Внеурочная деятельность
Программы внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl.fakultativ.doc | 76 КБ |
elektiv_10kl.docx | 782.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку «Секреты русской орфографии» 8 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по факультативным занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программно-методические материалы: 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2010).
Структура документа
Рабочая программа состоит из 4 разделов.
1 раздел – « Общие правила правописания» включает орфограммы, встречающиеся в любой части слова, например: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
2 раздел – «Правописание корней и приставок» включает такие орфограммы, для правописания которых важно определить состав слова, но не имеет значения, к какой части речи относится слово.
3 раздел – «Правописание окончаний и суффиксов частей речи». Пишущий должен не только определить, в какой части слова находится орфограмма, но и к какой части речи относится слово.
4 раздел включает правила правописания служебных частей речи.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).
2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ.
Общая характеристика учебного предмета
В течение нескольких лет Министерством образования РФ проводится выпускной экзамен
в 9 классе в новой форме. Государственная (итоговая) аттестация в форме ГИА вошла в нашу жизнь осознанно и обоснованно. Из опыта работы известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Дополнительная подготовка для них необходима.
Содержание факультативного курса отобрано и структировано на основе компетентностного подхода.
Цели и задачи обучения
1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических навыков.
2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.
3.Умение находить и исправлять орфографические ошибки.
4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические задачи.
Предполагаемые формы обучения
- практические занятия
- самостоятельная работа с вариантами
- работа с теоретическим материалом
Предполагаемые результаты
- появление у детей заинтересованности в учебе,
- повышение успеваемости по предмету
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Факультативный курс «Секреты русской орфографии» рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Орфография | 34 | 29 | 5 |
Содержание тем учебного курса
Орфография.
Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях.
О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова.
Правописание приставок.
Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь.
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.
Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи.
Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний
Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.
Правописание служебных частей речи.
Тренировочные задания по разделу “Орфография ”.
Используемая литература:
- Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык. 8 класс», Москва «Просвещение» 2007.
- Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический справочник по русскому языку. Москва . Издательство «Вахазар». 2005 год.
- Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии» Москва. «Просвещение», 2006 год.
- Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. Москва. «Астра» 1996 год.
- В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке». Санкт-Петербург «Просвещение». 2009год.
- М.М. Бушуева «Русский язык. Орфография». Издательский центр учебной литературы «Марк», 2008 год.
Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку «Секреты русской орфографии»
8 класс
Всего по плану 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
№ урока | Содержание урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Правописание согласных в корне. Работа с тестами. | 05.09 | |
2. | Непроизносимые согласные. | 12.09 | |
3. | Согласные корня перед суффиксами. Двойные согласные в корне слова. | 19.09 | |
4. | Двойные согласные на стыке приставки и корня. Правописание согласных в приставках. | 26.09 | |
5. | Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. | 03.10 | |
6. | Н и НН в наречиях, образованных от прилагательных. | 10.10 | |
7. | Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных. | 17.10 | |
8. | Правописание Н и НН в причастиях. | 24.10 | |
9. | Правописание Н и НН в существительных. Работа с тестами. | 31.10 | |
10. | Безударные гласные в корнях. Особые случаи написания гласных в корнях. | 14.11 | |
11. | Правописание безударных гласных в приставках. Умники и умницы. | 21.11 | |
12. | Правописание безударных гласных в суффиксах существительных и прилагательных. | 28.11 | |
13. | Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов и причастий. Работа со схемами и таблицами. | 05.12 | |
14. | Безударные гласные в суффиксах деепричастий и наречий. Составление карточек. | 12.12 | |
15. | Правописание безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных. | 19.12 | |
16. | Безударные гласные в окончаниях числительных. | 26.12 | |
17. | Безударные гласные в окончаниях глагола. Работа со схемами. | 16.01 | |
18. | Правописание безударных гласных в окончаниях причастий. | 23.01 | |
19. | Чередование гласных в корнях. | 30.01 | |
20. | Правописание О и Е после шипящих и Ц. | 6.02 | |
21. | Ы – И после Ц. Составление таблицы. | 13.02 | |
22. | Правописание букв Ь и Ъ. | 20.02 | |
23. | Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-. | 27.02 | |
24. | С прописной или строчной буквы? Составление словаря. | 6.03 | |
25. | Слитное и дефисное написание существительных. | 13.03 | |
26. | Слитное и дефисное написание прилагательных. | 20.03 | |
27. | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. | 3.04 | |
28. | Правописание предлогов. Производные предлоги. | 10.04 | |
29. | Правописание союзов. | 17.04 | |
30. | Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение. | 24.04 | |
31. | Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге. | 8.05 | |
32. | Правописание НЕ с сущ. прилагат.причаст.и наречиями на О. | 15.05 | |
33. | Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом и деепричастием. | 22.05 | |
34. | Частица НЕ и приставка НЕ с причастием. | 29.05 | |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «От текста -к творчеству» предлагается для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа.
Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.
В части С экзаменационного теста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Данное задание проверяет прежде всего сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.
Цель данного элективного курса – научить выполнять задание открытого типа на ЕГЭ, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.
Из цели курса вытекают следующие задачи:
- Расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте.
- Развивать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать.
- Научить структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу.
4. Совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка
5. Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.
Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.
Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.
Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.
Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
должны уметь:
- правильно понимать исходный текст;
- «расшифровывать» информацию текста;
- составлять вступление и заключение;
- формулировать основную проблему текста;
- комментировать основную проблему текста;
- выявлять позицию автора и способы её выражения;
- определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;
- составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.
Содержание программы
Тема 1. Введение. Новые требования к части С. (1 час). Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Шкала оценивания заданий с развернутым ответом.
Термины, встречающиеся в формулировке задания в критериях оценивания.
Этапы выполнения задания с развернутым ответом.
Тема 2.Текст. Строение текста. Микротема. Абзац. Стили речи. Типы речи. Идея текста. (2 часа) . Систематизация полученных знаний за курс общего образования, расширение сведений, углубление материала.
Тема 3. Как правильно понять исходный текст. (2 часа). Виды текста. Информативность текста. «Расшифровка» информации текста. Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Форма вступления. Форма заключения.
Тема 4. Формулировка основной проблемы исходного текста. (2 часа). Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.
Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы.
Тема 5. Комментируем основную проблему текста. (2часа). Комментарий – результат исследования. Способ развития мысли. Построение логической схемы по тексту.
Типичные ошибки.
Тема 6. Позиция автора и способы её выражения. (3часа). Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Цель языкового анализа исходного текста. Средства выразительности, их роль. Типичные ошибки в определении позиции автора текста.
Тема 7. Формулировка позиции автора, его мнения. (2 часа). . Различные способы выражения авторской позиции. Обучающая письменная работа.
Тема 8. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. (2часа). Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу.
Типичные ошибки.
Тема 9. Формулировка собственного мнения. (1 час). Различные способы выражения собственной позиции. Согласие и несогласие с мнением автора. Частичное согласие
Тема 10. Обоснование личной позиции. (2 часа). . Приемы развернутого обоснования. Обучающая письменная работа.
Тема 11. Аргументация личного мнения. Жизненный пример, ссылка на авторское лицо, высказывание, на общественные факты. (2 часа). Подбор жизненных примеров и высказываний.
Тема 12. Аргументация личного мнения. Исторический пример .(2 часа). Поиск яркого примера из истории.
Тема 13. Аргументация личного мнения. Литературный пример. (2 часа). Поиск художественных произведений для аналитической аргументации.
Тема 14. Завершающая часть сочинения. (2 часа). Подбор вариантов окончания работы.
Тема 15. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. (2часа). Цель вступления. Цель заключения. Точность и выразительность речи.
Типичные ошибки.
Тема 16. Экспертная оценка сочинения.(2часа). Проверка работы и исправление ошибок.
Типы ошибок.
Тема 17. Итоговые контрольные вопросы и задания.(1час)
Тема 18. Сочинение. (2 часа)
Календарно-тематическое планирование
(34 часа)
№ | Дата | Тема | Всего часов | Кол.-во часов | Вид урока | |
теория | практика | |||||
1 | 6.09 | Введение. Новые требования к части С. | 1 | 1 | Лекция | |
2 | 13,20.09 | Текст.Строение текста.Микротема. Абзац.Стили речи. Типы речи. Идея текста. | 2 | 1 | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
3 | 27.09 4.10 | Как правильно понять исходный текст. | 2 | 1 | 1 | Лекция. Практикум. |
4 | 11,18 10 | Формулировка основной проблемы исходного текста. | 2 | 1 | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум |
5 | 25.10 8.11 | Комментируем основную проблему текста. | 2 | 1 | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка |
6 | 15,22,29. 11 | Позиция автора и способы её выражения. | 3 | 1 | 2 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка. Практикум |
7 | 6,13 12 | Формулировка позиции автора, его мнения. | 2 | 1 | 1 | Лекция. Практикум |
8 | 20,27 12 | Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | 2 | 1 | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательско й деятельности. Экспертная оценка |
9 | 17,24. 01 | Обоснование личной позиции. | 2 | 1 | 1 | Лекция Практикум |
10 | 31.01 | Формулировка собственного мнения. | 1 | 1 | Лекция | |
11 | 7,14, 02 | Аргументация личного мнения.Жизненный пример.Ссылка на авторское лицо, высказывание, на общественные широко распространённые факты. | 2 | 1 | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
12 | 21,28. 02 | Аргументация личного мнения. Исторический пример. | 2 | 1 | 1 | Лекция. Практикум. |
13 | 7,14. 03 | Аргументация личного мнения. Литературный пример. | 2 | 1 | 1 | Лекция Практикум |
14 | 21.03 4.04 | Завершающая часть сочинения. | 2 | 1 | 1 | Лекция Практикум |
15 | 11,18. 04 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 2 | 1 | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. Рецензирование, экспертная оценка. |
16 | 25.04 2.05 | Экспертная оценка сочинения. | 2 | 2 | Презентация, рецензирование, экспертная оценка. | |
17 | 16.05 | Итоговые контрольные вопросы и задания. | 1 | 1 | Комплексное применение знаний | |
18 | 23,30 05 | Сочинение. | 2 | 2 | Практикум | |
34 | 15 | 19 |
Список рекомендуемой литературы
Литература для учителя и обучающихся:
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2016
- Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2011
- Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ.- М.: Айрис Пресс, 2009
- Егораева Г.Т.. ЕГЭ 2011. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Практикум. -М.: Экзамен, 2015 г.
- Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
- Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе ответа.- М.: Просвещение, 2009 г.
- Пахнова Т.М. Русский язык. ЕГЭ 2011. Работа с текстом.- М.: Дрофа, 2011 г.
- Пучкова Л.И. ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания. Русский язык.- М.: Экзамен, 2014 г.
- Симакова Е.С.Русский язык. «Сочинение». Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- М.:АСТ, 2008 г.
- Сенина Н.А.Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. –М.: Легион, 2011
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
- http://www.ege.edu.ru
- http://rustest.ru
- http://www.fipi.ru
- http://www.prosa.ru