"Самый классный классный-2023"

Семивражская Светлана Валентиновна

Ссылка на порфолио классного руководителя:

https://disk.yandex.ru/i/VTke4RT3MwD6HA  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВСК 92.27 КБ
Файл Социальный проект19.82 КБ
Файл Социальный проект19.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                    Верхне-Талызинская средняя школа

______________________________________________

                                                                                                    

                       Автор:                                         

                                       СемивражскаяС.В.,

                                                            классный руководитель 6 класса

                                               

С.Верхнее Талызино- 2023год

 

Содержание

  • 1 Введение 

  • 2 Структура воспитательной системы 

  • 3 Концепция воспитательной системы 
  • 4 Управление воспитательной системой

4.1.Самоуправление в классе.

4.2.Работа с родителями

4.3.Взаимодействие классного коллектива с внешкольными учреждениями культуры и дополнительного образования

 4.4.Критерии эффективности воспитательной системы класса.

 

[]

Введение

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным.

Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.

Термин «воспитательная система» предложен А.Т. Куракиным и Л.И. Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов, возглавляемой В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И. Соколовой.

Воспитательная система — это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создаётся); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, её организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Так определяют это понятие создатели теории воспитательных систем — Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.

Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленные на ребенка, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. В связи с этим главными функциями системы являются: интегрирующая (приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий); регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им); развивающая (обеспечивает динамику системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании).

Специфическими признаками воспитательной системы как системы педагогической является то, что она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования — педагогическую деятельность.

[] 2. Структура воспитательной системы

Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса.

Компоненты воспитательной

системы

Составные части (элементы компонентов)

I. Индивидно-групповой компонент

1.  Классный руководитель.

2.  Учащиеся класса.

3.  Родители учащихся.

4.  Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II.Ценностно-ориентационный компонент

1.  Цели и задачи воспитания.

2.  Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.

3.  Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

III. Функционально-деятельностный компонент

1.   Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

2.   Основные функции воспитательной системы.

3.   Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

IV. Пространственно-

временной компонент

1.   Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.

2.   Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.

3.  Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

4.   Этапы становления и развития воспитательной системы.

V. Диагностико-аналитический компонент

1.   Критерии эффективности воспитательной системы.

2.   Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

3.   Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.

Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде:

Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов.

2.[] 1. Индивидуально-групповой компонент состоит из нескольких элементов:

Главную роль в построении, функционировании, развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной Управление воспитательным процессом в школе воспитательной системы в своем классе. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Самой значительной и, безусловно, важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они - полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности.

        Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, КТД, участвуют в спортивных соревнованиях, их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности сына или дочери.

2.[] 2. Ценностно-ориентационный компонент, он включает в себя следующие элементы:

  • Цели и задачи воспитания.
  • Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
  • Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

2. [] 3. Функционально-деятельностный компонент:

  • Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
  • Основные функции воспитательной системы.
  • Педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества.

Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:

  • Образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научнообоснованной картины мира.
  • Воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника.
  • Защитную, связанную с психологической защитой ребенка от среды.
  • Компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации.
  • Интегрирующую и корректирующую - при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.

В данном классе основным видом совместной деятельности является проектная деятельность. В течение трёх лет в основу внеклассной проектной деятельности ложится биологическое краеведение, конкурс мини – сочинений, конкурсы рисунков, КТД, экскурсии по родному краю, здоровье- сберегающие мероприятия – основные формы деятельности ребят в рамках работы над проектом. Завершающий этап – презентационный – представляет устный журнал с демонстрацией собранных материалов и оформленных альбомов по теме.

В классе осуществляется систематизация воспитательной деятельности по направлениям, формирование годового круга традиционных дел в классе. В течение года воспитательная работа в классе велась по следующим направлениям:

-         организационная работа с ученическим коллективом, в ходе которой решались вопросы по организации дежурства в классе, питания, обеспечение учебниками, организация учебного труда и т.д.;

-         создание атмосферы познавательного комфорта, формирование культа знаний. Класс принимал активное участие в предметных неделях, в играх. В конкурсах – итоги общешкольных познавательных дел вошли в копилку класса -      аналитико–диагностическая деятельность всегда интересна своими результатами, т.к. раскрывает каждого ученика с неожиданной стороны. Оказывается, что 10 учащихся из 16 учатся потому, что «надо» учиться, 4 – не хотят учится, а «любит» учится лишь 6 учеников. Учёбой в данном классе дорожат 12 учеников и не желают переходить в другой класс. Все учащиеся «любят» свою школу, а настроение в школе оценивают как спокойное, уравновешенное. Наибольшим авторитетом у ребят пользуются Сорокина Юлия и Фролова Юлия. В числе «популярных» –Назарова Ольга, Маврин Илья– это ребята, которые являются инициаторами и организаторами классных творческих дел. В числе «принятых» – все остальные ребята.

    В классе сложился годовой круг традиционных дел, он совпадает с годовым кругом традиционных дел школы. Хочется отметить также традиционные классные дела по созданию имиджа класса: озеленение класса, оформление классного уголка и др.

 Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества, от которого прежде всего зависит успешность реализации воспитательных задач, в свою очередь зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя. Смею надеяться, что в моей деятельности детерминирует  ведущая роль классного руководителя, определённая по системе Колесниковой И.А. как «старший товарищ», который помогает ребятам включится в различные виды деятельности, берёт на себя часть заботы и помогает в организации и проведении совместных творческих дел.

 

2. [] 4. Пространственно-временной компонент:

  • Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
  • Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
  • Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
  • Этапы становления и развития воспитательной системы.

Воспитательная система класса не является закрытой системой с ограниченными внешними связями и отношениями. Классный руководитель должен заботиться об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.

Каждая воспитательная система имеет свою среду, своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» 6 класса является кабинет русского языка и литературы. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя,  учащихся класса об уютной, комфортной обстановке  в «родном»  кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё это делается и поддерживается всеми членами классного сообщества.

    Эмоционально – психологическая среда обеспечивается отношениями между одноклассниками, которые можно оценить как спокойные, доброжелательные, бесконфликтные, строящиеся на взаимоуважении и доверии (не зря ребята дорожат учёбой именно в этом классе). Класс со средним уровнем комфортности в школьной жизни, что указывает на уравновешенные отношения и с другими педагогами, работающими в классе.

    Кроме того, духовно – нравственная среда обеспечивается также взаимоотношениями в семье. Каждая семья обеспечивает положительную направленность нравственного воспитания своего ребёнка.

 [] 2.5. Диагностико-аналитический компонент:

  • Критерии эффективности воспитательной системы;
  • Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
  • Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

При отсутствии достоверной информации о развитии личности ребенка и формировании классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей деятельности по моделированию и построению воспитательной системы класса. 

Несмотря на то, что в педагогической науке ещё существует проблема исследования эффективности учебно–воспитательной работы, тем не менее, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.

Аналитико–диагностическая деятельность в классе  проводится совместно с психологам школы Шишкиной Е.В. С её помощью были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии  определения эффективности воспитательной системы класса:

-         общий уровень воспитанности класса – 4,2 балла при максимуме 5 баллов, 5 человек обладают высоким уровнем воспитанности, 5 – хорошим, 6 – средним. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию.

-         тестирование родителей показало, что они удовлетворены жизнедеятельностью детей в классе, их дети чувствуют себя комфортно в урочной и внеурочной деятельности. Сами родители  постоянно не только в курсе учебных дел своего ребёнка (они получают информацию регулярно один раз в две недели от классного руководителя), но и в курсе общественной жизни класса, т.к. помогают её активно организовывать (походы, поездки и др.)

Для диагностики воспитательного процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, были проведены следующие методики:

-         А.Фидлер «Психологическая атмосфера в коллективе»;

-         Л.Г.Федоренко «Психологический климат в классе»;

-         Тест А.А.Андреевой «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»;

-         Анкета  «Я и моя семья» и др.

Таким образом, анализируя воспитательную работу в классе, можно увидеть наличие всех пяти компонентов, присущих воспитательной системе, т.е. подтверждается наличие воспитательной системы в классе.

Дальнейшую деятельность по функционированию воспитательной системы класса необходимо направить на то, чтобы учащиеся могли развивать личностные качества, соответствующие образу выпускника, который складывается из пяти потенциалов личности:

-         нравственный;

-         познавательный;

-         художественный;

-         физический;

-         коммуникативный.

3. Концепция воспитательной системы

[]3.1. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

* Общие сведения о классе и история его формирования

6 класс. Обучается в нем 16 человек, из них 6 девочек и 10 мальчиков. Постоянный состав сформировался с пятого класса.

* Социальный паспорт класса

Дети в классе в основном из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.

Из 16 учащихся только 2 человека из неполных семей. 4 человека из многодетных семей. В 5 семьях родители имеют высшее образование, в 7 – среднее специальное, в 4 – среднее.

Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство из которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета (Яковлева Е.Н., Сорокина Н.Н.). Родители одобряют выбранное направление работы, ценностные приоритеты  данной воспитательной системы.

* Характеристика успеваемости

Из 16 учащихся класса 2 человека учатся только на «отлично», 6 человек на «4» и «5», 8 человек в классе имеют оценку «3», некоторые из них по одному-двум предметам. Неуспевающие в классе отсутствуют. Слабо учатся Аглаумов Д. и Кривошеенко А. Есть огромный потенциал, тем более что все ребята стремятся к хорошим и отличным знаниям. Кроме того , есть группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей и учителей-предметников. Возможности учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать.

* Уровень воспитанности учащихся

Учащиеся класса показывают высокий и хороший уровни воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость.

В целом по школе показатель уровня воспитанности учащихся не ниже среднего, но нужно развивать в детях любознательность  и прилежание.

* Уровень сплоченности и развития классного коллектива

Для определения эталонности общности в восприятии членов классного коллектива, определения его развития в начале учебного года была использована методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива», разработанная профессором Р.С.Немовым. По результатам диагностики можно констатировать высокий, но недостаточный уровень сплоченности детского коллектива.

Для изучения уровня самоуправления в классе использовалась методика профессора М.И.Рожкова. По итогам диагностики выявлено, что 100% учащихся включены в самоуправленческую деятельность коллектива, 45% - в управленческую деятельность школьного коллектива. Уровень самоуправления в классе средний.

В классе действуют органы самоуправления, ребята со всей ответственностью относятся к своим "должностям».

Яркого лидера в классе нет. Можно выделить группу учащихся (3 девочки и 2 мальчика), которые обычно выбираются лидерами в микрогруппах. Успехи в учебе и познавательная активность этих учащихся являются примером для всех. Совершенно равнодушных к делам класса и школы тоже нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.

Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).

* Характеристика занятости учащихся во внеурочное время

100% ребят заняты в сфере дополнительного образования, некоторые занимаются сразу в нескольких объединениях.

 * Уровень физического развития и здоровья детей

Из 16 учащихся в результате ежегодного медицинского осмотра выявлено 13 здоровых детей, 2 человека – с нарушением осанки, 2 человека – с нарушением зрения, 1 ребёнок-инвалид.

[]3.1 3.2 Цель и задачи воспитательной системы

  В «Концепции модернизации российского образования до 2025 года» сказано: «Развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу своей страны».

Главной задачей школы является подготовка социально-компетентной личности с толерантным сознанием, готовой к профессиональному самоопределению.  Модернизация содержания и форм деятельности, направленна на профессиональное самоопределение учащихся.  Это предполагает целенаправленную и систематическую работу с детьми, обеспечивающую их профессиональное самоопределение, которое характеризуется и конкретизируется в новой общественно значимой позиции, когда ученик стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего.

Цель воспитательной системы школы:

развитие личности  через создание ситуаций свободного выбора  и межкультурного взаимодействия

        Моя воспитательная система является частью воспитательной системы гимназии и ее цель: Раскрытие возможностей каждого ребенка, как личности; Создание условий для самореализации учащихся в классном коллективе и школе; формирование у учащихся активной жизненной позиции.

  задачи:

  1. Создание условий для самореализации личности и культуры здорового образа жизни;
  2. Формирование самосознания и нравственности у учащихся;
  3. Воспитание патриотизма;
  4. Формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  5. Педагогическая помощь семейного воспитания, формирование партнерских взаимоотношений родителей и педагогов.

Главными системообразующими факторами воспитательной системы является:

  1. Ценностное отношение к природе, здоровью своему и окружающих людей;
  2. Нравственность, приобщение к культурным ценностям;
  3. Гражданственность и патриотизм;
  4. Активная жизненная позиция;
  5. Сознательный подход к выбору будущей профессии.

3.3  []3.3333333Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса

  В нашей школе существуют все необходимые условия для реализации поставленной цели и задач данной ВС. Также существуют организации и учреждения в Сеченовском районе.

  В соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями учащихся, моя воспитательная система носит последовательный характер. Используются различные формы и методы воспитания. ВС состоит из нескольких этапов:

1 этап: Проектирование ВСК

5-6 класс «Познай себя- это интересно!» -  познание самого себя:

                    особенностей, возможностей. Изучение своего положения в

                    коллективе и обществе. Изучение себя как компонента

                    окружающей живой природы. Знакомство со своим районом,

                     регионом, страной.

2 этап: Становление ВСК

7-8 класс «Сотвори себя- это необходимо!» - познание себя как части

                    общества, гражданина, осознание своей особенности как

                    личности, развитие самокритичности, самооценки. Изучение

                    своих прав и обязанностей.  

3 этап: Функционирование ВСК

 9 класс «Утверди и прояви себя- это возможно»-  использование своих

                   знаний и возможностей для познания мира, повышение уровня

                   самоконтроля, самооценки. Умение продуктивно выстраивать

                   перспективы своего будущего развития и выбора профессии.

                         Этапы и их реализация

5-6 класс. Этап " Познай себя- это интересно "

Цель этапа: познание самого себя: особенностей,

                     возможностей. Изучение своего положения в коллективе и

                     обществе. Изучение себя как компонента окружающей живой

                     природы. Знакомство со своим районом, городом, регионом,

                     страной.

  1. Направление «КОЛЛЕКТИВ»

Цель: создание условий для гармоничного развития детей в коллективе

           класса, для развития умений строить взаимоотношения в коллективе.

Задачи: сплочение классного коллектива, воспитание терпимости и чуткости

               по отношению друг к другу.

 

Мероприятия

Сроки проведения

1.      

Международный День Знаний, Мира.

Классный час с элементами психологического тренинга «Знакомство»

1 сентября

2.

Создание структуры самоуправления класса.

Сентябрь

3.

День самоуправления.

Сентябрь

4.

Участие в месячнике по благоустройству территории.

Сентябрь

5.

Участие в тематической недели безопасности движения.

Октябрь

6.

Участие в конкурсе юных талантов «Звездный дождь»

Октябрь

7.

Неделя толерантности. Классный час.

Ноябрь

8.

Неделя профилактики асоциального поведения   подростков. Беседы с инспектором.

Ноябрь

9.

Игра КВН в рамках предметной недели.

Ноябрь

10.

Новогодняя елка.

Декабрь

11.

Участие в конкурсе «Наши таланты».

Январь

12.

Создание фотоальбома «Наш класс».

Февраль

13.

Классный час «Берегите свою книгу»

Март

14.

Участие в школьном Дне науки.

Март

15.

Праздник 8 марта. Поздравление мам, бабушек, девочек- праздничный концерт и чаепитие.

Март

16.

День Земли.

Апрель

17.

Участие в акции «Школьный двор – в заботливые детские руки».

Апрель

18.

 Изготовление открыток к Празднику Победы.

Май

19.

Работа по благоустройству классного кабинета.

Июнь

Ожидаемые результаты:

  • Создание доброжелательной, доверительной атмосферы в классном коллективе, установление, дружеских отношений у учащихся класса.
  • Установление партнерских отношений между учащимися, учителями, родителями.
  •  Формирование толерантного сознания.
  •  Закладка традиций класса.
  • Активная работа родителей в формировании классного коллектива.

  1. Направление "ЗДОРОВЬЕ"

Цель: формирование у учащихся значимости физического и психического

       здоровья, создание условий для сохранения здоровья детей,

       привитие навыков здорового образа жизни.

Задачи: привитие положительного отношения к здоровому образу жизни;

               повышение интереса к спорту.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Беседа с мед.работником о роли горячего питания для растущего организма. Организация питания.

Сентябрь

2.

День Здоровья.

Октябрь

3.

Дискуссия "Чистота- залог здоровья"

Октябрь

4.

Урок здоровья: «Зачем нужны прививки».

Ноябрь

5.

Неделя пожарной безопасности. Классный час «Правила пожарной безопасности»

Декабрь

6.

Участие в тематической неделе «Твой выбор- Здоровье»

Январь

6.

Конкурс рисунков "Здоровым быть классно".

Февраль

7.

Создание информационной страницы для родителей и детей «В период гриппа», «Режим дня».

Февраль

8.

Спортивный классный час «Спорт в моей жизни».

Март

9.

Всемирный День Здоровья.

Апрель

10.

Конкурс кулинаров «О вкусной и здоровой пище».

Апрель

11.

Поход здоровья в Барский сад. Подвижные игры на свежем воздухе.

Май

12.

Работа школьного детского оздоровительного лагеря.

Июнь

Ожидаемые результаты:

  • Положительная динамика состояния здоровья учащихся.
  • Овладение учащимися правил здорового образа жизни.
  • Повышение интереса учащихся с спорту и ответственного отношения к собственному здоровью.

     

  1. Направление "ГРАЖДАНИН"

Цель: Развитие чувства патриотизма, на основе изучения истории своей страны, города, района; осознание понятия «гражданин».

Задачи:  изучение истории своей страны, города, района; осознание своих прав и обязанностей; формирование чувства гордости за Родину.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Классный час «Устав школы- основной закон ученика»

Сентябрь

2.

Беседа «Я- гражданин России. Государственные символы».

Октябрь

3.

Экскурсия в «Сеченовский музей»

Ноябрь

4.

Конкурс рисунков « Моя Родина»

Декабрь

5.

Беседа «Мои знаменитые земляки»

И.М.Заикин, И.М.Сеченов.

Январь

6.

Тематическая неделя «Служу Отечеству».

Февраль

7.

Поздравление мальчиков класса как будущих защитников Отечества.

Февраль

8.

Экскурсия по селу «Знаменитые места моей малой Родины»

Март

9.

Изготовление открыток к Празднику Победы.

Апрель

10.

Неделя памяти.

Май

11.

Бессмертный полк.

Май

 

Ожидаемые результаты:

  • Формирование нравственной позиции у учащихся;
  • Осознание своих прав и обязанностей;
  • Формирование чувства гордости и любви к Родине, городу, семье.

  1. Направление "СЕМЬЯ"

Цель: Развитие сотрудничества между родительской общественностью и

           школой; повышение воспитательного воздействия семьи на

           формирование личности ученика.

Задачи: формирование деятельного родительского комитета; сплочение

               родительского коллектива; развитие у учащихся уважительного  

               отношения к старшему поколению; формирование положительного

               отношения к ценностям семейного воспитания.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Родительские собрания.

В течении года

2.

Индивидуальные беседы.

В течении года

3.

Сбор родительского комитета.

В течении года

4.

Подготовка и проведение классной Новогодней елки.

Декабрь

5.

Создание фотоальбома «Наш класс»

Февраль

6.

Поздравление мальчиков, пап, дедушек с праздником «Защитника Отечества».

Февраль

7.

Праздник посвященный Дню 8 Марта. Поздравление девочек, мам, бабушек.

Март

8.

Праздник «Широкая масленица».

Март

9.

Участие в акции «Школьный двор- в заботливые детские руки».

Сентябрь

Апрель

10.

Участие в конкурсе кулинаров «О вкусной и здоровой пище»

Апрель

11.

Поход на природу. Подвижные игры.

Май

12.

Работа по благоустройству классного кабинета.

Июнь

Ожидаемые результаты:

  • Налаживание контакта с родителями учащихся и эффективное взаимодействие с ними;
  • Формирование положительного отношения к ценностям семейного воспитания;
  • Развитие у учащихся уважительного отношения к старшему поколению.

7-8 класс «Сотвори себя- это необходимо»

Цель этапа: познание себя как части общества,

                   гражданина, осознание своей особенности как личности,

                   развитие самокритичности, самооценки. Изучение своих прав и

                   обязанностей.  

1. Направление "КУЛЬТУРА"

Задачи: развитие творческого потенциала, расширение культурного уровня

              учащихся, на основе понятий: "этика"," нравственность".

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Совместная работа учащихся по созданию кл.уголка

В течении года

2.

Библиотечный урок по теме «Этика и нравственность».

сентябрь

3.

Поездка в Б.Болдино.

сентябрь

4.

Посещение дома культуры

октябрь

5.

Классный час "История этикета"

ноябрь

6.

Посещение библиотеки

декабрь

7.

Конкурс чтецов "Общение с прекрасным"

январь

8.

Широкая масленица

март

9.

Участие в конкурсе чтецов

март

10.

Диспут-практикум "Умеешь ли ты дарить подарки ?

апрель

11.

Посещение библиотеки

апрель

12.

Классный час «Культура и нравственность»

май

Ожидаемые результаты: формирование культуры учащихся, умений  

                                           общения.

2. Направление "УЧЕБА".

 Задачи: развитие у учащихся познавательной активности; создание

                условий для раскрытия интеллектуальных и умственных

                способностей, поддержание разносторонних интересов; развитие

                мотивации учения.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Участие в предметных неделях, олимпиадах.

В течении года

2.

Посещение кружков, факультативов, дополнительных  занятий.

В течении года

3.

Беседы с педагогами, учащимися и родителями с целью диагностики  предметных интересов, увлечений и успеваемости .

В течении года

4.

Классный час «Зачем нужны домашние задания»

сентябрь

5.

Классный час «Как рационально распределить учебное время?»

октябрь

6.

Классный час «Какой предмет самый важный?»

ноябрь

7.

Викторина "Протяни руку помощи своим братьям меньшим".

январь

8.

Экскурсия в Нижний Новгород.

март

9.

Экскурсия в Сеченовский музей.

март

10.

Рейтинг успеваемости.

апрель

11.

Классный час «Зачем нужны экзамены?»

май

  Ожидаемые результаты: формирование внутренней потребности и

              готовности к получению полноценного образования, развитие

              способностей рационально мыслить и действовать.

 

3. Направление "ГРАЖДАНИН".

 

 Задачи: развитие чувства патриотизма, на основе изучения истории своей

                страны, города, района; осознание понятия «гражданин».

Мероприятия

Сроки проведения

1.

 Международный день знаний.

сентябрь

2.

Конкурс рисунков "Моя малая Родина".

октябрь

3.

Беседа-анализ "Устав школы" "Мои обязанности"

октябрь

4.

Совместная работа учащихся по изготовлению поздравительных открыток к  знаменательным датам.

В течении года

5.

Классный час «Я- гражданин России».

ноябрь

6.

Конкурс стихов "Служу отечеству".

февраль

7.

Классный час «Ты- Нижегородец»

март

8.

Посещение школьного музея им.И.Заикина

апрель

9.

Посещение  школьного музея им.И.Заикина.

май

  Ожидаемые результаты: Формирование чувства гордости и любви к Родине, ее прошлому и настоящему.

4. Направление "ЗДОРОВЬЕ"

  Задача: формирование у учащихся осознания физического и психического

                 здоровья для будущего самоутверждения, привитие навыков

                 здорового образа жизни.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Участие в тематических неделях.

В течении года

Инструктажи по безопасности здоровья.

В течении года

2.

Классный час «Предупреждение детского травматизма и ДТП»,

сентябрь

3.

Беседы с педагогами о индивидуальном подходе к детям, имеющим отклонения в здоровье.

сентябрь

4.

Конкурс плакатов "Профилактика ПАВ среди детей и подростков".

октябрь

5.

Беседа о пользе активного образа жизни.

ноябрь

Беседы с психологом. Просмотр тематического кинофильма о  психологических особенностях юношеского возраста.

ноябрь

6.

Классный час «Твоя безопасность в твоих руках»;

декабрь

7.

Посещение сельской больницы.

Осмотр врача.

декабрь

8.

Классный час «Я выбираю здоровый образ жизни»;

январь

9.

Час вопросов и ответов "Соблюдаешь ли ты правила гигиены?"

февраль

10.

Посещение библиотеки. Лекция  "Вредные привычки и твое   будущее".

март

11.

Конкурс агитплакатов и дискуссия "Экологическая ситуация и твое  здоровье".

март

12.

Беседа с врачом и анкетирование "Профилактика инфекционных  заболеваний".

апрель

13.

Классный час «О вреде табака курения и алкоголя»;

май

14.

Турпоход, посвященный Всемирному дню здоровья "Солнце, воздух и   вода- наши лучшие друзья".

май

    Ожидаемые результаты: воспитание здорового подрастающего поколения.

5. Направление "КОЛЛЕКТИВ"

Задача: создание условий для гармоничного развития детей в коллективе

           класса, для развития умений строить взаимоотношения в коллективе,

           сплочения классного коллектива.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Участие в создании выпуска газеты "Диалог".

В течении года

2.

Дежурство по школе .

В течении года

3.

Дни именинников.

В течении года

4.

Участие в тематической неделе "Мой толерантный мир",

сентябрь

5.

Участие в конкурсе "Звездный дождь".

сентябрь

6.

Участие в тематической неделе  "Педагог это

   звучит гордо!",

октябрь

7.

Совместная культурно-художественная программа к Дню города "Дары земли Нижегородской",

октябрь

8.

Прогулка в парке "Филатова».

октябрь

9.

Акция "Мастерская Деда Мороза".

ноябрь

10.

Новогодний вечер для детей и родителей "В кругу друзей".

декабрь

11.

КВН " К чему стремятся настоящие мальчишки?".

февраль

12.

Конкурс "Я и мама- мастерицы".

март

13.

Выход в музей зодчества на празднование «Широкой масленицы»

март

14.

Совместное мероприятие с родителями.

май

 Ожидаемые результаты: формирование толерантного сознания у

                                              подростков, сплочение классного коллектива.

6. Направление "СЕМЬЯ"

Задача: продолжить создание благоприятной атмосферы для

              самореализации личности каждого ребенка на основе

              сотрудничества с родительским коллективом.

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Участие родителей в гимназических мероприятиях и тематических неделях.

В течении года

2.

Родительское собрание:"Школа на дороге перемен",

сентябрь

3.

Родительское собрание "Семья- основа для формирования общечеловеческих ценностей у ребенка",

ноябрь

4.

Анкетирование "Наша школа сегодня и завтра"

декабрь

5.

Родительское собрание "Особенности подросткового возраста",

декабрь

6.

Новогодний вечер для детей и родителей «В кругу друзей»

декабрь

7.

Круглый стол "Поделись опытом решения конфликтных ситуаций",

февраль

8.

 Празднование «Широкой масленицы»

март

9.

Конкурс "Я и мама- мастерицы".

март

10.

Совместный поход с родителями.

май

11.

Конкурс рисунков "Портрет моей семьи".

май

Ожидаемые результаты: Совместная деятельность педагогов , родителей

                                             и детей, формирование у родителей потребности

                                             в  педагогических и психологических знаниях.

9 класс «Утверди и прояви себя- это возможно»

Цель этапа: использование своих знаний и возможностей для

                      познания мира, повышение уровня самоконтроля, самооценки.

                      Умение продуктивно выстраивать перспективы своего будущего

                      развития и выбора профессии.

1. Направление "ГРАЖДАНИН"

Задача: расширение знаний о "праве", "долге", "чести".

Планируемые мероприятия:

1.Классный час посвященный Международному Дню Знаний и Мира.

2. Участие в тематических неделях школы.

3. Экскурсия по Сеченовскому району.

4. Встреча с детьми войны.

5. Поздравления.

6.Цикл классных часов:

  • "Дороги Победы",
  • "Служу Отечеству"
  • "Мои права и обязанности.

Ожидаемые результаты: создание в классном коллективе условий для

                 личностного, нравственного развития ценностных ориентаций.

  1. Направление «НРАВСТВЕННОСТЬ»

Задача: формирование эмоционально-нравственных отношений,

           потребности в духовно-нравственном совершенствовании.

Планируемые мероприятия:

  1. Цикл бесед:
  • «Проблемы общения и понимания людей»
  • «Друзья- приятели»
  • «В мире прекрасного»
  1. Тематические классные часы:
  • «Этические нормы коллектива»
  • «Я и МЫ»
  1. Экскурсии в музеи: «Красота в жизни и искусстве»
  2. Посещение Сеченовского ДК , просмотр фильмов..

Ожидаемые результаты: сформированность понятий: «жизненные ценности», «культурный человек».

  1. Направление «ПРОФЕССИЯ»

Задача: Формирование у учащихся общественной и личностной

              значимости труда, перспектив своего участия в нем, Создание

              условий для личностного и профессионального

              самоопределения, формирование стремления к

              профессиональной самореализации.

Планируемые мероприятия:

  1. Участие в олимпиадах .
  2. Система классных часов по теме: «Профессия: выбираем вместе».
  3. Экскурсии в учебные заведения на Дни открытых дверей.
  4. Работа с психологами.
  5. Встречи с родителями представителями разных профессий.
  6. Игры- упражнения по проф. Ориентации
  7. Консультации для учащихся по проф ориентации.
  8. Консультации с родителями по проф ориентации.
  9. Предварительная профессиональная диагностика.

Ожидаемые результаты: определение сферы самоутверждения

                 учащихся, формирование адекватных профессиональных

                 притязаний.

  1. Направление «СЕМЬЯ»

Задача: содействие семейному воспитанию, педагогическая поддержка

              семейного воспитания, формирование позиции будущего

              семьянина.

Планируемые мероприятия:

1. Цикл родительских собраний:

  • «Психофизиологические особенности юношества»
  • «Взаимодействие и общение детей и родителей»
  • «Влияние мотивации на успеваемость»

2.Индивидуальные консультации для детей и родителей.

3.Цикл классных часов:

  • «Почему возникает непонимание»
  • «Формула успеха»
  • «Проблемы общение со сверстниками и родителями».

 4.Совместные с родителями экскурсии и поход, поездки.

Ожидаемые результаты: Повышения уровня взаимодействия между

                детьми и родителями, повышение уровня родительской культуры,

                осознание учащимися ценности брака.

Промежуточные результаты

  На данном этапе воспитательная система моего класса действовала на протяжении одного года. Были достигнуты следующие результаты:

                      - формируется устойчивый детский коллектив (была проведена диагностика степени сформированности детского коллектива в форме анкетирования)

                     - коллектив реализует свои способности:

Для  достижения поставленной цели и задач работа в воспитательной системе «Дерево жизни» осуществляется последовательно.

5-6 класс «Познай себя- это интересно!» – познание особенностей, возможностей, изучение своего положения в коллективе и обществе. Изучение себя как компонента окружающей живой природы. Знакомство со своим селом, районом, регионом, страной.

Мною выделены следующие направления:

1.Направление «Коллектив»

В рамках этого направления в течение 2021-2022 учебного года были проведены мероприятия:

  1. Международный День знаний, мира. Классный час с элементами психологического тренинга «Знакомство»
  2. Создана структура самоуправления класса
  3. Праздник «Моё любимое село». Участвовали в игровой программе
  4. Участие в месячнике по благоустройству территории
  5. Участие в конкурсе юных талантов «наши таланты»
  6. Неделя толерантности. Провели классный час.
  7. Новогодняя елка.
  8. Создали фотоальбом «Наш 5»
  9. Классный час «Береги свою книгу»
  10. Участвовали в Дне науки
  11. Праздник 8 марта. Поздравление мам и бабушек
  12. Акция «Школьный двор – в заботливые детские руки»
  13. Работа по благоустройству классного кабинета

Получили следующие результаты:

  • в классе доброжелательная, доверительная атмосфера
  • установлены партнерские отношения между учащимися, родителями, учителями
  • приступили к формированию традиций класса
  • отмечается активная работа родителей в формировании классного коллектива

2.Направление «Здоровье»

В рамках этого направления была проведена следующая работа:

  1. Приняли участие в общешкольном Дне Здоровья
  2. Провели урок здоровья: «Зачем нужны прививки»
  3. Участвовали в тематической неделе «Твой выбор – здоровье»
  4. Спортивный час «Спорт в моей жизни»
  5. Поход в Барский сад. Подвижные игры на свежем воздухе

Ожидаемые результаты подтвердились частично:

  • пока не заметна положительная динамика состояния здоровья учащихся
  • учащиеся овладевают правилами здорового образа жизни
  • наблюдается повышение интереса учащихся к спортивным мероприятиям, здоровью

  1. Направление «Гражданин»

Мероприятия:

  1. Классный час «Устав школы – основной закон ученика»
  2. Беседа «Я гражданин России. Государственные символы»
  3. Поздравление мальчиков класса как будущих защитников

Результаты:

  • Формирование нравственной позиции
  • Осознание своих прав и обязанностей
  • Формирование чувства гордости и любви к Родине, городу, семье
  •  Провести экскурсию по селу «Знаменитые места моей малой Родины»

  1. Направление «Семья»

Мероприятия:

  1. Систематически проводились родительские собрания и заседания родительского комитета
  2. Индивидуальные беседы с родителями
  3. Разрешение конфликтных ситуаций совместно со школьным психологом и родителями
  4. Подготовка и проведение классной Новогодней елки
  5. Создание фотоальбома «Наш 5»
  6. Поздравление мальчиков и пап с праздником Защитника отечества
  7. Праздник, посвященный дню 8 марта. Поздравление девочек и мам
  8. Праздник «Широкая масленица»
  9. Акция «Школьный двор – в заботливые детские руки»
  10. Поход на природу. Подвижные игры .
  11. Работа по благоустройству классного кабинета

Результаты:

  • Налаживание контакта с родителями учащихся
  • Формирование положительного отношения к ценностям семейного воспитания
  • Развитие у учащихся уважительного отношения к старшему поколению .

[] 4. Управление  воспитательной системой.

Управление системой

В центре управления системой находится  не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками  воспитательного процесса. Здесь очень важное место занимает личность самого классного руководителя, системность его работы и умелая организация ученического самоуправления.

В основу модели самоуправления   положена идея создания коллектива с благоприятной нравственной средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы.  

 4.1. САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Цель классного самоуправления:

Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей.

Задачи самоуправления:

  • 1.Создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.
  • Обучение основам самоуправления
  • Развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование активной жизненной позиции.

Самоуправление в  классе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом.  

        В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем активнее школьник и все другие участники воспитательного процесса участвуют в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень самостоятельности учащихся и ответственности как высших показателей его личностного роста. Кроме того, степень участия в самоуправлении определяется уровнем личностных достижений школьников.

        

Развитие  классного самоуправления можно представить в виде

схемы – организационного блока.

        

         Ребята разработали и утвердили структуру ученического самоуправления в классе и определили направления деятельности.

         

        

Структура  

Высший орган коллектива - классное собрание, которое проводится один раз в четверти и подводит итоги, планирует жизнедеятельность, решает проблемы, проводит выборы.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

 1 ветвь

Культура

  • Организация культурной жизни  
  • Организация и проведение тематических дискотек, культурных программ, культурных вечеров отдыха
  • Освещение культурных достижений учащихся

2 ветвь

Образования

  • Помощь учителям в устранении пропусков уроков учащимися
  • Отслеживание слабоуспевающих и неуспевающих учащихся и помощь учителям в работе с ними
  • Поощрение хорошистов и отличников  
  • Создание и организация деятельности детского Совета психологической помощи для учащихся
  • Освещение научных достижений

 3 ветвь

Печать и Информации

  • Освещение классной жизни
  • Организация деятельности   по выпуску  классной газеты
  • Освещение достижений учащихся  

 4 ветвь

Физической культуры и спорта

  • Организация работы по поднятию интереса к спорту
  • Организация деятельности по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся
  • Организация и проведение спортивных мероприятий
  • Освещение спортивных достижений учащихся    

 5 ветвь

 Здравоохранения

  • Активная пропаганда здорового образа жизни
  • Организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни
  • Создание уголка здоровья .

6 ветвь

Экологии

  • Организация и проведение мероприятий по формированию экологического сознания учащихся  
  • Создание экологического пространства в  классе

Этапы развития детской активности

        В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в классе наблюдаем развитие личности ученика в системе  самоуправления.

1-й этап развития активности:

        Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности:

        Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

Высший этап развития активности:

        Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Мониторинг развития ученического самоуправления

показал:

1. Через самоуправление решаются задачи:

  • развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
  • жизненное самоуправление;
  • формирование культуры деловых отношений;
  • умение решать проблемы;
  • самораскрытие и самореализация личности;
  • принцип равноправия в совместной деятельности;
  • умение планировать деятельность,
  • повышение требовательности к себе и товарищам;
  • формирование готовности участвовать в различных проектах.
  1. Учащиеся осуществляют:
  • дежурство в школе и по классам;
  • организацию трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, утепление школы в зимний период, благоустройство территории школы...);
  • поисковую и исследовательскую работу;
  • организацию досуга (вечера, дискотеки, концерты и т.д.);
  • проведение акций;
  • проведение тематических конкурсов (рисунка, песни чтецов, поэтов, творческих работ, театральных постановок и т. д.).

  1. Учащиеся считают, что развитие самоуправления в школе помогает:
  • приобрести навыки общения в режиме реального времени;
  • выработать личную ответственность;
  • сформировать и сплотить ученический коллектив;
  • скоординировать действия ученического коллектива;
  • сформировать ответственность за собственное развитие (духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое);
  • обеспечить защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности);
  • оказать помощь в выборе профессии;
  • позволить выявить свои возможности и реализовать их;
  • способствовать выявлению лидеров;
  • повысить уровень воспитанности ребят.

  1. Учителя считают:

  • среди учащихся есть друзья (нет конфликтов «ученик» - «учитель»);
  • школьники должны принимать участие в школьном процессе;
  • работать с талантливыми детьми - счастье;
  • талантливые дети стимулируют профессиональный рост учителя.
  1. Выводы:

  • Самоуправление  - необходимый компонент современного воспитания.
  • Его цель в современных условиях - адаптация  к не прерывно изменяющимся жизненным условиям.
  • Самоуправление   способствует  личностному   росту   школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
  • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности
    школьников.
  • Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
  • Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

Модель личности выпускника

  • Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы сформировать у ребенка ключевые компетентности:
  • Сформированные представления о человеке и окружающем мире.
  • Овладение набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе.
  •  Четкая жизненная позиция, способность к индивидуальному выбору жизненного пути.
  • Выпускник, которого я желаю увидеть в каждом из своих воспитанников, – это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

4.2.Роль и место родителей в ВС класса

        Союз семьи и школы - это важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь такие проблемы, как наркомания, детская преступность не могут в принципе быть решены без участия семьи. То же самое и с оздоровительно-досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни.

Методы изучения семей.

  1. Наблюдение.
  2. Индивидуальные беседы.
  3. Тестирование.
  4. Анкетирование.
  5. Диагностика.
  6. Деловые игры.
  7. Анализ рассказов о семье ребят.

Формы работы с семьёй.

  1. Встречи за «круглым столом».
  2. Родительские собрания.
  3. Проблемные «круглые столы» с решением экстремальных проблем: конфликт, разлука, насилие, кризис, наркомания, алкоголизм, табакокурение.
  4. Индивидуальные встречи «Разговор по душам».
  5. Психологические тренинги.
  6. Участие родителей в организации досуга детей.
  7. Участие родителей в решении проблем школы.

Что нужно знать о семье.

– материально-бытовые условия;

- режим дня ребёнка;

- методы и приёмы воздействия на детей;

- семейный досуг;

- уровень воспитанности и культуры родителей.

        Родительское собрание – одна из ведущих форм работы классного руководителя с родителями. Для обсуждения на родительское собрание выносятся самые различные вопросы, касающиеся целей и задач воспитательной системы школы и класса, успешности обучения учащихся  вопросы их воспитания. Создание ученического и родительского самоуправления.

Ещё одной формой совместной работой родителей, учащиеся и классного руководителя, является создание и работа в нашем классе Компании по разрешению  споров.

 Эта компания состоит из:

1.Класссного руководителя.

2.Председателя родительского комитета.

3.Родителей и учащихся, между которыми возник вопрос.

Компания по разрешению вопросов позволяет, открыто, в присутствии все сторон образовательного  процесса, разрешить спор или конфликт, возникающий в классе. Наша компания является подобием школьного совета профилактики, и решает вопросы внутренние на уровне класса. А с более серьезными вопросами, в случае необходимости, мы выходим на школьный уровень.

Родительский комитет поддерживает генеральную линию учебно-воспитательной работы в классе, принимает участие:

  • в родительских конференциях, семинарах;
  • в воспитательном процессе;
  • в коллективных творческих делах;
  • в материально-техническом оснащении;
  • в решении хозяйственных проблем.

        Обновляем подходы к воспитанию педагогической культуры родителей;

  • укрепляем сложившиеся традиции родительского всеобуча, вводим новые формы педагогического влияния на родителей.
  • Школьный психолог проводит психолого- педагогические консультации для родителей.

Содержание работы с родителями.

Содержание работы

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Проведение родительских собраний.

Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета.

Проведение открытых мероприятий, уроков для родителей.

Проведение совместных мероприятий и праздников с родителями.

Вовлечение родителей в классные и школьные дела, совместное участие в них.

Посещение семей с целью изучения условий жизни и соблюдения школьниками режима дня.

Проведение индивидуальных консультаций родителей.

Проведение традиционных праздников – посиделок по обмену семейными традициями.

Участие родителей в совместных трудовых, общественных и культмассовых мероприятий класса.

Организовать встречи родителей с учителями-предметниками, психологом и администрацией школы.

1 раз в четверть

1 раз в четверть

2 раза в год

4 раза в год

в течение года

весь год

еженедельно

декабрь, май

в течение года

в течение года

4.3. Взаимодействие классного коллектива с внешкольными

учреждениями культуры и дополнительного образования

Структура  

  []4.4. Критерии эффективности воспитательной системы класса.

Критерии

Показатели

Диагностические средства

1.Сформированность познавательного потенциала обучающихся

1.Обученность обучающихся

2. развитость мышления

3.познавательная активность

  • Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.
  • Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка
  • методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся
  • педагогическое наблюдение

2.Сформированность нравственного потенциала  обучающихся

1.Нравственная направленность

2.Сформированность отношений  к Родине, семье, гимназии, себе, учёбе, природе, труду, коллективу

  • тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»
  • методика П.И. Третьякова для изучения уровня воспитанности
  • методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся
  • педагогическое наблюдение

3.Сформированность коммуникативного потенциала  обучающихся

1. Коммуникабельность

2.сформированность коммуникативной культуры обучающегося

  • методика выявления коммуникативных склонностей
  • методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся
  • педагогическое наблюдение

4.Сформированность физического потенциала обучающихся

1. Состояние здоровья

2.развитость физических качеств

  • статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся
  • выполнение контрольных нормативов
  • методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся
  • педагогическое наблюдение

5.Сформированность эстетического потенциала  обучающихся

1.Развитость чувства прекрасного

  • методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой
  • методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся
  • педагогическое наблюдение

6.Удовлетворённость всех субъектов образовательной деятельности жизнедеятельностью в гимназии

1.Активность участия детей, педагогов, родителей в жизнедеятельности гимназии

2. позитивное отношение к гимназии

3. положительный психологический климат

4. демократический стиль отношений

1. методика А.А. Андреева «изучение  удовлетворённости учащихся школьной жизнью

2. методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворённости педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении

3.  анкетирование

7.Сформированность общешкольного коллектива

1. наличие органов ученического самоуправления

2.  степень участия родителей в управлении гимназией

3. наличие законов, правил  и традиций

1. методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»

2. педагогическое наблюдение

3. анкетирование

Рекомендации по использованию опыта

Воспитательная система класса, ее идейное содержание могут быть использованы классными руководителями общеобразовательных учреждений, а также педагогами, организующими воспитание в различных типах образовательных учреждений и детских коллективах при разработке программ или систем воспитания. Данный опыт деятельности по становлению воспитательной системы может быть использован для демонстрации коллегам на семинарах и методических объединениях.

[] Литература

  1. Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.
  2. Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8. – С. 16-18.
  3. Ряжских А.А., Кардаполова Е.Е. Воспитательная система класса// НМЖ заместителя директора школы. – 2007. - № 4. – С.4–7.
  4. Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса»// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – C. 5–19.
  5. Степанов П. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы// Воспитательная работа в школе. – 2007. - № 4. – C. 13–19.
  6. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
  7. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содер-жание, управление – М.: ЦГЛ, 2003. – 200с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

Верхне-Талызинская средняя школа

Проект

«Подари радость

пожилому человеку»

Автор проекта:

Семивражская С.В.

Кл.руководитель 6 класс

Верхнее Талызино 2022 г.

Паспорт проекта

1.Наименование проекта:   «Подари радость пожилому человеку»

2.Направление проекта:  Социальное   

3. Сведения об авторе: Семивражская С.В.- классный руководитель 6 класса

4. Срок реализации: сентябрь 2022 г.

5. Исполнители: обучающиеся 6 класса

6. Цель:  Привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста, повышение степени информированности об индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей,

7. Задачи:

  1. Воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям;

  1. Прививать желание заботиться о пожилых людях, уметь своими поступками приносить им радость.

Ожидаемые результаты:

-повышение интереса учеников к проблемам старости и одиночества;

- правильное, толерантное отношение к пожилым людям;

-осознание молодежью значимости людей пожилого возраста, бережное отношение к ним;

- укрепление связей молодежи и пожилых людей.

                            Актуальность проекта

Актуальность этого проекта связана в первую очередь с социальным неблагополучием нашего общества, где нарушены каноны общения между подрастающим и старшим поколением. А ведь многие традиции, накопленный жизненный опыт передаются от поколения к поколению через общение и совместную деятельность взрослого с ребенком.

Взаимодействие с представителями пожилого возраста будет способствовать установлению тесной взаимосвязи со старшим поколением, нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Проект необходим для формирования позитивного отношения к пожилым людям.

Главные участники проекта.

  • Кл. руководитель и обучающиеся 6 класса
  • Пожилые люди, проживающие в селе Верхнее Талызино

Место реализации проекта:

  1. Нижегородская область, Сеченовский район, с.Верхнее Талызино

Этапы реализации проекта

 1 этап. Подготовительный этап:

 10-25 сентября  2022 г.

 

 2 этап.  Организационно-деятельностный этап :

 30 сентября 2022 г

3 этап. Аналитический этап:

4-6 октября 2022 г.

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Подготовительный этап

Выбор объекта реализации проекта (пожилые люди)

10-11 сентября 2022 г.

     2.

   

     3.

Изучение адресов (через связь с администрацией).

Изготовление открыток.

15-16 июня 2022г.

20-25 сентября 2022г.

Организационно-деятельностный этап

1.

Акция « Подари радость»

30 сентября 2022г.

Аналитический этап

1.

Анкетирование  с последующим обсуждением.

4 октября 2022г.

2.

Оформление  материалов.

6 июня 2022 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

Верхне-Талызинская   средняя школа

Проект «Школьный дворик в детские руки»

Автор проекта:

Классный руководитель 5 класса

Семивражская С.В.

Верхнее Талызино, 2022 год

Паспорт проекта

1.Наименование проекта:   «Школьный дворик в детские руки»

2.Направление проекта:  Экологическое  

3. Сведения об авторе: Семивражская С.В.– классный руководитель 5 класса МБОУ В-Талызинская  СШ  Сеченовского района Нижегородской области.

4. Срок реализации: апрель - май 2022 г.

5. Исполнители: учащиеся 5 класса

6. Цель:  формирование экологической культуры обучающихся  через активизацию социально - значимой деятельности по уборке территории школы.

7. Задачи:

1.  Изучение  состояния территории школы. Определение территорий загрязнения.

2.  Организация  работы по уборке территории. Развитие трудовых навыков обучающихся.

3. Воспитание любви к родному краю.

4. Информационно – просветительская работа по пропаганде социально - значимой деятельности по созданию экологически чистой зоны  на территории школы.

Актуальность проекта

   МБОУ В-Талызинская СШ расположена в центре села В-Талызино. На территории школы посажено достаточное количество деревьев. Это требует систематической уборки школьной территории от листвы и веток.  Работа  по уборке территории будет способствовать улучшению состояния окружающей  среды, станет эффективным средством формирования экологической культуры школьников.

   Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности поможет обучающимся усвоить общечеловеческие ценности, выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды, способствовать развитию   познавательной творческой активности.

  Успешной реализации проекта будут способствовать разнообразные формы работы с обучающимися по распространению экологических знаний, обучению экологически грамотному поведению,  а также формированию познавательного интереса  и воспитанию бережного отношения к окружающей природе и среде.

Основные направления работы:

  • уборка школьной территории от веток и листвы;
  • оформление клумб;
  • природоохранная пропаганда среди обучающихся;
  • оформление материалов.

Главные участники проекта.

Администрация школы ,классный руководитель и учащиеся 5 класса

Сроки реализации проекта: апрель – май 2022 г.

Методическое обеспечение проекта:

Программа воспитательной работы школы

Место реализации проекта:

Нижегородская область, Сеченовский район, с.Верхнее Талызино

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный этап:

 26-28 апреля 2022 г.

 2 этап.  Организационно-деятельностный этап :

 3-5 мая  2022 г

3 этап. Аналитический этап:

 10 мая-11 мая 2022 г.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение экологической культуры обучающихся,
  • улучшение экологической обстановки на школьной территории,
  • укрепление связей с социумом

К долгосрочным результатам относим:

  • появление  у участников проекта навыков практической природоохранной работы;
  • качественное улучшение экологического состояния и эстетического  облика школы,
  • повышение уровня экологической и общей культуры обучающихся;
  • формирование личностных качеств у обучающихся:  коллективизма и др.
  • развитие трудовых навыков;
  • организация внеурочной занятости обучающихся.

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Подготовительный этап

Исследование территории школы.

26 апреля 2022 г.

Определение объема работ.

27апреля 2022 г.

Распределение на группы.

28 апреля 2022г.

Организационно-деятельностный этап

1.

Проведение   работ:

  • очищение школьной территории от веток и листвы
  • оформление клумб
  • природоохранная пропаганда среди обучающихся

3-5 мая 2022 г.

2.

Организация часов здоровья и экологической безопасности.

6 мая 2022 г.

3.

Ведение  пропагандистской  работы среди обучающихся  по  уборке территории  школы.

7-8 мая 2022 г.

Аналитический этап

1.

Проведение заседания круглого стола с целью распространения имеющегося опыта работы по проекту

10 мая 2022 г.

2.

Оформление  материалов.

11 мая 2022 г.