.
«Раскрашивание по цветным точкам»
Задание: раскрась элементы рисунка цветным карандашом соответственно цвету нанесенных на него точек.
Важно: самостоятельно узнавать цвет и подбирать цветные карандаши.
Аутичный ребенок может затрудняться копировать и перерисовывать рисунки. Для того чтобы развить этот навык, можно тренировать упражнение на имитацию. Берем лист бумаги, перед ребенком кладем такой же. Произносим четко «сделай так» - и проводим одну линию. Ребенок на своем листе должен провести такую же линию. Если ребенок затрудняется, можно использовать физическую подсказку (направление руки ребенка). Таким образом, можно обучить ребенка проводить сначала одиночные линии (горизонтальные или вертикальные), потом диагонали, потом сочетания двух линий, и на последнем этапе простые фигуры.
В упражнении на соединение точек аутичные дети часто затрудняются увидеть конечную точку, и довести до нее линию. Для этой цели можно потренировать отдельное упражнение, в котором ребенок будет соединять одинаковые рисунки линиями по линейке. Ребенок тактильно ощущает связующий предмет и, таким образом, обучается находить две точки, которые нужно соединить. После этого нужно постепенно увеличивать количество парных рисунков на листе, чтобы закрепить данный навык. Проведение линий по пунктиру также может вызывать затруднения у ребенка, у которого сложности с мелкой моторикой, и сосредоточением. Прежде всего, важно, чтобы на начальном этапе пунктир был очень заметным (жирным, с небольшими пробелами), и пунктирная линия была простой и прямой. Со временем, когда ребенок научится проводить линию по пунктиру самостоятельно, можно будет постепенно утончать пунктир, а также делать линию изогнутой. Некоторые дети затрудняются проводить линию, даже когда пунктир очень четкий и заметный. В таком случае, можно попробовать дополнительные способы, которые позволят ребенку опираться не только на визуальное восприятие, но и на тактильные ощущения. Можно сделать маленькие дырочки на пунктире (проткнуть ручкой), и когда ребенок будет проводить линии, он будет «ощущать» пунктир.
«Дорисуй фигуру»
Задание: возьми карандаш и веди по линии, соединяя точки. Используй карандаши разного цвета.
Важно: при выполнении задания безотрывность от бумаги, с использованием карандашей разного цвета.
«Рисование по точкам»
Задание: разными по цвету карандашами и соедини изображенные точки, закрась получившиеся рисунки (домик, забор, солнышко, облака и т.д.) цветным карандашом.
Важно: точность соединения, аккуратность закрашивания.
Графомоторные навыки являются одними из самых функциональных навыков, которые предпочтительно иметь аутичному ребенку для более успешного развития. С другой стороны, обучение ребенка навыкам графомоторики не является первоочередной целью. Ребенок должен, прежде всего, уметь общаться с окружающими, играть, и быть самостоятельным. Но, если у ребенка есть потенциал (навыки речи, общения) работа над развитием навыков графомоторики может быть для него полезной и функциональной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.
Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....
Система оценки коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
В материале представлен материал по оценке развития коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра...
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.
Источник: Касаткин В.Н., Хаустов А.В. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика....
Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важн...
Консультация "Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"
Консультация знакомит с особенностями формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС. Также перечислены уровни помощи и раскрыты этапы формирования некоторых навыков....
Рекомендации родителям детей с расстройством аутичного спектра
Рекомендации родителям детей с расстройством аутичного спектра...
Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...