5.3.Способы организации собственного профессионального развития:
5.3.Способы организации собственного профессионального развития:
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНА |
Директор департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска | приказом МБОУ «Лицей №1» |
Т.М.Мостовщикова | Т.И.Лукьянчикова |
12.11.2013 г. |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
«Школа развития и самоопределения»
2013 – 2017 годы
Оглавление
Раздел 1. Информационная справка о лицее 5
Раздел 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 6
Раздел 3. Цели и задачи программы, целевые показатели 11
Раздел 4. Механизм реализации программы 14
Радел 5. Управление Программой 19
Раздел 6. Конечный результат 20
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лицей №1» на 2013 – 2017 гг.
Раздел 1. Информационная справка о лицее
Наименование: | Муниципальное бюджетное общеобразовательное |
Год основания: | 2008 |
Адрес: | 628310, РФ, Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск , 16А микрорайон, здание № 84 помещение № 1 |
Телефон / факс: | 8 (3463) 236001, 236046, 236693, 236043 |
Е-mail: | lizeum_ugansk@mail.ru |
Сайт: | http://ugansk16.ru/ |
Учредитель: | муниципальное образование город Нефтеюганск в лице администрации города Нефтеюганска ведомственное подчинение Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска |
Количество учащихся, | 598 |
уровень начального общего образования: | 207 |
уровень основного | 345 |
уровень среднего | 46 |
Количество педагогических работников, из них: | 36 |
заслуженный учитель России: | 1 |
отличник народного | 1 |
почётный работник | 9 |
Имеют квалификационную категорию: | 26 |
высшую: | 8 |
первую: | 18 |
Раздел 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Разработка новой программы развития является важным этапом дальнейших системных изменений в образовательном пространстве муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1».
2.1.Характеристика проблемы
Модель образовательного пространства уровня основного общего образования на основе деятельностных технологий.
Современная модель образования, концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения определили стратегическую цель образования. Сегодня школа должна перейти от традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений и навыков» к взращиванию новых способностей, позволяющих человеку, в том числе и выпускнику школы, успешно встраиваться в профессиональное, социальное сообщество, адекватно реагировать на меняющийся уклад жизни. Сейчас гораздо более остро, чем несколько лет назад, стоит вопрос об универсальных способностях, о новых поведенческих моделях выпускника средней школы, так как полностью изменился стиль жизни. А это значит, что выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям. Образ выпускника современной школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения новых образовательных результатов.
Таким образом, проектируя образование, нам необходимо стремиться сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть её подлинным субъектом.
Вместе с тем, анализ современной практики школьного образования указывает на весьма существенные проблемы, не решив которые, невозможно выполнить данный социальный заказ. Среди них следующие:
1.Разрыв между целями и задачами введения в систему образования нового федерального государственного образовательного стандарта и отсутствием педагогических средств и инфраструктурных условий их реализации.
2.Недостаточная готовность учителей и педагогов дополнительного образования к реализации деятельностных технологий, обеспечивающих формирование новых образовательных (метапредметных) результатов.
3.Отсутствие механизмов межуровневой преемственности образовательных результатов и технологий.
4.Отсутствие преемственности между основным и дополнительным образованием в формировании новых образовательных (метапредметных) результатов.
В связи с этим поиск новых методологических подходов и педагогических технологий, направленных на формирование новых образовательных (метапредметных) результатов, становятся актуальной проблемой в теории и практике.
2.2. Анализ состояния и перспектив развития
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» г. Нефтеюганска основано в 2008 году, в результате слияния муниципальных образовательных учреждений «Основная общеобразовательная школа №16» и «Лицей». Обе школы ставили своей приоритетной задачей создание принципиально новой практики общего образования, основанного на деятельностном содержании.
Положительный опыт двух образовательных учреждений позволил выстроить систему, обеспечивающую успешную реализацию ФГОС. Сегодня в Лицее образовательный процесс строится:
1)На основе деятельностных технологий:
- (развивающее обучение системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (1 – 4 классы);
- задачная форма организации учебной деятельности, технология «Дебаты», технология «Проблематезация» (5 – 11 классы);
- исследовательские проекты (1-11 классы);
- социальное проектирование (внеурочная деятельность).
2)Разработана основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС.
3)Разработана и апробируется внутришкольная система оценки качества образования.
4)При образовательном учреждении открыто отделение дополнительного образования.
5)Действует Управляющий совет (родители, учащихся, общественность).
Благодаря сложившейся системе работы, Лицей имеет достаточно высокий рейтинг среди образовательных учреждений города, учащихся, родителей по показателям качества образования и воспитания.
Результаты успеваемости:
Так, при 100% успеваемости общее качество знаний учащихся стабильно высокое.
Однако, на диаграмме видно, что качество обучения уровня основного общего образования значительно ниже общего показателя.
Результаты умения учащихся выстраивать взаимоотношения и планировать свою деятельность:
- Как складываются твои отношения с педагогическим коллективом?
2.Как складываются твои отношения со сверстниками?
3.Как складываются твои отношения с родителями?
4.Придерживаешься ли ты определённого распорядка дня (3 года)
Анализ анкет учащихся уровня основного общего образования показывает низкую степень умения учащихся выстраивать взаимоотношения и планировать свою деятельность.
Результаты опроса родителей
1.Как складываются Ваши отношения с педагогическим коллективом?
2.Удовлетворены ли вы уровнем знаний вашего ребенка?
3.Определился ли ваш ребёнок с выбором будущей профессии (9-й класс)?
4.Последователен ли ваш ребёнок в достижении цели?
5.Способен ли ваш ребёнок самостоятельно решать трудности, связанные с учебностью?
Анализ анкет родительской общественности показывает высокую степень удовлетворённости качеством работы Лицея, однако, анализ изучения потребностей внешней среды (родителей) показывает, что метапредметные результаты, связанные с самоопределением и самостоятельностью, у учащихся сформированы не на должном уровне.
Раздел 3. Цели и задачи программы, целевые показатели
На основе анализа деятельности Лицея за предшествующий период, образовательных потребностей и внутреннего потенциала Лицея определены цели и задачи Программы.
Цель: Создание условий для построения модели образовательного пространства уровня основного общего образования, способствующего формированию новых образовательных (метапредметных) результатов.
Задачи:
1. Анализ внутришкольных ресурсов для моделирования образовательного пространства, способствующего формированию новых образовательных (метапредметных) результатов.
2. Обеспечение готовности педагогов к осуществлению данного процесса через освоение и внедрение деятельностных технологий.
3. Создание пространства для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.
4. Создание и (или) апробирование диагностического инструментария для отслеживания новых образовательных (метапредметных) результатов.
5. Разработка и реализация основной образовательной программы Лицея уровня основного общего образования, обеспечивающей достижение новых образовательных результатов (внедрение ФГОС ООО).
Целевые показатели Программы
№ п/п | Наименование показателей результатов | Базовый показатель на начало реализации Программы | Значения показателя по годам | Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы | ||
2014 год | 2015 год | 2016 год | ||||
Цель: Создание условий для построения модели образовательного пространства уровня основного общего образования, способствующего формированию новых образовательных (метапредметных) результатов. | ||||||
Показатели непосредственных результатов | ||||||
1. | Увеличение доли педагогов, реализующих модульное межпредметное обучение | 0% | 8% | 12% | 16% | 20% |
2. | Увеличение доли педагогов, занимающихся исследовательской работой | 23% | 27% | 35% | 39% | 43% |
3. | Увеличение доли педагогов, владеющих деятельностными технологиями | 36% | 48% | 52% | 56% | 60% |
4. | Увеличение доли учащихся 6-8 классов, вовлечённых в исследовательскую и проектную деятельность. | 40% | 58% | 63% | 65% | 68% |
5. | Увеличение мест проб для предъявления учащимися творческих работ | 5% | 7% | 15% | 25% | 30% |
6. | Увеличение доли учащихся 6-8 классов, включённых в Интернет образование. | 11% | 25% | 50% | 55% | 58% |
7. | Увеличение доли учащихся, формулирующих и оформляющих собственный интерес (замысел) через пробу разных действий | 5% | 7% | 15% | 25% | 30% |
8. | Увеличение доли учащихся 9-х классов, осознанно определившихся с выбором дальнейшего пути обучения. | 50% | 60% | 69% | 73% | 75% |
9. | Процент учащихся в системе дополнительного образования. | 50% | 57% | 60% | 63% | 65% |
10. | Доля учащихся, имеющих проблемы в учебной деятельности и социальной жизни. | 15% | 10% | 5% | 5% | 5% |
Показатели конечных результатов | ||||||
1. | Повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг | 68% | 70% | 75% | 78% | 78% |
3. | Увеличение качества обучения уровня основного общего образования | 51% | 55% | 62% | 65% | 65% |
3. | Увеличение количества учащихся, способных к выстраиванию собственного образовательного маршрута. | 25% | 27% | 31% | 35% | 40% |
Раздел 4. Механизм реализации программы
Поставленные задачи решаются через реализацию проектов на основе матричного управления.
ПРОЕКТ «Школа выбора, проб и ответственного действия»
Ведущая идея:
Сущность и цель нового образования — это действительное развитие способностей человека, обретение им универсальных способов деятельности и мышления (А. С. Арсеньев, Г. С. Батищев, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др.). Именно поэтому идея развития должна стать основой всей идеологии перестраивающегося образования.
Сформировать учебную самостоятельность подростка, способного на заключительном этапе школьного образования построить собственную индивидуальную образовательную программу и выполнить её - основная задача уровня основного общего образования. В основной школе на первый план в жизни ребенка выходит линия смыслообразования, и образовательный процесс должен оказаться созвучен новой доминанте − личной инициативе и индивидуализации.
В данной программе сделан акцент на интегративный, межпредметный характер учения; усиление проектной деятельности учащихся. Особую значимость этому виду деятельности учащихся придаёт то, что она носит выраженный поисково-исследовательский характер, как и всякая продуктивная работа, рефлексивна иначе, чем учение.
Управленческая задача: к метапредметным результатам через особо выстроенное предметное содержание
Задачи | Действия | Планируемый |
Организация проб предметных знаний и общих способов действий в новых нестандартных ситуациях | 1.Введение информационных источников сложной структуры (ИИСС) «Межпредметные физико-математические модули в основной школе» Б.Д.Эльконин, С.Ф.Горбов «Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6» ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2.Решение проектных задач (5-6классы) 3.Введение межпредметных экзаменов. | Ученик, (образовательная Ученик, их реализовывать Ученик, |
Организация исследовательской и экспериментальной деятельностей учащихся | 1.Проведение читательских сессий 2.Работа лабораторий: «Архимед», «Мир Левенгука», «Удивительная физика», «Оптические явления» 3.Введение предметных модулей | |
Организация выбора, пробы и ответственного действия с предъявлением и публичной защитой результата | 1.Проведение рекламных акций для учеников младших классов «Выбери свой курс» (5-6 классы) 2.Проведение профориентационного фестиваля «Шанс на успех» (7-9 классы) 3.Решение НооГеновских задач (новые миры) 4.Проведение предметных интенсивных недель | |
Организация сетевого взаимодействия | 1.Определить круг взаимовыгодных партнёрских связей. 2.Совместное проведение on-line конференций, вебинаров, телемостов 3.Участие в междисциплинарных проектах www.openclass.ru. 4.Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия. |
ПРОЕКТ «Школа социальных инициатив (проб)»
Ведущая идея:
Происходящее в социуме изменения ставят ребенка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Современная школа – школа правильно организованного взросления ребенка в разновозрастной детско-взрослой образовательной общности. Это направление предполагает особую работу в пространстве совместно распределенной деятельностью, практике субъект-субъектных отношений, пространстве событийной общности, пространстве рефлексирующего сознания.
Детско-взрослые сообщества, это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. В совместном поиске ценностей, в исследовании законов жизни, норм взаимоотношений, в пробах себя подросток присваивает образцы нравственной и духовной культуры. Сразу от подростка не ожидается непременного достижения результата собственных проб. Важно, чтобы таких проб случилось как можно больше, поскольку это способствует накоплению у подростка опыта проб и техник работы по реализации собственного замысла.
Уклад школьной жизни является базой для организации таких проб, опробования себя в разных видах деятельности, эффективной социализации и своевременного взросления.
Управленческая задача: Создание развивающей среды, содействующей приобретению учащимися опыта нравственной, творческой, социальной деятельности.
Задачи | Действия | Планируемый |
Создать поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах | Построение лицейского пространства: ОДИ «Есть Идея» - группового проектирования социальных событий, социальные проекты классов, сквозные проекты (проекты вертикали: «Свой мир строим сами», «Здравия желаем», «У истоков», «Я - гражданин») организация конференций, мастер – классов. | Возникновение учитель - ученик, ученик - ученик, родитель- ребенок, учитель - родитель |
Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий | Работа творческих клубов «Живое слово», «Диалог», реализация события «Признание» | Самоопределение ученика: зритель – |
Оформление возрастных переходов через рождение традиций | Рождение традиций школы: «Дебютанты», «Бал восьмиклассников» (фестиваль дружбы, Робинзонада, интеллектуально-познавательные игры, коммуникативные бои, …) | Ученик, |
ПРОЕКТ «Лаборатория профессионального самоопределения и самореализации».
Ведущая идея:
Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Освоение и внедрение деятельностных технологий (развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова, задачная форма организации учебной деятельности, социальное проектирование) по многим существенным признакам отличаются от того, что принято называть традиционным подходом к обучению. Другая система целей-ценностей, иная логика содержания, иные требования к контролю и оценке, особая «управленческая» позиция учителя предполагают наличие учителя «нового типа». Основной его задачей является не передача знаний, а организация учебной деятельности. В прежнем опыте учителя оказывается слишком мало опор для выращивания принципиально новой практики.
Необходима эффективная модель подготовки учителя, внедряющего деятельностные технологии.
Управленческая задача: перевод методической работы в качественно новое содержание, способствующего формированию и развитию субъекта педагогической деятельности.
Задачи | Действия | Планируемый |
Методическое | 1.Анкетирование, собеседование с учителями на предмет выявления дефицитов своих профессиональных возможностей при соотнесении с требованиями ФГОС. 2.Прописывание педагогических задач, их обоснование. Анализ поставленных задач. 3.Создание проектных групп педагогов: -«Урок в развивающем обучении», -«Задачная форма организации учебной деятельности», - «Социальное проектирование», -«Контрольно-оценочная самостоятельность учащихся», - «Позиционный анализ текста». - «Учебный проект», - «Проблемное обучение» 4. Проектирования занятий в рамках урочной и внеурочной деятельности, построенных в деятельностнойтехнологии. 5.Анализ видеозаписей уроков, мероприятий. 6.Организация педагогических проб. | Учитель Развитие |
Организация | 1.Создание межпредметныхмодулей, обеспечивающих формирование метапредметных и предметных результатов. 2.Внедрение методик междисциплинарного обучения (проектные задачи, погружения, межпредметные проекты, экзамены). 3.Конструирование инструментария для оценки метапредметных результатов. | 1.Создан банк данных модулей. 2.Спроектированы проектные задачи, погружения, межпредметные проекты. 3.Выстроены контрольно диагностические материалы, измеряющие метапредметные результаты. |
Создание сетевого | 1.Определить круг взаимовыгодных партнёрских связей. 2.Совместное проведение обучающих семинаров по освоению деятельностного подхода в обучении «Чтение и понимание художественного текста», «Место схемы в процессе понимания текста» (на основе чтения рассказов русских писателей начала ХХ века), «Решение текстовых задач с помощью модели прямоугольника». 3.Участие в междисциплинарных проектах www.openclass.ru. 4.Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия. | 1.Возникновение субъект-субъектных взаимодействий. 2.Расширение сферы сотрудничества 3.Создание команд. |
Радел 5. Управление Программой
Для оптимизации управления Программой созданы службы сопровождения:
- Мониторинговая
- Методическая
- Информационная
Деятельность всех служб согласовывает координационный совет, в который входит по одному представителю от каждой службы.
Реализация Программы развития сопровождается ведением ежегодной аналитической отчётности. Программа системы оценки качества образовательных результатов лицея, отражает объективные показатели изменений в работе лицея в отношении к предыдущим годам и позволяет в целом оценить влияние Программы развития на развитие лицея.
Раздел 6. Конечный результат
Модель образовательного пространства
Образовательное пространство выстраивается как совокупность учебной и внеучебной деятельностей, направленных на достижение метапредметных результатов через:
-межуровневую преемственность деятельностных технологий;
-интеграцию основного и дополнительного образования;
-переход от классно-урочной системы к внеурочным формам организации деятельности, к формам инициативного образования.