Консультация для родителей " Составление мнемотаблицы по сказке " Кот, петух и лиса"
консультация

Ястребова Вера Николаевна

 Предлагаю родителям в игровой, ненавязчивой форме научить своего ребенка пересказывать художественное произведение по мнемотаблице.

 Я думаю данный материал, Вам пригодится и так же понравится вашим детям.  А представленные игры можно   использовать в домашней игротеке.  Это очень интересно и увлекательно!

    Желаю всем удачи!

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сейчас для многих родителей актуальным является вопрос: Чем занять ребенка на самоизоляции  без телевизора,  телефона и т.д? 

Предлагаю вам научиться  развивать память ваших детей при помощи мнематаблиц. Известно, что в дошкольном возрасте память  у детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, поэтому ребенку практически невозможно запомнить и выучить  что-то, что не подкрепляется наглядностью.

Картинка в данной технике - это  крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадке. С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи. 

Спросите у ребенка, хочет ли они оказаться в сказке. Чтобы попасть в сказку, нужно произнести волшебные слова.  Произнесите волшебные слова вместе из пальчиковой игры «Замок».

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать (с силой сжимаем и разжимаем кулаки)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить руки в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим «замочек»)

А потом три раза дунем, (вдох через нос, выдох ртом)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (локти на уровне груди, ладони крепко прижаты друг к другу, повороты замочка от себя)

Двери открываются, сказка начинается!

Поинтересуйтесь у своего ребенка где живут сказки. (сказки живут в книгах)  

Предложите ребёнку познакомиться  с русской народной сказкой, а название сказки узнать, отгадав загадки:

Ночью он совсем не спит,

дом от мышек сторожит.

Молоко из миски пьёт,

ну конечно это…

(Ставим на стол фигурку кота.)

Белые пёрышки,

Красный гребешок.

Кто это на жердочке?

Ну, конечно это …

(Ставим фигурку петушка.)

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут её

Дети: Лисичка!

(Ставим фигурку лисы)

Предложите ребенку назвать название сказки, в которой живут эти герои.

(«Кот, петух и лиса»).

Узнайте о ком пойдёт речь в сказке?

( о коте, петушке и лисе).

После этого переходим к чтению сказки   с демонстрацией картинок по сказке.

Предложите ребёнку ответить на вопросы по содержанию сказки

- Как называется сказка ?

- Где жили кот и петух? (в избушке)

- Куда рано уходил кот? (в лес на охоту)

- Что делал петушок, когда кота не было дома? ( прибирался в доме, подметал пол, садился на жёрдочку, пел песни, поджидал кота)

- Что делала лиса? ( воровала петуха)

- А зачем она его воровала? (была голодная и.т.д.)

- Что лиса говорила петушку? ( - «Петушок, петушок, Золотой гребешок, выгляни в окошко — дам тебе горошку.)

- Какая была лиса в сказке? ( хитрая, рыжая…)

- Кто спасал петушка? ( кот)

- Какой кот в сказке? ( кот спасал, он добрый, храбрый…)

- Какой петушок в сказке? (  глупый, доверчивый…)

- Почему с петушком случилась беда? ( Он не послушался кота, выглянул в окошко)

Напомните детям о безопасности.

 Бывают ситуации, когда вы остаетесь дома одни?

В это время незнакомый человек может позвонить в дверь?

Запомните, чужим и незнакомым людям дверь открывать нельзя. Как бы они вас не просили, и чтобы вам не предлагали.

Физминутка: «Кот, петух и лиса»:

Жили котик с петушком у лесной опушки.

Но однажды лисонька подкралась к избушке.

(подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)

Утащила петушка за высоки горы,

Утащила петушка в свою лисью нору

(с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням, при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы).

Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел

(ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки).

Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка

(соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и поднять вверх).

Живут котик с Петушком у лесной опушки,

И теперь уже Лиса не ходит к их избушке

(прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак).

Дидактическая игра  «Собери по образцу»

Предложите ребёнку серию картинок к сказке. Разложите картинки вразброс и попросите малыша сложить их соответственно сюжету сказки. Опираясь на картинки, попросите ребенка рассказать эту сказку кукле .

 Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые         

     относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

     мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок

     текста, а ребенок находит картинку.

 Попробуйте вместе с ребенком составить свою мнемотаблицу по сказке.

Такие занятия помогут не только развить связную речь, память и словарный запас, но и здорово разовьют воображение и фантазию, творческие таланты ребенка.

Систематическое использование картинок - мнемотаблиц для обучения ребенка рассказыванию поможет развивать и совершенствовать непростой навык рассказывания по серии картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса""

Конспект занятия по развитию речи по обучению детей пересказыванию. Занятие построено на приемах  использования опорных картинок для облегчения процесса персказа литературного произведения и закр...

Проект по русской народной сказке "Кот, петух и лиса" Вторая младшая группа

в проекте прописана вся деятельность,в приложениях содержиться весь материал к занятиям...

Конспект открытого занятия Познавательно коммуникативная деятельность: РАССКАЗЫВАНИЕ РУСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ « КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»». 1 младшая группа

Вниманию педагогов, представляю конспект открытого занятия в 1 младшей группе. Тема: " Рассказывание русской народной сказки " Кот, петух и лиса"....

Сказки;"Кот, петух и лиса", "Маша и медведь", "Три поросенка","Красная Шапочка"

Сценарии сказок для драматизации с детьми дошкольного возраста...

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ "КОТ , ПЕТУХ И ЛИСА "

ИНСЦЕНИРОВКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В СОВРЕМЕННОЙ АВТОРСКОЙ ОРАНЖИРОВКЕ....

«Нравственные уроки в народных сказках, драматизациях» (старшая группа) по теме: «В гостях у сказки «Кот, петух и лиса»

Цель: формирование у детей нравственных качеств через восприятие русской народной сказки «Кот, петух и лиса».Задачи:Образовательные:- учить  детей  эмоционально  воспринимат...

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у сказки» (по мотивам русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса»)

Сценарий новогоднего утренника для детей среднего дошкольного возраста...