Методическая разработка
презентация к уроку (старшая группа)

Васильева Юлия Викторовна

Пословицы, поговорки, потешки - как средство развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prez1.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пословицы, поговорки, потешки – как средство развития речи дошкольников Выполнила : Воспитатель МБДОУ №258 Васильева Юлия Викторовна

Слайд 2

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Слайд 3

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Слайд 4

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речевое развитие – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною.. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи , освоение его словарным запасом. Особое значение в процессе обучения детей родному языку является речь воспитателя, так как дошкольник усваивает язык по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и манеру говорить. В этом смысле речь воспитателя для ребёнка – образец принятого употребления языковых средств, соблюдение лексических, грамматических, стилистических и фонетических норм.

Слайд 5

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них. Многозначность народного искусства для развития личности раскрыл видный педагог Ушинский К. Д. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

Слайд 6

А.П.Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Слайд 7

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Слайд 8

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Слайд 9

Актуальность этой работы состоит в том , чтобы показать какую роль играет приобщение детей к народному творчеству для развития речи детей . Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Слайд 10

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Слайд 11

В СВЯЗИ С ЭТИМ БЫЛИ ПОСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме работы. Определить основные методы, формы , используя малые фольклорные формы в процессе речевого развития. Разработать систему работы воспитателя с детьми 5 года жизни по ознакомлению с пословицами, поговорками, потешками . Частично опробовать в работе с детьми 5 года жизни и проанализировать результаты деятельности. Разработать и провести консультацию для родителей по теме исследования. Выпустить книжку – миниатюру с пословицами и презентовать для родителей.

Слайд 12

Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач.

Слайд 13

Практическую часть реализации перспективного плана мы строили на следующих основных принципах: - во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; - во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); - в-третьих, активного включения детей; - в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Слайд 14

В Своей работе по ознакомлению с пословицами и поговорками, потешками детей 5 года жизни я выделила три направления: Использование малых форм фольклора в непосредственной образовательной деятельности; Использование малых форм фольклора в совместной деятельности воспитателя и детей; Использование малых форм фольклора в семье дошкольников.

Слайд 15

В непосредственной образовательной деятельности дети познакомились с такими пословицами, как: « Человек без друзей, что дерево без корней» «Не красна изба углами, а красна пирогами»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»; «Маленький - да удаленький»; «Сам погибай, а товарища выручай»; «Аппетит приходит во время еды»;

Слайд 16

Но только с помощью непосредственной образовательной деятельности понять и использовать пословицы и поговорки в своей речи невозможно, поэтому для лучшего запоминания и осмысления были созданы необходимые условия: Но только с помощью непосредственной образовательной деятельности понять и использовать пословицы и поговорки в своей речи невозможно, поэтому для лучшего запоминания и осмысления были созданы необходимые условия:

Слайд 17

Использование пословиц и поговорок во время проведения режимных моментов, относящиеся к организации кормления:

Слайд 18

- При организации сна: « Пора спать, коли некого ждать» « Милая подружка – подушка» « Одним ухом спит, другим слышит» « Спали, почивали, весело ль вставали?»

Слайд 19

Так, во время умывания используем потешку: « Кран откройся, Нос умойся, Мойтесь сразу оба глаза, Хорошенько мойся шейка»

Слайд 20

- Во время причёсывания: « Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса, Расти коса не путайся, Маму дочка слушайся»

Слайд 21

Одевание - сложный режимный процесс. Дети не любят одеваться сами, отвлекаются.

Слайд 22

Для закрепления поговорок и пословиц использовались самые различные формы работы: Игры-соренования «Кто больше скажет пословиц или поговорок» 2.Дидактические игры «Скажи по - другому», «Продолжи пословицу» : называется начало пословицы, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. 3. «Обыграй пословицу» - это было самое интересное и понравившиеся задание для детей, т.к. им очень нравилось изображать пословицу жестами, мимикой или понтамимой .

Слайд 23

Наиболее интересным стало изготовление « книги – миниатюры» которую сделали по пословицам и поговоркам. Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

Слайд 24

Была проведена презентация сборника «Книги- миниатюры».

Слайд 29

В процессе работы были замечены такие изменения в речевом развитии детей: - у детей повысился интерес к устному народному творчеству; - они стали использовать в своей речи - пословицы, поговорки; - в сюжетно-ролевых играх использовали знакомые потешки; - самостоятельно организовывали народные игры - забавы с помощью считалок.

Слайд 30

Из всего сказанного можно сделать вывод: Что использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Слайд 31

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Слайд 32

Работа любого педагога-дошкольника тесно связана с разнообразным литературно-фольклорным наследием: сказками, загадками, пословицами и поговорками, потешками , играми и многими другими видами письменного и устного творчества разных народов мира. Грамотное использование подобных материалов не только позитивно влияет на развитие речи детей, расширяет их кругозор и положительно влияет на развитие логического мышления, но и формирует у детей дошкольного возраста общее представление о мире и культуре народов мира.

Слайд 33

за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...