Коррекция звукопроизношения по средствам дистанционного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 и 4 уровень речевого развития)
методическая разработка (подготовительная группа)
Представляю опыт работы по коррекции звукопроизношения по средствам дистанционного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 и 4 уровня речевого развития).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_zvukoproiznosheniya_po_sredstvam_distantsionnogo_obucheniya_detey_starshego.pptx | 852.37 КБ |
tekst_k_prezentatsii_1.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Реалии настоящего времени показали, что традиционные методы контактного обучения не всегда могут быть доступны . Внедрение дистанционного обучения, как новой современной технологии является новой ступенью в образовательном процессе. Использование дистанционного обучения дает возможность реализовать образовательные программы вне зависимости от местонахождения участников образовательного процесса, позволяет выстроить эффективную систему управления образовательным процессом. Применение информационно-коммуникативных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Использование в коррекционной работе дистанционного обучения повышает эффективность логопедической работы в целом.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; ст. 13, п.2; ст.16 .: «информатизация образования предполагает … использование при реализации образовательных программ … различных образовательных технологий, в том числе дистанционных технологий, электронного обучения». Впервые проблема единой системы дистанционного обучения в России была обозначена на коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в 1993 году. В том же году была разработана «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России». В 2005 году Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило приказ №137 от 06 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий», который: Узаконил проведение дистанционного обучения частично или полностью для всех видов образовательных учреждений и всех форм получения образования. Определил требования, предъявляемые к составу и содержанию учебных курсов. Закрепил ответственность за порядок и формы доступа к информационным ресурсам за образовательным учреждением . Ворошилова Е.Л., Дымкова А.Ю. «Методические рекомендации по реализации образовательной программы для обучающихся с нарушениями речи на начальной ступени образования» (Институт коррекционной педагогики РАО), 2020 г. ( https ://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz / )
ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЙ
ПЛЮСЫ / МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Ш ирокий охват воспитанников; Мобильность; Возможность осуществления диалога по средствам интернет-продуктов; Эргономичность; Необходимость привлечения к работе родителей; Гибкость; П сихологический комфорт. О тсутствие прямого эмоционального контакта; З атруднения в работе над звукопроизношением; Проблемы с самоорганизацией, самоконтролем; Сниженная мотивация дошкольников к дистанционным логопедическим занятиям; Вредное воздействие компьютера на здоровье ребёнка (осанку , зрение , нервную систему ).
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР (3 И 4 УР.) В РАМКАХ ОНЛАЙН ЗАНЯТИЯ Характерна неустойчивость внимания, недостаточно развита способность к переключению; Повышена психическая истощаемость и, как следствие, понижена работоспособность; Недостаточно развиты контрольные действия; Не обладают выраженной самодисциплиной, стабильной мотивацией в отношении исправления звуков НО: В достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. (способны активно заниматься от 15 до 20 минут); Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ Предварительное проветривание помещения, где занимается ребёнок ; Организация рабочего места ребенка (стол, стул с высокой спинкой, достаточное освещение); Р асстояния монитора от глаз ребенка должно соответствовать норме; Отсутствие посторонних шумов и отвлекающих факторов; Наличие настольного зеркала; Обязательное присутствие родителя; Наличие бумаги, ручки для записи заданий и рекомендаций логопеда
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ Подготовительный этап Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка) Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия Подбор и подготовка игр и заданий Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий Согласование с родителем времени и условий проведения занятий. Основной этап Проведение занятия. Заключительный этап Проведение занятия. Домашнее задание Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН Виды «опор » Визуальная Слуховая Осязательная Кинестетическая
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ФОРМАТЕ ОН-ЛАЙН Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в таблице , которую разработала известный логопед О.С . Жукова Виды исправлений звукопроизношения (В.А. Ковшиков) Возможность дистанционного применения (+ возможно, +/- с ограничениями, - невозможно) Метод чистой имитации Учитель дает образец подражания, ученик подражает + Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию Показ артикуляций на себе + Показ муляжей + Показ артикуляционных профилей + Слуховой образ (демонстрация правильного звучания) + Температурный (по описанию: холодный воздух-теплый) +/- Вибро-тактильный - (только при помощи родителя) Метод артикуляторных упражнений Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков + Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С) +/- Метод мнестического воздействия Использование зондов и зондозаменителей - Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т.п.) +/- при помощи родителя Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений) Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций +
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ФОРМАТЕ ОНЛАЙН «Фишки» успешного занятия Яркая одежда (элемент)/ яркие губы Я ркая наглядность ( куклы, игрушки, мультимедийные пособия) Достаточно высокий темп занятия (переключение ) П оощрительный приз
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ П овышение логопедической компетентности родителей; Привлечение их в качестве главных помощников в процесс коррекции звукопроизношения детей; Обучение родителей эффективной коррекционной помощи детям; Формирование новой родительской позиции : становятся заинтересованными , активными, действенными участниками коррекционно-педагогического процесса ; Поиск новых форм взаимодействия с родителями. ! Роль родителей в устранении речевой проблемы ребёнка – одна из ведущих Задачи учителя – логопеда:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Формы взаимодействия Коуч -группа Тематическая рассылка Вебинары , мастер-классы Вопрос-ответ в группе Viber
РЕЗУЛЬТАТЫ Для воспитанников положительная динамика в коррекции звукопроизношения и развития речи в целом; Для родителей повышение компетентности в вопросах речевого развития детей; использование знаний по коррекции звукопроизношения и развитию речи детей в домашних условиях; Для учителя - логопеда более тесное взаимодействие с родителями и воспитанниками; повышение заинтересованности родителей в улучшении результата звукокоррекции ; учет положительной динамики коррекции звукопроизношения и развития речи детей в целом .
Список литературы Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ » от 29.12.2012г.; «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России », постановление от 01.01.01г. № 6 Приказ Министерства образования и науки РФ №137 от 06.05. 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Образовательный портал «Лого-Эксперт ». « 5 шагов к овладению навыками дистанционной коррекционной работы» ( https://logopedprofiportal.ru/online-course/5shagov ) Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997 – 239 с. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ . пособие / Н. В. Никуличева . – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина , Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев , И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского ", 2017. - №3(4). - С. 94-111. Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина , Л.Звезда , О. Пикалова, Д. Скуднев , И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14 . Ворошилова Е.Л., Дымкова А.Ю. «Методические рекомендации по реализации образовательной программы для обучающихся с нарушениями речи на начальной ступени образования» (Институт коррекционной педагогики РАО), 2020 г. ( https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/ )
« Применение технологий дистанционного обучения позволило профессиональному сообществу логопедов и дефектологов запустить процесс формирования нового, перспективного направления - дистанционной коррекционной педагогики, что сделало ее доступной для семей из отдаленных регионов Российской Федерации и зарубежья, повысило компетенции родительского сообщества » Татьяна Александровна Соловьева, и.о.директора ИКП РАО
Предварительный просмотр:
Коррекция звукопроизношения по средствам дистанционного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР
(3 и 4 уровень речевого развития)
учитель-логопед Смирнова Ольга Валерьевна МАДОУ «Детский сад № 346»,
г. Нижний Новгород
1 слайд: Представляю опыт работы по коррекции звукопроизношения по средствам дистанционного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 и 4 уровня речевого развития).
2 слайд: Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) и последующий период длительной самоизоляции поставили перед педагогическим сообществом непростую задачу: необходимость быстрой перестройки всего учебного процесса. Выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение в данном случае не стоит. Важно сохранить те навыки звукопроизношения, которые уже были сформированы у воспитанников до самоизоляции, закрепить их, а также довести до конца процесс коррекции звуков речи в целом. На сегодняшний день в сети Интернет предлагается немало онлайн курсов по дистанционному обучению, пройдя которые можно сразу внедрять полученные знания в практику.
3 слайд: Идея дистанционного обучения не нова. Данный вопрос впервые был затронут еще в 1993 году. А в 2000-х годах технология дистанционного обучения получила законное право на применение в образовательной деятельности.
4 слайд: На слайде представлены логотипы программ, которые используются для проведения онлайн занятий. Их особенности всем хорошо известны. Уточнения коснутся лишь программы Viber. Плюсы этой программы в том, что она широко доступна. Не во всех семьях есть ноутбук (где есть встроенные камера и колонки), но у всех, включая бабушек и дедушек, есть смартфон. А программа Viber одинаково эффективно работает как с ноутбука, так и с смартфона/ айфона. Минусы этой программы в том, что нет возможности демонстрировать экран, поэтому приходится по максимуму использовать подручные предметы и игры.
5 слайд: На сайде представлен перечень плюсов и минусов онлайн занятий. Основным плюсом для меня оказалось не столько возможность продолжить занятия с воспитанниками, как необходимость присутствия на них родителей. Основным же минусом считаю сложности в постановке нормативного звукопроизношения (нет возможности тактильного контакта).
6 слайд: Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд особенностей, которые затрудняют проведение занятия в онлайн режиме:
- характерная неустойчивость внимания, недостаточно развита способность к переключению;
- повышена психическая истощаемость и, как следствие, понижена работоспособность;
- недостаточно развиты контрольные действия;
К счастью, у детей, находящихся на 3 и 4 уровнях речевого развития уже в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. Они способны активно заниматься от 15 до 20 минут. К тому же для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда.
7 слайд: Прежде чем приступить к онлайн-занятиям по коррекции звукопроизношения был проведен опрос родителей насчет наличия у них желания и возможности заниматься с ребенком дистанционно, выбора программы для проведения занятий. А также выставлены требования к условиям проведения занятий. Первую неделю занятия проводятся в тестовом формате. Данный тест дает возможность скорректировать как технические вопросы (наличие бесперебойной связи, максимально удобная для ребенка организация рабочего места), так и психолого-педагогические вопросы (психологический настрой и регуляция поведения ребенка во время дистанционного занятия, отлаживание процесса взаимодействия с родителями, привыкание участников онлайн - занятия к новому образовательному процессу).
8 слайд: Не для кого не секрет, что проведению занятия в дистанционной форме предшествует довольно продолжительная и тщательная подготовка. Здесь учитывается целый ряд пунктов:
- Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)
- Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
- Подбор и подготовка игр и заданий
- Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий
- Согласование с родителем времени и условий проведения занятий.
И если развитие речи в рамках работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью не вызывает особых затруднений у педагога, то постановка звуков дистанционно имеет ряд трудностей.
9 слайд: Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ муляжей и артикуляционных профилей), слуховую (акустических образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения). И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.
10 слайд: Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О.С. Жукова (см. слайд)
11 слайд: Моими техническими помощниками были наушники с микрофоном. Ярко красные губы помогали мне концентрировать внимание ребенка на моей артикуляции и визуально воспринимать мою речь. Работа в онлайн режиме требует достаточно высокого темпа переключения. За 20 мин. занятия мы работали и над артикуляционной гимнастикой, и над дыхательной гимнастикой. Упражнялись в развитии фонетических и фонематических процессов. Упражнение по развитию слуха (на определение конкретного звука в ряду других, дифференциацию звуков) я использовала также и в формате двигательной паузы. Также занятие включало в себя постановку, автоматизацию звуков и закрепление их в речи ребенка. Плюс различные речевые игры. Моим помощником (в качестве яркой наглядности) был Лунтик. Получалось так, что я учила ребенка, а ребенок учил Лунтика.
В качестве поощрительного приза за активную работу на занятии я высылала картинку jpg (смайлик, машинку, цветок…) и родители либо собирали эти картинки на одном листе в Word, либо распечатывали и клеили в детские блокноты.
12 слайд: как я уже говорила ранее, плюсом для меня в дистанционной работе стало обязательное присутствие на занятиях родителей. Я уверена, что невозможно переоценить роль родителей в устранении речевой проблемы ребёнка. Следовательно, одной из задач логопеда является грамотное, методичное вовлечение родителя в коррекционную работу. Снятие их психологического напряжения и неуверенности в себе. Умение доходчиво объяснить технологию выполнения того или иного упражнения, объяснить в чем состоит его необходимость.
13 слайд: Свое взаимодействие с родителями воспитанников я осуществляла по средствам форм, представленных на экране. НО прежде всего – это обратная связь на заключительном этапе онлайн-занятия.
Коуч-группа – родители, с детьми которых мы работаем над постановкой одного и того же звука, либо дифференциации звуков.
Вебинары, мастер-классы – по артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике, по развитию фонематического восприятия, игры по развитию речи.
Тематическая рассылка – это домашние задания, памятка к занятиям по звуко-буквенному анализу и т.п.
14 слайд: результатом проделанной работы для воспитанников оказалась положительная динамика в коррекции звукопроизношения и развития речи в целом;
Родители смогли повысить уровень своей компетентности в вопросах речевого развития детей и использовать полученные знания по коррекции звукопроизношения и развитию речи детей в домашних условиях;
Моими профессиональными результатами стали:
- налаживание более тесного взаимодействия с родителями и воспитанниками;
- я смогла повысить уровень заинтересованности родителей в улучшении результата звуковой коррекции речи детей;
- положительная динамика коррекции звукопроизношения и развития речи детей в целом. В 78% случаев удалось скорректировать звукопроизношение полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Конспект НОД по развитию речи для детей (старшего дошкольного возраста 6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по серии сюжетных картин с детьми старшего дошкольного возраста....
Дистанционное обучение дошкольников старшего дошкольного возраста.
Уважаемые родители!Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат«Сидим дома» сделать интереснее и увлекательнее.План работы в режиме самоизоляции на13.04.2020гСтаршая группаВо...
Дистанционное обучение детей младшего дошкольного возраста в образовательной области "Физическое развитие"
Материал будет полезен родителям детей младшего дошкольного возраста. Здесь представлены занятия по физической культуре, которые родители могут выполнить вместе с детьми в домашних условиях. Занятия р...
Игры с водой для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с нарушением речевого развития
В наше время очень важно повышать компетентность родителей в области обучения и развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития. Перенос традиционных занятий в игровую деят...
Технология «интеллект-карты» в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как средство речевого развития
В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на а...