Обучение грамоте
методическая разработка (подготовительная группа)

Беломыльцева Елена Александровна

Обучение грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте «Весна» в подготовительной группе

Тема«Весна»

Программные задачи:

• Закреплять,систематизировать знания детей о весневесна полевая, речная, лесная. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

• Продолжать упражнять детей в согловании слов в предложении.

• Упражнять в составлении предложений, анализировать их словесный состав с указанием последовательности слов в предложении; продолжать учить детей делить слова на слоги, находить ударный слог в слове, читать простые предложения. Развивать логическое мышление,воображение.

• Воспитывать основы эмоционально положительного настроя детей в отношениях друг с другом.

• Воспитывать умение сопереживать и помогать в трудных ситуациях.

Предшествующая работа:

• Чтение рассказа В. Бианки «Три весны» и беседа по вопросам по содержанию текста.

• Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весна».

• Рассматривание картин, иллюстраций про весну; наблюдения за весенней природой.

Подготовка воспитателя к занятию:

• Проработала программу «Радуга»

• Пригласила героев для игровых приемов, оговорила методику.

• Подобрала соответствующий материал и музыку.

Материал:

• Шкатулка с заданиями.

• Конверт с семенами, схемы предложений, корзиночка, картины.

Ход НОД

Воспитатель -Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь с гостями.

Дети - Здравствуйте!

Воспитатель - А сейчас давайте поиграем в игру «Приветствие», скажем слова приветствия друг другу.

Дети по кругу передают мягкую игрушку и произносят слова«Катя, я очень рада тебя видеть» и так далее.

- Вижу – вижу, все улыбаетесь, значит всем хорошо. У всех хорошее настроение.

- Раздается стук в дверь.

- Кто это к нам в гости идет?

Появляется Буратино, держит в руках большую, красивую шкатулку.

Буратино - Здравствуйте,здравствуйте! Это я. Узнаете вы меня?

Дети: - Буратино.

Воспитатель - Здравствуй Буратино. Как же ты здесь оказался?

Буратино - Я вам принес волшебную шкатулку, которую передала для вас Весна.

Воспитатель - А где же она сама?

Буратино - Она торопилась, спешила к вам, но ее заколдовала злая старуха Зима.

Воспитатель - А как же шкатулка оказалась у тебя?

Буратино – Мне ее принес зайчик и просил, чтобы ребята скорее помогли освободить Весну от колдовских чар Зимы.

Воспитатель - Спасибо тебе, Буратино, давай нам шкатулку.

Берет шкатулку у Буратино и просит его бежать в лес передать зайчику,что ребята помогут Весне. Дети садятся за столы. Воспитатель открывает шкатулку, берет письмо и читает.

- Дорогие ребята,освободить меня от колдовских чар Зимы можете только вы, выполнив следующие задания.

- Вот ребята первое задание.

- Назовите весенние месяцы. (Ответы детей.)

- Назовите первую победу весны.

Ответы детей: Она начинается, когда в полях показались первые проталины. Обрадовались ей грачи,мигом примчались к нам. Потом скворцы и полевые жаворонки. Грачи рады, что могут ковырять носом поле, вытаскивая из земли червей. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зернышки.

Воспитатель - Назовите вторую победу весны?

Ответы детей. Весна речная.

-Расскажите о речной весне.

Ответы детей: Треснул толстый лед на реках. Льдинки с грохотом и звоном поплывут к морю. Но они не доплывут до моря, растают под горячими лучами солнца. В воде проснутся рыбы, разные насекомые, улитки, личинки. Прилетят водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди, чайки, речные и болотные кулики. Реки выйдут из берегов своих, затопят луга, кустарники. Люди скажут: весенний разлив или паводок. Вода напоит всю землю.

Воспитатель - Назовите третью весну.

Ответы детей. Весна лесная.

Воспитатель - Почему весна называется лесной?

Ответы детей: Закукует кукушка,лес окутает зеленоватый туман, прилетят ласточки, зацветет черемуха. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется и соловей запоет.

Воспитатель - Молодцы ребята, я думаю с первым заданием мы справились.

- А вот и второе задание: - Придумайте предложения про весну, состоящее из трех слов.

Дети называют предложения. У доски ребенок выкладывает схему одного из предложений, которое составили дети.

Воспитатель - Дети я тоже придумала предложение: -«Весна попала в беду».

- Составьте, пожалуйста схему этого предложения.

Дети за столами на альбомных листах выкладывают схему предложения.

- Назовите 1-е, 2-е, 3-е,4-е слово.

- Ответы детей.

- Что вы можете сказать о 3-м слове?

Ответы детей: Это предлог, со словами предлог пишется раздельно.

Воспитатель - Молодцы. Выполнили и второе задание.

Игра «Эхо»

Воспитатель читает детям стихи и просит их отвечать, как эхо-

повторять последний слог того слова, на котором останавливается воспитатель.

Собирайся, детвора!

Дети: Ра! Ра!

Начинается игра!

Ра! Ра!

Бей в ладоши веселей!

Лей! Лей!

Да ладошек не жалей!

Лей! Лей!

Сколько времени сейчас!

Час! Час!

Сколько будет через час!

Час! Час!

И неправда: будет два!

Два! Два!

Думай, думай голова!

Ва! Ва!

Как поёт в селе петух!

Ух! Ух!

Да не филин, а петух!

Ух! Ух!

Вы уверены, что так?

Так! Так!

Это ухо или нос? (Воспитатель показывает на ухо)

Нос! Нос!

Или, может, сена воз?

Воз? Воз?

Это локоть или глаз? (Показывает на локоть).

Глаз! Газ!

А вот это что у нас? (Показывает на нос).

Нас! Нас!

Вы хорошие всегда?

Да! Да!

Или только иногда?

Да! ДА!

Вы устали отвечать или нет?

Нет! Нет!

Разрешаю помолчать!

Воспитатель- Вам понравилась игра? Да!

- Дети садятся за столы на свои места. Воспитатель смотрит в шкатулку.

Воспитатель - А сейчас мы приступам к выполнению третьего задания.

Воспитатель ставит на мольберт картинку – изображение домика.

- Дети, как вы думаете, какая связь между домиком и животными?

Ответы детей: Домик означает, что это домашние животные, они живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними, кормит, лечит, поит, жалеет, разговаривает с ними.

- А между лесом и животными?

Ответы детей: В лесу живут дикие животные, за ними не ухаживает человек, они сами себе добывают корм, прячутся, чтобы их не увидел охотник, находят себе жилье, лечатся травами, даже шерстку меняют.

Воспитатель - Молодцы, правильно вы все рассказали. А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть животное, а вы будете называть его детенышей.

- У коровы один детеныш – теленок, много телят.

- У козы один – козленок, много козлят.

- У овцы один – ягненок, много – ягнят.

- У лошади один – жеребенок,много – жеребят.

- А сколько частей в слове «теленок»?

Ответы детей.

- Прохлопайте _ _ _.

Воспитатель – Сколько частей в слове «жеребенок»?

Ответ ребенка: четыре

- Прохлопайте.

Воспитатель - У лисы детеныш – лесенок, много лисят.

- Назовите ударный слог в слове лисенок.

Ответы детей.

Воспитатель: - У медведицы один детеныш – медвежонок.

- Выделите ударный слог в слове «медвежонок» .

Ответы детей.

Воспитатель – Справились мы и с этим заданием.

- А вот и последнее задание:

Чтобы чары Зимы расколдовать,

Постарайтесь эти строки прочитать

Их услышит Зимушка – Зима

И растает от весеннего тепла.

- А сейчас давайте прочитаем эти предложения.

Каждый ребенок читает то предложение, которое лежит у него на столе. (Ярко светит солнце. Весело звенят ручьи. Стало тепло. И. др. После выполнения всех заданий воспитатель читает детям стихотворение.

А зима сдала, осела,

Хватит ей озорничать

Приходи Весна скорее

Песни петь и май встречать!

Приходит Весна благодарит детей. Приглашает в хоровод «Весняночка»Весна дарит детям подарок: конверт с семенами цветов, семечки подсолнуха, тыквы. Прощается и уходит.

Итог НОД.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по обучению грамоте «Весна» в подготовительной группе

Тема«Весна»

Программные задачи:

• Закреплять,систематизировать знания детей о весневесна полевая, речная, лесная. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

• Продолжать упражнять детей в согловании слов в предложении.

• Упражнять в составлении предложений, анализировать их словесный состав с указанием последовательности слов в предложении; продолжать учить детей делить слова на слоги, находить ударный слог в слове, читать простые предложения. Развивать логическое мышление,воображение.

• Воспитывать основы эмоционально положительного настроя детей в отношениях друг с другом.

• Воспитывать умение сопереживать и помогать в трудных ситуациях.

Предшествующая работа:

• Чтение рассказа В. Бианки «Три весны» и беседа по вопросам по содержанию текста.

• Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весна».

• Рассматривание картин, иллюстраций про весну; наблюдения за весенней природой.

Подготовка воспитателя к занятию:

• Проработала программу «Радуга»

• Пригласила героев для игровых приемов, оговорила методику.

• Подобрала соответствующий материал и музыку.

Материал:

• Шкатулка с заданиями.

• Конверт с семенами, схемы предложений, корзиночка, картины.

Ход НОД

Воспитатель -Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь с гостями.

Дети - Здравствуйте!

Воспитатель - А сейчас давайте поиграем в игру «Приветствие», скажем слова приветствия друг другу.

Дети по кругу передают мягкую игрушку и произносят слова«Катя, я очень рада тебя видеть» и так далее.

- Вижу – вижу, все улыбаетесь, значит всем хорошо. У всех хорошее настроение.

- Раздается стук в дверь.

- Кто это к нам в гости идет?

Появляется Буратино, держит в руках большую, красивую шкатулку.

Буратино - Здравствуйте,здравствуйте! Это я. Узнаете вы меня?

Дети: - Буратино.

Воспитатель - Здравствуй Буратино. Как же ты здесь оказался?

Буратино - Я вам принес волшебную шкатулку, которую передала для вас Весна.

Воспитатель - А где же она сама?

Буратино - Она торопилась, спешила к вам, но ее заколдовала злая старуха Зима.

Воспитатель - А как же шкатулка оказалась у тебя?

Буратино – Мне ее принес зайчик и просил, чтобы ребята скорее помогли освободить Весну от колдовских чар Зимы.

Воспитатель - Спасибо тебе, Буратино, давай нам шкатулку.

Берет шкатулку у Буратино и просит его бежать в лес передать зайчику,что ребята помогут Весне. Дети садятся за столы. Воспитатель открывает шкатулку, берет письмо и читает.

- Дорогие ребята,освободить меня от колдовских чар Зимы можете только вы, выполнив следующие задания.

- Вот ребята первое задание.

- Назовите весенние месяцы. (Ответы детей.)

- Назовите первую победу весны.

Ответы детей: Она начинается, когда в полях показались первые проталины. Обрадовались ей грачи,мигом примчались к нам. Потом скворцы и полевые жаворонки. Грачи рады, что могут ковырять носом поле, вытаскивая из земли червей. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зернышки.

Воспитатель - Назовите вторую победу весны?

Ответы детей. Весна речная.

-Расскажите о речной весне.

Ответы детей: Треснул толстый лед на реках. Льдинки с грохотом и звоном поплывут к морю. Но они не доплывут до моря, растают под горячими лучами солнца. В воде проснутся рыбы, разные насекомые, улитки, личинки. Прилетят водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди, чайки, речные и болотные кулики. Реки выйдут из берегов своих, затопят луга, кустарники. Люди скажут: весенний разлив или паводок. Вода напоит всю землю.

Воспитатель - Назовите третью весну.

Ответы детей. Весна лесная.

Воспитатель - Почему весна называется лесной?

Ответы детей: Закукует кукушка,лес окутает зеленоватый туман, прилетят ласточки, зацветет черемуха. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется и соловей запоет.

Воспитатель - Молодцы ребята, я думаю с первым заданием мы справились.

- А вот и второе задание: - Придумайте предложения про весну, состоящее из трех слов.

Дети называют предложения. У доски ребенок выкладывает схему одного из предложений, которое составили дети.

Воспитатель - Дети я тоже придумала предложение: -«Весна попала в беду».

- Составьте, пожалуйста схему этого предложения.

Дети за столами на альбомных листах выкладывают схему предложения.

- Назовите 1-е, 2-е, 3-е,4-е слово.

- Ответы детей.

- Что вы можете сказать о 3-м слове?

Ответы детей: Это предлог, со словами предлог пишется раздельно.

Воспитатель - Молодцы. Выполнили и второе задание.

Игра «Эхо»

Воспитатель читает детям стихи и просит их отвечать, как эхо-

повторять последний слог того слова, на котором останавливается воспитатель.

Собирайся, детвора!

Дети: Ра! Ра!

Начинается игра!

Ра! Ра!

Бей в ладоши веселей!

Лей! Лей!

Да ладошек не жалей!

Лей! Лей!

Сколько времени сейчас!

Час! Час!

Сколько будет через час!

Час! Час!

И неправда: будет два!

Два! Два!

Думай, думай голова!

Ва! Ва!

Как поёт в селе петух!

Ух! Ух!

Да не филин, а петух!

Ух! Ух!

Вы уверены, что так?

Так! Так!

Это ухо или нос? (Воспитатель показывает на ухо)

Нос! Нос!

Или, может, сена воз?

Воз? Воз?

Это локоть или глаз? (Показывает на локоть).

Глаз! Газ!

А вот это что у нас? (Показывает на нос).

Нас! Нас!

Вы хорошие всегда?

Да! Да!

Или только иногда?

Да! ДА!

Вы устали отвечать или нет?

Нет! Нет!

Разрешаю помолчать!

Воспитатель- Вам понравилась игра? Да!

- Дети садятся за столы на свои места. Воспитатель смотрит в шкатулку.

Воспитатель - А сейчас мы приступам к выполнению третьего задания.

Воспитатель ставит на мольберт картинку – изображение домика.

- Дети, как вы думаете, какая связь между домиком и животными?

Ответы детей: Домик означает, что это домашние животные, они живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними, кормит, лечит, поит, жалеет, разговаривает с ними.

- А между лесом и животными?

Ответы детей: В лесу живут дикие животные, за ними не ухаживает человек, они сами себе добывают корм, прячутся, чтобы их не увидел охотник, находят себе жилье, лечатся травами, даже шерстку меняют.

Воспитатель - Молодцы, правильно вы все рассказали. А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть животное, а вы будете называть его детенышей.

- У коровы один детеныш – теленок, много телят.

- У козы один – козленок, много козлят.

- У овцы один – ягненок, много – ягнят.

- У лошади один – жеребенок,много – жеребят.

- А сколько частей в слове «теленок»?

Ответы детей.

- Прохлопайте _ _ _.

Воспитатель – Сколько частей в слове «жеребенок»?

Ответ ребенка: четыре

- Прохлопайте.

Воспитатель - У лисы детеныш – лесенок, много лисят.

- Назовите ударный слог в слове лисенок.

Ответы детей.

Воспитатель: - У медведицы один детеныш – медвежонок.

- Выделите ударный слог в слове «медвежонок» .

Ответы детей.

Воспитатель – Справились мы и с этим заданием.

- А вот и последнее задание:

Чтобы чары Зимы расколдовать,

Постарайтесь эти строки прочитать

Их услышит Зимушка – Зима

И растает от весеннего тепла.

- А сейчас давайте прочитаем эти предложения.

Каждый ребенок читает то предложение, которое лежит у него на столе. (Ярко светит солнце. Весело звенят ручьи. Стало тепло. И. др. После выполнения всех заданий воспитатель читает детям стихотворение.

А зима сдала, осела,

Хватит ей озорничать

Приходи Весна скорее

Песни петь и май встречать!

Приходит Весна благодарит детей. Приглашает в хоровод «Весняночка»Весна дарит детям подарок: конверт с семенами цветов, семечки подсолнуха, тыквы. Прощается и уходит.

Итог НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...