Коррекция звукопроизношения по средствам дистанционного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 и 4 уровень речевого развития)
методическая разработка (подготовительная группа)

Смирнова Ольга Валерьевна

Представляю опыт работы по коррекции звукопроизношения по средствам дистанционного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 и 4 уровня речевого развития).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция звукопроизношения по средствам дистанционного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 и 4 уровень) учитель-логопед Смирнова Ольга Валерьевна МАДОУ «Детский сад № 346»

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Реалии настоящего времени показали, что традиционные методы контактного обучения не всегда могут быть доступны . Внедрение дистанционного обучения, как новой современной технологии является новой ступенью в образовательном процессе. Использование дистанционного обучения дает возможность реализовать образовательные программы вне зависимости от местонахождения участников образовательного процесса, позволяет выстроить эффективную систему управления образовательным процессом. Применение информационно-коммуникативных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Использование в коррекционной работе дистанционного обучения повышает эффективность логопедической работы в целом.

Слайд 3

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; ст. 13, п.2; ст.16 .: «информатизация образования предполагает … использование при реализации образовательных программ … различных образовательных технологий, в том числе дистанционных технологий, электронного обучения». Впервые проблема единой системы дистанционного обучения в России была обозначена на коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в 1993 году. В том же году была разработана «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России». В 2005 году Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило приказ №137 от 06 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий», который: Узаконил проведение дистанционного обучения частично или полностью для всех видов образовательных учреждений и всех форм получения образования. Определил требования, предъявляемые к составу и содержанию учебных курсов. Закрепил ответственность за порядок и формы доступа к информационным ресурсам за образовательным учреждением . Ворошилова Е.Л., Дымкова А.Ю. «Методические рекомендации по реализации образовательной программы для обучающихся с нарушениями речи на начальной ступени образования» (Институт коррекционной педагогики РАО), 2020 г. ( https ://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz / )

Слайд 4

ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЙ

Слайд 5

ПЛЮСЫ / МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Ш ирокий охват воспитанников; Мобильность; Возможность осуществления диалога по средствам интернет-продуктов; Эргономичность; Необходимость привлечения к работе родителей; Гибкость; П сихологический комфорт. О тсутствие прямого эмоционального контакта; З атруднения в работе над звукопроизношением; Проблемы с самоорганизацией, самоконтролем; Сниженная мотивация дошкольников к дистанционным логопедическим занятиям; Вредное воздействие компьютера на здоровье ребёнка (осанку , зрение , нервную систему ).

Слайд 6

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР (3 И 4 УР.) В РАМКАХ ОНЛАЙН ЗАНЯТИЯ Характерна неустойчивость внимания, недостаточно развита способность к переключению; Повышена психическая истощаемость и, как следствие, понижена работоспособность; Недостаточно развиты контрольные действия; Не обладают выраженной самодисциплиной, стабильной мотивацией в отношении исправления звуков НО: В достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. (способны активно заниматься от 15 до 20 минут); Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда.

Слайд 7

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ Предварительное проветривание помещения, где занимается ребёнок ; Организация рабочего места ребенка (стол, стул с высокой спинкой, достаточное освещение); Р асстояния монитора от глаз ребенка должно соответствовать норме; Отсутствие посторонних шумов и отвлекающих факторов; Наличие настольного зеркала; Обязательное присутствие родителя; Наличие бумаги, ручки для записи заданий и рекомендаций логопеда

Слайд 8

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ Подготовительный этап Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка) Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия Подбор и подготовка игр и заданий Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий Согласование с родителем времени и условий проведения занятий. Основной этап Проведение занятия. Заключительный этап Проведение занятия. Домашнее задание Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

Слайд 9

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН Виды «опор » Визуальная Слуховая Осязательная Кинестетическая

Слайд 10

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ФОРМАТЕ ОН-ЛАЙН Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в таблице , которую разработала известный логопед О.С . Жукова Виды исправлений звукопроизношения (В.А. Ковшиков) Возможность дистанционного применения (+ возможно, +/- с ограничениями, - невозможно) Метод чистой имитации Учитель дает образец подражания, ученик подражает + Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию Показ артикуляций на себе + Показ муляжей + Показ артикуляционных профилей + Слуховой образ (демонстрация правильного звучания) + Температурный (по описанию: холодный воздух-теплый) +/- Вибро-тактильный - (только при помощи родителя) Метод артикуляторных упражнений Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков + Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С) +/- Метод мнестического воздействия Использование зондов и зондозаменителей - Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т.п.) +/- при помощи родителя Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений) Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций +

Слайд 11

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН «Фишки» успешного занятия Яркая одежда (элемент)/ яркие губы Я ркая наглядность ( куклы, игрушки, мультимедийные пособия) Достаточно высокий темп занятия (переключение ) П оощрительный приз

Слайд 12

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ П овышение логопедической компетентности родителей; Привлечение их в качестве главных помощников в процесс коррекции звукопроизношения детей; Обучение родителей эффективной коррекционной помощи детям; Формирование новой родительской позиции : становятся заинтересованными , активными, действенными участниками коррекционно-педагогического процесса ; Поиск новых форм взаимодействия с родителями. ! Роль родителей в устранении речевой проблемы ребёнка – одна из ведущих Задачи учителя – логопеда:

Слайд 13

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Формы взаимодействия Коуч -группа Тематическая рассылка Вебинары , мастер-классы Вопрос-ответ в группе Viber

Слайд 14

РЕЗУЛЬТАТЫ Для воспитанников положительная динамика в коррекции звукопроизношения и развития речи в целом; Для родителей повышение компетентности в вопросах речевого развития детей; использование знаний по коррекции звукопроизношения и развитию речи детей в домашних условиях; Для учителя - логопеда более тесное взаимодействие с родителями и воспитанниками; повышение заинтересованности родителей в улучшении результата звукокоррекции ; учет положительной динамики коррекции звукопроизношения и развития речи детей в целом .

Слайд 15

Список литературы Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ » от 29.12.2012г.; «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России », постановление от 01.01.01г. № 6 Приказ Министерства образования и науки РФ №137 от 06.05. 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Образовательный портал «Лого-Эксперт ». « 5 шагов к овладению навыками дистанционной коррекционной работы» ( https://logopedprofiportal.ru/online-course/5shagov ) Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997 – 239 с. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ . пособие / Н. В. Никуличева . – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина , Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев , И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского ", 2017. - №3(4). - С. 94-111. Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина , Л.Звезда , О. Пикалова, Д. Скуднев , И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14 . Ворошилова Е.Л., Дымкова А.Ю. «Методические рекомендации по реализации образовательной программы для обучающихся с нарушениями речи на начальной ступени образования» (Институт коррекционной педагогики РАО), 2020 г. ( https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/ )

Слайд 16

« Применение технологий дистанционного обучения позволило профессиональному сообществу логопедов и дефектологов запустить процесс формирования нового, перспективного направления - дистанционной коррекционной педагогики, что сделало ее доступной для семей из отдаленных регионов Российской Федерации и зарубежья, повысило компетенции родительского сообщества » Татьяна Александровна Соловьева, и.о.директора ИКП РАО



Предварительный просмотр:

Коррекция звукопроизношения по средствам дистанционного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР

(3 и 4 уровень речевого развития)

учитель-логопед Смирнова Ольга Валерьевна МАДОУ «Детский сад № 346»,

г. Нижний Новгород

1 слайд: Представляю опыт работы по коррекции звукопроизношения по средствам дистанционного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 и 4 уровня речевого развития).

2 слайд: Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) и последующий период длительной самоизоляции поставили перед педагогическим сообществом непростую задачу: необходимость быстрой перестройки всего учебного процесса. Выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение в данном случае не стоит. Важно сохранить те навыки звукопроизношения, которые уже были сформированы у воспитанников до самоизоляции, закрепить их, а также довести до конца процесс коррекции звуков речи в целом. На сегодняшний день в сети Интернет предлагается немало онлайн курсов по дистанционному обучению, пройдя которые можно сразу внедрять полученные знания в практику.

3 слайд: Идея дистанционного обучения не нова. Данный вопрос впервые был затронут еще в 1993 году. А в 2000-х годах технология дистанционного обучения получила законное право на применение в образовательной деятельности.

4 слайд: На слайде представлены логотипы программ, которые используются для проведения онлайн занятий. Их особенности всем хорошо известны. Уточнения коснутся лишь программы Viber. Плюсы этой программы в том, что она широко доступна.  Не во всех семьях есть ноутбук (где есть встроенные камера и колонки), но у всех, включая бабушек и дедушек, есть смартфон. А программа Viber одинаково эффективно работает как с ноутбука, так и с смартфона/ айфона. Минусы этой программы в том, что нет возможности демонстрировать экран, поэтому приходится по максимуму использовать подручные предметы и игры.

5 слайд: На сайде представлен перечень плюсов и минусов онлайн занятий. Основным плюсом для меня оказалось не столько возможность продолжить занятия с воспитанниками, как необходимость присутствия на них родителей. Основным же минусом считаю сложности в постановке нормативного звукопроизношения (нет возможности тактильного контакта).

6 слайд:  Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд особенностей, которые затрудняют проведение занятия в онлайн режиме:

- характерная неустойчивость внимания, недостаточно развита способность к переключению;

- повышена психическая истощаемость и, как следствие, понижена работоспособность;

- недостаточно развиты контрольные действия;

К счастью, у детей, находящихся на 3 и 4 уровнях речевого развития уже в достаточной мере сформированы познавательные процессы и  учебное поведение. Они способны активно заниматься  от 15 до 20 минут. К тому же для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда.

7 слайд: Прежде чем приступить к онлайн-занятиям по коррекции звукопроизношения был проведен опрос родителей насчет наличия у них желания и возможности заниматься с ребенком дистанционно, выбора программы для проведения занятий. А также выставлены требования к условиям проведения занятий. Первую неделю занятия проводятся в тестовом формате. Данный тест дает возможность скорректировать как технические вопросы (наличие бесперебойной связи, максимально удобная для ребенка организация рабочего места), так и психолого-педагогические вопросы  (психологический настрой и регуляция поведения ребенка во время дистанционного занятия, отлаживание процесса взаимодействия с родителями, привыкание участников онлайн - занятия к новому образовательному процессу).

8 слайд:  Не для кого не секрет, что проведению занятия в дистанционной форме предшествует довольно продолжительная и тщательная подготовка. Здесь учитывается целый ряд пунктов:

  • Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)
  • Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
  • Подбор и подготовка игр и заданий
  • Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий
  • Согласование с родителем времени и условий проведения занятий.

И если развитие речи в рамках работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью не вызывает особых затруднений у педагога, то постановка звуков дистанционно имеет ряд трудностей.

9 слайд: Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ муляжей и артикуляционных профилей), слуховую (акустических образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения).  И если  с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.

10 слайд: Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О.С. Жукова (см. слайд)

11 слайд: Моими техническими помощниками были наушники с микрофоном. Ярко красные губы помогали мне концентрировать внимание ребенка на моей артикуляции и визуально воспринимать мою речь. Работа в онлайн режиме требует достаточно высокого темпа переключения. За 20 мин. занятия мы работали и над артикуляционной гимнастикой, и над дыхательной гимнастикой. Упражнялись в развитии фонетических и фонематических процессов. Упражнение по развитию слуха (на определение конкретного звука в ряду других,  дифференциацию звуков) я использовала также и в формате двигательной паузы. Также занятие включало в себя постановку, автоматизацию звуков и закрепление их в речи ребенка. Плюс различные речевые игры. Моим помощником (в качестве яркой наглядности) был Лунтик. Получалось так, что я учила ребенка, а ребенок учил Лунтика.

В качестве поощрительного приза за активную работу на занятии я высылала картинку jpg (смайлик, машинку, цветок…) и родители либо собирали эти картинки на одном листе в Word, либо распечатывали и клеили в детские блокноты.

12 слайд: как я уже говорила ранее, плюсом для меня в дистанционной работе стало обязательное присутствие на занятиях родителей. Я уверена, что невозможно переоценить роль родителей в устранении речевой проблемы ребёнка. Следовательно, одной из задач логопеда является грамотное, методичное вовлечение родителя в коррекционную работу. Снятие их психологического напряжения и неуверенности в себе. Умение доходчиво объяснить технологию выполнения того или иного упражнения, объяснить в чем состоит его необходимость.

13 слайд: Свое взаимодействие с родителями воспитанников я осуществляла по средствам форм, представленных на экране. НО прежде всего – это обратная связь на заключительном этапе онлайн-занятия.

Коуч-группа – родители, с детьми которых мы работаем над постановкой одного и того же звука, либо дифференциации звуков.

Вебинары, мастер-классы – по артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике, по развитию фонематического восприятия, игры по развитию речи.

Тематическая рассылка – это домашние задания, памятка к занятиям по звуко-буквенному анализу и т.п.

14 слайд: результатом проделанной работы для воспитанников оказалась положительная динамика в коррекции звукопроизношения и развития речи в целом;

Родители смогли повысить уровень своей компетентности в вопросах речевого развития детей и использовать полученные знания по коррекции звукопроизношения и развитию речи детей в домашних условиях;

Моими профессиональными результатами стали:

- налаживание более тесного взаимодействия с родителями и воспитанниками;

 - я смогла повысить уровень заинтересованности родителей в улучшении результата звуковой коррекции речи детей;

- положительная динамика коррекции звукопроизношения и развития речи детей в целом. В 78% случаев удалось скорректировать звукопроизношение полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение дошкольников старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители!Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат«Сидим дома» сделать интереснее и увлекательнее.План работы в режиме самоизоляции на13.04.2020гСтаршая группаВо...

Дистанционное обучение детей младшего дошкольного возраста в образовательной области "Физическое развитие"

Материал будет полезен родителям детей младшего дошкольного возраста. Здесь представлены занятия по физической культуре, которые родители могут выполнить вместе с детьми в домашних условиях. Занятия р...

Игры с водой для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с нарушением речевого развития

В наше время очень важно повышать компетентность родителей в области обучения и развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития. Перенос традиционных занятий в игровую деят...

Технология «интеллект-карты» в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как средство речевого развития

В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на а...