Технологии коррекции звукопроизношения
Цель коррекции звукопроизношения – выработать определенный артикуляционный уклад, сформировать целенаправленную воздушную струю, научить ребенка переключаться с одной артикуляционной позы на другую (например, при постановке звуков [Ц], [Й]). Для этого используют специальные комплексы статических и динамических упражнений, а также массажные техники.
В арсенале современного логопеда обязательно есть целый ряд технологий коррекции звукопроизношения, среди которых наиболее популярны:
- Артикуляционная гимнастика – упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, вырабатывают определенный артикуляционный уклад для вызывания звуков, обучают быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
Методические приемы гимнастики выбирают индивидуально с учетом речевого нарушения. Например, при дислалии, когда грубых моторных нарушений нет, состояние мышечного тонуса органов артикуляции нормальное, но у ребенка не сформированы некоторые артикуляционные движения, работа ведется произвольно и осознанно, она направлена на формирование новых речевых укладов. При дизартрии артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки, шпателя, зонда), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в активную. При ринолалии работа строится с учетом индивидуальной реакции клиента, а также особенностей строения артикуляционного аппарата до и после уранопластики, в зависимости от влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование.
- Дыхательная гимнастика – упражнение на формирование правильного речевого дыхания. Я применяю методику Стрельниковой, дыхательный тренажер Фролова.
- Логомассаж – механическое воздействие на артикуляционные органы для улучшения мышечного тонуса, создания положительных кинестезий, необходимых для нормализации произносительной стороны речи. Существуют различные схемы проведения логомассажа. Наиболее популярными считаются массаж Дьяковой Е. А. и зондовый массаж Новиковой Е. В. Для массажа специальными зондами нужны специальные навыки логопеда.