Результаты педагогической деятельности
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Большое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные УУД (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие); познавательные УУД (обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах). Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками.
В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить.
Особенность логопедической работы в общеобразовательном учреждении состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
Цель логопедической работы в школе - своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала учениками младших классов, повышение их речевой грамотности и активности. Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях, ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе учебы изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Цель работы учителя-логопеда в рамках ФГОС - оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Работа учителя-логопеда состоит из следующих направлений:
- диагностическое;
- коррекционное;
- аналитическое;
- коррекционно – просветительское;
- организационно-методическое.
Все направления тесно взаимосвязаны и подчинены основной цели – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников.
Формирование групп для занятий проходит на основе диагностики, проводимой в начале учебного года. Состав учеников, зачисленных на занятия, утверждается директором школы. Списки уточняются и изменяются по мере необходимости.
Атмосфера занятий – непринужденная, благодаря небольшому наполнению групп (3-4 человека) есть возможность максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Критериями успешности, становятся те изменения, которые происходят в учебной деятельности школьника и ее результатах по сравнению с предыдущим отрезком времени. Если ученик активно трудился, то закономерным результатом будет продвижение вперед. Именно это продвижение и является предметом оценки. В процессе работы добиваюсь эффективной положительной мотивации обучающихся к исправлению речевых нарушений. В этом мне помогает:
-опора на положительное;
-создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы;
-знание своих учеников, их психо-соматических особенностей;
разнообразное построение занятий, максимальное включение анализаторов, использование различной наглядности;
-применени
е различных методов оценивания.
Ситуация успеха становится обязательным спутником в коррекционно-развивающей работе, а также является фактором эффективной педагогической терапии - фактор, который рождает у ребенка положительные эмоции, сглаживает эмоциональную неуравновешенность, импульсивность, способствует формированию настойчивости, целеустремленности.
Лишь на основе глубокого влияния на личность детей, воспитания в них уверенности в своих силах, убежденности в способности одолеть стоящие перед ними учебные задачи, возможны педагогическое руководство развитием детей риска, преодолением затруднений, связанных с дефектом, воспитания активности и творческой инициативы.
Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписаний занятий, наличием программного обеспечения, но и хорошей материально-технической базой.
Логопедический кабинет оснащен современной мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.
В конце учебного года проводится контрольная диагностика, которая показывает, что коррекционно-развивающие занятия имеют положительные результаты. Результаты коррекционной работы видны в правильном формировании вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, развитии и активизации словаря обучающихся, формировании грамматического строя речи, связной речи, т. е. ученики демонстрируют способности и готовности общаться на русском языке в устной и письменной формах общения.