Весна
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №185»
Конспект открытого занятия
в средней группе №1 «Гномики»
на тему
«Весна-красна»
Проводит учитель-дефектолог:
Бахвалова Марина Сергеевна
г. Ярославль
2020 год
Цель:
- развитие связной речи по лексической теме «Весна».
Образовательные задачи:
- закреплять характерные признаки весны;
- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую и связную речь;
- развивать слуховое внимание и логическое мышление;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие
- игровые
- развивающего обучения
Методические приемы:
- Игровые
- Словесные
- Слушание музыки
- Наглядные
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; дидактические и подвижные игры.
Демонстрационный материал: картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна», картинки птиц.
Раздаточный материал: разрезные картинки птиц (утка).
Оборудование: звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса».
ХОД НОД:
Дети входят в кабинет встают (возле столов).
Дефектолог: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.) А вы знаете почему Весна – красна? Красный цвет совсем ни причем, Весна - это самое яркое и красивое время года. Потому-что, просыпается живая природа после зимней спячки, солнышко чаще радует и согревает нас, прилетают перелетные птицы, мы с вами снимаем теплую и тяжелую одежду и т.д.
А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
(воспитатель с детьми)
Дефектолог и дети:
Здравствуй, красно солнышко! Здравствуй, ветерок, Солнечные зайчики, Быстрый ручеек! Здравствуй, ранняя трава, Здравствуй, свежая листва! Здравствуйте, ребята! Всех приветствуем сейчас, Очень рады видеть Вас! | Поднимают руки к солнышку. Качают над головой руками. На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук. На уровне груди движения кистями вправо-влево. Показывают ладошки на уровне груди. Трут ладонями друг о друга. Слова произносит воспитатель. |
Дефектолог: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (уч.-д. обнаруживает конверт.)
Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (уч.-д. открывает конверт и читает письмо.)
«Собирайтесь в лес скорее,
В необычный турпоход.
Ждут вас тайны там лесные,
Вдаль дорожка поведет…
Дефектолог: Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.
Мы пойдем не за грибами,
Не за цветами,
А за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.
А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (ответ детей:в лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)
Дефектолог: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
(Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту).
Звучит звукозапись «Голоса леса»
Дефектолог: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Присаживайтесь, ребята.
Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»). Какое время года изображено на картине?
Дети: Весна.
Дефектолог: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?
Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы.
Если дети затрудняются ответить, дефектолог задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
5. Кто прилетает из теплых краев?
6. Что происходит с лесными жителями?
7. Что вырастает из-под снега?
Дефектолог: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Дефектолог выставляет на мольберт 2-ю картину («Ранняя весна»).
Дефектолог: А как же дальше просыпается природа?
Дети: Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у зверей появляются детеныши.
Если дети затрудняются ответить, дефектолог задает наводящие вопросы:
1. Снег еще лежит?
2. Что происходит с деревьями?
3. Что происходит с цветами?
4. Что происходит с травой?
5. Кто появляется у птиц?
6. Что происходит с дикими животными?
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).
Дефектолог: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.
Это значит, что …
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тепло).
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Дефектолог: Молодцы ребята, правильно ответили. Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
Давайте вспомним стихотворение о Весне.
У Весны веселый старт- На пороге стоит март. К нам уже спешит Апрель. Май их быстро догоняет, Всех цветами он встречает. Света, радости полны Все три месяца Весны. |
Дефектолог: Какие же вы молодцы, все вы помните и знаете.
Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».
Дефектолог: Ребята, что вы услышали? (ответы детей). Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.
Дети с дефектологом подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
Дефектолог: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.
Загадки
1. | Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица – … (Грач) | 4. | Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… (Скворец) |
2. | Я проворна, легкокрылая, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. (Ласточка) | 5. | Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив ... (Снегирь) |
3. | Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) | 6. | Как на речку прилетает, Сразу в воду попадет. «Кря» - нырнула на минутку Вы узнали это….. (Утка) |
Дефектолог: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?
Дети: Снегирь.
Дефектолог: Объясните почему. (Ответы детей.)
Дефектолог: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?
Дети: Аист, ласточка, грач, соловей, дикая утка, журавль.
Дефектолог: А почему этих птиц называют перелетными?
Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.
Дефектолог: Молодцы! Правильно! А почему они улетают от нас?
Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод.
Дефектолог: Когда птицы возвращаются назад, как они встречают весну? Что весной делают птицы?
Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.
Дефектолог: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?
Дети: Грач, утка и скворец.
Экологическая минутка
Дефектолог: Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц? Как им нужно помогать?
Дети: Вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице. Подкармливать птиц ранней весной.
Дефектолог: молодцы.
Физкультминутка «Лесная полянка»
По тропинке Друг за другом мы идем. Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки, Поднимая ноги выше, Мы к лесной полянке вышли. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнем, А потом опять пойдем! | Дети шагают друг за другом. Шагают, поднимая высоко ноги. Приседают. |
Дефектолог: Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний»
Синица грач пчела утка
Голубь муравей воробей ворона
Бабочка синица кузнечик пчела
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла. Ло-ло-ло – в лесу тепло. Пель-пель-пель – капает капель. Ля-ля-ля – расцветай земля! Леть-леть-леть – просыпайся медведь! | Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами. |
Дефектолог: Какие буквы мы с вами пропели и проговорили? Давайте найдем их. (в кабинете ищем буквы «А», «О», «Я», «Е»).
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
мама | ребенок |
У утки - … У журавля - … У грача - … У скворца - … | утенок журавленок грачонок скворчонок |
Дефектолог: Ребята, вы не устали? (при ответе «Нет» предлагается составить картинку). Тогда я вам предлагаю собрать целую картинку из отдельных частей.
Дефектолог раздает разрезные картинки (утка).
Дефектолог: Какие вы молодцы, как быстро и правильно собрали.
Дефектолог: Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? Вам понравилось в гостях у весеннего леса? (ответы детей)
Дефектолог: Лесные жители передали вам вот эти маленькие подарки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.
Спасибо, вы - молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Весна, весна красная, приди весна с радостью, с великою милостью."
Конспект занятия....
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Весна, приметы весны, весна в лесу"
Конспект занятия для средней группы...
Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"
В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....
Проект- презентация "Весна,весною,о весне."
Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....
По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн
По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружеющим миром. "Весна- красна. Встреча весны. Заучивание заклички " Весна- Красна"
Конспект занятия по ознакомлеию с окружающим миром во второй младшей группе...
Весна, весна, весне дорогу!
Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...