Наставничество
Китайский философ Лао-Цзы сказал: «Чтобы вести за собой людей, надо идти за ними»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЗОЛУШКА»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Воспитатель:
СЕМЕНИЩЕВА УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА
г. Когалым
2022г.
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе. Раздел «Ознакомление с миром природы».
Тема: «Путешествие в осений лес»
Цель: обобщение знаний и представлений детей о сезонных изменениях в природе посредством игровой деятельности.
Задачи для детей:
Образовательные:
- уточнить представления детей о характерных признаках осени, об изменениях происходящих в жизни растений и животных осенью;
- закреплять умение детей узнавать знакомые деревья по их листьям;
- продолжать формировать представления детей о перелетных и зимующих птицах;
- совершенствовать умение использовать в работе различные нетрадиционные материалы.
Развивающие:
- развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; умение фиксировать полученные впечатления в речи;
- продолжать развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- формировать навыки самостоятельности, умения работать в парах;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осени;
- воспитывать целеустремленность, настойчивость, самостоятельность;
- воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
Задачи взаимодействия наставника и молодого педагога:
Задачи для педагога-наставника:
- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения при участии в проведении занятия;
- способствовать умению применять теоритеческие знания в практической деятельности.
Задачи для наставляемого:
- продолжать формировать умение поддерживать инициативу и самостоятельность детей в различных видах деятельности;
- запрепить умение самостоятельно организовывать и проводить дидактические игры;
- закрепить умение включаться в деятельность, использовать приемы привлечения внимания;
- закреплять умение работать с подгруппой детей.
Учебно-методический комплект: основная образовательная программа МАДОУ «Золушка», разработанная на основе примерной ООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Москва, 2014г. с учетом ФГОС ДО.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Методы и приемы:
Наглядные: инсценировка проблемной ситуации, мультимедийная презентация, оформление группы.
Словесные: беседа, вопросы к детям, художественное слово, рассказ-сопровождение для презентации, педагогическая оценка.
Практические: выполнение заданий, продуктивная деятельность, п/и «У медведя во бору», выставка детских работ.
Игровые: «Найди место в ряду», «Что бывает осенью», «Зимующие и перелетные птицы».
Методы повышения эмоциональной активности: воображаемая ситуация, введение героя, внесение атрибутов, игровые ситуации, использование ТСО.
Методы обучения и развития творчества: проблемные ситуации, игровые приемы, мотивирование детской деятельности.
Методы, повышающие познавательную активность: приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Материалы и оборудование:
мультимедийная презентация, экран, ноутбук, шапочка медведя, письмо, карточки для д/и «Найди место в ряду», осенние листочки с загадками, 2 мольберта, картины с изобрабжением кормушки и дерева, набор перелетных и зимующих птиц, раздаточный материал для практической деятельности на каждого ребенка.
Предварительная работа: наблюдение за погодой осенью; подготовка атрибутов; беседа об осени, о жизни животных в лесу; работа с энциклопедиями; чтение стихов, пословиц, поговорок об осени; рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами.
Словарная работа:
Связная речь: способствовать развитию диалогической речи.
Обогащение: венок, мастерская.
Активизация словаря: осень, осенние приметы, перелетные птицы, зимующие птицы, коллекция, березовый, рябиновый.
Планируемые результаты для детей:
Усвоение необходимых знаний по теме «Осень»:
- у детей сформированы представления о характерных признаках осени, об изменениях происходящих в жизни растений, о перелетных и зимующих птицах;
- могут проявлять творчество, в продуктивной деятельности используют различные нетрадиционные материалы.
Планируемые результаты для наставляемого:
- умение самостоятельно организовывать и проводить дидактические игры, работать с подгруппой детей, включаться в совместную деятельность, использовать приемы привлечения внимания.
Деятельность воспитателя - наставника | Деятельность воспитателя – молодого педагога | Деятельность детей | Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества, целевые ориентиры) |
Мотивационно-побудительный этап (психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта) | |||
Дети с воспитателем сободно размещаются в группе, беседуют. - Давайте откроем и узнаем. Здесь письмо, сейчас прочитаем. «Здравствуйте ребята! Пишет вам Осень. Я ходила по лесу, раскрашивала деревья разноцветными красками и так увлеклась, что не заметила, как потеряла свои любимые сапожки и венок. И от этого мне очень грустно. Вы можете мне помочь?» | Появляется в группе, используя прием привлечения внимания, обращает внимание детей на письмо. - Ребята! Ульяна Валерьевна! Сегодня утром, когда я открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетел конверт. Интересно что там? | Устанавливают контакт с педагогами, эмоционально реагируют. Внимательно слушают, изъявляют желание прийти на помощь Осени. | Проявление интереса к предстоящей деятельности. Формирование умения реагировать на происходящите события, развитие положительных эмоций, развитие устойчивости внимания, мышления.
|
Этап постановки проблемы (создание проблемной ситуации) | |||
Эмоционально включает детей в деятельность, устанавливает зрительный контакт. - Ребята, как вы думаете мы можем помочь Осени? - А как мы можем помочь? - Я с вами согласна ребята, но только как нам попасть в осенний лес? | - Ребята! Я знаю волшебные слова, с помощью которых мы можем оказаться в осеннем лесу: «Раз, два, три покружись и осеннем лесу очутись». - Давайте все вместе их произнесем. | Участвуют в решении проблемы. Высказывают свое мнение, приходят к выводу, что необходимо помочь. Рассуждают о том, как могут помочь (можем купить в магазине, можем пойти в лес поискать, можем сами сделась сапожки и венок, например из бумаги, пластелина и т.д.) Вместе произносят слова: «Раз, два, три, покружись, и в осенненм лесу очутись!» и выполняют действия. | Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Проявление желания сотрудничать, сделать вместе какое-то важное и нужное дело. |
Основной этап (Актуализация знаний, решение проблемных ситуаций) | |||
Дидактическая игра «Найди место в ряду» -Ребята, посмотрите, на экране появилась коллекция осених листьев. Вы знаете, ведь это коллекция осенних листочков самой Осени. Очень красиво! (Вдруг звучит тревожная музыка, «Дует ветер», некоторые листочки вылетают из «домиков») -Ребята, вы слышите, что это? - Что случилось? -Ребята, а мы можем собрать коллекцию и вернуть листочки на свои места? | - Вот мы с вами и оказались в осеннем лесу! Посмотрите, как здесь красиво! | Дети рассматривают осенний лес, эмоционально реагируют. Дети проявляют интерес, рассматривают коллекцию. Дети высказывают свои предположения (подул сильный ветер, листочки разлетелись и перемешались, потеряли свое место и т.д.). Ответы детей. | Формирование готовности к совместной деятельности. |
Вовлекает детей в практическую деятельность. -Попробуем вернуть листочки в их дома. Пройдите к столам, перед вами лежат домики с листочками, заселите листочки каждый в свой домик. (Наблюдает за тем, как дети выполняют задания, задает вопросы, корректирует их деятельность) На экране появляется картинка собранной коллекции. - Ребята, какие вы молодцы! Предлагаю все наши колекции передать Наталье Константиновне. Организует смену видов деятельности - Ребята посмотрите кто к нам пришел? - Медвежонок, почему ты грустишь? («Я грустный, потому что со мной никто не играет») - Ребята, вы хотите поиграть с медвежонком? Может быть тогда у него настроение улучшится? - А какую игру вы знаете, чтоб мы могли сыграть с медвежонком? - Ребята, какие вы молодцы! - Медвежонок, а тебе понравилось играть с ребятами? - Медвежонок, наши ребята очень много интерсного знают про осень и хотят тебе рассказать! Организует применение ранее полученных знаний - Отправляемся дальше. Стойте! А почему такая тишина в лесу, не понимаю! - Почему не слышно птичьих голосов? - А почему птицы улетают на юг? - Как называют птиц, которые улетают? - Каких перелетных птиц вы знаете? - А вы знаете, что не все птицы улетают на юг? Кто с нами остается? - Каких зимующих птиц вы знаете? Создаёт проблемную ситуацию - Посмотрите, сколько птиц и перелетные и зимующие. Они перепутались и теперь не знают, кому улетать в теплые края, а кому оставаться зимовать. Хотите помочь птицам? Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы». - На дерево к Наталье Константиновне мы посадим перелетных птиц, а зимующих птиц в кормушку. -Молодцы, все справились. (Звучит пение птиц) Организует смену видов деятельности - Посмотрите, это наверное мастерская самой Осени! - Наталья Константиновна, посмотрите какие красивые листочки. Вовлекает детей в практическую деятельность. Организует практическую деятельность - Ребята, а вы помните для чего мы отправились в осенний лес? - В мастерской Осени мы с вами можем сделать сапожки и веночки. Прежде чем пройти в мастерсую подумайте и решите кто какую хочет выполнить работу. Практичекая работа Украшение сапожек и веночков для Осени. Организация выставки детских работ. | Включается в деятельность. (Наблюдает за тем, как дети выполняют задания, задает вопросы, корректирует их деятельность) - В какой ряд вернулся рябиновый листик? А березовый? Какого листочка не хватает в верхнем ряду? и т.д. (Использует метод поощрения за правильно выполненное задание). Принимает работы детей, благодарит, размещает на специально отведенном месте. Включается в совместную деятельность - Какое настроение у медвежонка? Играет вместе с детьми. Побуждает детей к активизации необходимых знаний их систематизации. Дидактическая игра с осенним листочком «Что бывает осенью». (По необходимости задает вопросы: «Что происходит в природе? Чем заняты животные, птицы?» и др.) -Ребята, какие вы молодцы, сколько всего вы знаете об осени! Включается в совместную деятельность (Наблюдает за тем, как дети выполняют задания, оказывает необходимую помощь, ведет диалог, поощряет детей правильно выполнивших задание) Включается в деятельность - И правда, золотые листочки, непростые. На них загадки. Чтобы пройти в мастеркую, нужно отгадать загадки. - Вы согласны? (загадывает 4 загадки, вовлекает в деятельность всех детей) - Модлодцы, отгадали все загадки! Включается в практическую деятельность (организует практическую деятельность детей, поддерживает детскую инициативу и самостоятельность) | Самостоятельно распределяются на пары, решают поставленную задачу. Во время выполнения задания дети рассуждают, совместно обсуждают, где должен быть расположен тот или иной листочек. (Появляется ребенок в костюме Медвежонка). Предположительные ответы детей (грустный, печальный, расстроенный и т.д.). Подвижная игра «У медведя во бору» (Медвежонок благодарит детей за интересную и веселую игру). Активизируют необходимые знания (анализируют, систематизируют). Дети включаются в игру. (Предположительные ответы: идут дожди, листья на деревьях желтеют и опадают, солнце прячется за тучи, день становиться короче, ночь длинее, животные готовятся к зиме, зайка и белочка меняют шубку, медведь и еж готовят жилище и наедаются перед долгим сном, птицы собираются в стаи и летают в теплые края и т.д.). Определяют применение ранее полученных знаний. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение. Участвуют в решении проблемы Применяют полученные ранее знания. Отгадывают загадки Ответы детей (мы отправились в осенний лес, чтобы помочь Осени). Дети делятся на 2 подгруппы, каждый украшает выбранную заготовку. | Формирование навыков самостоятельности, умения работать в парах. Развитие сознательности действий, элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат). Формирование умения выполнять действия в соответсвии текстом Умение эмоционально откликаться на игру, принимать игровую задачу. Расширение представлений детей о птицах (перелетные, зимующие). Развитие умения работать в подгрупах, договариваться. Развитие мыслительной активности, умения анализировать, делать выводы. Формирование навыков саморегуляции поведения. Предоставление права выбора каждому ребенку, формирование умения делать самостоятельный выбор, доводить начатое дело до конца, готовить и убирать рабочее место. Развитие творческих способностей. |
- Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Нам пора возвращаться в детский сад. А помните, какие слова нужно произнести? | - Давайте вместе их прооизнесем! | Дети поддерживают идею и вспоминают волшебные слова. | |
Заключительный этап. Рефлексия | |||
Задаёт вопросы для обсуждения итоговых выводов - Где мы сегодня побывали? - А кому помогли? А как? Важно ли то, что мы сегодня делали? Что вам удалось сделать вместе, в команде? - У вас все получилось? А что не получилось? Как вы думаете, почему? | Выражают собственные мысли, анализируют деятельность. Рассуждения, высказывания детей | Проявлять умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос. |