Работа с детьми с ОВЗ

Волосникова Екатерина Александровна

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха - необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда. Основная задача в коррекционно-развивающей работе – это создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Основные принципы- единства диагностики и коррекции развития, комплексность и системность.

Цель логопедического сопровождения - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления работы:
*диагностика;
*коррекционно-развивающая деятельность;
*консультация;
*методическая помощь родителям и учителям.

Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:
• логопедическая диагностика (обследование устной и письменной речи учащихся 1классы-беседа; 2- 4 классы -диктант);
• зачисление на логопедический пункт;
• групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
• мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы;
• диагностика учащихся, для предоставления на ПМПК и школьного консилиума.

На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. Выработка плана коррекционно-развивающей работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. В планирование работы входит составление рабочей программы или индивидуального маршрута.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие:
• фонематических процессов;
• звукопроизношения;
• лексического запаса и грамматического строя речи;
• формирование связной речи;
• неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);
• чтения и письма;
• моторики.

Мне очень импонирует взгляд на логопедическую работу с детьми с ОВЗ моей коллеги Кровцовой Галины Викторовны, учителя-логопеда Средней общеобразовательной школы № 2 г. Ханты-Мансийска, которая говорит о том, помощь ребёнку с ОВЗ может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов, форм и методов в организации коррекционно-развивающего обучения. Подробнее можно познакомиться с её опытом на сайте http://2school.ru/index.php?option=com_content&tas...

В кабинете логопеда, имеются в достаточном количестве учебно-методические, дидактические, игровые специализированные пособия. На занятиях применяются упражнения для развития мелкой моторики с помощью различных методик Крупенчук О.И. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Выполняются артикуляционные и дыхательные упражнения этого же автора. Проводятся игры на развитие фонематического слуха и формирование грамматических понятий, предоставленных Всероссийским логопедическим центром Мерсибо.

Организовать работу логопеда в соответствии с современными требованиями помогают информационно-коммуникативные технологии и бланковые методики. Например, учебно-дидактический комплекс «СИРС»- Система Интенсивного Развития Способностей у младших школьников и детей с ОВЗ разработанный под руководством Бурова А.Н. (кандидат физико-математических наук, доцент кафедры специальной психологии НТПУ). Данный учебно-дидактический комплекс включает следующие разделы: диагностический, учебный, тренировочный. Программа СИРС состоит из четырёх комплексов, но в своей работе логопед использует два: СИРС -1, который предполагает быстрое чтение, развитие памяти, развитие понятийного мышления и СИРС -3 - логопедия: дифференциация звуков, упражнения для пальцев, упражнения для языка.

Реализация программы «СИРС» создаёт условия для:
1) удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
2) повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий, способствующих активной деятельности детей, что даёт возможность вносить в коррекционный процесс новые формы и методы обучения.

Основные достоинства данного учебно-дидактического комплекса:
*компьютерная технология повышает привлекательность учебного материала;
*деление материала по разделам и по классам позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями программы, по которой ребёнок обучается и уровнем его речевого развития;
*преимущество программы в том, что все результаты диагностики и тренировки автоматически заносятся в индивидуальную карточку ребёнка, где хранятся в виде таблицы;
* данный комплекс позволяет вносить свои изменения. Например: использование лексических тем или речевой материал подбирать в соответствии с данной темой коррекционно-развивающего обучения.

Для предупреждения неуспеваемости и всестороннего развития младших школьников с ОВЗ также применяются бланковые методики. Данная методика используется с целью диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий. Диагностический материал подбирается в соответствии с требованиями общеобразовательной программы 1-4-х классов, на основе программ и методов используемых в логопедии (Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Н.И. Садовникова, Н.П. Мещерякова, Л.Н. Ефименкова). Работа на бланках экономит время на занятиях и позволяет таким образом разнообразить работу. Данная работа наиболее полезна для учащихся с нарушениями зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, так как письменная нагрузка дозирована и ориентирована в пространстве. Предварительное чтение и изучение инструкции способствуют развитию понимания речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов. В дальнейшем умение и навыки работы с бланками позволяет лучше ориентироваться в текстовых заданиях и успешнее справляться с ними.

В процессе занятий применяются здоровьесберегающие технологии- проводятся физминутки, направленные на расширение сенсомоторного репертуара, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, на развитие мелкой моторики.

Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ
• Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
• Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
• Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным.  Ощущение успеха - необходимое условие  развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда.

Основная  задача в коррекционно-развивающей работе – это создание оптимальных  условий  для  развития  эмоционального, интеллектуального и речевого  потенциала ребёнка. Основные принципы- единства диагностики и коррекции развития,  комплексность и  системность.

Цель логопедического сопровождения  -  предупреждение  неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи  у младших школьников с ограниченными  возможностями  здоровья.

 Основные направления работы:

*диагностика;

*коррекционно-развивающая деятельность;

*консультация;

*методическая помощь  родителям  и   учителям.  

Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:

  • логопедическая диагностика  (обследование устной и письменной речи учащихся 1классы-беседа;  2- 4 классы -диктант);
  • зачисление на логопедический пункт;
  • групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
  • мониторинг эффективности  коррекционно-развивающей  работы;
  • диагностика учащихся, для предоставления на ПМПК и  школьного консилиума.  

На основании  диагностических данных  предоставляется возможность построить комплексную программу  сопровождения, направленную на  смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в  развитии ребёнка.  Выработка  плана  коррекционно-развивающей работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. В планирование  работы  входит составление  рабочей  программы  или  индивидуального  маршрута.

Логопедическое сопровождение  детей с ОВЗ направлено на формирование и  развитие:

  • фонематических процессов;
  • звукопроизношения;
  • лексического запаса  и  грамматического строя  речи;
  • формирование связной речи;
  • неречевых процессов (внимания, памяти,  познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);
  • чтения и письма;
  • моторики.  

Мне очень импонирует взгляд на логопедическую работу с детьми с ОВЗ моей коллеги Кровцовой Галины Викторовны, учителя-логопеда Средней общеобразовательной школы № 2 г. Ханты-Мансийска, которая говорит о том, помощь ребёнку с ОВЗ может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов, форм и методов в организации коррекционно-развивающего обучения. Подробнее можно познакомиться с её  опытом на сайте  http://2school.ru/2013-12-19-12-11-50/par/146-2014-01-31-04-39-52/723-------------vii-.html 

В кабинете логопеда, имеются в достаточном количестве учебно-методические, дидактические,  игровые специализированные пособия. На  занятиях   применяются    упражнения для развития мелкой моторики с помощью различных методик Крупенчук О.И. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Выполняются артикуляционные  и дыхательные  упражнения этого же автора. Проводятся игры  на развитие фонематического слуха и формирование грамматических понятий, предоставленных Всероссийским логопедическим центром Мерсибо.

Организовать работу логопеда в соответствии с современными требованиями помогают  информационно-коммуникативные технологии  и бланковые методики. Например, учебно-дидактический комплекс «СИРС»- Система Интенсивного Развития Способностей у  младших школьников и детей с ОВЗ разработанный  под руководством Бурова А.Н. (кандидат физико-математических наук, доцент кафедры специальной психологии НТПУ).  Данный учебно-дидактический комплекс  включает следующие разделы: диагностический, учебный, тренировочный. Программа СИРС состоит из четырёх комплексов, но в своей работе логопед использует два: СИРС -1, который предполагает быстрое чтение, развитие памяти, развитие понятийного  мышления и  СИРС -3 - логопедия: дифференциация звуков, упражнения для пальцев, упражнения для языка.

Реализация программы «СИРС» создаёт условия для :

1) удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

2) повышения эффективности коррекционно-развивающих  занятий, способствующих активной деятельности детей, что даёт возможность  вносить в коррекционный  процесс новые формы и методы обучения.

Основные  достоинства данного учебно-дидактического  комплекса: *компьютерная технология повышает привлекательность учебного материала;

*деление материала по разделам и по классам  позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями программы, по которой ребёнок обучается и уровнем его речевого развития;

*преимущество программы в том, что все результаты диагностики и тренировки автоматически заносятся в индивидуальную карточку ребёнка, где хранятся в виде таблицы;

* данный комплекс позволяет вносить свои изменения.  Например:  использование лексических тем или речевой материал подбирать в соответствии с данной темой коррекционно-развивающего обучения.

Для предупреждения неуспеваемости и всестороннего развития младших школьников  с ОВЗ также применяются бланковые методики. Данная методика используется с целью диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий. Диагностический материал подбирается в соответствии с требованиями общеобразовательной программы 1-4-х классов, на основе программ и методов используемых в логопедии (Р.И. Лалаева,  А.В. Ястребова, Н.И. Садовникова, Н.П. Мещерякова, Л.Н. Ефименкова). Работа на бланках  экономит время на занятиях и  позволяет таким образом разнообразить работу. Данная работа наиболее полезна для учащихся с нарушениями зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, так как письменная нагрузка дозирована и ориентирована в пространстве. Предварительное  чтение и изучение инструкции способствуют развитию понимания речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов. В дальнейшем умение и навыки работы с бланками позволяет лучше ориентироваться в текстовых заданиях и успешнее справляться с ними.

В процессе занятий применяются  здоровьесберегающие технологии- проводятся физминутки,  направленные на расширение сенсомоторного репертуара, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, на развитие мелкой моторики.  

 Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ

  • Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
  • Весь процесс  логопедической работы направлен  на  формирование мыслительных  операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  • Планирование  составляется  таким образом, чтобы коррекционная  работа осуществлялась  над  речевой  системой в целом  (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).