парциальная программа "Социокультурные истоки"
материал

Пикулева Светлана Николаевна

парциальная программа "Социокультурные истоки в ДО" для детей 3-4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

МАДОУ «Детский сад «Радуга»

Парциальная программа

духовно-нравственного воспитания

«Социокультурные истоки

в дошкольном образовании»

Составители

                                                                                                        Пикулева С.Н., воспитатель

                                                                                                        Тетерина О.А., воспитатель

п.Агириш

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Содержание

Стр.

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи программы

4

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.2

Планируемые результаты

6

2.

Содержательный раздел

7

2.1

Описание образовательной деятельности

7

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реаализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

8

2.3

Взаимодействие взрослых с детьми

10

2.4

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников, социальное партнёрство

10

3

Организационный раздел

12

3.1

Описание материально-технического обеспечения Программы

12

3.2

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

13

3.3

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

17

3.4

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

18

3.5

Примерное календарное планирование 3-4 года

19

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

«Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится». Поэтому и духовное развитие наиболее эффективно осуществляется в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт» Педагог В. В. Зеньковский

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

Программа «Социокультурные истоки в дошкольном образовании», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Программа включена в образовательную программу дошкольного образования как часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Программа «Социокультурные истоки в дошкольном образовании»:

- Обеспечивает преемственность с основными образовательными программами начального общего образования;

- Опирается на педагогику сотрудничества и достоинства, педагогическую антропологию;

- Способствует решению задач социализации и индивидуализации личности ребенка-дошкольника;

- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.

Направлена на взаимодействие с семьей в целях социокультурного и духовно нравственного развития и воспитания ребенка;

Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

Основывается на принципах целостности и интеграции дошкольного образования;

Обеспечивает совместную и самостоятельную деятельность детей (совместная деятельность предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками; под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально).

Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память пронизана яркими ощущениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям родного народа. Данные особенности восприятия мира ребенком - дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.

        Новизна программы:

- Создание системы категорий – ценностей, обеспечивающих социокультурное и духовно-нравственное развитие всех участников образовательных отношений;

- Использование принципиально новых технологий эффективного образования, способствующих приобретению всеми участниками образовательного процесса коммуникативных и управленческих навыков; важнейший инструментарий работы по программе – активные формы образовательной деятельности, связанные с передачей ребёнку и его семье системы ценностей;

- Создание условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства;

- Формирование у детей и молодежи позитивного личного социокультурного опыта как базовой категории;

- Обеспечение педагога необходимым социокультурным инструментарием (книги для развития детей дошкольного возраста, книги для развития речи детей, книги для художественно- эстетического развития, альбомы для рисования и методические рекомендации к ним, методические пособия для работы с родителями, система активных форм воспитания и другое), эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка и родителя;

- Создание единого социокультурного контекста воспитания и развития в дошкольном образовательном учреждении и семье;

Соединение дошкольного образования, начальной, основной и профессиональной школы в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей;

Программа имеет устойчивую тенденцию к развитию ценностных ориентаций детей, основанная на лучших духовных и культурных традициях многонационального народа России, дает подрастающему поколению питательную, из которой можно почерпнуть главное – любовь и уважение к своим родителям, родной земле, стране, богатому духовному и культурному наследию.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

1.1.2.Принципы формирования Программы

«Социокультурные истоки в дошкольном образовании» - соединение интеллектуального и нравственного начала в развитии личности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Принцип активности, предусматривающий участие всех членов группы в практических занятиях. Предполагает, что каждый ребёнок вносит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности, что крайне важно для успешной социализации.

2. Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников занятия.

3. Принцип диалогового общения, позволяет участникам образовательной деятельности договариваться, приходить к согласию и единому мнению, но при этом принимается и другое мнение, отличное от мнения группы.

4. Принцип положительного результата деятельности, означающий, что каждый, даже маленький результат социокультурного развития воспитанника и группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы, одобрения, вознаграждения взаимопониманием, доверием, любимой работой.

5. Принцип психологической безопасности и доверия в группе. Его реализация способствует замене оценивающего поведения педагога на совместное решение проблем. В ходе тренинга дети испытывают эмоциональный подъем, у них снижается чувство тревоги и беспокойства, нередко возникающее в условиях традиционных форм работы.

6. Принцип творческой позиции участников образовательной деятельности. В ходе взаимодействия воспитателя с детьми создаётся среда, которая выводит детей на решение проблемных вопросов; педагогом и детьми принимаются различные точки зрения, суждения детей не оцениваются.

  1. Принцип культуросообразности. Учёт национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Присоединение ребёнка к ценностным смыслам родной культуры.
  2. Душевное запечатление (рефлексия). Рефлексия – получение обратной связи от воспитанников и подведение итогов занятия в соответствии с поставленными целями. Каждое активное занятие заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, на нем происходит переоценка опыта, имеющегося у ребенка, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения педагог фиксирует и учитывает в дальнейшем развитии.
  3. Интегративности. Интеграция социокультурного, духовно- нравственного, познавательного, художественно – эстетического развития в целостный образовательный процесс. Предусматривает возможность реализации содержания образования в разных видах детских деятельностей (игровой, речевой, познавательной, коммуникативной, двигательной, театрализованной, элементарно - поисковой, конструктивной, изобразительной и др.) и организационных формах (регламентированной и нерегламентированной), стимулирующих детей к познанию своего эмоционального мира и окружающих людей, для развития у ребенка таких сфер как: социально - коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие. Данный принцип позволяет в последовательном освоении общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир, раскрывать взаимосвязь человека с другими людьми, с природными объектами, явлениями ближайшего природного и социокультурного пространства

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

Результатами реализации программы являются:

- системы социокультурных категорий и ценностей;

- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);

- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);

- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Система ценностей

- Ценности родной культуры: Ценности культуры, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение, обеспечивают устойчивость цивилизации и преемственность культуры прошлого-настоящего-будущего.

- Ценности деятельности человека: Дети начинают осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Именно эти ценности, возможно, обогатят мотивацию будущей деятельности воспитанников.

- Социокультурные ценности: Дети приобретают первичный социокультурный опыт, воспринимают традиции своего народа, получают базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно - нравственные основы личности. Эти ценности весьма важны для строительства гражданского общества и гражданского воспитания ребенка-дошкольника.

- Ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России. Развивают у детей способность целостного восприятия мира, формируют такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы – одна из важнейших задач дошкольного образования.

- Ценности красоты: красота кроется в мерности и гармонии, в почитании родителей, в привязанности к родному очагу, в любви к ближнему, в послушании и сострадании.

- Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание. Постигая нравственные ценности своего народа, дети  осваивают основы гражданской культуры.

- Ценности сохранения и укрепления родных православных традиций (Слова, образа, Дела, Праздника) являются важнейшим механизмом передачи от поколения к поколению базовых социокультурных и духовно-нравственных ценностей российской цивилизации.

По Учебному плану в МАДОУ д/с «Радуга» занятия по программе «Социокультурные истоки в дошкольном образовании» - 9 НОД (0,25) Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности во второй половине дня.

Длительность одного НОД – 15 мин

Характеристика контингента воспитанников:

Младшую группу компенсирующей направленности для детей с ТНР «Почемучка» посещает 10 детей из них 8 мальчиков и 2 девочки.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

Содержательная основа программы – система понятий и категорий, которые позволяю сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

Образовательная программа разработана для четырех возрастных групп:

- Младшая (3-4 года);

- Средняя (4-5 лет);

- Старшая (5-6 лет);

- Подготовительная к школе группы (6-7 лет).

В младшей группе главными целями образовательной программы являются:

- Развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;

- Развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;

- Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

С целью духовно-нравственного развития детей 3-4 лет разработана серия книг: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». Книги выстроены в логике осваиваемых категорий курса.

        Логика развития основных коммуникативных умений выглядит следующим образом:

Младшая группа (3-4 года):

В возрасте 3-4 года определяющей потребностью в общении у детей является потребность самовыражения и потребность в доброжелательном внимании.

В процессе реализации программы в младшей группе детского сада ставятся задачи развития:

- Коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному);

- Доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реаализации Программы.

Познавательное осмысление осваиваемых духовно-нравственных категорий и ценностей осуществляется в процессе различных видов деятельности самостоятельной и совместной деятельности взрослого (педагога и родителя) с детьми (игровой, коммуникативной, восприятия детской литературы и фольклора, познавательной, музыкально- художественной, продуктивной ) через реализацию принципа интеграции на основе следующих особенностей программы «Социокультурные истоки:.

- Соединение воедино познавательных, нравственных, и социокультурных понятий, что позволяет объединять воспитание и развитие в целостный образовательный процесс;

- Освоение положительного социокультурного опыта родного народа и приобретение личностного социокультурного опыта, который осваивается детьми на основе прочувствованных знаний, развитие способности ориентироваться на будущее;

-Выход на целостное развитие ребёнка и успешный переход его с одной ступени на другую, что обеспечивает более высокий уровень познавательного развития;

-Внесение нового содержательного компонента познавательно развития дошкольников на основе базовых ценностей родного Отечества;

- Изменение взаимодействия педагога с детьми на основе субъектной позиции ребенка (он активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания, свободен к принятию и обоснованию нестандартных решений);

-Формирование у детей интереса к будущей взрослой жизни, созданию семьи и выбору профессии;

Освоенные воспитанниками категории и ценности переводятся в практическую плоскость, дети получают возможность использовать полученные знания в реальной жизненной ситуации.

        Методологической основой данной программы является социокультурный системный подход профессора, члена-корреспондента РАЕН И. А. Кузьмина, направленный на развитие духовно - нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.

        На основе методологии социокультурного системного подхода разработана и реализуется целостная система активных форм развития и воспитания дошкольников, а также методика их проведения. Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии детей дошкольного возраста.

        Система проведения активных форм образовательной деятельности дошкольников последовательно развивает пять аспектов качества образования:

        - Содержательный;

        - Коммуникативный;

- Управленческий;

- Психологический;

        - Социокультурный.

Активные формы развития и воспитания:

        - Ресурсный круг;

- Работа в паре;

- Ресурсный круг с делегированием;

        -Работа в микрогруппе с участием родителей (проводятся на основе уникальных педагогических технологий).

        Основной формой работы с детьми являются активные занятия.

Формы. Совместная деятельность взрослого и детей; работа в паре; работа в микрогруппе; микрогруппе с участием родителей; ресурсный круг; ресурсный круг с делегированием народные (обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые), сюжетно-дидактические, подвижные, хороводные, настольно-печатные, речевые игры; игровое инсценированные, драматизация, продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру, социально-педагогические проекты, праздники, оформление выставок детского творчества.

Способы. Игровые действия разной степени сложности  и обобщенности; эмоционально выразительные средства; речевые высказывания; разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, чтение и обсуждение литературных произведений с точки зрения духовно-нравственного воспитания, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов и телепередач духовно-нравственного содержания.

Методы.

Создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми.

Средства.

Социальная действительность, картинки, игровые пособия, дидактический материал, макеты, технические средства обучения, художественная литература; мультимедийные презентации.

В течение учебного года предусмотрено проведение для каждой возрастной группы одного итогового занятия по программе (9 занятий на учебный год). Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.

Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, что включает в себя обогащение и активизацию словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи и т.д.

Большинство занятий носит интегративный характер. Одна из важнейших образовательных задач программы «Социокультурные истоки в дошкольном образовании» - соединение интеллектуального и нравственного начала в развитии личности. Интеграция предусматривает объединение возможностей и усилий воспитателей, педагогов-специалистов, родителей воспитанников в развитии личности по пути нравственного восхождения.

Инициативная личность развивается, как известно, в деятельности.

Развитие коммуникативной инициативы детей в процессе реализации программы «Социокультурные истоки в дошкольном образовании» предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, где развиваются эмпатия и коммуникативная функция речи.

Программа формирует в детях разные виды коммуникативных умений: речевые, социально-психологические, психологические, нормы речевого этикета, умение использовать невербальные средства общения.

Использование метода проектов, который позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес. Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

В проектном методе используются следующие формы поддержки детских инициатив:

- «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта.

- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.

- Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам –научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.

- «Мы вместе» - мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов ближайшего социума и родителей в едином процессе творчества.

- «Доброе дело для других» (социальная основа истоковских проектов) – направление естественной активности и инициативы ребёнка к социальному действию, получению социально значимого результата.

- «От знания – к доброму делу; от знания к сотрудничеству» - нравственно-познавательная основа деятельностных взаимоотношений всех участников проекта.

В основе проектного метода - проблемное образование, которое предполагает создание под руководством взрослого проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит формирование мотивации, системы социокультурных ценностей, творческое овладение знаниями, навыками, умениям, развитие внутреннего мира ребёнка и его мыслительных способностей..

Факторы, мотивирующие инициативу ребёнка на работу в активных формах образовательной деятельности:

- Успех – успешное выполнение задания, возможность увидеть результаты своей работы и работы сверстника, испытать совместную радость.

- Одобрение, сопровождающееся моральным признание заслуг ребёнка (одобрение взглядом, словом, жестом).

- Обратная связь: наличие своевременной информации о результатах работы.

- Делегирование ответственности, доверие. Привлечение воспитанников к самому процессу организации занятия. (Ребёнок перестает быть объектом воздействия, становится активным участником – субъектом обучения).

- Вознаграждение взаимопониманием.

- Вознаграждение действием. Каждый ребёнок является активным участником образовательного процесса.

- Творческие возможности, представленные работой в образовательной деятельности.

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

Воспитатель в работе с детьми использует несколько форм общения:

        - Деятельностное общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо (сотрудничество со взрослыми развивает в ребенке ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты);

        - Познавательное общение с воспитателем о волнующих ребенка познавательных проблемах (способствует углублению познавательных интересов и активности детей);

        - Личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, духовно-нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с воспитателем своими мыслями, впечатлениями. В этом общении формируются социально-ценностные ориентации ребенка, осознается смысл событий, развивается готовность к новой в дальнейшем социальной позиции школьника.

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

 Одним из важных принципов реализации Программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательную деятельность учреждения. В реализации Программы семья является равноправным субъектом образовательного процесса. Педагоги в тесном сотрудничестве с родителями осуществляют единый целостный процесс воспитания и развития дошкольников. Работа с родителями является ключевым элементом в реализации данной Программы для дошкольного образования. Одна из главных задач программы – организовать доверительное взаимодействие между родителями и детьми и следует помнить, что родители являются первыми педагогами своего ребенка.

Цель: взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей

По взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи программа решает следующие задачи:

- Объединение усилий дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у детей системы духовно-нравственных социокультурных ценностей;

-Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;

- Обеспечение родителей социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности ребенка.

 Формы работы с семьями:

- занятие

- литературно-музыкальные досуги;

- музыкально-художественная драматизация;

- организация творческих выставок;

  семейные гостиные, мастерские, конкурсы, проекты.

Занятия с родителями предваряют проведение итоговых занятий с детьми, заложенных по программе «Социокультурные истоки».

        Базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия – работа в паре. Эти занятия могут быть проведены в группе или в кругу семьи. Активные занятия носят обязательный характер, поэтому проводятся последовательно и системно, вся работа, проведенная совместно становится результатом сотворчества взрослых и детей. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, получаемый каждым ребенком на занятиях, создает условия для формирования адекватной самооценки, предотвращает появление эмоциональной отчужденности.

        Таким образом, в Программой обеспечено социальное партнерство дошкольной организации и семьи, осуществляется открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, направленный в конечном итоге, на социокультурное и духовно-нравственное развитие детей и их успешную социализацию.

Социальное партнерство

Очень важно педагогам дошкольной организации «распахнуть двери» для широкого социального партнёрства с учреждениями родного города, края. Развивающая среда – это социокультурное пространство, в рамках которого происходит интеграция социальных институтов, направленная на духовно- нравственное, эстетическое, патриотическое, физическое и т.д. развитие и воспитание дошкольников, и их социализацию. Именно взаимодействие социальных институтов оптимальным образом способствует процессам развития и саморазвития, духовно-нравственного становления личности, так как одной из целей программы «Социокультурные истоки» является «преобразование дошкольной организации в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный и духовно-нравственный опыт Отечества».

В рамках Социального партнерства осуществляет сотрудничество:

МБУК «Межпоселенческая библиотека Советского района п. Агириш»

МБОУ СОШ п. Агириш

МБУ КСК «Современник»

Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Советский комплексный центр социализации населения» отделение социальной реабилитации и абилитации пгт.Агириш

Центр материально-технического и методического обеспечения Управления образования Советского района

3. Организационный раздел

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.

        Образовательная среда обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач деятельности детей и взрослых. Образовательная среда успешно решает задачи объединения обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных категорий – ценностей и эффективных педагогических технологий.

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

Материально-техническое оснащение, оборудование, развивающая предметно-пространственная среда учреждения соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Материальная база в учреждении и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учётом ФГОС ДО. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.

Оснащение

Наименование помещения

 Оснащение

1

Групповые помещения с отдельной спальней «Почемучка» на 1-м этаже

Групповое помещение, изолировано от других помещений. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей), групповая (игровая), спальня, туалетная. Площадь групповой ячейки соответствуют санитарным требованиям. Группа для детей младшего дошкольного возраста располагается на 1 этаже, имеет самостоятельный вход, оснащена современной мебелью, отвечающей гигиеническим и   возрастным особенностям воспитанников. В спальном  помещении выделена рабочая зона воспитателя.

В группе созданы «Центры деятельности детей по интересам» (уголки творчества, экспериментирования, уединения, игровые, книжные, спортивные и т.д.).

Раздаточный и демонстрационный материал  по всем разделам программы (развитие речи, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие и т.д.).

Оборудование для закаливающих процедур (обширное умывание, полоскание горла, дорожки здоровья и т.д.), бактерицидные лампы. В  группе установлена интерактивная доска.  В приёмной: информационный стенд для родителей, выставки художественной продуктивной детской деятельности (аппликация, рисование, лепка)

2

Коридоры детского сада

Информационные  стенды,  стенды  творческих работ  детей

3

Музыкальный зал

Синтезатор, магнитофон, музыкальный центр, портативная аудиосистема, ширма театральная, проектор, ноутбук, колонки, экран для проектора, музыкальные инструменты, имеются музыкально – дидактические игры и пособия,  музыкальные игрушки, костюмерная.(костюмы детские, костюмы взрослые)

4

Физкультурный зал

Стационарное оборудование (спортивный комплекс, гимнастические стенки); переносное оборудование (скамейки, маты, дорожки, канаты, дуги, гантели, кегли, мягкие кубы, доски для ходьбы, мячи массажные, мячи разных размеров, палки гимнастические, скакалки, лыжи, обручи, щиты баскетбольные, мешочки с грузом). Спортинвентарь, массажные дорожки, сенсорные мячи, спортивный уголок, музыкальный центр.

5

Кабинет художественно-эстетического развития

Специальные столы, необходимые для работы материалы, шкафы, столы, стулья детские (регулируемые), стойки для пособий, компьютер, интерактивная доска, проектор

6

Методический кабинет

Библиотека методической и детской литературы, видеотека, подшивка периодики,  для педагогов и детей и дидактические пособия для занятий, архив документации, принтер, автоматизированные рабочие места, в локальной сети, сканер.

7

Зона игровой территории (уличная территория)

Прогулочный участок, индивидуальный для каждой группы,  современное игровое оборудование: модульные конструкции беседка, домик, многофункциональная горка – кораблик, балансир - петушок. Покрытие прогулочного участка смешанное (травяное с утрамбованным грунтом).

Групповые площадки для детей младшего дошкольного возраста располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп. На игровых площадках имеются песочницы с крышками. Оборудование соответствует возрасту и росту детей. Имеется развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке центр «Деревенька» в котором макеты дома, мельницы, огорода, мини-скульптуры деда, бабы, коровы, овцы, гуся, петуха, курицы с цыплятами и др. Центр «Поляна сказок» оснащён по мотивам русских народных сказок «Три медведя», «Гуси-лебеди».

8

Музей «Русская изба»

Пополнен экспонатами деревенской утвари и посудой: прялка, ухват, сундук, газетница, самовар с чайными парами, старинный утюг, рубель для глажки белья, макеты тряпичных кукол деда и бабки, внучки, куклы-обереги и др.

Таким образом, в филиале МАДОУ д\с «Радуга» созданы достаточные материально-технические условия пребывания детей, которые способствуют развитию ребенка в соответствии с его возрастными особенностями по привитию социокультурных ценностей в дошкольном возрасте.

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

        На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда — это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.

        Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Все это необходимо учитывать при создании обстановки в учреждении и при формировании программ обучения и воспитания детей.

        Развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности. Таким образом, под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В то же время определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется педагог.

Образовательная среда должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач деятельности детей и взрослых. Образовательная среда успешно решает задачи объединения обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных категорий – ценностей и эффективных педагогических технологий.

        Программа «Социокультурные истоки в дошкольном образовании» способствует формированию культуро-сообразного содержания, воссозданию в образовательных организациях культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на традиционные культурные ценности России и национальную духовную культуру. Особое внимание в образовательном процессе дошкольной организации уделяется знакомству детей с традициями национальной культуры, несущими глубокий духовно-нравственный смысл.

        На основе социокультурного системного подхода к истокам в образовании на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется социокультурная образовательная среда.

        Образовательная среда представляет систему условий развития детей, включая:

        - Пространственно-временные: гибкость, трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования;

        - Социальные: формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка);

        - Материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

        Большую роль в целостном развитии детей играет создание развивающей предметно-пространственной среды.

        Социокультурная развивающая предметно-пространственная среда является фактором естественного и специально-организованного процесса становления личности ребенка как человека культуры.

        Содержательным компонентом развивающей предметно- пространственной среды являются: произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта, игры и игрушки, изобразительные материалы, детская литература, образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона и т.д.

        Требования к развивающей предметно-пространственной среде образовательной организации (группы), включают соблюдение следующих принципов: информативности, вариативности, культуросообразности, полифункциональности, трансформируемости, учета гендерной специфики, интеграции.

        Базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям. Любая образовательная организация как социальный организм современного общества сможет стать для ребёнка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой поможет ему устоять нравственно и обусловит его ценностные ориентиры в жизни.

        В образовательном пространстве Учреждения, при реализации программы «Социокультурные истоки в дошкольном образовании», исходя из имеющихся условий, (по выбору) целесообразно создать такие функциональные центры, как:

        - «Музей народной игрушки»;

        - «Центр Семьи»;

Ежегодно пополнять экспонатами:

        - «Музей воинской Славы»

        - «Центр краеведения»;

        - «Выставочный центр детского рисунка» и другие.

        Предметно-пространственная среда развития должна стать общим фоном жизнедеятельности детей. Она способствует диалогу культур прошлого и настоящего, позволяет ребёнку прикоснуться к родным культурным ценностям; обогащает духовно-нравственное, эмоционально-образное, познавательное, социальное и эстетическое начало личности в их единстве.

                В групповых помещениях по программе «Социокультурные истоки в дошкольном образовании» целесообразно (по выбору) создание центров развития:

        - Мини-музеи родного края;

        - «Семь - Я»;

        - «Родная книга»;

        - «Театр сказок»;

        - «Традиционной игры и игрушки»;

        - Выставочный центр «Золотые руки»;

        - «Я живу в России»;

        - «Играйка» (все виды игр) и др.

Принципами отбора произведений искусства выступают:

        - Принцип ценностный, заключающийся в раскрытии ценностей родной культуры специфическим для каждого искусства способом, в понимании значимости мира природы, людей, предметов, передаваемого в произведениях, для ребенка; определяющий отбор произведений искусства, содержащих в себе эстетическую ценность, и ориентирующем развитие эстетических эмоций как самоценности личности ребенка;

        - Принцип эмоциональной насыщенности, определяющий яркую образность и выразительность знаков и символов искусства в предлагаемых живописных, музыкальных, литературных произведениях, отображающих палитру чувств, вызывающих различные эмоциональные переживания;

        - Принцип региональности, обуславливающий подбор произведений искусства, отображающих колорит родной природы, музыкально- поэтического фольклора, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов региона, представляющих для ребенка особую эмоционально-жизненную ценность;

        - Принцип активности, обуславливающий проявление ярких эстетических эмоций в процессе восприятия произведений искусства, и ставящий ребенка в активную позицию познания;

        - Принцип многомерности, определяющий содержательность взаимодействия видов искусств на основе ценностного единства, заключенных в литературных, живописных и музыкальных произведениях, и позволяющий осуществлять разнообразные виды творческой деятельности, предполагающие различные способы выражения собственного эмоционального состояния;

        - Принцип сотрудничества с родителями обуславливает создание среды взаимодействия детей и взрослых с целью освоения системы категорий-ценностей «Истоков».

Рекомендации моделирования

развивающей предметно - пространственной среды

        - Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин известных русских художников-классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» по теме: «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; «Образ Солнца - образ Добра и Света»; «Добрый мир»; «Любимая книга»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»; «Маленькие помощники»; «Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Мудрые уроки»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»; «Мастера и рукодельницы»; «Православные праздники года», «Художники-оформители русской сказки» и т.д.;

        Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов, иллюстраций по теме: «Семья», «Дом», «Русские богатыри», «Откуда пошла Земля Русская» и др.; тематические проспекты по категориям Истоков.

        - Эстетические предметы быта: семейные фотоальбомы детей группы; художественные альбомы с разными видами декоративно- прикладного искусства, образами защитников Отечества и др.; образцы предметов декоративно-прикладного искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов культуры и быта народа и др.;

- Игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр: сюжетно-ролевые; режиссёрские; театрализованные; подвижные, включая народные; строительно-конструктивные; и др., по темам итоговых занятий, в зависимости от возраста детей;

        - Игры: кубики-сказки; разрезные картинки по темам итоговых занятий; домино «Сказки», «Былины», «Наш дом» и др.; пазлы по темам известных народных сказок, сказов и былин; настольно-печатные игры типа «Путешествие по сказкам», «Путешествие в историю родного города, края, России» и др.;

        - Детская литература: комплекты книг для развития детей (в зависимости от возрастной группы); книги с народным фольклором и яркими образами; подборки книг нравственной направленности; поэтического слова русских писателей-поэтов классиков; познавательно-историческая литература; разнообразные тематические календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками; книги писателей-земляков; портреты отечественных писателей- классиков и поэтов-писателей своего региона, музыкантов, художников и др.

        - Образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона: документы, ксерокопии (например, письма защитников Отечества, фотографии и др.); древние книги; семейные реликвии; макеты («Добрый мир»; «Дружная семья»; «Бабушкин двор»;

«Богатырская застава»; «Город чудный, город древний»; «Святыни нашего края»; «Ярмарка»; по темам сказок; по темам православных праздников; и др.); экспонаты традиционного быта, художественных ремёсел, народной игрушки, природы и культуры родного края; карты

 России и родного края и др.

        - Изобразительные материалы: альбомы для развития и рисования детей для каждой возрастной группы по программе «Социокультурные истоки»; все виды изобразительных материалов; природный и бросовый материал для творчества.

        Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Созданная нами развивающая предметно-пространственная среда:

— системная, отвечает целям и задачам Программы;

— инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

— учитывает специфику возрастных особенностей развития ребенка;

— имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование), так и развитие детей в ней;

— требует для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

Состояние предметно-развивающей среды в ДОУ соответствует санитарным нормам и правилам и спроектировано на основе:

  • реализуемой программы;
  • требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий;
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: игровые, сюжетные, интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. Праздники

Традиционными общими праздниками являются:

- три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи и (или) проводов зимы, праздник встречи весны;

- общегражданские праздники - Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День матери, День округа, День Победы.

Общекультурные традиции в жизни детского сада являются:

- выводить детей старшего дошкольного возраста за пределы детского сада на прогулки и экскурсии;

- создавать условия для интересного и приятного общения со старшими и младшими детьми в детском саду; показывать детям куколь-ные спектакли силами педагогов, родителей, профессиональных исполнителей (в соответствии с возможностями организации);

- организовывать праздники-сюрпризы;

- проводить музыкальные концерты, литературные вечера, художественные творческие мастер-классы с приглашением исполнителей и специалистов (в соответствии с возможностями организации).

Традиции-ритуалы: общегрупповой ритуал утреннего приветствия; дни рождения.

В Учреждении сложились устойчивые традиции:

  • Детские конкурсы рисунков, творческих работ детей.
  • Фольклорные праздники "Колядки", "Масленица"
  • Музыкальные праздники, развлечения, досуги
  • Физкультурные праздники, досуги, развлечения
  • День знаний (1 сентября)
  • Дни здоровья
  • День открытых дверей (сентябрь)
  • Встреча с интересными людьми
  • Выставка поделок совместно с родителями «Огородные фантазии»
  • Конкурс «Огород на окне»
  • Тематическая мероприятия ко Дню рождения округа
  • Мероприятия, посвященные празднованию 9 мая
  • Выпускной (май)
  • Экскурсии)
  • Выставка рисунков – совместное творчество родителей и детей Открытые занятия
  • Празднование Дня матери;
  • Конкурс «Мистер и миссис Радуга»
  • Конкурсы «Мастерская Деда Мороза», зимних построек

Муниципальные конкурсы:

  • «Губернаторские состязания»
  • Фестиваль детского творчества «Весеннее настроение»
  • Фестиваль художественного чтения «Синяя птица»
  • Районный конкурс «Волшебная книга»
  • Спортивные соревнования «Веселые старты»
  • Поздравительная открытка  к 23 февраля
  • Поздравительная открытка к 9 мая

Праздники (музыкальные и спортивные развлечения, концерты) в течение учебного года планируются в соответствии с планом работы учреждения на текущий год.

3.4 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10. 2013 года);
  2. Программа «Истоки» в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Книги для развития детей являются составной частью комплекта «Истоки» и «воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
  3. Истоковедение. Том 5. Издание 5 – е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2014.-224 с.
  4. Истоковедение. Том 11. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-320 с.
  5. Истоковедение. Том 15. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-160 с.
  6. Доброе слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
  7. «Добрый мир». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3- 4 года);
  8. «Добрая книга». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
  9. Комплект альбомов для рисования и развития детей 3–8 лет:
  10. «Доброе слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);

Комплексно-тематическое планирование для детей младшей группы (от 3 до 4 лет)

«Социокультурные истоки в дошкольном образовании»

п/п

Период

Тема

Задачи                

Беседа

Игры

Чтение художественной

литературы

Литература

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1

1 неделя

02.09.- 06.09.

«Любимое имя»

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя».
  2. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.
  3. Освоение навыков разговорной речи и составление простых предложений детьми.
  4. Активизация в речи детей имён людей, употребляемых в ласкательной форме.
  5. Осмысление собственного имени.
  6. Формирование у детей способности понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства.

Первое слово.

Беседа о берёзоньке, опираясь на иллюстрации с.4

Хороводная игра «Заинька»(с.16)

Чтение русской народной прибаутки «Петушок»

Чтение РНС «Теремок»

Инсценировка по мотивам РНС «Теремок»

 «Истоковедение» том 5, стр.152

 «Истоковедение» том 11, стр.71,92

книга 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» стр.3,17, 18, 19.

Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Любимое имя»

2 неделя

09.09.-13.09.

Ласковая улыбка.

Беседа с детьми по сказке «Теремок». Рассказывание РНС «Теремок» по картинкам.

Хороводная песня «Ай-да берёзка», хороводная игра «Стоит в поле теремок»

Чтение стихотворения «Корова»

Чтение РНС «Теремок»

3 неделя

16.09.-20.09.

Родительская любовь.

Хороводная игра «Ходит Ваня»

Чтение потешек «Жил-был Глеб», «Едет Женя в красной шапке», «Рано-рано поутру»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Любимое имя»

4 неделя

23.09.-27.09.

Именины. Ангел-хранитель.

Хороводная игра «Именины» (, словесная игра «Сравни мышку и мишку»,  хороводная игра «Стоит в поле теремок»

Чтение РНС «Теремок»

Чтение потешек «Катя, Катя маленькая…», «Хлопни, Катя, в ладушки», «Наша Машенька в дому…», «Николенька гусачок»

Активное занятие. Ресурсный круг «Имя моего ребенка»

Октябрь

2

5

неделя

30.09 - 04.10.

«Доброе слово»

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово»
  2. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.
  3. Освоение навыков разговорной речи и составление простых предложений детьми.
  4. Способствовать формированию объяснительной речи детей
  5. Формирование связной речи детей.
  6. Обогащение словаря детей добрыми словами из текстов потешек.

Выражение любви к близким людям.

Игровое упражнение «С добрым утром!»

Чтение русской народной прибаутки «Ладушки, ладушки»; чтение пословиц о добре; чтение потешки

«Истоковедение» том 5, стр. 153. «Истоковедение» том 11, стр.72.

книга 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» стр.3,15,21,22,23.

Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Доброе слово»

6 неделя

07.10. – 11.10.

Выражение любви к близким людям. Беседа по пословицам о добре «Доброе слово лучше мягкого пирога»

Речевая игра «Разговор по телефону»

Чтение стихотворения Е.Королёвой «Утром рано солнышко, улыбнувшись встало»; Э.Костин «Доброе утро!»; чтение потешки «Ой, люлюшеньки-люшки!», чтение потешки

7 неделя

14.10. – 18.10.

Беседа по содержанию песни «Кто у нас хороший?»

Хороводная игра «Кто у нас хороший!»

Чтение потешек «На дубочке», «В светлом теремочке», «Ты умница-разумница!», «Эх, водичка хороша»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Доброе слово»

8 неделя

21.10. – 25.10.

Радость встречи. Беседа по пословице «Доброе слово всегда к месту»

Речевые игры по выбору детей.

Разучивание наизусть А.Яшин «Я люблю когда при встрече»; чтение истории «Жила-была девочка Маша»; чтение потешки «Петушок у нас горластый»

Активное занятие. Работа в паре «Доброе слово в семье»

Ноябрь

3

9 неделя

01.11.-08.11.

«Ласковая песня»

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня»
  2. Развитие умения слушать друг друга.
  3. Формирование представления детей о колыбельной песне, восприимчивости к родному языку и мелодии.
  4. Показать детям образцы ласкового исполнения колыбельной песни.
  5. Создание условий для целостного восприятия детьми колыбельной песни.
  6. Формирование связной речи детей.
  7. Развитие способности выделять из текстов колыбельных песен ласковые, добрые слова.

Ласковое слово. Рассматривание иллюстраций на с.27 и беседа

Обыгрывание сюжета «Кукольная колыбельная»

Чтение и пение колыбельных песенок «Котя-котенька-коток», «Баю-баю», «Люли-люли-люли», чтение М.Чарной «Баю-баю»; «Ай, люли-люленьки»

«Истоковедение» том 5, стр. 153

книга 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» стр. 24, 25,27

Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Ласковая песня»

10 неделя

11.11.-15.11.

Красивая

мелодия.

Беседа на тему «Как поют колыбельные песни?» с.24

Сюжетно-ролевая игра «Укладываем любимую куклу спать»

Чтение и пение колыбельной песни И.Токмаковой «Баиньки», «Баю-баю-баиньки»; колыбельная песенка «Спи, моя крошка любимая!»

11 неделя

18.11.-22.11.

Колыбельная песня. Беседа на тему: «Какую колыбельную песенку поёт мама?»

Сюжетно-ролевая игра «Укладываем любимую куклу спать»

Чтение и пение колыбельной песни Н.Найдёнова  «Кошечка», «Баю-баю-баиньки»; «Баю-бай, за рекой»; А.Майков «Спи, дитя моё, усни»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Ласковая песня»

12 неделя

25.11.-29.11.

Нежность. Надежда.

Беседа на тему «Какие ласковые слова мы поём в колыбельной песенке?»

Сюжетно-ролевая игра «Укладываем любимую куклу спать»

Разучивание Г.Сапгир «Спать пора зайчатам», чтение и пение «Колыбельная»; Г.Ладонщикова «Кукольная колыбельная»

Рисование на тему «Ласковая песня»

Декабрь

4

13 неделя

02.12.-06.12.

«Праздничная песня»

  1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Песня».
  2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.
  3. Приобщение к традиции празднования Рождества.
  4. Создание условий для целостного восприятия детьми праздника Рождества.
  5. Создание условий для праздничного настроения детей.
  6. Подготовка праздничных поздравлений и пожеланий близким людям.

Рождество. Новый год. Беседа на тему «Как готовятся к праздникам Рождества и Нового года?»

П/игра «Здравствуй, дедушка Мазай!»

«Рождество», «Нарядили ёлочку» М.Познанской,

Разучивание песни «Ёлочка» музыка М.Красева, слова З.Александровой

«Истоковедение» том 5, стр. 158

книга 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» стр. 28,29,30,31

Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Праздничная песня»

14 неделя

09.12.-1312.

Нарядная ёлка. Рассматривание иллюстраций нарядных ёлочек.

Сюжетно-ролевая игра «Как мы готовимся к Новому году?»

Чтение рассказа «Ёлка» К.Лукашевич; И.Токмакова «На свете так бывает»

15 неделя

16.12.-20.12.

Общая радость.

Беседа по рассказу К.Лукашевич «Ёлка»

Инсценирование песни «Ёлочка»

Музыка М.Красева,

Слова З.Александровой

Т.Бокова «Поздравляем с рождеством»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Праздничная песня»

16 неделя

23.12.-27.12.

Беседа на основе образов-иллюстраций по мотивам стихотворения Ф.М.Достоевского  «От Деда Мороза»;

Забота родных и близких.

Игры и песни по желанию детей.

Разучивание стихотворения А.С.Хомякова «В этот светлый праздник»

Ф.М.Достоевский «От Деда Мороза»

Активное занятие. Ресурсный круг «Новый год у ворот»

Январь

5

17 неделя

9.01.-10.01.

«Любимый образ»

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ».
  2. Формирование способности понимать чувства других людей.
  3. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.
  4. Создание условий для освоения навыков разговорной речи и составление простых предложений детьми.
  5. Формирование выразительности родного языка.
  6. Развитие детей в речевом общении со взрослыми.
  7. Обогащение словаря посредством ознакомления детей с русской народной сказкой.

Мама. Беседа на тему «Кто самый лучший на свете человек?»

Беседа по сказке «Петушок с семьёй»

Словесная игра «Золотое яичко»,

Игра малой подвижности в кругу «Помощники»

Чтение сказки «Петушок с семьёй» К.Д.Ушинского

«Истоковедение» том 5, стр.159

«Истоковедение» том 11, стр. 743,

книга 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» стр. 12,13,14,15

Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Солнышко для мамы»

18 неделя

13.01.-17.01.

Любовь. Беседа о прочитанном РНС «Золотое яичко»

Словесная игра «Курочка-Рябушечка», «Расскажите сказку»

Чтение стихотворения «Матушке», В. Руссу «Моя мама»

Нетрадиционное рисование по мотивам РНС «Золотое яичко»

19 неделя

20.01.-24.01.

Доброта. Беседа на тему «Материнское сердце как летнее солнце»

Словесная игра «Вышла курочка гулять»

Чтение стихотворения «Праздник» И.Рутенина, разучивание песни Музыка Е.Теличеевой Слова М.Ивенсен «Песенка для мамы»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Солнышко для мамы»

20 неделя

27.01.-31.01.

Забота. Беседа о том, как дети помогают своей маме.

Пальчиковая игра «Николенька-гусачок»

М.Пляцковский «Мама», инсценирование РНС «Золотое яичко»

Активное занятие. Ресурсный круг «За что я благодарен маме?»

Февраль

6

21 неделя

03.02.-07.02.

«Образ света»

  1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».
  2. Развитие умения выражать свои добрые чувства.
  3. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
  4. Освоение навыков разговорной речи и составление сложных предложений детьми (из 5-6 слов).
  5. Обогащение словаря детей добрыми словами из текста потешек.
  6. Поощрение попытки детей рассказывать по содержанию стихотворения и загадки.

Солнышко. Беседа по потешке «Солнышко, солнышко», «Что солнышко даёт нам?»

Игра малой подвижности «Гори-гори ясно»

Е.Благтнина «Гори-гори ясно!»

Разучивание песенки Музыка Ю.Чичкова, слова К.Ибряева «Выглянуло солнышко», чтение потешки «Солнышко-вёдрышко»

«Истоковедение» том 5, стр.160

книга 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» стр. 16, 17, 18, 19.

Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Солнышко для мамы»

22 неделя

10.02.-14.02.

Свет. Беседа «Какие добрые слова мы говорим солнышку?»

Разучивание хороводной игры «Солнышкино платьице»

Т.Бойко «Солнышко», чтение потешки «Солнышко, покажись»

23 неделя

17.02.-21.02.

Тепло. Беседа о прочитанном стихотворении «Подсолнух» с.19

Хороводная игра «Песенка про солнышко» с.4

Разучивание песенки музыка Е.Теличеевой, слова Е.Каргановой «Есть у солнышка дружок», Чтение стихотворения «Подсолнух», чтение потешки «Солнышко-вёдрышко»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Образ света»

24 неделя

24.02.-28.02.

Радость. «Какие добрые слова мы знаем из потешек о солнышке?»

Хороводная игра «Песенка про солнышко» с.4

А.Бродский «Солнечный зайчик»

Март

7

25 неделя

02.03.-06.03.

«Добрый мир»

  1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».
  2. Развитие мотивации на общение со взрослыми.
  3. Развитие положительного восприятия мира.
  4. Формирование представления детей о добром мире.
  5. Развитие диалогической речи детей.
  6. Создание условий для целостного восприятия образа доброго мира.
  7. Освоение навыков разговорной речи.

Нежные руки мамы. Беседа «Где живёт добрый мир у каждого из нас?», «Кто подарил нам этот добрый мир?»

Хороводная игра «Солнышкино платьице»

Чтение стихотворения «Добрый мир», Разучивание Е.Благинина «С добрым утром»

«Истоковедение» том 5, стр.161

«Истоковедение» том 11, стр.75

книга 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» стр. 10,11,20,22, 23.

Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Добрый мир»

26 неделя

09.03.-13.03.

Добрые и ласковые слова. «Что доброго мы делаем для своих близких?»

Хороводная игра «Солнышкино платьице»

Е.Королёва «Наш дом», «Мы с сестрой на полянку пришли»

27 неделя

16.03.-20.03.

Свет и тепло. Беседа на тему «Почему мы любим свой дом?»

Хороводная игра «Солнышкино платьице»

Э.Михаленко «Самый лучший в мире дом»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Добрый мир»

Защита и доверие. Беседа «Что значит дома и стены помогают?», «Где для вас самый лучший в мире дом?»

Хороводные игры» по желанию детей

Чтение произведений по желанию детей, инсценировка РНС по желанию детей

Активное занятие. Ресурсный круг «Добрый мир» (Что может сделать каждый из нас, чтобы мир для ребенка был добрым?)                

28 неделя

23.03.-27.03.

Апрель

8

29 неделя

06.04.-10.04.

«Добрая книга»

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга».
  2. Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге.
  3. Развитие умения слышать друг друга.
  4. Создание условий для освоения навыков разговорной речи и составления простых и сложных предложений детьми (из 5-6 слов).
  5. Развитие выразительности родного языка.
  6. Формирование интереса детей к родному сказочному слову.
  7. Освоение навыков диалоговой речи.
  8. Развитие инициативности и доброжелательности в речевом общении со взрослыми и детьми.
  9. Развитие у детей умение вести простую форму диалога со взрослыми, находить в тексте хороводной игры нужные по смыслу глаголы, обозначающие знакомые действия.

Книга-связь слова и образа. Беседа на тему «Какими добрыми словами мы обращаемся?»

Хороводная игра «На лугу»

Н.Полякова «Доброе лето», чтение РНП Летом» обработка М.Мамонтовой, под редакцией П.И.Чайковского, чтение потешки «Ай-люли, ай-люли, гости к Дашеньке пришли…»

«Истоковедение» том 5, стр.162.

«Истоковедение» том 11, стр.75-76

книга 2 для развития детей 3-4 лет «Добрая книга» стр. 5-10, 11, 12, 13, 14, 15.

Рисование по мотивам РНС «Репка»

30 неделя

13.04.-17.04.

Первая книга. Беседа по сказке «Репка»

Словесная игра «Расскажите сказку»

Ю.Полухин «Если вместе», пересказ РНС «Репка» по картинам книги, Я.Егоров «Мальчик и рыбки», разучивание потешки «Сидит белочка на тележке…»

Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Любимая книга»

31 неделя

20.04.-24.04.

Живое слово. Беседа на тему «Какие добрые дела можем с вами делать мы?»

Речевая игра «Как растили репку» Хороводная игра «Репка» на музыку Т.Попатенко, слова А.Кузнецова

Чтение стихотворения Л.Дьяконова «Помогать я буду всем», А.Плещеев «Хлопотливая птичка»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Любимая книга»

32 неделя

22.04.-26.04.

Живое слово. Беседа на тему «Мои дела дома или на огороде»

Хороводная игра «Мы на луг ходили»

Чтение стихотворения «А ну-ка, друзья, за работу…», Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться», разучивание «Песни о книжке» музыка Т.Попатенко, слова Н.Найдёновой

Активное занятие. Ресурсный круг «Добрая книга»  (Какие добрые чувства могут пробудить в сердце ребенка книги?).

Май

9

33 неделя

04.05.-08.05.

«Любимая книга»

  1. Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга».
  2. Развитие взаимодействия детей и  взрослых.
  3. Создание позитивного настроя на общение в группе.
  4. Приобщение детей к культуре чтения поэтических текстов.
  5. Освоение навыков связной речи.
  6. Способствовать формированию объяснительной речи детей.
  7. Формирование интереса детей к родному сказочному слову.

Яркие образы. Беседа «Как весной оживает природа?», беседа по пословицам «Добрая книга ярче звёздочки светит»

А.Н.Плещеев «Ласточка»

«Истоковедение» том 5, стр.162.

Книги  для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» стр. 5-14, «Добрый мир» стр. 5-9, «Добрая книга» стр. 4, 5-9, 11, 17-20, 22-23.

Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Любимая книга»

34 неделя

11.05.-15.05.

Сила слова. Беседа «Как мы помогаем домашним питомцам?» беседа по пословицам «Добрая книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»

Л.Нечаев «Самый вкусный пирожок»

35 неделя

18.05.-22.05.

Добрые чувства. Беседа с детьми по сказке «Маша и медведь» беседа по пословицам «С книгой жить – век не тужить»

Словесная игра «Доскажи словечко» по мотивам русских народных сказок.

РНС «Маша и медведь», И.Бурсова «Доброта»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Любимая книга»

36 неделя

25.05.-29.05.

Радость от встречи с книгой. Отгадывание загадок по мотивам русских народных сказок.

Чтение сказки «Козлятки и волк», чтение стихотворения З.Александровой «Тёплый дождь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация парциальной программы «Социокультурные истоки». Сценарий открытого занятия на тему: «Добрый мир руками детей» с участием родителей.

Цель: Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получить значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.Зад...

Тематическое планирование вечеров развлечений в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

Тематическое планирование вечеров развлечений в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» концентрирует в себе духовно-нравственные ценности русского народа, российск...

Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ" на 2017 -2018 учебный год

Программа разработана для подготовительной к школе группы...