Не было бы счастья, да несчастье помогло, или чему нас научил локдаун.
методическая разработка
Не было бы счастья, да несчастье помогло, или чему нас научил локдаун.
«Мы должны измениться. Новые дети
в старой педагогике не умещаются».
Шалва Амонашвили
Обстоятельства, в которые мы все попали весной 2020 года, пандемия, режим самоизоляции изменили нашу жизнь. В такой ситуации неизбежна перестройка взглядов человека, а также изменение его образа жизни. В первую очередь, в нашу жизнь более стремительно стали входить новые компьютерные технологии. Педагогика, в том числе дошкольная, не осталась в стороне. В условиях необходимости освоения детьми содержания основных образовательных программ без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом, перед нами встал вопрос о переходе в новый режим с использованием дистанционных технологий. Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный воспитатель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения.
Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося.
Существуют два вида режима:
- Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
- Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.
Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в «методическую копилку» какого-либо электронного ресурса, и родители могут воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно.
Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию.
Для себя мы решили, что форма Online не совсем подходит для наших дошколят. Не всем родителям было удобно заниматься с детьми по расписанию, многие из них работали на «удалёнке», у многих в семье есть ещё дети – школьники, учившиеся online. А вот режим offline подошёл нам идеально. В этой связи, родители сами определяли удобное для ребёнка время для занятий, какой промежуток времени для него наиболее продуктивен, здесь и индивидуальный подход к ребёнку, ребёнок не привязан к определённому месту, он может свободно обучаться в любой точке мира, даже на даче у бабушки. Основным условием является наличие ПК и доступ к интернету.
Для себя мы определили основные принципы применения дистанционных образовательных технологий:
- принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства;
- принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.
Нашей главной целью стало - предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям.
Так же были определены задачи:
- Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования
- Повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий
- Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания
- Усиление личностной направленности образовательного процесса
- Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции.
Педагоги нашей группы в период «самоизоляции» проводили активную работу с детьми и их родителями. Тематика комплексно-тематического планирования была реализована в полном объеме. В основном, общение происходит в формате офлайн, в группе «ВКонтакте». Воспитатели и логопед группы активизировали родителей на развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников: проводили исследования, добывали необходимые знания с помощью книг, телевидения, интернет-ресурсов, рисовали, лепили, конструировали из бумаги. Родителям предложены тренажеры по вырезанию, развитию внимания, мышления и памяти. Все задания были разграничены от простого к сложному, составлены в увлекательной форме, доступны для понимания. Не «прошли мимо» праздники День космонавтики и Пасха. По заданию педагогов родители сами проводили занятия и занимались совместным творчеством. Осуществлялась обратная связь с родителями по занятиям с детьми: родители сообщали по мобильной связи, в интернет сети, как ребенок выполнял задание, что вызывает трудности; отправляли видео с ребенком, как произносит трудные звуки на предлагаемом речевом материале. Большое внимание уделялось просветительской работе. Мы старались поддержать психологически родителей, давали им советы и рекомендации по умению правильно организовать день с детьми. Конечно, взаимодействие необычное, но оно позволило как нам, так и родителям научиться общаться в особом формате.
Успешно был реализован проект по здоровьесбережению, который мы назвали «На зарядку становись!» Каждый новый день мы начинали с весёлой зарядки, которую проводили по очереди педагоги и дети нашей группы.
9 мая - праздник, который не может оставить никого равнодушным. В преддверии 75-летия победы в Великой Отечественной войне, наш коллектив запустил онлайн-проекты:
• флешмоб «Окна Победы!»;
• патриотическая акция «Наш «Бессмертный полк»;
• конкурс чтецов «Строки, опаленные войной!» В рамках флешмоба дети читали стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне.
Для себя мы разработали алгоритм дистанционной работы.
Алгоритм дистанционной работы.
Этап | Педагоги | Родители | Дети |
1.Мотивационный | Создают условия для обучения, заинтересовывают ребенка и родителей в получении знаний; Подбирают информацию, разрабатывают сценарии занятий, создают презентации, фильмы по теме, размещают консультации и рекомендации для родителей. | Родитель – тьютер. Создают условия дома для заинтересованности ребенка в получении знаний и выполнении заданий, показав предложенный педагогами материал. | В центре – ребенок, его познавательная деятельность, а не сам предмет образовательной области. Для ребёнка важна социально значимая для него мотивация. Мотивация должна нести эмоциональную окраску. |
2.Работа offline | Предлагает материал в интересной и доступной форме | Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. Продумывают время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза; Вовлекают ребенка постепенно (сначала родителю желательно просмотреть материал самостоятельно, затем продемонстрировать материал ребенку, помня о том, что для дошкольника это игра, развлечение; Направляют, но не заставляют, обращая внимание на сложность задания, все ли ребенку понятно, нравится ли ему.
| Большую часть программного материала ребенок осваивает с помощью родителей, некоторую часть самостоятельно. |
3.Обратная связь | Адекватно реагирует на творческие отчёты каждого ребёнка и родителя. | Обеспечивает обратную связь. Выкладывает отчёты, творческие работы. | С помощью родителей создаёт творческие работы по теме. |
4. Рефлексия
| Знакомит родителей с упражнениями на рефлексию | Выбирают понравившееся упражнение и предлагает ребёнку | Выполняет упражнение, вместе с родителем-тьютером размышляет, оценивает свою деятельность. |
5. Сиквел (продолжение) | Конец каждого события становится продолжением другого. А иногда какое-то событие вообще не хочет заканчиваться. Оно продолжается, обрастая все новыми идеями. |
После режима самоизоляции мы с ребятами посмотрели все фильмы, снятые нами, из фотографий сделали фотогазету, устроили вечер воспоминаний «Как мы дома сидели». Некоторые наши проекты нашли своё продолжение в новом учебном году, в котором мы стали уделять больше времени дистанционным формам работы. Ведь всё ещё продолжаются карантины. И наши ребята «не отрываются от коллектива», а родители всегда «в курсе дела».
Таким образом, внедряя дистанционные методы обучения для дошкольников, мы не только получили новый опыт и освоили новые для нас технологии, но и получили положительные отзывы родителей. Мы смогли немного разрядить эмоциональное напряжение в семьях, общение детей и родителей стало более интересным и насыщенным. Дистанционное обучение позволило детям не скучать и проводить с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких им людей. Ведь самое главное для ребенка — чувствовать себя нужным и быть любимым! Это необходимые условия развития каждого ребенка!
Литература:
- Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016.
- Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского", 2017. - №3(4) 3. Н.Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л.Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10 4.Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ . Интернет-ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чему мы научимся за год (дети 3-4 лет, по программе "Детский сад 2100")
Из этого материала вы узнаете чему научится ваш ребенок 3-4 лет за год (по комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100»)....
Чему стоит научить ребенка
Советы для родителей о том, чему стоит научить ребенка....
Родительское собрание "Чему мы научились, чему предстоит научиться"
[[{"type":"media","view_mode":"me...
Конспект занятия в подготовительной группе "Не было бы счастья,да несчастье помогло"
Конспект занятия был разработан по рассказу Е.Чарушина"Про зайчат",для детей 6-7 лет...
Не было бы счастья, да несчастье помогло, или чему нас научил локдаун. «На зарядку становись!»
чему нас научил локдаун...
"Пища может приносить счастье и несчастье"
quot;Пища может приносить счастье и несчастье"...
Рекомендации родителям «Чему необходимо научить ребенка» 25 полезных вещей, которым мы можем научить детей.
Рекомендации родителям«Чему необходимо научить ребенка»25 полезных вещей, которым мы можем научить детей....