В здоровом теле - здоровый дух!
методическая разработка (подготовительная группа)

Абидова Дилора Аскаровна

В помощь родителям методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В здоровом теле - здоровый дух!53.07 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «В здоровом теле - здоровый дух!»

Дети должны освоить: представление о здоровом образе жизни; как сохранить и укрепить свое здоровье; профилактика заболеваний; воспитание культурно-гигиенических навыков и умений.

Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь:

Здоровье, спорт, закаливание, воздух, игра, бег, прогулка, ходьба, физкультура, зарядка, гимнастика, простуда, болезнь, температура, лекарство, чистота, мыло, вода, плавание, витамины, фрукты, овощи, еда, сладости, польза, вред, слабость, сила, микробы.

Глагольный словарь:

Выздоравливать, закаляться, гулять, ходить, бегать, простужаться, болеть, выздоравливать, принимать, мыть, чистить, плавать.

Словарь признаков:

Здоровый, веселый, крепкий, спортивный, больной, слабый, сильный, чистый, витаминный, полезный, вредный, сладкий.

Словарь наречий:

Мокро, сыро, ненастно, дождливо, холодно, ветрено, больно, грязно.

Чтение рассказов и сказок о здоровье (пересказ детьми)

Как Илюша животик кормил

Жил-был мальчик. Звали его Илюша. И было ему столько же лет, что и тебе.

Съел Илюша перед обедом конфетку, а тут его мама за стол позвала. Налила ему суп, а Илюша закапризничал:

- Я не голодный, я уже конфетой пообедал!

- Но ты же нагулялся, набегался, тебе хорошо покушать надо, - убеждает его мама.

- Не хочу! - капризничает Илюша.И вдруг слышит: кто-то плачет. Оглянулся - никого нет. Кто же это? Прислушался Илюша к себе. А это, оказывается, его животик плачет!

- Что с тобой? - испугался Илюша. - Кто тебя обидел?

- Вот сижу, жду обеда, а горлышко мне ничего не дает! А я кушать хочу!

Илья горлышко строго спрашивает:

- Ты почему животику кушать не даешь? Он там с голоду умирает!

А горлышко отвечает:

- У меня самого с утра маковой росинки не было! Я тоже голодное! Меня ротик не накормил!

Стал Илюша ротик ругать:

- Ты почему горлышко не кормишь? Из-за него и животик плачет!

А ротик отвечает:

- Ты же, Илюша, суп не ел. И я, ротик, суп не ел. И горлышку ничего не досталось. Поэтому и животик голодный.

- Я же тебе конфетку дал, - возмущается Илюша. -Надо было поделиться!

- Этой конфетки мне одному мало. Разве это еда! Она во рту растаяла, и нет её. До животика ничего не дошло.

Что же делать? Жалко Илье свой родной животик. Схватил он ложку и стал суп в рот складывать. Ротик сразу обрадовался, жуёт и горлышко угощает. А горлышко в животик суп отправляет. Илюша всю тарелку супа съел и спрашивает:

- Ну что, животик, наелся?

- Нет ещё, - кричит животик. - Второе хочу! Илюша и картошку съел.

- Ну, теперь наелся?

-А компот? - спрашивает животик. Илюша у мамы компот попросил.

- Ну, наелся?

А у животика даже сил ответить нет - такой полный. Только булькать может.

- Буль-буль. Спасибо тебе, Илюша, - пробулькал животик. - Вот теперь я наелся. А маме спасибо за вкусный суп!

Илюша маме и говорит:

- Мама, тебе мой животик спасибо сказал!

- Пожалуйста, мои дорогие! - довольно улыбнулась мама.

Татьяна Холкина

Сказка про Крокодила, который не следил за своим здоровьем

Жил на свете Крокодил.

Он лечиться не любил.

Докторов он всех боялся,

От прививок уклонялся.

За собой он не следил:

Лапки он свои не мыл,

Зубки он свои не чистил,

О прививках и не мыслил.

Ел он чипсы, шоколад,

Вафли, маленьких зверят.

Лимонадом увлекался,

Сухарями забавлялся.

Вот однажды утром встал

И себя он не узнал.

Весь опух, болит живот,

Не откроет даже рот.

Что мне делать? Как мне быть?

Нужно помощь попросить.

«Звери, птицы, помогите.

От боли вы меня спасите!»

Приползла к нему Змея

И ответила она:

«Срочно к доктору иди

И таблетки ты прими!»

Разозлился Крокодил,

Чуть Змею не проглотил.

Испугалася Змея

И скорее уползла.

Попугай к нему летит,

Крокодилу говорит:

«Тут одних таблеток мало.

Уколы делай, чтобы лучше стало!»

Зубами щёлкнул Крокодил

И пол хвоста у Попугая откусил.

«Всё само собой пройдёт:

И ангина, и живот».

Прыгнул в речку Крокодил

И зарылся прямо в ил.

Только боль-то не проходит,

Крокодил сильнее «воет».

Температура поднялась,

И отёк пошёл на глаз.

«Вот напасти, вот беда,

Ведите доктора сюда!»

Доктор вынул шприц большой:

«Ну, и где же наш больной?»

Крокодил раскрыл глаза,

По щеке бежит слеза.

Зубы крепко только сжал,

Укол себе он сделать дал.

Не прошло и полчаса,

А от боли ни следа.

Слава нашим докторам,

Кто здоровье дарит нам!

«Необычный огород»

Жил-был мальчик Петя. Он очень не любил чистить зубы. Каждое утро мама напоминала ему: - Иди чистить зубы!

- Не хочу, не буду! - хныкал Петя.

Мама устала от его капризов и решила: «Не хочет чистить зубы и не надо. Посмотрим, что из этого получится».

Вечером Петя поужинал и лег спать. Конечно, зубы он не почистил, мама ведь ему не напомнила.

Наступило утро. Весело защебетали птицы. Побежали на речку мальчишки. Петя сладко потянулся в своей кроватке.

Мама на кухне готовила завтрак. «Петя, вставай, иди чистить зубы», - не выдержала мама.

Он открыл рот, чтобы сказать: «Не хочу, не буду». Но к своему удивлению обнаружил, что не может произнести ни одного слова.

Вечером Петя кушал огурцы и одно зернышко застряло между зубами и на этом месте выросли огурцы. Покушал помидор – и выросли помидоры, и лук вырос, и редис. И все это торчит изо рта в разные стороны. Испугался Петя. Хотел позвать маму, но не получается. Вместо слов слышится какое-то мычание.

Услышала это мама. Подбежала к Пете. Мама всплеснула руками, очень удивилась: «Петя, у тебя теперь не рот, а целый огород!». Потом она привыкла к такому огороду и ей даже понравилось – на рынок за овощами ходить не надо, все рядом. Нужно ей сделать салат, подойдет к Пете, нарвет и огурцов, и помидоров, и лука, и редиса. Очень удобно.

Только Петя не рад. С мальчишками бегать не может – засмеют. Кушать не может, говорить не может - изо рта торчат разные веточки, кустики, помидоры, огурцы. Рот совсем не закрывается – тяжело.

Прошло несколько дней. Совсем обессилел Петя. Да вот еще другая беда пришла – появились в зубах дырочки, а в них завелись микробы, которые разрушают зубы. Заболели у Пети все зубы.

Заплакал он бедный и промычал, чтобы мама позвала доктора.

Пришел доктор и очень удивился: «У тебя не рот, а целый огород». Доктор вытащил изо рта все кустики, нашел в зубах дырочки, выскоблил из них кусочки еды, всех микробов, которые спрятались в уголках зубов.

Потом врач залепил все дырки специальной замазкой – пломбой. Если пломбу не поставить, микробы вернутся на свои места и зубки снова будут болеть.

Петя сидел спокойно, слушал врача и четко выполнял все его указания. Наконец, все закончилось. Рот Петин прямо защелкнулся от усталости. Очень обрадовался Петя. Теперь он чистит зубы каждый день после еды и утром, и вечером, и всем ребятам советует делать тоже самое.

«О зайке, мишке и больном зубе»

Жили –были в лесу верные друзья: маленький зайчишка и сильный медвежонок. Они были очень дружны, всегда ходили вместе, поэтому зайку никто не обижал, даже хитрая лиса – все знали, что у малыша есть сильный и заботливый товарищ. Друзья во всем были похожи друг на друга, вот только зайчонок любил репку, морковку, капусту, а медвежонок – мед и пряники. Зайчонок каждый день утром и вечером чистил зубы, а медвежонок это очень не любил.

Однажды, когда друзья договорились идти вместе в лес, медвежонок не пришел на полянку, где его ждал зайка. Когда зайчонок прибежал к медвежонку, он увидел, что у него перевязана щека и он плачет от боли: разболелся зуб. Зайка посоветовал другу скорее пойти к доктору, но медвежонок испугался и сказал, что подождет, пока пройдет боль. Зайка пошел гулять один, но на него тут же стала охотиться лиса и чуть не съела. Еле-еле успел зайчонок добежать до медвежьей избушки. Влетел зайка в избушку и плотно закрыл дверь. Он рассказал медвежонку о своем приключении. Рассердился медведь, а особенно потому, что из-за его трусости чуть не погиб друг. Ему стало стыдно за то, что он испугался лечить зубы. Медвежонок собрал все свои силы и отправился к доктору. Он вылечил все зубы. И теперь бережет их – чистит и утром и вечером, а с другом не расстается и на минуту.

«Зубик-зазнайка»

Жил-был однажды на свете страшный микроб и звали его Зубоед. И был он такой злой, что не было от него житья ни маленьким зубкам, ни большим зубам. Того гляди всех покусает, а кусается он ох как больно! Но были у зубов и маленьких зубиков верные друзья: зубные пасты и зубные щетки. А именно их микроб - Зубоед и не любил. И не то чтобы не любил, а страшно их боялся!

Но вот встретился как-то Зубоеду зубик - Зазнайка, такой маленький, хорошенький, беленький!

- Я никого не боюсь,- громко кричал Зубик, - не хочу и не буду дружить с пастами и щетками, надоело мне себя чистить по два раз в день, да еще полоскаться после каждого завтрака, обеда и ужина! Надоели яблоки и морковка, творог и сыр, специально буду есть только торты, конфеты и пирожные! Не буду ходить по два раза в год к доктору! Я и так самый здоровый зуб в мире!

Услышал такое микроб - Зубоед, обрадовался. Такой зуб ему и нужен. Сильно у он проголодался. Подкрался тихонечко он к зубику-Зазнайке (как раз он доедал свою последнюю конфету) да как укусит больно-больно. Заплакал бедный Зубик, так больно ему еще не было никогда. А микроб -Зубоед убежал довольный и сытый.

Плачет Зубик, слезы горькие льет, конфету даже видеть больше может.

Услышала плач Зубная щетка, подошла, обняла и начала успокаивать «Тут слезы уже не помогут, а поможет добрый Доктор-стоматолог. Сходи к нему, прощения попроси, авось и тебя вылечит».

И помчался Зубик к доброму Доктору-стоматологу. Бежит, спешит, чуть дорогу не перепутал. Прибежал к Доктору и заплакал: «Простите меня, добрый Доктор-стоматолог! Не ходил я к вам, не слушал советов, не любил я себя чистить и в воде плескаться. Только сладости и ел в свое удовольствие. Покусал меня злой микроб - Зубоед, сделал меня больным. Доктор, прошу, полечите меня, теперь я всегда буду вас слушать, дружить с пастами и щетками, кушать яблоки и морковку, творог и молочко. Все пряники-конфеты отдам микробу, чтобы больше меня не кусал! Помогите, Доктор!»

Доктор-стоматолог был добрым, он много раз видел таких непослушных зубиков. Вылечил Доктор Зубик, поставил ему самую красивую и крепкую пломбу.

Вышел Зубик от Доктора-стоматолога довольный, здоровый, помчался домой мириться с зубными щетками да пастами.

До настоящего времени живет Зубик хорошенький, беленький, веселый. Однако каждый раз глядя в зеркало и видя пломбу, вспоминает страшную историю про микроба - Зубоеда. Но сейчас Зубик никогда не забывает чиститься утром и вечером, полоскаться после каждой еды, кушать много овощей и фруктов и забыл про сладкое. Два раза в год ходит Зубик к доброму Доктору-стоматологу рассказать о своем житье бытье и проверить свою красивую пломбу.

Но микроб - Зубоед не дремлет. День и ночь он ищет новых зазнаек. Но все напрасно, дружат теперь все зубики с пастами да щетками, и о советах доброго Доктора всегда помнят.

«Пес – Барбос»

Жил-был на свете пес. И звали его Барбос. Хорошо ему жилось в теплой городской квартире. Много ел, много спал. Хозяева вечером гуляли с ним в парке. Ходил он не торопясь, вразвалочку – всем своим видом показывая, что жизнь его прекрасна.

Однажды, когда наступило лето, хозяева поехали в деревню к бабушке.

- Негоже собаке жить в доме с хозяевами- сказала бабушка – собака должна дом охранять, - и поселила его во дворе, в собачьей будке.

Непривычно Барбосу. Ночью сыро и холодно. Но что делать? Только начал он засыпать, как услышал шорох во дворе. Поднял ухо. Кто бы это мог быть? Выглянул из конуры. И что же? Видит – лиса крадется к курятнику. Еще мгновенье и она утащит курицу. Залаял Барбос. Напугал лису. Лиса наутек – Барбос за ней. Лиса перепрыгнула через забор, через канаву и побежала прямо в лес. Пес хотел было ее догнать, но толстым животом зацепился за прутья и повис на заборе, заскулил от боли. Из дома выбежала бабушка и удивилась: «Что же это за собака, которая бегать и прыгать не может? Как же она двор будет охранять?».

Сняла она пса с забора, да еще и наругала за его нерасторопность - очень ей жалко стало курочку, которую унесла хитрая лиса.

Стыдно стало Барбосу.

-«Что же это я такой неуклюжий. Нет, надо что-то делать!»

Утром, еще солнце не успело подняться высоко, а пес уже бежит по полю, умывается прохладной росой, прыгает с кочки на кочку, бегает по тропинке от дома к лесу и обратно, а потом еще и купается в чистой, прозрачной речной воде.

Так он делал и день, и другой, и третий и целую неделю, и целый месяц. Сначала было тяжело и язык выпадал из его пасти от усталости. Потом стало уже легче и даже очень весело. Все соседские собаки с уважением и пониманием смотрели на пса и весело ему подлаивали.

Однажды ночью, когда все уже спали, во двор опять наведалась лиса. Только она подкралась к курятнику и хотела снова сделать свое нехорошее дело, как выскочил наш пес. Лиса испугалась и бросилась наутек. Барбос лихо переметнулся через забор. Лиса по кочкам – и пес по кочкам. Лиса помчалась к лесу, и пес за ней. Около леса он догнал ее, схватил за холку, крепко сжал зубами: «Не уйдешь, проказница!».

Гордо бежал Барбос по дороге к дому. В зубах он держал свой первый трофей. Подбежал ко двору, видит хозяева и бабушка ходят по двору, волнуются. Куры от страха кудахчет. Увидели они Барбоса, обрадовались.

-Ай да защитничек, ай да сторож! Молодец! Сильная, умная собака!»

В конце лета хозяева уехали в город, а Барбос напросился остаться у бабушки в деревне. Здесь он может и бегать, и прыгать, и купаться – может стать сильной настоящей сторожевой собакой, приносить людям пользу.

«Твой носовой платок»

Однажды утром, когда Маша и Миша пришли в детский сад, воспитательница попросила: «Ну-ка, детки, покажите свои носовые платки».

Все быстро вынули из карманов сложенные вчетверо белые, розовые, клетчатые платочки. А Миша долго копался в своем кармане, потом даже вывернул его, и на пол посыпались камешки, бумажки от конфет, колесики от игрушечной машины, и, наконец, последним выпал скомканный шариком носовой платок. Выпал, покатился и закатился за шкаф.

- Смотрите,— сказала одна девочка,— платочек обиделся на Мишу и убежал.

- Да,— улыбнулась воспитательница,— Мишиному платочку плохо живется в кармане рядом со всяким мусором. И тебе Миша, от этого плохо! Грязным, скомканным платком нос вытирать нельзя.

- И рот грязным, скомканным платком закрывать нельзя,— добавила Маша.

- А почему надо закрывать рот платком? — удивился Миша.

- Потому, что когда ты кашляешь или чихаешь, у тебя изо рта вылетают микробы. Если не закроешь им путь, они разлетятся по комнате, попадут в рот и нос другим детям, и все начнут чихать и кашлять,— сказала воспитательница.

- А я вот кашляю и никаких микробов не вижу,— заупрямился Миша.

- Это потому, что микробы маленькие- премаленькие,— объяснила воспитательница. - Но я вам сейчас покажу их. - И показала картинку, на которой огромный великан стоял и кашлял, и из его открытого рта вылетали тысячи крохотных злых зверушек-микробов.

Миша очень внимательно рассмотрел их.

А придя домой, попросил у мамы чистый носовой платок. И с тех пор у него платок всегда чистый и аккуратно сложенный.

«Как Миша и Маша учились мыть руки»

Однажды мама привела Мишу и Машу в детский сад. Первый раз в жизни.

- Вы сами умеете умываться? – сразу же спросили их детки.

- Конечно!—закричали дружно Миша и Маша, помчались к раковинам и включили воду.

- Подождите, посмотрите как другие детки будут мыть руки, - сказала их новая воспитательница.

Посмотрели Миша и Маша на других деток и сильно удивились. Оказывается, прежде, чем помыть руки надо расстегнуть манжеты и аккуратно закатать рукава.

И делали Миша и Маша так же, как все делали. Миша немного провозился с непослушными пуговицами, но, не теряя времени, быстро взял мыло.

- Миша, в сухи руки мыло брать нельзя, - деловито заметила новая подружка Соня. – Руки сперва надо намочить. Только воду тоже надо знать как открывать – слишком много воды тебя забрызгает, а слишком мало воды тебе не хватит.

Миша покраснел и в знак согласия кивнул головой. Маша засмеялась:

- Видишь, дома ты всегда открываешь слишком много воды и всегда обливаешься.

Сделав много мыльной пены, Миша и Маша вернули мыло на место и подставили руки под воду.

- Ой, забыли помыть же! – воскликнула девочка Соня.

- Сейчас мы им поможем и научим правильно мыть руки, - сказала воспитательница. – Ручки надо хорошо намылить, приложить ладошки друг к другу и хорошо их потереть. А потом помыть со всех сторон, как санки пусть перекатываются с одной горки на другую, то левая скатывается с правой, то правая – с левой. А когда и ладошки и пальчики стали чистыми, пену нужно смыть водой, руки стряхнуть и вытереть чистым полотенцем.

С полотенцами тоже вышел конфуз. Миша и Маша схватили то, что было ближе, а оказалось, что у каждого малыша есть свое полотенце. Чтобы полотенца никто не перепутал, у каждого есть своя картиночка. Маше досталась картинка с клубничкой, а Мише – с машинкой. Картинки малышам понравились, скомкав полотенце, они захотели повесить на крючки. Но руки так и остались мокрыми, а полотенца стали некрасивыми и мятыми. Маша хотела вытереть руки о свое красивое платье с оборочками, но увидела, что так никто не поступает.

Оказывается, чтобы вытереть руки, девочка Соня брала полотенце, расправляла его и сначала вытирала одну руку, а потом другую, а потом еще и каждый пальчик по отдельности. Каждый пальчик остался чистым и сухим.

Удивились Миша и Маша и сделали точно так же.

Составление рассказа «Мое здоровье», «Откуда берутся болезни?», «Для чего нужна гимнастика?», «Какие виды спорта ты знаешь?» с использованием схематичного плана.

О чем говорится в рассказе?

Что такое здоровье?

Как его беречь?

Назови полезные продукты

Назови вредные продукты

«Продолжи предложение»

 Если я не буду заниматься спортом, то….

Если я буду смотреть много мультфильмов, то….

Если я буду кушать много сладостей, то…

Если я не буду мыть руки, то….

Если я не буду делать дома уборку, то…

Игра: «Вредная и полезная еда» с мячом

(Обогащение словаря)
Яблочный сок- полезная еда

Капуста – полезная еда

Чипсы –вредная еда

и т.д.

Игра «Назови правильно»

Предложить ребёнку картинку с овощем, фруктом и описать его.

- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

Если ребенок затрудняется ответить, задайте наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета?

Игра: «Чистюли»

Какие предметы и принадлежности необходимы для того, чтобы волосы, руки, лицо, зубы были чистыми?

Мыло, вода, шампунь, мочалка, щетка, зубная паста, полотенце, салфетки, носовой платок и т.д.

Игра «Где живут витамины?»

Назови продукты, в которых есть витамины, полезные дляздоровье вещества?

Апельсины, яблоки, лимоны, киви, помидоры, творог, молоко, сметана, свекла, морковь и тд.

Игра «Подбери предмет»

Просим ребенка выбрать только те предметы в квартире, помогающие ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).

Игра: «Кто больше?»

Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при затруднениях предъявляются игрушки и предметные картинки).

Речевой материал:

 Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

«Игра с микрофоном»

Взрослый начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

Я – нога, я умею …  ходить, но не        умею рисовать.

Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

Подвижные игры

 «Запомни движение»

Взрослый показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

«По длинной извилистой дорожке»

Формируем умение ходить по шнуру спокойно, не спеша, не боясь.

 Физкультминутки

«Прогулка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ножке)

И по этой по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ножке)

По тропинке побежим.

(Бег на месте)

До лужайки добежим.

(Бег продолжается)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыгаем на обеих ногах)

Стоп! (Присели)

Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, сели за парты.)

Упражнение «Прыгунки»

Все попрыгаем немножко –

Прыг-прыг-прыг –

На правой ножке.

Ручкой левою помашем –

Мах-мах-мах –

«Прыгунки мы!» - дружно скажем.

А теперь мы все, как мыши,

На носках пройдемся тише.

Вновь попрыгаем немножко –

Прыг-прыг-прыг –

Дружно все на левой ножке.

Ручкой правою помашем –

Мах-мах-мах –

«Прыгунки мы!» - дружно скажем.

Упражнение «Раз, два, три».

Мы трудились и устали.

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали - раз, два, три.

Ножками потопали - раз, два, три.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три – дыши ровней!

Ручками похлопали - раз, два, три!

Упражнение «Дорожка»

Мы с лопатами шагаем.

Посмотри! Посмотри!

(Берут воображаемые лопаты, шагают на месте).

Умело гвозди забиваем.

Раз, два, три. Раз, два, три.

(Показывают)

За работу! За работу!

Все дружней! Все дружней!

(Хлопают в ладоши)

Будет спориться работа.

Веселей! Веселей!

(Движение ладошками и руками – «хлопушки»; скольжение ладошками, одна рука вверх, другая вниз).

Мы потрудимся немножко,

Вот так-так! Вот-так-так!

(Наклоняются вперед, пристукивая одновременно, то правой, то левой ногой, делая движение вниз руками, энергично выпрямляются).

Мы дорожку разровняли.

Так-так-так! Так-так-так!

(«Скольжение» ступнями ног, похожее на вытирание подошвы обуви)

Мы дорожку притоптали!

Так-так-так! Так-так-так!

(Притаптывание ногами на месте)

Мы заборчик городили

По весне, по весне.

(Прямыми вытянутыми вперед руками двигают сверху вниз)

Мы рядочками садили по сосне, по сосне.

(Шаг вправо – полуприсед, шаг влево – полуприсед).

На урок теперь шагаем.

Посмотри! Посмотри!

(Шагают на месте)

Труд мы любим, уважаем!

«Раз, два, три». «Раз, два, три».

(Хлопают в ладоши)

Поработали на славу,

И поем, и поем.

(Кружатся на месте со словами: ля-ля-ля)

Все на место убираем!

Отдохнем! Отдохнем!

(Поднялись на носочки вверх с высоко поднятыми руками – вдох, опустились, руки встряхнули – выдох).

Упражнение «Выполняй по команде»

Влево головой вращаем,

Руки вверх мы поднимаем.

Раз – хлопок над головой,

Два – правой топаем ногой.

Три – подпрыгнем, поскакали

И на месте побежали.

Тише, медленней, спокойно,

Выдох, вдох – и прямо – стой-ка!

Пальчиковая игры

Развитие мелкой моторики: 

 Фонарики.

Фонарики зажглись! (сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на 2-х руках разжимаются).

Фонарики погасли! (пальцы сжимаются в кулак).

· Кошечка.

Кулачок-ладошка,

Я иду как кошка (обе руки одновременно сжать в кулаки, поставить на колени, затем выпрямить и прижать к столу ладони; повторять 3-5 раз).

· Месим тесто.

Тесто мнём, мнём, мнём!

Тесто жмём, жмём, жмём! (сжимаем руки в кулачок и разжимаем одновременно на двух руках или поочередно).

 Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре      пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,                         мизинцы

Много груш там и хурмы,                безымянные

Есть лимоны, апельсины,                 средние

Дыни, сливы, мандарины,                указательные

Но купили мы арбуз -                       большие

Это самый вкусный груз!                 все пальцы сжимаются и разжимаются

Кусака

Не слишком тугой бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается больно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!

Артикуляционная гимнастика.

  • Лопаточка

Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя». Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.

Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.
Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.

  • Иголочка

Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть.

Язычок наш колкий,
Будто бы иголка.

  • Лопаточка - иголочка

Эта логопедическая зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт.

Широкий и острый, как будто игла.
Поспал и напрягся – ну просто стрела.

  • Часики

Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так.

  • Качели

Рот широко открыт. Напряженным языком тянемся к верхней губе (носу), затем к подбородку, высунув язык как можно сильнее. Если упражнение не получается, можно сначала тянуться к верхним зубам, затем нижним. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Мы уселись на качели,
Вверх и вниз мы полетели.

  • Варенье

Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми.

Кушали варенье – губки теперь сладкие,
Мы оближем губки, и будет все в порядке.

  • Чистим зубы

Рот открыт, делаем движения из стороны в сторону по внутренней стороне нижних зубов между клыками, как будто чистим зубки. Затем повторяем те же упражнения с верхними зубами. Следим, чтобы челюсть не двигалась.

Чистить зубки нам нужно всегда,
Чтоб не спряталась там еда.

  • Конфетка

Рот закрыт, проводим языком по кругу между губами и зубами, как будто «катаем» во рту конфетку.

Мы конфетку покатаем,
И она совсем растает.

  • Футбол

Рот закрыт, язычком упираемся в одну щеку (язычок выглядит, как круглый мячик), затем в другую. Можно попробовать взрослому «ловить» мячик, дотрагиваться до него пальчиком – ребенок быстро упирает язычок в другую щечку.

Язычок в футбол играет,
В щечку сильно упирает.

  • Считаем зубки

Рот открыт, считаем зубки, по очереди дотрагиваясь до зубов, начиная с самого дальнего зуба с одной стороны нижней челюсти до другой. Затем повторяем те же действия на верхней челюсти. Следим, чтобы рот не закрывался.

Зубки мы считаем,
На каждый наступаем.

  • Чашечка

Широким языком «прячем» верхнюю губу. Затем, открыв рот и не опуская язык, убираем его в ротик. Кончик и боковые края подняты, не касаясь неба. Удерживаем, затем опускаем.

Язычок мы поднимаем,
Компотик в чашку наливаем.

  • Маляр

Объясните ребенку, кто такой маляр. Спросите малыша, каким цветом он будет «красить потолочек». После этого широко открываем рот, поднимаем язык за верхние резцы (он превращается в кисточку) и начинаем «красить» — проводить языком от резцов вглубь рта (челюсть не двигается). Затем делаем такие же движения от мягкого неба к резцам. Следим, чтобы потолочек «был покрашен» хорошенько.

Потолочек красим в цвет,
Язычку преграды нет.

  • Лошадка

Широкий, распластанный язык присасываем к твердому небу (потолочку) и отрываем со звуком, похожим на стук копыт лошадки. Повторяем несколько раз без остановок.

Скачет резво язычок,
Как лошадка — скок-поскок.

Развитие физиологического дыхания.

Пособия для дыхательной гимнастики:  «Остуди чай», «Времена года»

Чистоговорки

Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги.

Га-га-га,га-га-га у меня болит нога.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу.

Га-га-га,га-га-га не болит уже нога.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

Скороговорки

Л

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

С

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

З

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

Р-Л

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Ш-С

Мышка сушек насушила

Мышка мышек пригласили

Мышки сушки кушать стали

Мышки зубки поломали

Рисование. Мой любимый вид спорта. Береги зубки. Чистые щечки. Чистюля и грязнуля.

Аппликация. Здоровые зубки. Из геометрических фигур: Спорт.

Лепка. Спортсмены (в движении). Зубная паста, щетка, мыло.

Загадки

Я шагаю по квартире, 
Приседаю: три-четыре. 
И уверен твёрдо я, 
С нею ждёт успех меня! 
(зарядка).

Можно радоваться птицам, 
Можно просто веселиться, 
Можно воздухом дышать 
Вместе весело… 
(гулять).

На снегу две полосы, 
Удивились две лисы. 
Подошла одна поближе: 
Здесь бежали чьи-то… 
(лыжи).

Кто на льду меня догонит? 
Мы бежим вперегонки. 
А несут меня не кони, 
А блестящие… 
(коньки).

Во дворе с утра игра, 
Разыгралась детвора. 
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» - 
Там идёт игра — …
 (хоккей).

Он — холодный, он — приятный, 
С ним дружу давно, ребята, 
Он водой польёт меня, 
Вырасту здоровым я! 
(душ).

Знаю, есть на свете чудо, 
Есть такое волшебство: 
Поднесёшь под кран с водою – 
Вмиг смывает грязь оно!
 (мыло).

Есть ещё у нас друзья, 
Позабыть о них нельзя. 
Чтоб красиво улыбаться, 
Чаще надо нам встречаться! 
(зубная щётка и паста).

Разгрызёшь стальные трубы, 
Если будешь чистить… 
(зубы).

Горяча и холодна, 
Я всегда тебе нужна. 
Позовёшь меня – бегу, 
От болезней берегу. 
(вода).

Чтобы сил тебе хватало 
Бегать,прыгать и играть, 
В самый полдень на кроватку 
Нужно лечь и отдыхать. 
Это значит, что у нас 
По режиму… 
(тихий час).

Я повсюду, где бываю, 
Всё на свете успеваю, 
Потому что у меня 
Строгий… 
(распорядок дня).

Будешь лучше ты учиться, 
Лучше будешь отдыхать, 
Если будешь ты стремиться … 
соблюдать. 
(распорядок).

Вот совсем закрылись глазки, 
И почувствовал я — 
он скоро мне покажет сказки. 
Мой ночной волшебник… 
(сон).

Чтоб здоровье сохранить, 
Организм свой укрепить, 
Знает вся моя семья — 
Очень важен 
(режим дня).

Стихи

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"

Сценарий праздника "В эдоровом теле-здоровый дух", для детей старшего возраста детского сада. Показ кукольного спектакля о девочке Маше (для всех возрастов)....

День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать у детей стремление быть здоровым, формировать двигательную активность.   Задачи.1. Создавать праздничное настроение у детей.2. Развивать физи...

Сценарий спортивного семейного праздника, посвященного «Дню здоровья», « В здоровом теле – здоровый дух!»

в целях воспитания правильного отношения к здоровому образу у дошкольников, привлечения родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развития интереса к спортивно – массовым меропри...

Неделя здоровья «В здоровом теле, здоровый дух»

Комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном ...

Тематический день здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"

План проведения тематического дня здоровья, направленного на закрепление у детей знаний о здоровом образе жизни и содействие физическому развитию детей...