РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для занятий онлайн «Игры-тренинги» по психолого-педагогическому развитию дошкольников (для детей 3 - 7 лет)
рабочая программа

Тулушева Юлия Юрьевна

Данная программа разработана для развития Soft skills – социальные, психологические, эмоциональные и другие навыки, которыми человек пользуется для решения разных проблем: бытовых, рабочих, межличностных. База этой группы навыков формируется еще в раннем детстве и развивается в течение всей жизни. Но прогресс в зрелом возрасте будет более медленным и сложным, чем в школьный и дошкольный период. Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_it.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»:

Руководитель структурного подразделения детского сада

«Школа Сотрудничества»

 _______________/ А.В. Замыслова

                                                               



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Игры-тренинги»

по психолого-педагогическому развитию дошкольников

 (для детей 3 - 7 лет)




Направленность: развивающая

Вид деятельности: психолого-педагогическая

Срок реализации: 1 год

Возраст воспитанников: 2,5 - 7 лет

Авторы: Тулушева Ю.Ю., педагог-психолог

первой квалификационной категории

МОСКВА, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2.Тематическое планирование курса для детей 3-4 лет

3. Тематическое планирование курса для детей 4-5 лет

4. Тематическое планирование курса для детей 5 - 6 лет

5.Тематическое планирование курса для детей 6-7 лет

6. Планируемые результаты

7.Методическая литература


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», подготовленной под руководством Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программы ДОУ – в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.

Во время занятий   « Игры- Тренинги» дети будут выполнять различные задания, которые создают необходимость аргументировать свою позицию, убеждать; взаимодействовать со сверстниками; договариваться; искать и обрабатывать информацию; работать в команде, планировать свою деятельность; будут развивать инициативность, нацеленность на результат. Данные занятия помогают научиться:

  • выстраивать свою рабочую деятельность на занятии;
  • внимательно относиться к деталям;
  • самостоятельно организовать процесс;
  • доводить дело до конца;
  • позитивно и творчески мыслить.

Данная программа разработана для развития Soft skills – социальные, психологические, эмоциональные и другие навыки, которыми человек пользуется для решения разных проблем: бытовых, рабочих, межличностных. База этой группы навыков формируется еще в раннем детстве и развивается в течение всей жизни. Но прогресс в зрелом возрасте будет более медленным и сложным, чем в школьный и дошкольный период. Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Цель программы: обеспечение организационно-методических условий для формирования у детей Soft skills.

Задачи:

метапредметные:

  • владение социальными навыками (коммуникация, работа в команде, лидерство, эмоциональный интеллект):
  • умение слушать;
  • умение убеждать;
  • публичные выступления;
  • командная работа;
  • владение своими эмоциями, самообладание.
  • владение управленческими навыками (управление временем, развитием, решение проблем, ответственность, дисциплина, самоменеджмент).

 управление собственным развитием: 

  • планирование и целеполагание;
  • нацеленность на результат;
  • формулирование проблем/ перевод проблемы в задачу / выработка и принятие решений умение анализировать собственные действия.
  • владение навыками работы с информацией:
  • креативность;
  • критическое мышление;
  • поиск и анализ информации.

Концептуальные подходы

При разработке образовательной программы, были   выделены критерии качественной программы:

  • направленность на постоянное развитие ребенка;
  • осуществление принципа свободы выбора, когда разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему осознать себя личностью;
  • создание условий для совместной деятельности детей и взрослых, по реализации вместе выработанных целей и задач для формирования «мягких навыков».

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Таблица

Продолжительность занятий

в зависимости от возрастной категории детей

Возрастная группа

Время занятия

Вторая младшая группа

15 мин

Средняя группа

20 мин

Старшая группа

25 мин

Подготовительная группа

30 мин

Этапы занятия:

  1. Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
  2. Мотивационный этап — выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.
  3. Практический этап — подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
  4. Рефлексивный этап — обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

2.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Месяц

Тема занятия

Задачи

Деятельность на занятии

апрель

«Салат»

  1. Командобразование;
  2. Развитие коммуникативных навыков;
  3. Развитие внимания, памяти, мышления.

1.        К нам пришел зайчик (или любой другой гость), который любит салат. Давайте с вами поможем голодному гостю и приготовим салат.

2.        Что для этого необходимо?

3.        Обговаривается время приготовления;

4.        Чего не хватает?;

5.        Игры, направленные на развитие пантомимики, развитию концентрации внимания (сьььедобное-несъедобное);

6.        Рефлексия.

«Мы вместе готовим салат»

  1. Нацеленность на результат;
  2. Умение работать в команде;
  3. Развитие когнитивных способностей.

1.        Загадки

2.        Что нам нужно для приготовления?;

3.        Ставим время(по сигналу или успели или нет);

4.        Развитие опосредованного запоминания;

5.        Огонь, земля, вода, воздух; будь внимателен;

6.        Рефлексия.

май

«Мир театра»

1. Развитие артистизма и художественного мышления детей;

2. Развитие коммуникативных навыков и снятие страха перед публикой;

3. Развитие эмоционального и артистического компонентов творчества;

4. Командообразование.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Маленький театр» .

3. «Построим дом»; (нарисуйте, каждый свою часть). Попробуем построить дом.

4. Упражнение «Доброе слово». (Ты такая красивая(красивый);

5. Рефлексия.

Игра «Придумай свой конец сказки».

  1. Развитие творческого мышления и воображения, развитие вербального интеллекта;
  2. Развитие умения работать в команде;
  3. Развитие умения договариваться;
  4. Нацеленность на результат.

  1. Загадки
  2. Колобок
  3. Придумываем конец для сказки;
  4. Рисуем с помощью символов;
  5. Играем в волшебные цветы;
  6. Рефлексия.

«Мы команда»

  1. Развитие умение работать в команде;
  2. Развитие умения доказывать точку зрения;
  3. Развитие умения объяснить свой выбор;
  4. Развитие умения четко формулировать свои мысли.
  1. Приветствие;
  2. «Встаньте те кто…»;
  3. Эмблема команды;
  4. Рисунок(рисуя я дети говорят, что рисовать);
  5. «Почему мы любим…»
  6. Строим дом для собачки из карандашей;
  7. Рефлексия.

«Мы-друзья»

  1. Командообразование;
  2. Развитие умения отвечать полным ответом;
  3. Развитие умения работать в команде;
  4. Развитие когнитивных процессов.
  1. Приветствие;
  2. Сколько птичек в лесу;
  3. Что сначала, что потом
  4. Успей, пока играет музыка;
  5. Рефлексия.

«Волшебные свойства предмета»

  1. Развитие воображения;
  2. Поиск альтернативных подходов вариантов решения;
  3. Оригинальность предложенных способов решения задачи.
  1. Приветствие;
  2. Как можно использовать данный предмет в игре?(карандаш,  лист А4 и т.д.);
  3. Схема;
  4. Волшебный эксперимент;
  5. Мы превратились в морскую звезду и т.д.;
  6. Рефлексия.

«Будь внимателен»

  1. Развитие сплоченности;
  2. Ориентировка в пространстве;
  3. Развитие мышления;
  4. Развитие внимания, наблюдательности.
  1. Приветствие;
  2. Игра «Что Справа-слева»?;
  3. «Найди такую форму в комнате(на какой предмет похоже)»
  4. «Скажи как можно тише слова»;
  5. «Найди себе пару»(перепутанные одинаковые картинки);
  6. Рефлексия.

«Игра наоборот»

  1. Развитие воображения;
  2. Развитие логического мышления;
  3. Развитие пространственной ориентировки;
  4. Развитие внимания;
  5. Развитие творческого восприятия.
  1. Приветствие;
  2. «Что будет если?»;
  3. Путаница (Что не так? Например, Стакан плавает на столе);
  4. «Что перепутал художник?»;
  5. «Хлоп, топ, прыг»;
  6. Море волнуется раз…
  7. Рефлексия.

«Самый внимательный»

  1. Развитие способности работать в команде;
  2. Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления;
  3. Развитие внимания, быстроты мышления.
  1. Приветствие;
  2. «Животное-Овощ-Фрукт»;
  3. «Веселый мяч»;
  4. Запомни свое место;
  5. Рефлексия.

июнь

«Путешествие в страну Вообразилию»

  1. Развитие внимания, зрительной памяти;
  2. Развитие творческой активности;
  3. Развитие интеллектуальных качеств (беглость, гибкость, оригинальность мышления, воображения).
  1. Приветствие;
  2.  «Посмотри и запомни»;
  3. «Исчезло солнышко-что делать где его искать?»;
  4. Рефлексия.

«Морской берег»

  1. Развитие умения создавать новые образы на основе восприятия схематичных изображения;
  2. Развитие умения делать выводы. Высказывать свое мнение;
  3. Развитие творческой активности.
  1. Приветствие;
  2. Игра «Камешки на берегу»;
  3. Игра «Найди различия»;
  4. Рефлексия.

«Предмет и свойство»(объяснение)

  1. Развитие творческой активности;
  2. Развитие логический операций и мышления;
  3. Развитие умения работать в команде;
  4. Развитие умения нестандартного мышления.
  1. Приветствие;
  2. Что это? Зачем оно нужно?;
  3. Как мы это можем применить в игре?;
  4. Эксперимент.
  5. Рефлексия.

Выбор темы для проекта  «Предмет и его свойства»

  1. Развитие умения высказывать свое точку зрения;
  2. Развитие умения работать в команде;
  3. Развитие когнитивных процессов.
  1. Приветствие;
  2. Предмет для изучения;
  3. Объяснение, что необходимо;
  4. Рефлексия.

«Раз – ушко, два – глазик»

  1. Развитие умения высказывать свое точку зрения;
  2. Развитие умения работать в команде;
  3. Развитие когнитивных процессов.
  1. Приветствие;
  2. «Что исчезло?»
  3. «Как слышно?»
  4. Услышь и повтори за мной;
  5. Рефлексия.

«Что? Где? Когда?» (для всей группы)

  1.  Проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
  2.  Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  3.  Воспитывать самоконтроль, умение доказывать, смекалку и связную речь.
  4. Закреплять умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  5. Развивать любознательность, самостоятельность.
  1. Приветствие;
  2. Игра;
  3. Рефлексия.

«По дороге с облаками»

  1. Воспитывать самоконтроль, умение доказывать, смекалку и связную речь.
  2. Закреплять умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  3. Командообразование.
  1. Приветствие;
  2. Что такое облака?
  3. На что похожи облака?
  4. Играем с вами в тучки-облачко.
  5. Рефлексия.

Диагностика

1. диагностика познавательной сферы.

2. диагностика эмоциональной сферы.

    Экспресс диагностика :

Коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

 

Месяц

Тема занятия

Задачи

Деятельность на занятии

апрель

«Суп»

  1. Командобразование;
  2. Развитие коммуникативных навыков;
  3. Развитие мышления;
  4. Воображения

1.        К нам пришел зайчик (или любой другой гость), который любит суп. Давайте с вами поможем голодному гостю и приготовим суп.

2.        Что для этого необходимо?

3.        Обговаривается время приготовления;

4.        Составление схемы, Чего не хватает?;

5.        Игры, направленные на развитие пантомимики, развитию концентрации внимания (приготовим мы компот(или суп);

6.        Рефлексия.

«Мы вместе готовим суп»

  1. Нацеленность на результат;
  2. Умение работать в команде;
  3. Развитие когнитивных способностей.

1.        Загадки

2.        Что нам нужно для приготовления?;

3.        Ставим время(по сигналу или успели или нет);

4.        Развитие опосредованного запоминания;

5.        Огонь, земля, вода, воздух; будь внимателен;

6.        Рефлексия.

май

«Мир театра»

1. Развитие артистизма и художественного мышления детей;

2. Развитие коммуникативных навыков и снятие страха перед публикой;

3. Развитие эмоционального и артистического компонентов творчества;

4. Командообразование.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Маленький театр» .

3. «Построим дом»; (нарисуйте, каждый свою часть). Попробуем построить дом.

4. Упражнение «Доброе слово» .

5. Рефлексия.

Игра «Придумай свой конец сказки».

  1. Развитие творческого мышления и воображения, развитие вербального интеллекта;
  2. Развитие умения работать в команде;
  3. Развитие умения договариваться;
  4. Нацеленность на результат.

  1. Загадки
  2. Теремок/Колобок
  3. Придумываем конец для сказки;
  4. Рисуем с помощью символов;
  5. Играем в волшебные цветы;
  6. Рефлексия

«Мы команда»

  1. Развитие умение работать в команде;
  2. Развитие умения доказывать точку зрения;
  3. Развитие умения объяснить свой выбор;
  4. Развитие умения четко формулировать свои мысли.

1.Приветствие;

  1. «Встаньте те кто…»;
  2. Эмблема команды;
  3. Рисунок;
  4. «Почему ы любим…»
  5. Строим дом из карандашей для собачки;
  6. Рефлексия.

«Мы-друзья»

  1. Командообразование;
  2. Развитие умения отвечать полным ответом;
  3. Развитие умения работать в команде;
  4. Развитие когнитивных процессов».
  1. Приветствие;
  2. Сколько мишек в лесу;
  3. Что сначала, что потом
  4. Какого цвета, например ёлка и т.д.;
  5. Успей, пока играет музыка;
  6. Рефлексия.

«Волшебные свойства предмета»

  1. Развитие воображения;
  2. Поиск альтернативных подходов вариантов решения;
  3. Оригинальность предложенных способов решения задачи.
  1. Приветствие;
  2. Как можно использовать данный предмет в игре?(карандаш, одеяло, лист А4 и т.д.);
  3. Схема;
  4. Волшебный эксперимент;
  5. Мы превратились в морскую звезду и т.д.;
  6. Рефлексия.

«Будь внимателен»

  1. Развитие сплоченности;
  2. Ориентировка в пространстве;
  3. Развитие мышления;
  4. Развитие внимания, наблюдательности.
  1. Приветствие;
  2. Игра «Правая-левая»;
  3. «Найди такую форму в комнате»
  4. «Тропинка»;
  5. «Найди себе пару»(перепутанные одинаковые картинки);
  6. Рефлексия.

«Игра наоборот»

  1. Развитие воображения;
  2. Развитие логического мышления;
  3. Развитие пространственной ориентировки;
  4. Развитие внимания;
  5. Развитие творческого восприятия.
  1. Приветствие;
  2. «Что будет если?»;
  3. Путаница (Что не так? Например, Стакан плавает на столе);
  4. «Что перепутал художник?»;
  5. «Хлоп, топ, прыг»;
  6. Рефлексия.

«Самый внимательный»

  1. Развитие способности работать в команде;
  2. Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления;
  3. Развитие внимания, быстроты мышления.
  1. Приветствие;
  2. «Животное-Овощ-Фрукт»;
  3. «Веселый мяч»;
  4. Запомни свое место;
  5. Рефлексия.

июнь

«Путешествие в страну Вообразилию»

  1. Развитие внимания, зрительной памяти;
  2. Развитие творческой активности;
  3. Развитие интеллектуальных качеств (беглость, гибкость, оригинальность мышления, воображения).
  1. Приветствие;
  2. «Цифры в образе»(до 5);
  3. «Посмотри и запомни»;
  4. Исчезнувшие часы - рассуждение;
  5. Рефлексия.

«Морской берег»

  1. Развитие умения создавать новые образы на основе восприятия схематичных изображения;
  2. Развитие умения делать выводы. Высказывать свое мнение;
  3. Развитие творческой активности.
  1. Приветствие;
  2. Игра «Камешки на берегу»;
  3. Игра «Найди различия»;
  4. Рефлексия.

«Предмет и свойство»(объяснение)

  1. Развитие творческой активности;
  2. Развитие логический операций и мышления;
  3. Развитие умения работать в команде;
  4. Развитие умения нестандартного мышления.

1.Приветствие;

  1. Что это? Зачем оно нужно?;
  2. Как мы это можем применить в игре?;
  3. Эксперимент.
  4. Рефлексия.

Выбор темы для проекта  «Предмет и его свойства»

  1. Развитие умения высказывать свое точку зрения;
  2. Развитие умения работать в команде;
  3. Развитие когнитивных процессов.
  1. Приветствие;
  2. Предмет для изучения;
  3. Объяснение, что необходимо;
  4. Рефлексия.

Защита проекта «Предмет и его свойство»

  1. Развитие умения высказывать свое точку зрения;
  2. Развитие умения работать в команде;
  3. Развитие когнитивных процессов.
  1. Приветствие;
  2. Защита проектов(рисуется схема) на занятии;
  3. Рефлексия.

«Что? Где? Когда?» (для всей группы)

  1.  Проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
  2. Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  3.  Воспитывать самоконтроль, умение доказывать, смекалку и связную речь.
  4. Закреплять умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  5. Развивать любознательность, самостоятельность.
  1. Приветствие;
  2. Игра;
  3. Рефлексия.

«По дороге с облаками»

  1. Воспитывать самоконтроль, умение доказывать, смекалку и связную речь.
  2. Закреплять умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  3. Командообразование.
  1. Приветствие;
  2. Что такое облака?
  3. На что похожи облака?
  4. Дорисуйте облако так, чтобы оно стало на что-то похоже.
  5. Играем с вами в тучки-облачко.
  6. Рефлексия.

Диагностика

1. диагностика познавательной сферы.

2. диагностика эмоциональной сферы.

    Экспресс диагностика :

Коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Месяц

Тема занятия

Задачи

Деятельность на занятии

апрель

«Торт»

  1. Командобразование;
  2. Развитие коммуникативных навыков;
  3. Развитие логического мышления;
  4. Произвольного внимания;
  5. Воображения

1.        «Что такое торт?»

2.        Что для этого необходимо?»

3.        Обговаривается время приготовления;

4.        Составление схемы, работа по схеме;

5.        Игры, направленные на развитие пантомимики;

6.        Рефлексия.

«Мы вместе готовим торт»

  1. Нацеленность на результат;
  2. Умение работать в команде;
  3. Развитие когнитивных способностей;
  4. Развитие логического мышления.
  1. Загадки
  2. Что нам нужно для приготовления?;
  3. Ставим время(по сигналу или успели или нет);
  4. Развитие опосредованного запоминания;
  5. Игры с цветом (найди «красны»…);
  6. Рефлексия.

май

«Мир театра»

1. Развитие артистизма и художественного мышления детей;

2. Развитие коммуникативных навыков и снятие страха перед публикой;

3. Развитие эмоционального и артистического компонентов творчества;

4. Командообразование.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Маленький театр» .

3. «Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук).

4. Упражнение «Доброе слово» .

5. Рефлексия.

«Составляем сказку»

  1. Развитие логического мышления;
  2. Умение работать в команде;
  3. Внимательность к деталям и времени;
  4. Нестандартный поиск решения;
  5. Развитие когнитивных процессов;
  6. Видеть главное.
  1. Путанки-имена;
  2. Придумываем рассказ с опорой на картинки (4 картинок);
  3. Частичная замена картинок символами;
  4. Полная замена картинок символами;
  5. 4 стихии;
  6. Рефлексия.

«2 команды»

  1. Развитие умение работать в команде;
  2. Развитие умения доказывать точку зрения;
  3. Развитие умения объяснить свой выбор;
  4. Развитие умения четко формулировать свои мысли.
  1. Приветствие;
  2. «Встаньте те кто…»;
  3. 2 команды(кошки и собаки);
  4. Эмблема команды;
  5. Рисунок;
  6. «Почему мы любим…»
  7. Рефлексия.

«2 команды-соревнования»

  1. Командообразование;
  2. Развитие умения отвечать полным ответом;
  3. Развитие умения работать в команде;
  4. Развитие когнитивных процессов».
  1. Приветствие;
  2. Название команд;
  3. Задания, направленные на развитие логического мышления;
  4. Рефлексия.

«Необычные свойства предмета»

  1. Развитие воображения;
  2. Поиск альтернативных подходов вариантов решения;
  3. Оригинальность предложенных способов решения задачи.
  1. Приветствие;
  2. Как можно использовать данный предмет в игре?(карандаш, одеяло, лист А4 и т.д.);
  3. Схема;
  4. Волшебный эксперимент;
  5. А теперь мы отправляемся гулять;
  6. Рефлексия.

«Будь внимателен»

  1. Развитие сплоченности;
  2. Ориентировка в пространстве;
  3. Развитие мышления;
  4. Развитие внимания, наблюдательности.
  1. Приветствие;
  2. «Правая-левая»;
  3. «Я вас заколдовала…и вы стали морскими звездами»;
  4. «Тропинка»;
  5. «Найди себе пару (у кого такие карточки)»;
  6. Рефлексия.

«Игра наоборот»

  1. Развитие воображения;
  2. Развитие логического мышления;
  3. Развитие пространственной ориентировки;
  4. Развитие внимания;
  5. Развитие творческого восприятия.
  1. Приветствие;
  2. Угадай что это?;
  3. Перевернутые животные;
  4. «Посмотрите сверху вниз»;
  5. Посмотрите на фигуры и буквы, цифры. Их нужно нарисовать в перевернуто виде вот так;
  6. На что похожа эта буква. Дорисуй (Р)
  7. Рефлексия.

«Самый внимательный»

  1. Развитие способности работать в команде;
  2. Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления;
  3. Развитие внимания, быстроты мышления.
  1. Приветствие;
  2. «Цветок-Дерево-Фрукт»;
  3. «Веселый мяч»;
  4. Игра «Запомни свое место»;
  5. Рефлексия.

июнь

«Путешествие в страну Вообразилию»

  1. Развитие внимания, зрительной памяти;
  2. Развитие творческой активности;
  3. Развитие интеллектуальных качеств (беглость, гибкость, оригинальность мышления, воображения).
  1. Приветствие;
  2. «Цифры в образе»;
  3. «Посмотри и запомни»;
  4. Рефлексия.

«Морской берег»

  1. Развитие умения создавать новые образы на основе восприятия схематичных изображения;
  2. Развитие умения делать выводы. Высказывать свое мнение.
  1. Приветствие;
  2. Игра «Камешки на берегу»;
  3. Игра «Найди различия»;
  4. Рефлексия.

«Предмет и свойство»(объяснение)

  1. Развитие творческой активности;
  2. Развитие логический операций и мышления;
  3. Развитие умения работать в команде;
  4. Развитие умения нестандартного мышления.
  1. Приветствие;
  2. Что это? Зачем оно нужно?;
  3. Как мы это можем применить в игре?;
  4. Эксперимент.
  5. Рефлексия.

Выбор темы для проекта  «Предмет и его свойства»

  1. Развитие умения высказывать свое точку зрения;
  2. Развитие умения работать в команде;
  3. Развитие когнитивных процессов.
  1. Приветствие;
  2. Предмет для изучения;
  3. Объяснение, что необходимо;
  4. Рефлексия.

Защита проекта «Предмет и его свойство»

  1. Развитие умения высказывать свое точку зрения;
  2. Развитие умения работать в команде;
  3. Развитие когнитивных процессов.
  1. Приветствие;
  2. Защита проектов;
  3. Рефлексия.

«Что? Где? Когда?» (для всей группы)

  1.  Проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
  2.  Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  3.  Воспитывать самоконтроль, умение доказывать, смекалку и связную речь.
  4. Закреплять умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  5. Развивать любознательность, самостоятельность.
  1. Приветствие;
  2. Игра;
  3. Рефлексия.

«Что? Где? Когда?» (2 команды)

  1.  Проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
  2.  Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  3.  Воспитывать самоконтроль, умение доказывать, смекалку и связную речь.
  4. Закреплять умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  5. Развивать любознательность, самостоятельность.
  1. Приветствие;
  2. Игра;
  3. Рефлексия.

Диагностика

1. диагностика познавательной сферы.

2. диагностика эмоциональной сферы.

    Экспресс диагностика :

Коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления.

5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Месяц

Тема занятия

Задачи

Деятельность на занятии

апрель

«Торт»

Развитие:

  1. Командобразование;
  2. Развитие коммуникативных навыков;
  3. Развитие логического мышления;
  4. Произвольного внимания;
  5. Воображения
  1. «Что такое торт?»
  2. Что для этого необходимо?»
  3. Обговаривается время приготовления;
  4. Составление схемы, работа по схеме;
  5. Игры, направленные на развитие пантомимики;
  6. Рефлексия.

«Мы вместе готовим торт»

  1. Нацеленность на результат;
  2. Умение работать в команде;
  3. Развитие когнитивных способностей;
  4. Развитие логического мышления.

1.        Загадки

2.        Что нам нужно для приготовления?;

3.        Ставим время(по сигналу или успели или нет);

4.        Развитие опосредованного запоминания;

5.        Игры с цветом (найди «красны»…);

6.        Рефлексия.

май

«Мир театра»

1. Развитие артистизма и художественного мышления детей;

2. Развитие коммуникативных навыков и снятие страха перед публикой;

3. Развитие эмоционального и артистического компонентов творчества;

4. Командообразование.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Маленький театр» .

3. «Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук).

4. Упражнение «Доброе слово» .

5. Рефлексия.

«Составляем рассказ»

  1. Развитие логического мышления;
  2. Умение работать в команде;
  3. Внимательность к деталям и времени;
  4. Нестандартный поиск решения;
  5. Развитие когнитивных процессов;
  6. Видеть главное.
  1. Путанки-имена;
  2. Придумываем рассказ с опорой на картинки (7 картинок);
  3. Частичная замена картинок символами;
  4. Полная замена картинок символами;
  5. 4 стихии;
  6. Рефлексия.

«2 команды»

  1. Развитие умение работать в команде;
  2. Развитие умения доказывать точку зрения;
  3. Развитие умения объяснить свой выбор;
  4. Развитие умения четко формулировать свои мысли.
  1. Приветствие;
  2. «Встаньте те кто…»;
  3. 2 команды(кошки и собаки);
  4. Эмблема команды;
  5. Рисунок;
  6. «Почему ы любим…»
  7. Рассказ;
  8. Рефлексия.

«2 команды-соревнования»

  1. Командообразование;
  2. Развитие умения отвечать полным ответом;
  3. Развитие умения работать в команде;
  4. Развитие когнитивных процессов».
  1. Приветствие;
  2. Название команд;
  3. Задания, направленные на развитие логического мышления;
  4. Рефлексия.

«Необычные свойства предмета»

  1. Развитие воображения;
  2. Поиск альтернативных подходов вариантов решения;
  3. Оригинальность предложенных способов решения задачи.
  1. Приветствие;
  2. Как можно использовать данный предмет в игре?(карандаш, одеяло, лист А4 и т.д.);
  3. Схема;
  4. Волшебный эксперимент;
  5. А теперь мы отправляемся гулять;
  6. Рефлексия.

«Будь внимателен»

  1. Развитие сплоченности;
  2. Ориентировка в пространстве;
  3. Развитие мышления;
  4. Развитие внимания, наблюдательности.
  1. Приветствие;
  2. «Правая-левая»;
  3. «Мячик волшебник»;
  4. «Тропинка»;
  5. «Найди себе пару»;
  6. Рефлексия.

«Игра наоборот»

  1. Развитие воображения;
  2. Развитие логического мышления;
  3. Развитие пространственной ориентировки;
  4. Развитие внимания;
  5. Развитие творческого восприятия.
  1. Приветствие;
  2. Угадай что это?;
  3. Перевернутые животные;
  4. «Посмотрите сверху вниз»;
  5. Посмотрите на фигуры и буквы, цифры. Их нужно нарисовать в перевернуто виде вот так;
  6. На что похожа эта буква. Дорисуй (Ш.)
  7. Рефлексия.

«Самый внимательный»

  1. Развитие способности работать в команде;
  2. Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления;
  3. Развитие внимания, быстроты мышления.
  1. Приветствие;
  2. «Цветок-Дерево-Фрукт»;
  3. «Веселый мяч»;
  4. Запомни свое место;
  5. Рефлексия.

июнь

«Путешествие в страну Вообразилию»

  1. Развитие внимания, зрительной памяти;
  2. Развитие творческой активности;
  3. Развитие интеллектуальных качеств (беглость, гибкость, оригинальность мышления, воображения).
  1. Приветствие;
  2. «Цифры в образе»;
  3. «Посмотри и запомни»;
  4. Исчезнувшие часы»;
  5. Рефлексия.

«Морской берег»

  1. Развитие умения создавать новые образы на основе восприятия схематичных изображения;
  2. Развитие умения делать выводы. Высказывать свое мнение;
  3. Развитие творческой активности.
  1. Приветствие;
  2. Игра «Камешки на берегу»;
  3. Игра «Найди различия»;
  4. «Какие бывают ёжики?»;
  5. Рефлексия.

«Предмет и свойство»(объяснение)

  1. Развитие творческой активности;
  2. Развитие логический операций и мышления;
  3. Развитие умения работать в команде;
  4. Развитие умения нестандартного мышления.
  1. Приветствие;
  2. Что это? Зачем оно нужно?;
  3. Как мы это можем применить в игре?;
  4. Эксперимент.
  5. Рефлексия.

Выбор темы для проекта  «Предмет и его свойства»

  1. Развитие умения высказывать свое точку зрения;
  2. Развитие умения работать в команде;
  3. Развитие когнитивных процессов.
  1. Приветствие;
  2. Предмет для изучения;
  3. Объяснение, что необходимо;
  4. Рефлексия.

Защита проекта «Предмет и его свойство»

  1. Развитие умения высказывать свое точку зрения;
  2. Развитие умения работать в команде;
  3. Развитие когнитивных процессов.
  1. Приветствие;
  2. Защита проектов;
  3. Рефлексия.

«Что? Где? Когда?» (для всей группы)

  1.  Проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
  2.  Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  3.  Воспитывать самоконтроль, умение доказывать, смекалку и связную речь.
  4. Закреплять умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  5. Развивать любознательность, самостоятельность.
  1. Приветствие;
  2. Игра;
  3. Рефлексия.

«Что? Где? Когда?» (2 команды)

  1.  Проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
  2.  Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  3.  Воспитывать самоконтроль, умение доказывать, смекалку и связную речь.
  4. Закреплять умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  5. Развивать любознательность, самостоятельность.
  1. Приветствие;
  2. Игра;
  3. Рефлексия.

Диагностика

1. диагностика познавательной сферы.

2. диагностика эмоциональной сферы.

  Экспресс диагностика :

Коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления.

6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ    


Оцениваются на основе диагностики по следующим критериям оценивания «мягких навыков»:

Навык из системы 4К

Критерии оценивания

Коммуникация

Эмоциональная устойчивость

Аргументация собственной позиции

Умение вести дискуссию

Участие в обсуждении проблемы

Умение слушать

Кооперация

Участие в обсуждении хода работы группы и принятии решений

Рациональное распределение времени (законченность решения)

Умение договариваться

Активная позиция в поиске решения задачи

Креативность

Поиск альтернативных подходов вариантов решения

Оригинальность предложенных способов решения задачи

Поиск новых признаков, характеристик объектов и возможных вариантов их использования

Поиск необходимой информации и выделение ключевой в общем потоке

Рефлексия, оценивание процесса выполнения и результата работы

Способность делать логические умозаключения

Критическое мышление

Умение выделять в информации главное, видеть противоречия

Умение обобщать и делать выводы

Умение анализировать альтернативные точки зрения

Умение осуществлять правильную интерпретацию

7.Методическая литература

  1. Веракса А.Н. Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2014.
  2. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. М.: Мозаика-синтез, 2014.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  4. Журнал «Образование. Наука. Научные кадры», 2019 выпуск №3 , статья «Модель диагностики и развития soft skills школьников в рамках подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior».
  5. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М., 2005.                    
  6.     Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М., 2006.                    
  7.   Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2006.
  8.  Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого...

Психолого-педагогическое сопровождение развития песенного творчества детей дошкольников.

Творчество в детстве напрямую связано с творческим потенциалом человека во взрослой жизни. Как развить индивидуальные возможности каждого ребёнка?...

Психолого-педагогические аспекты развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

В статье рассматривается специфика становления предпосылок изобразительной деятельности в раннем возрасте и ее связь с развитием других видов детской деятельности....

Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения

Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состо...

Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"

Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Захарова Ёвана ИлииничнаУчитель-дефектолог,МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»,г. Саранск, Россия, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИ...