ФГОС
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_fgos.ppt | 618 КБ |
novye_formy_obucheniya.pptx | 57.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: 1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); 5.Взаимопроверка, взаимоконтроль; 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей) умение демонстрировать методическое искусство учителя планирование обратной связи урок должен быть добрым в центре внимания урока — дети времясбережение и здоровьесбережение вывод делают сами учащиеся минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Изменение схемы урока: От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов: Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Планирование результата . Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» Планирование заданий для применения нового знания . Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий: Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов: Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.
Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов: Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов: Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Нестандартное ведение уроков Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодей-ствие с родителями обучающих-ся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов: Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результа-ты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ , а в другом НАПИШИТЕ ? 2) НАПИСАТЬ – I спряжения 3) НАПИШЕТЕ – будущее время 4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: напи´ш - ЕТЕ напиш – и´- ТЕ
Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Инсерт ( чтение с пометами) Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.
Кластер Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Составление кластера На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер: Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне
Синквейн Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемное обучение Цель: постановка проблемы, поиск путей и способов её решения(самостоятельно или с учителем), выдвижение гипотезы и обсуждение способов проверки её истинности, анализ результатов и т.д. Ключевые понятия: проблемный вопрос, проблемная ситуация. Проблемный вопрос содержит сформулированное противоречие и предполагает неоднозначное решение, т.е. варианты ответов (это главное отличие проблемного вопроса от других типов вопросов)
Критическое мышление Цель – развитие интеллектуальных умений учащихся, позволяющих учиться самостоятельно, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать решение, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) Структура КМ (стадии): Вызов (побуждение к работе с новой информацией и т.д.) Осмысление содержания (получение, систематизация, классификация новой информации и т.д.) Рефлексия (оценка процесса , выработка собственной позиции и т.д.)
Творческая мастерская Цель: повышение интереса к процессу обучения и активное восприятие учебного материала, творческая деятельность каждого участника мастерской и осознание закономерностей этой деятельности Принципы ведения мастерской: Равенство участников, включая мастера-руководителя; Право каждого на ошибку; Безоценочность , отсутствие критических замечаний; Предоставление свободы в рамках принятых правил («внутренняя свобода»); Элемент неопределённости (стимулирует творческий процесс); Диалог как активный принцип взаимодействия, сотрудничества и сотворчества
Проектная деятельность Проектная деятельность - наиболее эффективная и действенная форма для организации исследовательской деятельности в современной школе. Этапы работы над проектом: Поисковый ( определение темы проекта, поиск и анализ проблемы и т.д.); Аналитический (сбор, изучение информации, поиск оптимального способа достижений цели, построение алгоритма деятельности и т.д.); Практический (выполнение запланированных действий, мониторинг качества, коррекция и ит.д.); Презентационный (презентация проекта, изучение возможностей результатов проекта и т.д.); Контрольный (анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта и т.д.).
ИКТ на уроках гуманитарного цикла(электронные образовательные ресурсы, образовательные интернет-ресурсы и т.д.) Моделирование как универсальный способ интеллектуальной деятельности Интерпретирование как учебная деятельность