Эмоционально-психический климат группы ДОУ
консультация
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов.
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется?
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.
Сейчас в детских садах растёт число детей с нарушениями поведения в виде агрессивности, тревожности, страхов, расторможенности, эмоциональной неустойчивости.
Ученые выявили 29 возрастных страхов. Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских детей эта норма доходит до 15 страхов. По мнению ученых у мальчиков 4х лет – 7 страхов, у девочек – 9 страхов.
Эмоционально-психологический климат или психологическая атмосфера -это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности детей.
Эмоционально-психологический климат группы классифицируют как благоприятный и неблагоприятный.
Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:
- хорошее настроение детей в течение всего дня;
- свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
- доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
- способность детей занять себя интересным делом;
- отсутствие детей-аутсайдеров;
- возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
- отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
- информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
- высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
- желание участвовать в коллективной деятельности;
- удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
.Необходимо ознакомление воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе и эффективному применению образовательных и воспитательных воздействий, направленных на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого
ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:
- быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище;
- позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
- наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
- наличие «семейных альбомов»;
« уголков психорелаксации»;
« зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
- разумная занятость детей;
- применение физминуток во время занятий;
- наличие традиций в группе;
- часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
- проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
- демократичный стиль общения воспитателя – рядом, вместе, глаза в глаза; и т.д.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.Оздоровительные паузы помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, что бы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой.
2. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и с другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с целью психофизической разрядки.
В психогимнастику могут входить
- Мимические и пантомимические этюды, направленные на изображение отдельных эмоциональных состояний;
- Этюды и игры на выражение отдельных качеств, характера и эмоций;
- Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
- психомышечная тренировка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Психогимнастика проводится на занятиях и в свободное время.
3. Релаксация. Цель релаксации – научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.
Расслабляющие упражнения проводятся в конце занятия (общее время релаксации не более 10 минут). Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы. Хорошие результаты дает расслабляющее приятное, контролируемое фантазирование. Когда дети лежат на ковре, им предлагается закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место знакомое и нравящееся им или то, которое они себе представляют.
4. Минутки вхождения в день. Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие; которое определяется во многом особенностями сотрудничества ребенка со взрослыми: Поэтому без заинтересованного, понимающего, психологически компетентного педагога детям не совсем комфортно.
Говоря о положительном фоне настроения, нельзя не коснуться таких характеристик, как оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым, которые напрямую связаны с проблемами эмоционального здоровья.
По мнению Э. Динера, для полноценной жизни человеку необходимо наличие способности быть счастливым как черты характера, развитие которой начинается еще в детстве. Для этого, прежде всего, родителям необходимо формировать у детей установку на радостное восприятие жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно нематериальные) и, конечно, самим быть счастливыми людьми. У ребенка, воспитанного счастливыми родителями, больше шансов самому стать счастливым.
Врачи – педиатры отмечают резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем с детьми в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами. Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.
А воспитателю необходимо соблюдение принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоционально-психический климат группы ДОУ
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов.
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется?
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.
Сейчас в детских садах растёт число детей с нарушениями поведения в виде агрессивности, тревожности, страхов, расторможенности, эмоциональной неустойчивости.
Ученые выявили 29 возрастных страхов. Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских детей эта норма доходит до 15 страхов. По мнению ученых у мальчиков 4х лет – 7 страхов, у девочек – 9 страхов.
Эмоционально-психологический климат или психологическая атмосфера -это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности детей.
Эмоционально-психологический климат группы классифицируют как благоприятный и неблагоприятный.
Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:
- хорошее настроение детей в течение всего дня;
- свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
- доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
- способность детей занять себя интересным делом;
- отсутствие детей-аутсайдеров;
- возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
- отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
- информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
- высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
- желание участвовать в коллективной деятельности;
- удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
.Необходимо ознакомление воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе и эффективному применению образовательных и воспитательных воздействий, направленных на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого
ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:
- быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище;
- позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
- наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
- наличие «семейных альбомов»;
« уголков психорелаксации»;
« зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
- разумная занятость детей;
- применение физминуток во время занятий;
- наличие традиций в группе;
- часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
- проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
- демократичный стиль общения воспитателя – рядом, вместе, глаза в глаза; и т.д.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.Оздоровительные паузы помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, что бы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой.
2. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и с другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с целью психофизической разрядки.
В психогимнастику могут входить
- Мимические и пантомимические этюды, направленные на изображение отдельных эмоциональных состояний;
- Этюды и игры на выражение отдельных качеств, характера и эмоций;
- Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
- психомышечная тренировка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Психогимнастика проводится на занятиях и в свободное время.
3. Релаксация. Цель релаксации – научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.
Расслабляющие упражнения проводятся в конце занятия (общее время релаксации не более 10 минут). Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы. Хорошие результаты дает расслабляющее приятное, контролируемое фантазирование. Когда дети лежат на ковре, им предлагается закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место знакомое и нравящееся им или то, которое они себе представляют.
4. Минутки вхождения в день. Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие; которое определяется во многом особенностями сотрудничества ребенка со взрослыми: Поэтому без заинтересованного, понимающего, психологически компетентного педагога детям не совсем комфортно.
Говоря о положительном фоне настроения, нельзя не коснуться таких характеристик, как оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым, которые напрямую связаны с проблемами эмоционального здоровья.
По мнению Э. Динера, для полноценной жизни человеку необходимо наличие способности быть счастливым как черты характера, развитие которой начинается еще в детстве. Для этого, прежде всего, родителям необходимо формировать у детей установку на радостное восприятие жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно нематериальные) и, конечно, самим быть счастливыми людьми. У ребенка, воспитанного счастливыми родителями, больше шансов самому стать счастливым.
Врачи – педиатры отмечают резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем с детьми в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами. Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.
А воспитателю необходимо соблюдение принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комнатные растения, благотворно влияющие на эко-климат в группе.
Подборка неприхотливых и популярных комнатных растений для детского сада.Особенно актуально для групп со «свежим» ремонтом и новой мебелью....
Родительский клуб « Содружество» Тема: «Психологический климат в группе»
Работа с родителями...
Психологический климат группы
Что необходимо делать педагогу, чтобы создать в группе благоприятный эмоционально психологический климат?...
Эмоционально – психологический климат группы.
Доклад из опыта работы...
Доклад на семинаре: «Обеспечение благоприятного психологического климата в группе, как средство сохранения и укрепления психологического развития детей группы».
Психологический климат в группе не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой группы, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным....
Значение эмоционально-психического развития ребенка в становлении дошкольника как личности.
Цель данной статьи - привлечь внимание воспитателей, педагогов к психологическому здоровью детей и необходимости организации специальных условий и мероприятий , направленных на его сохранение. Дошколь...
Беседа заведующего с коллективом о психологическом климате Психологический климат в коллективе.
Беседа заведующего с коллективом о психологическом климатеПсихологический климат в коллективе....