Самообразование
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированное обучение
Это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и «выращивание» личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.
Какие факторы определяют возможность целенаправленного личностного развития в процессе обучения?
Это прежде всего алгоритм деятельности учителя, его личностные и профессиональные качества; используемые учебники и пособия; формы и методы организации классно-урочной и внеурочной деятельности; образовательная среда класса и школы в целом. Отдельно надо отметить социальные институты, которые параллельно со школой влияют на личностное развитие ребенка: семья, бытовое окружение, круг внешкольного общения со сверстниками, средства массовой информации, кино и.т.д. Однако влиять на последние сегодня не представляется возможным, хотя нельзя упускать из вида необходимости коррекции из воздействия и использования для решения своих задач.
Какими правилами должен руководствоваться учитель, начавший работать в рамках личностно-ориентированного обучения?
Выбор педагогом личностного подхода при организации образовательного процесса означает:
- Признание приоритета личности перед коллективом.
- Создание в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других.
- Ученический коллектив и педагоги должны выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого.
- Признание того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя.
- Отказ от ранжирования детей на сильных и слабых – просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других, минимум отметок – максимум оценок.
- Признание, что учитель – такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих.
- Переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о…».
- Понимание учителем того, что чем меньше он на уроке говорит и делает сам и чем больше дает высказаться и сделать учеником, тем эффективнее учебный процесс.
- Понимание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать.
- Понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занимать сейчас и занимать в будущем свое достойное место в жизни общества.