Родительские собрания
Разработки родительских собраний для 5-6 классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Семья – глаза в глаза»
Коли в семье лад, так не надобен и клад
Русская пословица
Цели: 1. Сплотить родительский коллектив и детей, чтобы каждый мог почувствовать радость общения.
2. Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.
Форма проведения: дискуссия, игра.
Материально-техническое обеспечение:
- медиапроектор, ноутбук, экран (для демонстрации презентации, фотографий).
Подготовительная работа:
1. Анкетирование учащихся.
1 слайд
Классный руководитель: Добрый вечер, уважаемые родители, и еще раз здравствуйте ребята. Это родительское собрание хочется посвятить самому святому – Семье.
Нашу встречу начну с притчи.
Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.
А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».
Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»; раздражение – ну, что им надо, чего им не спиться; боязнь – как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и ругани?
2 слайд
Готовясь к собранию, очень хотелось узнать мнение мальчиков и девочек, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами и сами будут зажигать свет в своих окнах. Но прежде чем мы посмотрим то, что думают об этом дети, уважаемые родители возьмите листочки и закончите несколько предложений (тест «Незаконченное предложение»):
1. Семья - это…
2. Мои родители - это…
3. Свет в окнах моего дома - это…
4. Радость в моей семье - это…
5. Горе в моей семье - это…
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью...
8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…
9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей это - …
10. Больше всего мои родители боятся, что…
А теперь сравним ваши ответы с ответами детей. Действительно ли ответы ребят совпадают с вашим мнением, с вашими ожиданиями и надеждами? (Обмен мнением по проблеме).
Затем учащиеся совместно с родителями занимаются поиском ответа на следующие вопросы:
1) Что еще, кроме родственных связей, объединяет людей в семье?
Участники беседы приходят к выводу, что членов семьи объединяет забота друг о друге, помощь друг другу. Учитель называет народную пословицу: " Согласную семью и горе не берет".
2) Интересно, чем обычно вместе занимаются члены семьи?
Дети рассказывают о совместных делах и увлечениях.
После того, как получены ответы на вопросы, предлагаю учащимся и родителям объединиться в группы по 3 - 4 человека и подготовить пантомимы «Дружная семья». После небольшой подготовки группы демонстрируют свое творчество.
3 слайд
Семья представлена различными поколениями, каждое из которых руководствуется своими ценностями и идеалами, соответствующими идеалам общества, сформировавшего их. Может ли быть понимание между «отцами и детьми»? Научиться позитивным отношениям с разными поколениями в семье — непростая задача. В каждом из нас живут три абсолютно разных Я: Я - Родитель, Я - Ребенок и Я - Взрослый. Система ценностей различных поколений очень важна для человека, Если он не будет уважать предыдущие поколения, считаться с их системой ценностей, то этот человек либо порывает с семьей, либо не находит общего языка с ее членами.
4 слайд
Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто своё будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальность определяет уровень престижных установок, к претворению которых стремятся почти все родители. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка.
Но, к сожалению, очень часто именно из-за этого происходят конфликты. Родители видят в своем ребенке футболиста, а он мечтает стать писателем. Мы, взрослые, забываем, что сам ребёнок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
5 слайд
Тест для родителей «Как часто вы говорите своим детям?» (Родителям предлагается прочесть эти вопросы и дать ответ для самих себя).
1. Я сейчас занята.
2. Посмотри, что ты натворил!
3. Это надо делать так.
4. Неправильно!
5. Когда же ты научишься?
6. Сколько раз тебе говорила!
7. Нет! Я не могу!
8. Ты сведёшь меня с ума!
9. Что бы ты без меня делал!
10. Вечно ты во всё лезешь!
11. Уйди от меня!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка и потом родители удивляются, если дети отдаляются от них, становятся скрытными, ленивыми, недоверчивыми, неуверенными в себе.
6 слайд
А эти слова ласкают душу ребенка.
1. Ты самый любимый!
2. Ты очень многое можешь!
3. Спасибо!
4. Что бы мы без тебя делали?!
5. Иди ко мне!
6. Садись с нами!
7. Я помогу тебе…
8. Я радуюсь твоим успехам!
9. Чтобы не случилось, твой дом - твоя крепость.
10. Расскажи мне, что с тобой…
Часто ли вы произносите их? Если это случается не очень часто, постарайтесь сделать так, чтобы эти фразы вошли в Ваш лексикон.
7 слайд
Русский народ посвятил очень много пословиц семье. Давайте их вспомним. (Приглашаем участников и делим их на 3 команды. Выигрывает та команда, которая назовет больше пословиц).
8 слайд
В завершение нашего собрания мне хочется прочесть такое стихотворение:
Свет в окне – я хочу,
Чтобы он не гас.
Свет в окне – свет
Тревожных любимых глаз!
Свет в окне – чередою бегут года!
Свет в окне – пусть не гаснет он никогда!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья – глаза в глаза Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках. Аристотель
1. Семья - это… 2. Мои родители - это… 3. Свет в окнах моего дома - это… 4. Радость в моей семье - это… 5. Горе в моей семье - это… 6. Вдали от родного дома я буду вспоминать… 7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью... 8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье… 9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей это - … 10. Больше всего мои родители боятся, что… «Незаконченное предложение» Тест
Три «Я» каждого человека Я - Родитель Я - Ребёнок Я - Взрослый
Наши дети и будущее. Мечты… Художник Учитель Певец Космонавт Футболист Продавец Врач Парикмахер Пожарный
1. Я сейчас занята. 2. Посмотри, что ты натворил! 3. Это надо делать так. 4. Неправильно! 5. Когда же ты научишься? 6. Сколько раз тебе говорила! 7. Нет! Я не могу! 8. Ты сведёшь меня с ума! 9. Что бы ты без меня делал! 10. Вечно ты во всё лезешь! 11. Уйди от меня! Тест «Как часто вы говорите своим детям?»
1. Ты самый любимый! 2. Ты очень многое можешь! 3. Спасибо! 4. Что бы мы без тебя делали?! 5. Иди ко мне! 6. Садись с нами! 7. Я помогу тебе… 8. Я радуюсь твоим успехам! 9. Чтобы не случилось, твой дом - твоя крепость. 10. Расскажи мне, что с тобой… Произносите чаще!!!
Пословицы и поговорки о семье Яблоко от яблони недалеко падает. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. У мужа и жены мысли одни. Живут душа в душу. Жениться – не воды напиться. Вся семья вместе, так и душа на месте. Коли в семье лад, так не надобен и клад. Дом – полная чаша Всякий дом хозяином держится. Мир в семье любовью держится.
Свет в окне – я хочу, Чтобы он не гас. Свет в окне – свет Тревожных любимых глаз! Свет в окне – чередою бегут года! Свет в окне – пусть не гаснет он никогда!
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему «Адаптация пятиклассников в средней школе».
Цели:
- познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
- предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения: беседа — консультация
Техническое обеспечение:
1. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
2. Презентация.
- Мини-сочинения детей на тему: «Я пятиклассник».
- Фото выставка «Ура! Мы пятиклассники!»
- Памятка для родителей «Десять заповедей для родителей».
Ход собрания:
Содержание мероприятия | № слайда |
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Окончена начальная школа, и наши дети переходят в среднее звено - важный момент в жизни школьника. Здесь у них начнётся новая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от Вас. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. В то же время переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» — в средней — все это является довольно сложным испытанием для психики школьника. Давайте же разберемся, какой он, младший подросток? Что мы знаем о нем? Каков его внутренний мир? Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности, которые мы обязаны учитывать при работе и общении с ними. Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка:
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся. Встает вопрос — Что такое адантация? Адапта́ция ( adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Выделяют три уровня адаптации:
Психофизиологическая адаптация -это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов. Психологическая адаптация - это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии. Социальная адаптация, приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Признаки успешной адаптации:
Признаки дезадаптации:
Для успешной адаптации ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам. Обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня. Основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки. Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы! Я хочу Вас познакомит с маленьким фрагментом наследия Януша Корчака. Прислушайтесь к его "заповедям"! Ведь детство ваших детей - это фундамент их будущей жизни. «Десять заповедей для родителей».
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Возрастные особенности младшего подростка потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
Возрастные особенности младшего подростка переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению “худшего”; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты;
Возрастные особенности младшего подростка ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Адаптация
Признаки успешной адаптации удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. нежелания выполнять домашние задания. негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. жалобы на те или иные события, связанные со школой. беспокойный сон. трудности утреннего пробуждения, вялость. постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Золотые правила воспитания Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!
Спасибо за внимание!
Список использованных печатных источников А.П.Краковский. - Москва : Педагогика, 1970. Ф.Б. Березин. - Психическая и психофизиологическая адаптация человека - Л., 1988.
Активные ссылки на страницы материалов в Интернете Адаптация http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
Активные ссылки на использованные изображения Пятиклассники http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=137705034-59-72&n=21 Рекомендации для родителей http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=85532614-70-72&n=21 Привлечь к себе сверстников http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=112346542-39-72&n=21 Для Вас http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=34016531-47-72&n=21 Успешная адаптация http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=22695982-57-72&n=21 Дезадаптация http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=346497765-58-72&n=21 Золотые правила http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=578285935-01-72&n=21 Адаптация http://s.rpod.ru/data/pictures/00/00/04/63/81/795dd434cd91cb65e6ae9f98b8c2cfc8.jpg Спасибо http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=67905264-40-72&n=21
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Доброе сердце» для 6 класса
Форма проведения: собрание-практикум
Цель собрания:
- создание у родителей потребности целенаправленного воспитания у детей доброты к окружающим его людям;
- побуждение их к этому.
Задачи собрания:
- показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;
- формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей;
- актуализировать проблему формирования у ребёнка доброго отношения к людям.
Оформление класса:
- На доске высказывания известных людей:
«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».
М. Пришвин.
«Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно».
Э. Асадов.
«Доброта - это язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».
Д. Лихачев.
Предварительная работа.
I. Работа с учащимися класса.
1. Проведение классного часа «Я - добрый человек или злой…»
Цель: развить у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; формировать нравственные качества личности
2. Проведение тестирования «Добры ли вы?».
Цель: составление психологического портрета класса.
Предполагаемый результат: развитие критического мышления учащихся, навыков самоконтроля и самооценки, умение вести диалог с собою и другими людьми.
Все ребята отвечают на вопросы теста:
Добры ли вы?
Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить этот тест. Ответы могут быть либо «да», либо «нет».
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить их все на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
- Если ваш партнер плохо играет в шахматы, будите ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли вы на практике применять свои способности?
- Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
- Вы охотно выполняете просьбу?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
3. Запись высказываний учащихся класса о добре, зле и их собственное отношение к этим понятиям.
II. Памятка для родителей (раздается всем присутствующим):
- Общение - суть жизни человека.
- Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами - это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
- Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому.
- Воспитывать у детей неприятие к равнодушию и злу.
- Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
- Давайте делать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
- Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!
III. Принципы и заповеди разумного воспитания (раздаются всем присутствующим).
- Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
- Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
- Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
- Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.
- Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
- Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и тоже.
- Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
- Воспитание – это последовательность целей.
- Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Ход собрания
Собрание открывает классный руководитель:
Добрый вечер уважаемые родители! Очень приятно осознавать, что в последнее время стало модным заниматься спортом. Быть здоровым. А мне хочется, чтобы и доброта, и нравственность человека тоже вошли в моду. И каждый бы гордился тем, что творит добро. Недаром говорят, что добродетель есть здоровье души, здоровье – добродетель тела.
Поэтому тема нашего сегодняшнего родительского собрания - «Доброе сердце».
У меня к вам просьба:
закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь (обязательно от души), расслабьтесь и скажите мысленно: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!» (в это время звучит мелодия).
Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - доброта.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Ваше состояние, возможно, было (смайлики на доске)
Я думаю, что сегодня собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека.
Давайте обратим внимание на слова, которые созвучны теме нашего сегодняшнего разговора. (Читает слова).
Итак, давайте сейчас обсудим в группах следующие вопросы: «Что такое доброта?»; «Что мешает человеку всегда быть добрым?» (После обсуждения вопросов в группах их представители обобщают и высказывают полученные мнения).
Вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С. Ожегова: «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». И все это я услышала в ваших высказываниях. Я рада, что вы правильно понимание важность добра в воспитании наших с вами детей.
А теперь послушаем, как понимают доброту наши дети. (Родители слушают звукозапись). Дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки. (на слайде запись слов детей).
Казалось бы, все очень просто: добро - это хорошо, а зло - это плохо. Я убеждена, что добро является основой жизни каждого человека и основой его творчества.
Ведь жизнь – это, прежде всего, дыхание. Душно бывает не только в доме, но и в нравственной жизни. Именно доброта помогает быть открытым, терпимым к людям, позволяет искать в них, прежде всего, лучшее. Это умение и составляет, на мой взгляд, основу доброты. Готовясь к собранию мы провели классный час «Я - добрый человек или злой…» и тестирование «Добры ли вы?»..
Вот те вопросы, на которые отвечали наши дети. Я хочу ознакомить вас с результатами проделанной работы. (Зачитывает результаты теста и психологический портрет класса).
Психологический портрет:
В классном коллективе наблюдается дружеская атмосфера. Мальчики и девочки дружат между собой и оказывают взаимопомощь друг другу. В поведении детей нет ярко выраженных агрессивных тенденций ни по отношению друг к другу, ни по отношению к взрослым. Ребята с пониманием относятся к проблемам, возникающим в коллективе и пытаются совместно найти выход из сложившейся ситуации. В межличностных отношениях ребят не проявляется злопамятности и агрессии. В целом психологический климат в классе положительно-устойчивый.
А теперь, пожалуйста, давайте подумаем как же научить человека чувствовать и понимать другого человека? И я предлагаю вам обсудить следующие жизненные ситуации. (Обсуждение в группах, высказывание мнений).
Ситуация № 1.
Мама говорит: «Моя дочка ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я ее избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге, объяснить задание». Ваше мнение? (Обсуждение, высказывание мнений).
Вывод: отучив дочь заботиться о других, мать отучит ее заботиться и о собственной матери.
Ситуация № 2. отрывок из письма девочки – подростка: «Иногда я думаю, что в этом жестоком мире мне нет места… Я хочу в нем жить и жить хорошо, но для этого в нашей странной жизни надо быть не только жестокой, но нахальной, злой на всех и вся. И я становлюсь жестокой, такой как надо по нашим меркам. Но это всего лишь маска надета…». Итак, постарайтесь дать совет автору письма6 Что же все-таки необходимо в жестоком реальном мире – учиться жестокости или постичь добро?
(Высказываются мнения).
Спасибо, уважаемые родители. Выслушав ваши рассуждения, я теперь просто уверена, что мы с вами сможем сделать все для того, чтобы сердца наших детей всегда были добрыми.
Я хочу предложить вам результаты конкурса «Давайте говорить друг другу комплименты», целью которого было придумать 25 способов поощрения, стимулирующих совершать добрые дела.
Чудесно!
Мастерски!
Удивительно!
Это просто праздник!
Незабываемо!
Удивительно!
Высший класс!
Необыкновенно!
Так держать!
Лучше не бывает!
Неповторимо!
Классно!
Браво!
Умница!
Бесподобно!
Это фантастика!
Профессионально!
Знай наших!
Великолепно!
Я тобой горжусь!
Сногсшибательно!
Очень хорошо!
Прекрасно!
Отлично!
Здорово!
И закончить наш разговор я хочу словами:
Учитесь управлять собой,
Во всем ищите добрые начала,
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись – самому вставать,
В себе самом искать опору,
При быстром продвижении в гору
Друзей в пути не растерять.
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно средь тех, кто рядом.
Не умирайте пока живы,
Поверьте, беды все уйдут,
Несчастья тоже устают
И завтра будет день счастливый!
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Поговорим о стилях семейного воспитания».
Цель:
· организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;
· содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений.
Форма проведения: семинар-практикум.
Оборудование:
· магнитофон,
· диски с записями инструментальной музыки для релаксации,
· памятки для родителей «Десять ключей успешного воспитания»,
· карточки-роли для родителей.
Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная родители рассаживаются полукругом.
Ориентировочное время проведения: 40мин.
Ход встречи
1. Введение.
«Дети не всегда умеют слушаться старших, но они очень хорошо умеют копировать». Надеюсь, Вы согласитесь с этим высказыванием, ведь самые близкие люди могут повлиять на воспитание ребенка. Никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Но вместе с тем, никто другой как самый близкий не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.
2. Самодиагностика родителей. Тест «Стратегия семейного воспитания».
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Проще говоря – как получится. А как же получается? С помощью этого простого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.
3. Ролевая игра «Услышать ребенка».
Сейчас Вы увидите ситуацию, которую мы можем встретить в нашей жизни. В это время нашим зрителям-родителям дается задание: наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:
· «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
· «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
· «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
· «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.)
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:
1. Что вы чувствуете сейчас?
2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
3. Какие выводы вы для себя сделали?
Анализ чувств и формулирование выводов.
Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.
Проанализируем ситуацию, когда сын/дочь приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!». На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
- это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);
- морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
-критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);
- выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);
- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
- а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, - выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.
4. Проблемная мини-лекция «О стилях семейного воспитания»
5. Упражнение «Идеальный ребенок». «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается сказать, какие качества вы бы хотели видеть в своем ребенке.
Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, кл.рук-ль задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от ребенка. А вы сами – такие?!»
Дополнительные вопросы:
1. Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
2. Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
3. Чему вы готовы научиться … у своего ребенка?
Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
6. Тренинговое упражнение «Семья».
Инструкция:
1) Все участники исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти(комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья).
2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья – устойчивая и дружная.
3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным(«ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители»). Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится не сладко).
4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает жоставлять неприятности (ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»).
5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.
Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».
7. Домашнее задание для родителей.
Уважаемые родители, Вам также дается домашнее задание, как и Вашим детям.
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.
И задание повышенной сложности: попробуйте выполнить следующее:
1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
2) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
9. В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Десять ключей успешного воспитания».
10. Рефлексия.
«Букет настроения». Родителям раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце собрания кл.рук-ль говорит: «Если вы считаете, что наше собрание не было для вас полезным, то выберете синий цветок. Если вы считаете, что наша работа была продуктивной, но информацией, полученной в ходе семинара, вы не поделитесь с другими, то выберете зеленый цветок. Если вам понравилось на собрании, и вы узнали что-то новое, поделитесь опытом с другими, то прикрепите к вазе красный цветок».
Список используемой литературы:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 253 с.
2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. (Серия «Педагогика. Психология. Управление»).
3. Десять ключей успешного воспитания // Первое сентября. – 2003, №21.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997. – 640 с.
5. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2. Родительство. – М.: «Ось -89», 2008. – 144 с. (Действенный тренинг).
7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему
"Наши трудные дети" (для 6 класса)
Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.
Задачи:
1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.
2. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Предварительная подготовка
Учащимся класс предлагается ответить на вопросы:
- Что ты делаешь по собственному желанию и усмотрению?
- Что ты делаешь по собственному выбору, но в определенных границах?
- Что разрешается тебе в особых обстоятельствах?
- Что тебе запрещается всегда?
Ход собрания:
На доске – тема собрания, большой лист ватмана, фломастеры, маркеры, крылатые фразы и афоризмы.
Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.
Марк Аврелий
- Вступительное слово классного руководителя.
- Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем о общении, во взаимопонимании с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойствие, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся. - Трудный ребенок… Что за этими словами, какой он?
Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Пока родители говорят, классный руководитель помещает характерные слова на лист ватмана. - Вопрос родителям: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»
Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом. - Классный руководитель знакомит родителей с ответами учащихся, которые были заранее приготовлены.
Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают свое мнение. - Классный руководитель просит родителей объединиться в группы и составить список причин нарушения поведения детьми.
Родители работают в группах в течении 5 минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов. - «Узелки на память».
Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому что ребенок становится трудным и порой неупрвляемым.
Причина первая – борьба за внимание.
Причина вторая – борьба за самоутверждение.
Причина третья – желание мщения.
Причина четвертая – неверие в собственный успех. - Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.
Закон 1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться. - Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.
- Подведение итогов. Обсуждение притчи о перевернутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный покой. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».