Работа с детьми с ОВЗ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха - необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда. Основная задача в коррекционно-развивающей работе – это создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Основные принципы- единства диагностики и коррекции развития, комплексность и системность.
Цель логопедического сопровождения - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления работы:
*диагностика;
*коррекционно-развивающая деятельность;
*консультация;
*методическая помощь родителям и учителям.
Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:
• логопедическая диагностика (обследование устной и письменной речи учащихся 1классы-беседа; 2- 4 классы -диктант);
• зачисление на логопедический пункт;
• групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
• мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы;
• диагностика учащихся, для предоставления на ПМПК и школьного консилиума.
На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. Выработка плана коррекционно-развивающей работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. В планирование работы входит составление рабочей программы или индивидуального маршрута.
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие:
• фонематических процессов;
• звукопроизношения;
• лексического запаса и грамматического строя речи;
• формирование связной речи;
• неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);
• чтения и письма;
• моторики.
Мне очень импонирует взгляд на логопедическую работу с детьми с ОВЗ моей коллеги Кровцовой Галины Викторовны, учителя-логопеда Средней общеобразовательной школы № 2 г. Ханты-Мансийска, которая говорит о том, помощь ребёнку с ОВЗ может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов, форм и методов в организации коррекционно-развивающего обучения. Подробнее можно познакомиться с её опытом на сайте http://2school.ru/index.php?option=com_content&tas...
В кабинете логопеда, имеются в достаточном количестве учебно-методические, дидактические, игровые специализированные пособия. На занятиях применяются упражнения для развития мелкой моторики с помощью различных методик Крупенчук О.И. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Выполняются артикуляционные и дыхательные упражнения этого же автора. Проводятся игры на развитие фонематического слуха и формирование грамматических понятий, предоставленных Всероссийским логопедическим центром Мерсибо.
Организовать работу логопеда в соответствии с современными требованиями помогают информационно-коммуникативные технологии и бланковые методики. Например, учебно-дидактический комплекс «СИРС»- Система Интенсивного Развития Способностей у младших школьников и детей с ОВЗ разработанный под руководством Бурова А.Н. (кандидат физико-математических наук, доцент кафедры специальной психологии НТПУ). Данный учебно-дидактический комплекс включает следующие разделы: диагностический, учебный, тренировочный. Программа СИРС состоит из четырёх комплексов, но в своей работе логопед использует два: СИРС -1, который предполагает быстрое чтение, развитие памяти, развитие понятийного мышления и СИРС -3 - логопедия: дифференциация звуков, упражнения для пальцев, упражнения для языка.
Реализация программы «СИРС» создаёт условия для:
1) удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
2) повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий, способствующих активной деятельности детей, что даёт возможность вносить в коррекционный процесс новые формы и методы обучения.
Основные достоинства данного учебно-дидактического комплекса:
*компьютерная технология повышает привлекательность учебного материала;
*деление материала по разделам и по классам позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями программы, по которой ребёнок обучается и уровнем его речевого развития;
*преимущество программы в том, что все результаты диагностики и тренировки автоматически заносятся в индивидуальную карточку ребёнка, где хранятся в виде таблицы;
* данный комплекс позволяет вносить свои изменения. Например: использование лексических тем или речевой материал подбирать в соответствии с данной темой коррекционно-развивающего обучения.
Для предупреждения неуспеваемости и всестороннего развития младших школьников с ОВЗ также применяются бланковые методики. Данная методика используется с целью диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий. Диагностический материал подбирается в соответствии с требованиями общеобразовательной программы 1-4-х классов, на основе программ и методов используемых в логопедии (Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Н.И. Садовникова, Н.П. Мещерякова, Л.Н. Ефименкова). Работа на бланках экономит время на занятиях и позволяет таким образом разнообразить работу. Данная работа наиболее полезна для учащихся с нарушениями зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, так как письменная нагрузка дозирована и ориентирована в пространстве. Предварительное чтение и изучение инструкции способствуют развитию понимания речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов. В дальнейшем умение и навыки работы с бланками позволяет лучше ориентироваться в текстовых заданиях и успешнее справляться с ними.
В процессе занятий применяются здоровьесберегающие технологии- проводятся физминутки, направленные на расширение сенсомоторного репертуара, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, на развитие мелкой моторики.
Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ
• Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
• Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
• Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz_v_usloviyah_logopunkta_shkoly.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха - необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда.
Основная задача в коррекционно-развивающей работе – это создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Основные принципы- единства диагностики и коррекции развития, комплексность и системность.
Цель логопедического сопровождения - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления работы:
*диагностика;
*коррекционно-развивающая деятельность;
*консультация;
*методическая помощь родителям и учителям.
Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:
- логопедическая диагностика (обследование устной и письменной речи учащихся 1классы-беседа; 2- 4 классы -диктант);
- зачисление на логопедический пункт;
- групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
- мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы;
- диагностика учащихся, для предоставления на ПМПК и школьного консилиума.
На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. Выработка плана коррекционно-развивающей работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. В планирование работы входит составление рабочей программы или индивидуального маршрута.
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие:
- фонематических процессов;
- звукопроизношения;
- лексического запаса и грамматического строя речи;
- формирование связной речи;
- неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);
- чтения и письма;
- моторики.
Мне очень импонирует взгляд на логопедическую работу с детьми с ОВЗ моей коллеги Кровцовой Галины Викторовны, учителя-логопеда Средней общеобразовательной школы № 2 г. Ханты-Мансийска, которая говорит о том, помощь ребёнку с ОВЗ может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов, форм и методов в организации коррекционно-развивающего обучения. Подробнее можно познакомиться с её опытом на сайте http://2school.ru/2013-12-19-12-11-50/par/146-2014-01-31-04-39-52/723-------------vii-.html
В кабинете логопеда, имеются в достаточном количестве учебно-методические, дидактические, игровые специализированные пособия. На занятиях применяются упражнения для развития мелкой моторики с помощью различных методик Крупенчук О.И. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Выполняются артикуляционные и дыхательные упражнения этого же автора. Проводятся игры на развитие фонематического слуха и формирование грамматических понятий, предоставленных Всероссийским логопедическим центром Мерсибо.
Организовать работу логопеда в соответствии с современными требованиями помогают информационно-коммуникативные технологии и бланковые методики. Например, учебно-дидактический комплекс «СИРС»- Система Интенсивного Развития Способностей у младших школьников и детей с ОВЗ разработанный под руководством Бурова А.Н. (кандидат физико-математических наук, доцент кафедры специальной психологии НТПУ). Данный учебно-дидактический комплекс включает следующие разделы: диагностический, учебный, тренировочный. Программа СИРС состоит из четырёх комплексов, но в своей работе логопед использует два: СИРС -1, который предполагает быстрое чтение, развитие памяти, развитие понятийного мышления и СИРС -3 - логопедия: дифференциация звуков, упражнения для пальцев, упражнения для языка.
Реализация программы «СИРС» создаёт условия для :
1) удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
2) повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий, способствующих активной деятельности детей, что даёт возможность вносить в коррекционный процесс новые формы и методы обучения.
Основные достоинства данного учебно-дидактического комплекса: *компьютерная технология повышает привлекательность учебного материала;
*деление материала по разделам и по классам позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями программы, по которой ребёнок обучается и уровнем его речевого развития;
*преимущество программы в том, что все результаты диагностики и тренировки автоматически заносятся в индивидуальную карточку ребёнка, где хранятся в виде таблицы;
* данный комплекс позволяет вносить свои изменения. Например: использование лексических тем или речевой материал подбирать в соответствии с данной темой коррекционно-развивающего обучения.
Для предупреждения неуспеваемости и всестороннего развития младших школьников с ОВЗ также применяются бланковые методики. Данная методика используется с целью диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий. Диагностический материал подбирается в соответствии с требованиями общеобразовательной программы 1-4-х классов, на основе программ и методов используемых в логопедии (Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Н.И. Садовникова, Н.П. Мещерякова, Л.Н. Ефименкова). Работа на бланках экономит время на занятиях и позволяет таким образом разнообразить работу. Данная работа наиболее полезна для учащихся с нарушениями зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, так как письменная нагрузка дозирована и ориентирована в пространстве. Предварительное чтение и изучение инструкции способствуют развитию понимания речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов. В дальнейшем умение и навыки работы с бланками позволяет лучше ориентироваться в текстовых заданиях и успешнее справляться с ними.
В процессе занятий применяются здоровьесберегающие технологии- проводятся физминутки, направленные на расширение сенсомоторного репертуара, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, на развитие мелкой моторики.
Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ
- Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
- Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).