РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для занятий онлайн «Игры-тренинги» по психолого-педагогическому развитию дошкольников (для детей 3 - 7 лет)
рабочая программа
Данная программа разработана для развития Soft skills – социальные, психологические, эмоциональные и другие навыки, которыми человек пользуется для решения разных проблем: бытовых, рабочих, межличностных. База этой группы навыков формируется еще в раннем детстве и развивается в течение всей жизни. Но прогресс в зрелом возрасте будет более медленным и сложным, чем в школьный и дошкольный период. Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_it.doc | 283.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»:
Руководитель структурного подразделения детского сада
«Школа Сотрудничества»
_______________/ А.В. Замыслова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Игры-тренинги»
по психолого-педагогическому развитию дошкольников
(для детей 3 - 7 лет)
Направленность: развивающая
Вид деятельности: психолого-педагогическая
Срок реализации: 1 год
Возраст воспитанников: 2,5 - 7 лет
Авторы: Тулушева Ю.Ю., педагог-психолог
первой квалификационной категории
МОСКВА, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.Тематическое планирование курса для детей 3-4 лет
3. Тематическое планирование курса для детей 4-5 лет
4. Тематическое планирование курса для детей 5 - 6 лет
5.Тематическое планирование курса для детей 6-7 лет
7.Методическая литература
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», подготовленной под руководством Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программы ДОУ – в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.
Во время занятий « Игры- Тренинги» дети будут выполнять различные задания, которые создают необходимость аргументировать свою позицию, убеждать; взаимодействовать со сверстниками; договариваться; искать и обрабатывать информацию; работать в команде, планировать свою деятельность; будут развивать инициативность, нацеленность на результат. Данные занятия помогают научиться:
- выстраивать свою рабочую деятельность на занятии;
- внимательно относиться к деталям;
- самостоятельно организовать процесс;
- доводить дело до конца;
- позитивно и творчески мыслить.
Данная программа разработана для развития Soft skills – социальные, психологические, эмоциональные и другие навыки, которыми человек пользуется для решения разных проблем: бытовых, рабочих, межличностных. База этой группы навыков формируется еще в раннем детстве и развивается в течение всей жизни. Но прогресс в зрелом возрасте будет более медленным и сложным, чем в школьный и дошкольный период. Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Цель программы: обеспечение организационно-методических условий для формирования у детей Soft skills.
Задачи:
метапредметные:
- владение социальными навыками (коммуникация, работа в команде, лидерство, эмоциональный интеллект):
- умение слушать;
- умение убеждать;
- публичные выступления;
- командная работа;
- владение своими эмоциями, самообладание.
- владение управленческими навыками (управление временем, развитием, решение проблем, ответственность, дисциплина, самоменеджмент).
управление собственным развитием:
- планирование и целеполагание;
- нацеленность на результат;
- формулирование проблем/ перевод проблемы в задачу / выработка и принятие решений умение анализировать собственные действия.
- владение навыками работы с информацией:
- креативность;
- критическое мышление;
- поиск и анализ информации.
Концептуальные подходы
При разработке образовательной программы, были выделены критерии качественной программы:
- направленность на постоянное развитие ребенка;
- осуществление принципа свободы выбора, когда разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему осознать себя личностью;
- создание условий для совместной деятельности детей и взрослых, по реализации вместе выработанных целей и задач для формирования «мягких навыков».
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Таблица
Продолжительность занятий
в зависимости от возрастной категории детей
Возрастная группа | Время занятия |
Вторая младшая группа | 15 мин |
Средняя группа | 20 мин |
Старшая группа | 25 мин |
Подготовительная группа | 30 мин |
Этапы занятия:
- Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап — выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.
- Практический этап — подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
- Рефлексивный этап — обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
2.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Месяц | Тема занятия | Задачи | Деятельность на занятии |
апрель | «Салат» |
| 1. К нам пришел зайчик (или любой другой гость), который любит салат. Давайте с вами поможем голодному гостю и приготовим салат. 2. Что для этого необходимо? 3. Обговаривается время приготовления; 4. Чего не хватает?; 5. Игры, направленные на развитие пантомимики, развитию концентрации внимания (сьььедобное-несъедобное); 6. Рефлексия. |
«Мы вместе готовим салат» |
| 1. Загадки 2. Что нам нужно для приготовления?; 3. Ставим время(по сигналу или успели или нет); 4. Развитие опосредованного запоминания; 5. Огонь, земля, вода, воздух; будь внимателен; 6. Рефлексия. | |
май | «Мир театра» | 1. Развитие артистизма и художественного мышления детей; 2. Развитие коммуникативных навыков и снятие страха перед публикой; 3. Развитие эмоционального и артистического компонентов творчества; 4. Командообразование. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Маленький театр» . 3. «Построим дом»; (нарисуйте, каждый свою часть). Попробуем построить дом. 4. Упражнение «Доброе слово». (Ты такая красивая(красивый); 5. Рефлексия. |
Игра «Придумай свой конец сказки». |
|
| |
«Мы команда» |
|
| |
«Мы-друзья» |
|
| |
«Волшебные свойства предмета» |
|
| |
«Будь внимателен» |
|
| |
«Игра наоборот» |
|
| |
«Самый внимательный» |
|
| |
июнь | «Путешествие в страну Вообразилию» |
|
|
«Морской берег» |
|
| |
«Предмет и свойство»(объяснение) |
|
| |
Выбор темы для проекта «Предмет и его свойства» |
|
| |
«Раз – ушко, два – глазик» |
|
| |
«Что? Где? Когда?» (для всей группы) |
|
| |
«По дороге с облаками» |
|
| |
Диагностика | 1. диагностика познавательной сферы. 2. диагностика эмоциональной сферы. | Экспресс диагностика : Коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления. |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Месяц | Тема занятия | Задачи | Деятельность на занятии |
апрель | «Суп» |
| 1. К нам пришел зайчик (или любой другой гость), который любит суп. Давайте с вами поможем голодному гостю и приготовим суп. 2. Что для этого необходимо? 3. Обговаривается время приготовления; 4. Составление схемы, Чего не хватает?; 5. Игры, направленные на развитие пантомимики, развитию концентрации внимания (приготовим мы компот(или суп); 6. Рефлексия. |
«Мы вместе готовим суп» |
| 1. Загадки 2. Что нам нужно для приготовления?; 3. Ставим время(по сигналу или успели или нет); 4. Развитие опосредованного запоминания; 5. Огонь, земля, вода, воздух; будь внимателен; 6. Рефлексия. | |
май | «Мир театра» | 1. Развитие артистизма и художественного мышления детей; 2. Развитие коммуникативных навыков и снятие страха перед публикой; 3. Развитие эмоционального и артистического компонентов творчества; 4. Командообразование. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Маленький театр» . 3. «Построим дом»; (нарисуйте, каждый свою часть). Попробуем построить дом. 4. Упражнение «Доброе слово» . 5. Рефлексия. |
Игра «Придумай свой конец сказки». |
|
| |
«Мы команда» |
| 1.Приветствие;
| |
«Мы-друзья» |
|
| |
«Волшебные свойства предмета» |
|
| |
«Будь внимателен» |
|
| |
«Игра наоборот» |
|
| |
«Самый внимательный» |
|
| |
июнь | «Путешествие в страну Вообразилию» |
|
|
«Морской берег» |
|
| |
«Предмет и свойство»(объяснение) |
| 1.Приветствие;
| |
Выбор темы для проекта «Предмет и его свойства» |
|
| |
Защита проекта «Предмет и его свойство» |
|
| |
«Что? Где? Когда?» (для всей группы) |
|
| |
«По дороге с облаками» |
|
| |
Диагностика | 1. диагностика познавательной сферы. 2. диагностика эмоциональной сферы. | Экспресс диагностика : Коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления. |
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Месяц | Тема занятия | Задачи | Деятельность на занятии |
апрель | «Торт» |
| 1. «Что такое торт?» 2. Что для этого необходимо?» 3. Обговаривается время приготовления; 4. Составление схемы, работа по схеме; 5. Игры, направленные на развитие пантомимики; 6. Рефлексия. |
«Мы вместе готовим торт» |
|
| |
май | «Мир театра» | 1. Развитие артистизма и художественного мышления детей; 2. Развитие коммуникативных навыков и снятие страха перед публикой; 3. Развитие эмоционального и артистического компонентов творчества; 4. Командообразование. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Маленький театр» . 3. «Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук). 4. Упражнение «Доброе слово» . 5. Рефлексия. |
«Составляем сказку» |
|
| |
«2 команды» |
|
| |
«2 команды-соревнования» |
|
| |
«Необычные свойства предмета» |
|
| |
«Будь внимателен» |
|
| |
«Игра наоборот» |
|
| |
«Самый внимательный» |
|
| |
июнь | «Путешествие в страну Вообразилию» |
|
|
«Морской берег» |
|
| |
«Предмет и свойство»(объяснение) |
|
| |
Выбор темы для проекта «Предмет и его свойства» |
|
| |
Защита проекта «Предмет и его свойство» |
|
| |
«Что? Где? Когда?» (для всей группы) |
|
| |
«Что? Где? Когда?» (2 команды) |
|
| |
Диагностика | 1. диагностика познавательной сферы. 2. диагностика эмоциональной сферы. | Экспресс диагностика : Коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления. |
5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Месяц | Тема занятия | Задачи | Деятельность на занятии |
апрель | «Торт» | Развитие:
|
|
«Мы вместе готовим торт» |
| 1. Загадки 2. Что нам нужно для приготовления?; 3. Ставим время(по сигналу или успели или нет); 4. Развитие опосредованного запоминания; 5. Игры с цветом (найди «красны»…); 6. Рефлексия. | |
май | «Мир театра» | 1. Развитие артистизма и художественного мышления детей; 2. Развитие коммуникативных навыков и снятие страха перед публикой; 3. Развитие эмоционального и артистического компонентов творчества; 4. Командообразование. | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Маленький театр» . 3. «Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук). 4. Упражнение «Доброе слово» . 5. Рефлексия. |
«Составляем рассказ» |
|
| |
«2 команды» |
|
| |
«2 команды-соревнования» |
|
| |
«Необычные свойства предмета» |
|
| |
«Будь внимателен» |
|
| |
«Игра наоборот» |
|
| |
«Самый внимательный» |
|
| |
июнь | «Путешествие в страну Вообразилию» |
|
|
«Морской берег» |
|
| |
«Предмет и свойство»(объяснение) |
|
| |
Выбор темы для проекта «Предмет и его свойства» |
|
| |
Защита проекта «Предмет и его свойство» |
|
| |
«Что? Где? Когда?» (для всей группы) |
|
| |
«Что? Где? Когда?» (2 команды) |
|
| |
Диагностика | 1. диагностика познавательной сферы. 2. диагностика эмоциональной сферы. | Экспресс диагностика : Коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления. |
6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оцениваются на основе диагностики по следующим критериям оценивания «мягких навыков»:
Навык из системы 4К | Критерии оценивания |
Коммуникация | Эмоциональная устойчивость Аргументация собственной позиции Умение вести дискуссию Участие в обсуждении проблемы Умение слушать |
Кооперация | Участие в обсуждении хода работы группы и принятии решений Рациональное распределение времени (законченность решения) Умение договариваться Активная позиция в поиске решения задачи |
Креативность | Поиск альтернативных подходов вариантов решения Оригинальность предложенных способов решения задачи Поиск новых признаков, характеристик объектов и возможных вариантов их использования Поиск необходимой информации и выделение ключевой в общем потоке Рефлексия, оценивание процесса выполнения и результата работы Способность делать логические умозаключения |
Критическое мышление | Умение выделять в информации главное, видеть противоречия Умение обобщать и делать выводы Умение анализировать альтернативные точки зрения Умение осуществлять правильную интерпретацию |
7.Методическая литература
- Веракса А.Н. Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2014.
- Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. М.: Мозаика-синтез, 2014.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Журнал «Образование. Наука. Научные кадры», 2019 выпуск №3 , статья «Модель диагностики и развития soft skills школьников в рамках подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior».
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М., 2005.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. — М., 2006.
- Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2006.
- Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого...
Психолого-педагогическое сопровождение развития песенного творчества детей дошкольников.
Творчество в детстве напрямую связано с творческим потенциалом человека во взрослой жизни. Как развить индивидуальные возможности каждого ребёнка?...
Психолого-педагогические аспекты развития изобразительной деятельности детей раннего возраста
В статье рассматривается специфика становления предпосылок изобразительной деятельности в раннем возрасте и ее связь с развитием других видов детской деятельности....
Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения
Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состо...
Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"
Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
Захарова Ёвана ИлииничнаУчитель-дефектолог,МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»,г. Саранск, Россия, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИ...