Реализация темы самообразования "ИКТ технологии в работе логопеда"
В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные осоебенности каждого ученика. Сделать это мне в моей работе помогает ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогает ИКТ.
Во-первых, детям нравится что-то новое, необычное, а если есть интерес, усвоение информации идёт лучше.
Во-вторых, компьютерные технологии позволяют дать не только визуальный материал, но и звуковой (голоса птиц, животных, шум воды и т. д.).
В-третьих, анимация, практически небольшая мультипликация, также привлекает интерес детей своей новизной, и даёт бесконечное множество вариантов игр, а мне воплощение моих идей и фантазий. В презентации можно использовать и готовые фотографии.
Конечно, использование этой и технологии на каждом занятии, со временем станет неинтересным, поэтому частое её применение нецелесообразно, а значит надо логично выстраивать процесс работы с компьютером.
Разработанные таким образом занятия применяются мной для:
развития речевого дыхания;
- автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
- дифференциации звуков;
- пополнения словарного запаса, отработки грамматического строя речи и лексических тем;
- развития связной речи и познавательных способностей.
Тема самообразования: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
Цель: повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
- Изучить современные подходы по использованию информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе.
- Планировать работу по использованию информационно-коммуникативных технологий.
- Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми.
- Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, распространение положительного опыта.
Содержание:
- Профессионально-педагогическая деятельность.
- Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
- Изучение специальной литературы. Обобщение практического опыта педагогов.
- Повышение квалификации, профессионального мастерства.
- Профессионально-педагогическая деятельность:
Название мероприятий | Сроки выполнения | |
1. | Разработать и утвердить годовой план работы учителя–логопеда на 2015-2016 учебный год. | Сентябрь 2015. |
2. | Изучить и проанализировать:
| Сентябрь 2015. |
3. | Разработать перспективное планирование для обучающихся 1-4 х классов с учётом использования информационно-коммуникативных технологий. | Сентябрь 2015. |
4. | Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению информационно- коммуникативных технологий на школьном логопункте | В течение учебного года. |
5. | Разработать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми. | В течение учебного года |
Провести открытый показ для родителей с использованием презентации по артикуляционной гимнастики. | Ноябрь-декабрь 2015 |
- Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
Название мероприятий | Сроки выполнения | |
1. | Разработать методику логопедического обследования и протокол логопедического обследования | Август 2015 |
2. | Изготовить демонстрационные пособия для артикуляционной гимнастики в формате презентации. | Сентябрь-январь 2016 |
3. | Изготовление презентаций по лексическим темам и для индивидуальных занятий. | В течение года. |
4. | Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию информационно-коммуникативной технологии. | В течение года. |
5. | Создание презентации по теме самообразования. | Январь-февраль 2016 |
6. | Подготовка материалов на логопедические сайты по теме: «Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе на школьном логопункте» | Январь-март 2016 |
3. Изучение специальной литературы. Обобщение практического опыта педагогов.
Название мероприятий | Сроки выполнения | |
1. | Изучение материалов на сайтах:
| В течение года |
2. | Изучение статьей в Журнале «Логопед» и других методических изданиях | В течение года |
3. | Изучить опыт работы учителей-логопедов других школ района | В течение учебного года. |
4. Повышение квалификации, профессионального мастерства.
Название мероприятий | Сроки выполнения | |
1. | Прохождение курсов повышения квалификации, семинаров, вебинаров | В течение учебного года. |
Предварительный просмотр:
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
- Развитие связной речи - пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- Обучение грамоте - формирование навыков фонематического анализа.
- Формирование зрительно-пространственных отношений.
- Работа над звукопроизношением - артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
- Формирование лексико-грамматических категорий - словообразование, словоизменение.
- Коррекционно-оздоровительное направление - игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям, использую обучающие ситуации, создаваемые с помощью интерактивной доски, которые дают возможность проводить самокоррекцию и индивидуальную работу ученика в сообществе с другими детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Занятия с использованием компьютера следует проводить фрагментарно, при этом необходимо соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
- использование новых моделей компьютера;
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
- включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Предварительный просмотр:
Эффективное использование метода наглядного моделирования
Для формирования мотивации к речевой деятельности считаю очень эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей младшего школьного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы.
Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия.
Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. При помощи пособия "Сказка о веселом язычке" закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Компьютерные презентации помогают детям усвоить, осмыслить такие понятия, как "звук", "слово", "слог", часть и целое, способствуют формированию навыка овладения чтением.
Предварительный просмотр:
Работа с интерактивной доской на логопедическом занятии
При работе с интерактивной доской у обучающихся
- задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная,
- активизируются процессы внимания: концентрация, распределение, переключение,
- совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения.
Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что логопед и ученики расширяют границы привычного, поднимая процесс обучения и преподавания на качественно новый уровень. С помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка с особенностями в развитии к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать свои достижения, осознанно ставить перед собой новые задачи. Развитие умения строить самостоятельный диалог с компьютерной программой позволит создать у детей с особыми образовательными потребностями первоначальную модель взаимодействия с техникой, что необходимо для будущей трудовой деятельности.
Благодаря информационно-коммуникативным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.