Программы по дополнительному образованию
В данном разделе представлены рабочие программы по дополнительному образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа "Я - волонтер" | 68.43 КБ |
Дополнительная образовательная программа "Робототехника" | 798.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Я - волонтёр»
направленность: социально-педагогическая
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся; 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Семенищева У.В.,
воспитатель
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел программы | стр. |
Раздел 1. | |
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………............... | 3 |
1.2.Учебный план……………………………………………………………………… | 6 |
1.3.Содержание программы………………………………………………………….. | 6 |
1.4.Планируемые (ожидаемые) результаты………………………………………… | 7 |
1.5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы……………………… | 8 |
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации Программы | |
2.1.Календарный учебный график…………………………………………………... | 11 |
2.2.Условия реализации программы………………………………………………… | 11 |
2.3.Методические материалы………………………………………………………… | 11 |
2.4. Список литературы………………………………………………………………. | 17 |
Раздел 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы социально-педагогическая.
Актуальность
Добровольческая (волонтерская) деятельность, добровольчество (волонтерство) — форма бескорыстного социального служения, добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем личного выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой деятельности затрат). Добровольческое движение выступает сегодня одним из ведущих российских трендов в области социальной политики и гражданской культуры. Развитие волонтерства включено в число стратегических целей федерального проекта «Социальная активность» национального проекта
«Образование», при этом отдельной задачей в документе обозначены создание и совершенствование эффективной системы школьного(дошкольного) добровольчества, повышение уровня мотивации учащихся и педагогов к участию в волонтерской деятельности. Тенденция нашла свое отражение и в Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, где отмечена необходимость обеспечения детей и подростков возможностью участия в добровольческом движении, а также потребность в создании волонтерских объединений в образовательных организациях. Содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Такое внимание к детскому волонтерскому движению обусловлено его огромным значением в формировании нравственного и гражданского облика подрастающего поколения. Опыт бескорыстных деяний, отвлеченных от собственных интересов, восприимчивость к чужому страданию, неравнодушное отношение к проблемам местного сообщества и отдельных людей играют неоспоримую роль в становлении морально зрелой личности человека и гражданина, способного быть деятельным партнером своей страны в построении гуманистического общества и государства.
Программа «Я – волонтер» отвечает задачам государства и запросам общества и направлена на приобщение подрастающего поколения к благотворительной, просветительской, социально-культурной, военно-патриотической деятельности, активному участию в жизни общества с целью успешной социализации обучающихся. Пробуя себя в разнообразных формах добровольческой (волонтерской) деятельности, учащиеся получают опыт, утверждают свою жизненную позицию, что помогает в дальнейшем им профессионально самоопределиться, выработать личную и социальную готовность к принятию решений.
Важно привлечь дошкольника именно к созидательной деятельности, приобщить к ценностям культуры, морали и нравственности. В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности выделял общественно-значимую деятельность. Активное участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет ребенку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других. Оказывая безвозмездную помощь ближнему и творчески- созидательную деятельность во благо Человека, Природы и Общества, он интегрируется в общество взрослых, становится полноценным участником волонтерского сообщества, получает признание и одобрение от граждан и государственных структур, у него формируется высокая самооценка от осознания общественной значимости совершаемых ими дел.
Программа «Я - Волонтёр» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и социальной активности, помогает обрести жизненный опыт. Ребята имеют возможность проявить свою индивидуальность в форме участия в различных направлениях волонтерской деятельности.
Отличительная особенность программы
Благотворительная деятельность в России имеет большую историю, но в настоящее время волонтерство получает особую популярность в нашем обществе. По данным социологических опросов, свою готовность работать на добровольной основе декларировали 50 процентов опрошенных, но подтверждают своё участие в волонтерской (добровольческой) деятельности меньшее количество. Самым благоприятным для развития мотивации волонтеров является образовательный этап. Это обусловлено спецификой педагогического взаимодействия, которое в отличие от всех других социальных практик ставит ключевой задачей развитие личности. На текущий момент самыми растиражированными формами образовательного взаимодействия с волонтерами являются тренинги, проектные сессии, форсайт-сессии. Но оптимальным форматом реализации образовательного стандарта является дополнительное образование. Поэтому программа «Я – волонтёр» является новаторской и основывается на многолетнем успешном опыте педагогов и обучающихся в области развития детских общественных организаций и поддержки социальных инициатив дошкольников, она создает механизмы вовлечения обучающихся в многообразную деятельность на благо других и в добровольческие (волонтерские) сообщества. Таким образом, мы оказываем методическую, информационную, консультационную, образовательную и ресурсную поддержку для развития добровольческой (волонтерской) деятельности.
Ещё одной особенностью программы «Я – волонтёр» является практико-ориентированный характер, непосредственное участие детей в волонтерских акциях разного уровня. В зависимости от направленности волонтерской деятельности детей по программе "Я - волонтёр" получают первый опыт в таких профессиях, как менеджер (организатор процессов, руководитель проектов и социально-культурной деятельности); эколог; музейный работник, специалист в медиа-сфере, государственный служащий и пр. Для того, чтобы на высоком качественном уровне решить задачу активизации волонтерской деятельности в России, необходимо направить образовательный процесс на развитие необходимых для достижения заявленных целей компетенций. Программа «Я – волонтёр» позволяет обучающимся делать осознанный выбор профессии на основе личного опыта в волонтерских акциях и проектах, различной направленности, овладевать социальными и практическими навыками, напрямую относящимися к профессиональному выбору человека.
Программа адресована детям от 5 до 6 лет.
Срок освоения программы – 1 год.
Объем программы - общее количество учебных часов необходимых для освоения программы – 56.
Форма обучения – очная.
Уровень программы – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса
В основе организации образовательного процесса деятельности лежит личностно- ориентированный подход к обучающимся, учет возрастных, коммуникативных, эмоциональных и творческих способностей.
Особенностью организации образовательного процесса по реализации программы является проведение практических занятий на разных площадках города:
участие в социально значимых районных и городских мероприятиях.
Это дает широкие возможности для погружения детей в социум, приобретения практического и социального опыта.
Формы организации деятельности
- фронтальная (работа со всем составом одновременно, объяснение нового материала)
- групповая (работа в малых группах, отработка и закрепление теоретических и практических умений)
- индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, консультирование, оказание индивидуальной поддержки)
Формы занятий: беседа, игра, ролевая игра, тренинг, практикум, мастерская, конкурс, праздник, репетиция, викторина, экскурсия, виртуальная экскурсия, коллективное творческое дело (КТД); презентация (вида деятельности, проектов), акция, защита проекта, квест, проблемно-ценностное общение.
Режим занятий - 2 раза в неделю. Длительность одного занятия составляет 25 мин.
Цель и задачи программы
Цель: внедрить волонтерскую практику в деятельность ДОУ направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольника.
Задачи:
Обучающие:
- формирование у детей позитивных установок на добровольческую волонтерскую деятельность.
- расширить представления о волонтерском движении у детей и родителей воспитанников.
- учить детей оказывать помощь тем кто в ней нуждается.
Развивающие:
- развивать ответственность; личностный позитивизм.
- формировать навыки просветительской деятельности;
- развить коммуникативные умения и навыки
- совершенствовать навыки коммуникативной культуры, навыки работы в группе;
- дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
Воспитательные:
- способствовать раскрепощению; самораскрытию личности;
- формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни;
- способствовать развитию навыков нравственного поведения.
- вовлечение родителей в образовательную деятельность.
- Учебный (тематический) план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Презентация программы. | 2 | 2 | 0 | |
2. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 4 | 4 | 0 | Опрос |
3. | История становления волонтерского движения. | 12 | 6 | 6 | Беседа |
4. | Социальные проблемы современного общества. Категории граждан, которые нуждаются в помощи. | 8 | 6 | 2 | Беседа, выполнение заданий педагога, практикум Работа с родителями |
5. | Особенности деятельности волонтеров в различных направлениях | 10 | 10 | 4 | Фотоотчет |
6. | Просветительская деятельность, как одно из направлений волонтерского движения | 11 | 8 | 4 | Практикум, выполнение заданий педагога, коллективная рефлексия |
7. | Патриотизм и военно- патриотическая деятельность | 17 | 16 | 6 | Практикум, игровые формы контроля, коллективная рефлексия |
8. | Подведение итогов | 2 | - | 2 | Тестирование. Рефлексия |
Всего | 56 | 52 | 24 |
- Содержание Программы
- Презентация программы.
Организация набора детей в программу. Презентация программы «Я - волонтёр».
Вводное занятие. Техника безопасности.
Беседа о доброте, милосердии, волонтерских организациях различных направлений деятельности, презентация волонтерских акций.
История становления волонтерского движения.
Теория. Ознакомление с понятийным аппаратом (понятия «Доброта», «Помощь»,
«Забота», «Милосердие», «Волонтер», «Доброволец»). История волонтерского движения. Основные направления деятельности.
Практика. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и сплочение коллектива, тренинговые упражнения.
Социальные проблемы современного общества.
Теория. Классификация социальных проблем современного общества, причины возникновения социальных проблем, возможные пути их решения; категории граждан нуждающиеся в помощи волонтеров, направления работы волонтеров с конкретной категорией граждан.
Практика. Изготовление тематического коллажа.
Особенности деятельности волонтеров в различных направлениях.
Теория. Социальное волонтерство; экологическое направление. Волонтерство в сфере культуры, образования. Спортивное волонтерство. Патриотическое волонтерство и сохранение исторической памяти.
Практика. Занятие-игра «Сохрани здоровье». Подготовка плакатов, постов «Борьба с вредными привычками». Участие в городских акциях «Крышечки доброты», «Инклюзивный фестиваль», экскурсии по парку Победы
Просветительская деятельность, как одно из направлений волонтерского движения.
Теория. Ознакомление с основами просветительской деятельности, спецификой и формами ее организации. Основы разработки сценариев, основы организации мероприятия.
Практика. Подготовка различных просветительских мероприятий, направленных на пропаганду активного образа жизни, культуру речи, а также просветительские мероприятия экологической направленности. Занятие-игра «В здоровом теле – здоровый дух». . Занятие - игра «Чтение – путь к успеху». Участие в районной акции «Переменка здоровья».
Патриотизм и военно-патриотическая деятельность.
Теория. Ознакомление с понятийным аппаратом, с героическим прошлым города и страны, памятными датами военной истории страны, формами организации мероприятий по военно-патриотической направленности (акции, уроки мужества, тематические встречи).
Практика. Подготовка районных тематических акций и мероприятий «Мы с тобой, солдат!», «Сохраняя память», «День неизвестного солдата», «Их именами названы улицы» и т.д.; Участие в городских и региональных акциях и мероприятиях общественно- полезной и гражданско-патриотической направленности. Беседа-дискуссия «Есть ли сейчас место подвигу?»
- Подведение итогов. Итоговое тестирование
Планируемые результаты.
Предметные
Дошкольники
- получат первоначальные знания об истории становления волонтерской деятельности;
- получат знания об основных понятиях и принципах волонтерской деятельности;
- будут знать особенности направлений волонтерской деятельности (событийное волонтерство, экологическое волонтерство и т.д.);
Метапредметные
Дошкольники
- научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- научатся работать совместно с педагогом и родителями с разными источниками информации, находить, собирать информацию по заданной теме;
- получат навык просветительской деятельности;
- получат развитие организаторских способностей, коммуникативных умений
Личностные
Дошкольники:
- получат положительную мотивацию к волонтерской деятельности по средствам создания благоприятного психологического климата, положительных эмоций в процессе досуговой деятельности и межличностного общения;
- будут сформированы личностно значимые качества волонтёра (лидерские качества, ценностное отношение к здоровому образу жизни, чувство коллективизма, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности).
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Критерии результативности.
- знание особенностей направлений волонтерской деятельности;
- степень социальной активности
- уровень личностно значимых качеств волонтёра (ценностное отношение к здоровому образу жизни, чувство коллективизма, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности);
стремление к нравственному саморазвитию.
Формы подведения итогов.
Первый год обучения: отчет об участии в волонтерских мероприятиях (портфолио). Второй год обучения: проект собственного волонтерского проекта.
По итогам реализации всей программы – анализ портфолио достижений обучающихся, рефлексия.
Способы фиксации результата – ведение дневников, постов в социальных сетях и составление портфолио достижений участников программы, заполнение карты наблюдения.
Шкала оценки результативности Качественные показатели:
Личностные результаты
- Мотивация к волонтерской деятельности;
Предметная компетентность
- Знание особенностей направлений волонтерской деятельности.
Критерий – частота проявления признака. 10 баллов — качество проявляется всегда; 5-9 баллов — качество проявляется часто; 1-4 балла — качество проявляется редко; 0 баллов — качество не проявляется.
Метапредметная компетентность
- Степень включенности в деятельность районного ДОО «Тинэйджер+» и в деятельность районного штаба ВОД «Волонтеры Победы»;
- Социальная активность (участие в мероприятиях)
10 балла – полная степень включенности и участие в мероприятиях
5-9 баллов – средняя степень включенности и участие в более половины мероприятиях
1-4 балла – низкая степень включенности и редкое участие в мероприятиях
0 баллов – не включенность и не участие в мероприятиях
Мах | Фамилия имя ребенка | ||||||||||
10 | Мотивация к волонтерской деятельности | ||||||||||
10 | Уровень сформированности нравственных ценностей | ||||||||||
10 | Уровень личностной самооценки | ||||||||||
10 | Знание об основных понятиях и принципах волонтерской деятельности | ||||||||||
10 | Знание особенностей направлений волонтерской деятельности | ||||||||||
10 | Социальная активность | ||||||||||
70 | Сумма | ||||||||||
% |
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы.
2.1. Календарный учебный график
Учебный период | Количество учебных недель | Продолжительность каникул | Мониторинг |
01.11.22 – 30.05.23 | 28 недель | 31.12.22 – 8.01.23 | Первичная диагностика - 01.11.2022г. Итоговая - 30.05.2023г. |
2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации Программы
Столы для занятий 12
Компьютео
Карта города
Расходные материалы для изготовления подарков ветеранам, инвалидам, детям войны.
Методическое обеспечение: разработки занятий, массовый мероприятий, родительских собраний и другой методический материал.
2.3. Методические материалы
Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности:·
- гуманизация педагогического процесса;
-индивидуализация и дифференцированный подход;
-демократизация.
Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся – члену волонтёрского объединения, раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения.
При работе с подростками, образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения:
- игровые методы;
- наглядно-словесные методы;
- методы диагностики:
- метод упражнения, работа с методической литературой, самостоятельная работа;
- приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения занятий:
- занятие -экскурсия
- занятие -путешествие
- занятие- исследование
- занятие- лекция
- занятие –игра
Методы обучения:
Обучение – подготовка волонтера (добровольца) к выполнению возложенных на него обязанностей.
Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово) Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова можно вызвать в сознании обучающегося яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
□ Лекция. Наиболее быстрый метод предоставления необходимой информации большой аудитории слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя.
Дискуссии и «мозговые штурмы» позволяют волонтёрам думать, делать выводы, выслушивать мнения. Активное обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований. Рассказ должен:
содержать только достоверные факты;
включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;
доказывающих правильность выдвигаемых положений;
иметь четкую логику изложения;
быть эмоциональным;
излагаться простым и доступным языком;
отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении
теоретического материала различных наук.
Использование метода объяснения требует:
точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
использования сравнения, сопоставления, аналогии.
Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Игровой. Игра помогает развить творческие способности волонтёров, опираясь на их самостоятельную работу. Это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Игры могут быть – деловым, имитационные, ролевые, сюжетные, игры- инсценировки.
Практические занятия. Такой метод обучения позволяет не только проверить знания и умения волонтёров, но и дает им возможность самостоятельно научиться чему-либо, например, самостоятельное анкетирование, опрос. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию эффективнее.
Формальное обучение. Этот вид обучения используется в самом начале деятельности волонтера (добровольца), когда надо теоретически подготовить его к выполнению конкретной работы.
Тренировка. Перед началом работы этот вид обучения помогает добровольцу приобрести практические навыки. В процессе работы тренировки помогают усовершенствовать полученные навыки.
Текущее обучение. Текущее обучение осуществляется в процессе всей деятельности волонтера (добровольца) и включает в себя запланированное и ситуационное обучение.
Запланированное текущее обучение способствует постоянному повышению квалификации волонтера (добровольца) и зависит от того, какую работу ему предполагается выполнять.
Ситуационное обучение не возможно спланировать, оно применяется для разбора проблемных ситуаций, возникающих в ходе деятельности. Руководитель может помочь добровольцу осознать то, что происходит, акцентируя внимание на следующих моментах:
Определение проблемы (что идёт не так? Что происходит?);
Определение причины проблемы (почему возникла проблема? Что эту проблему вызывает? Какие факторы привели к возникновению проблемы?);
Определение альтернативы (какие другие выходы имеются в данной ситуации? что ещё мы можем сделать? пробовали ли вы такой способ действий?);
Определение лучшего способа действий (каковы сильные и слабые стороны каждого варианта? Что вы можете сделать для решения проблемы?).
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список источников для педагогов.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей.- М.:
«Просвещение», 1982.
- Ильясова А.А. Основы духовно-нравственного воспитания дошкольника.- М.: «Академия развития», 2008.
- Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. – М., - 2006.
- Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Катигина Е.А.Праздники в детском саду. Как ребята-дошколята в сказку попали - Ярославль: «Академия развития», 2006.
- Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь…- Ярославль: «Академия развития», 2000.
Интернет-источники
http://московскийдобрый.рф/ https://edu.dobro.ru/
https://добровольцыроссии.рф/ https://рдш.рф/
http://www.cogita.ru/grazhdanskaya-aktivnost/byulleten-blagotvoritelnosti/blagotvoritelnye- organizacii-sankt-peterburga