Методики в помощь классному руководителю

Левшина Ольга Андреевна

Диагностика нравственной воспитанности;

Диагностика нравственной воспитанности;
 
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения;
 
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения;
 
Методика «Какой у нас коллектив»;
 
Методика выявления уровня развития самоуправления;
 
Социометрический тест;
 
Уровень воспитанности учащихся класса (Н.П. Капустин).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методика исследования одаренности учащихся.

Оценка одаренности ребенка – вопрос очень сложный и неоднозначный. Но если принять, что одаренные дети – это те, кто демонстрирует высокий уровень способностей  в одной или нескольких областях, то, определив уровень способностей ребенка, можно судить о его одаренности.

Предлагаемая методика позволяет судить об уровне развития способнотей ребенка  в нескольких областях, то, определив уровень способностей ребенка, можно судить о его одаренности.

Предлагаемая методика позволяет судить об уровне развития способностей ребенка в нескольких областях:

- способности к обучению и научной деятельности;

-лидерские способности

- способности к творческой деятельности;

- литературные способности;

- художественные способности;

- музыкальные способности;

-способности к спорту.

Данная методика не заменяет существующие интеллектуальные тесты и тесты достижений, а служит дополнительным средством для выявления одаренных детей.

 Для оценки способностей в каждой из областей используются наиболее показательные поведенческие характеристики (критерии), отмеченные как значимые в большом числе литературных источников.

Оценку производят эксперты; в качестве таковых могут выступать учителя-предметники, руководители кружков и секций, классные руководители.

Данная методика дает возможность быстро оценить уровень развития способностей не только у тех учащихся, которые уже так или иначе проявили себя, но у всех учеников класса и школы. Это позволяет классному руководителю спланировать работу с одаренными детьми и отслеживать их дальнейшее развитие, использовать полученные результаты в работе с родителями и учителями.

Каждая область одаренности имеет 10 критериев, выраженность каждого критерия оценивается по пятибалльной системе. Баллы по всем критериям суммируется. Таким образом, каждый ребенок получает цифровую оценку выраженности какой-либо способности.

Критерии оценки детской одаренности

Литературные способности

  1. Рассказывает всегда логически и последовательно.
  2. Имеет большой запас слов, активно пользуется большим словарным запасом, свободно и четко излагает.
  3. Ради удовольствия изобретает собственные слова.
  4. Любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории.
  5. Старается как можно шире использовать палитру языка для того, чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа.
  6. Легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма.
  7. Любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием.
  8. Много и с удовольствием читает помимо школьной программы.
  9. Любит писать рассказы, стихи, дневники.
  10.  Не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

Художественные способности

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации, увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать. В мельчайших деталях запоминает увиденное.
  2. Проводит много времени за рисованием и лепкой.
  3. С помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства.
  4. Серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие.
  5. Демонстрирует опережающую возраст умелость.
  6. Умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом.
  7. Эксперементирует с использованием традиционных материалов, оригинально использует средства художественной выразительности.
  8. Любит создавать что-то интересное и необычное в доме.
  9. Осознанно строит композицию картины, скульптуры, его произведения включают множество деталей.
  10. Его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет, работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыкальные способности

  1. Проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям.
  2. Лубит музыку, часами может ее слушать, покупает музыкальные записи.
  3. С удовольствием посещает музыкальные концерты.
  4. Легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести.
  5. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  6. Легко повторяет ритм, узнает знакомые мелодии по первым звукам.
  7. Если играет или поет, то делает это с большим удовольствием.
  8. Пытаться научиться играть на музыкальных инструментах или уже играет.
  9. Пытается собственные мелодии.
  10.  Разбирается в различных областях музыкальной культуры.

Спортивная одаренность.

  1. Энергичен, все время хочет двигаться, спит меньше обычного.
  2. Проявляет большой интерес к движениям, требующим тонкой моторики.
  3. Обладает хорошей зрительно-моторной координацией.
  4. Обладает широким диапазоном движений.
  5. Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений.
  6. Отлично управляет телом при маневрировании.
  7. Обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков.
  8. Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает.
  9. Ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мечами и клюшками.
  10. Практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.

Лидерские способности

  1. Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и как правило, сделает хорошо.
  2. Чувствует себя уверенно с детьми своего возраста- так же, как со взрослыми; чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед классом.
  3. Видно, что к нему хорошо относятся одноклассники.
  4. Сотрудничает с учителем и одноклассниками
  5. Вполне способен к самовыражению; речь его хорошо развита, его легко понять.
  6. Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях, не выглядит обескураженным, когда привычный уклад меняется.
  7. Воодушевлен, когда находится среди людей; любит общаться и не любит одиночества.
  8. Стремиться быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие.
  9. Принимает активное участие в общественной жизни школы, можно рассчитывать, что если кто и будет участвовать в различных мероприятиях, то именно он и никто другой.
  10. Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается всеми видами атлетических игр.

Творческая одаренность

  1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем – либо и обо всем.
  2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычное, нестандартные, оригинальные ответы.
  3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален и горяч в споре; упорный и настойчивый.
  4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
  5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты.
  6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
  7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (мальчики более свободно проявляют типично женские качества, проявляет эмоциональную чувствительность.
  8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.
  9. Имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть не похожим на других, индивидуалист, не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.
  10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Способности к обучению и научной деятельности

  1. Имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования; использует термины вполне осмысленно; речевое развитие характеризуется богатством, выразительностью, разработанностью и беглостью.
  2. Обладает большим запасом информации в различных областях ;
  3. Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию.
  4. Умеет четко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведет их записи, которые используетет по мере надобности.
  5. Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо; задает много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл.
  6. Легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах.
  7. Много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых.
  8. Часто пытается дать свое объяснение процессам и явлениям окружающего мира.
  9. Создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна.
  10.  Обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям.

Инструкция пол оценке уровня одаренности

Оцените, пожалуйста, выраженность способностей каждого ученика по 10 указанным критериям.

Выраженность каждого критерия оценивается по пятибалльной системе:

0 баллов – совсем не выражено

1 балл – очень редко проявляется.

2 балла – иногда проявляется.

3 балла – скорее да, чем нет.

4 балла – чаще всего проявляется.

5 баллов – всегда проявляется.

Таким образом, максимальное количество баллов будет равно50 баллам, а минимальное – 0 баллов.

Бланк оценки способностей

Классный руководитель

Класс____________________________

Год обучения

Область одаренности_______________________

ФИО

Критерии

Общий балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговые показатели одаренности

во всех областях

ФИО

литературная

художественная

музыкальная

спортивная

лидерская

творческая

Способности к обучению



Предварительный просмотр:

Диагностика нравственной воспитанности (5-7 классы)

Методики диагностики нравственной воспитанности детей 5-7 классов, разработанные сотрудниками Лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО, научная школа А.И. Шемшуриной

Методика №1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Учитель обращается к ученикам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Пример:

  1. - 3;
  2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
  3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
  8. Мне приятно приносить людям радость.
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

  • ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
  • в 3 балла - 2 единицы,
  • в 2 балла - 3 единицы,
  • в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2. Диагностика этики поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Текст:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5». Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят
  2. Иметь много денег
  3. Иметь самый современный компьютер
  4. Иметь верного друга
  5. Мне важно здоровье родителей
  6. Иметь возможность многими командовать
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
  8. Иметь доброе сердце
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
  • 5 положительных ответов - высокий уровень.
  • 4, 3 положительных ответа - средний уровень.
  • 2 положительных ответа - ниже среднего уровня.
  • 0-1 положительный ответ - низкий уровень.

Методика №4. Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

«Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я:
  • пытаюсь ему помочь.
  • думаю о том, что могло произойти.
  • не обращаю внимания.
  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7 и говорит, что у него нет такой игры:
  • я скажу ему, чтобы он не приставал.
  • отвечу, что не могу ему помочь.
  • скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
  • пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру, то:
  • я не обращу внимания.
  • скажу, что он размазня.
  • объясню, что нет ничего страшного.
  • скажу, что надо лучше научиться этой игре.
  1. Ваш одноклассник на вас обиделся:
  • подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
  • обижусь в ответ.
  • докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

  • 4 балла - высокий уровень
  • 2, 3 балла - средний уровень
  • 0, 1 балл - низкий уровень



Предварительный просмотр:

Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения

 (методика Е. Н. Степанова)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход тестирования

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

5. В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

8.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

9. В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

10. В учебном заведении  работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

11. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

12. В учебном заведении  заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

14. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

15.Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

Обработка результатов теста

Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

   



Предварительный просмотр:

Методика «Какой у нас коллектив»

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения

Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

  1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
  2. Наш класс дружный.
  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
  6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.



Предварительный просмотр:

Методика выявления уровня развития самоуправления

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Проведение. Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 - «Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 -  «Трудно сказать», 1 - «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».

 1

5

9

13

17

21

2

6

10

14

18

22

3

7

11

15

19

23

4

8

12

16

20

24

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед школой.

14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.

15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед ними.

16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.

17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами и объединениями.

18. Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся других классов.

19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.

20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

21. Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.

22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.

24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы.

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);

2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);

3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9, 10, 11, 12);

4) участие класса в управлении делами школы (предложения 13, 14, 15, 16);

5) взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17, 18, 19, 20);

6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21, 22, 23, 24).



Предварительный просмотр:

Социометрический тест

Цель: выявление социометрического статуса учащихся   в коллективе;  определение микрогрупп; уровня социально-рефлексивных  навыков учащихся.

Возраст:  учащиеся 5-8 классов.

Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам  очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред. Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого  вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. При ответе не забудь тех, кто отсутствует сегодня. Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!»

Фамилия и  имя

Класс

Дата тестирования

  1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

1.

2.

3.

4.

5.

II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

1.

2.

3.

4.

5.

III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.

1.

2.

3.

4.

5.

IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению,  взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.

1.

2.

3.

4.

5.

V. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты бы хотел увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером — фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

1.

2.

3.

4.

5.

В целях мотивирования учащихся класса на выполнение теста классный руководитель  после раздачи листка с вопросами может сопроводить  процедуру диагностики устной инструкцией:

«Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в нашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной,  мне важно понять, что же из себя представляет наш класс. Сейчас вы получите тестовые  бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются нашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа  была не  напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним.

Работу надо обязательно подписать. На общем классном собрании мы  будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по математике, а личная точка зрения каждого из вас,  которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками. Время на выполнение теста — 10-15 минут».  

Обработка социометрических данных

1 этап. Заполнение социометрической матрицы.        

Список

Класса

                                                       Список класса

     1

       2

     3

     4

      5

      6

     7

     8

      9

1

   

      2

      3

 

      4

      5

     6

     7

     8

     9

   С +

   С -

   В+

   В -

   П+

   П -

   Р+

Данные анкет  заносятся в социометрическую таблицу, в которой по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав класса, желательно в алфавитном порядке. При этом выборы отмечаются знаком «плюс», отвержения — знаком «минус».  В конце таблицы буквы со знаками обозначают:

С + — сумма выборов данного ученика;

С -  — сумма отвержений;

В+ — сумма взаимных выборов;

В-  — сумма взаимных отвержений (для удобства взаимность в таблице обозначается кружком);

П+ — правильно предсказанные выборы;

П-  — правильно предсказанные отвержения;

Р+ — сумма баллов за выборы (важен порядок: в какую очередь — 1-ю, 2-ю и т.д. выбирается ученик).

Все учащиеся  класса в зависимости от полученных выборов и отвержений распределяются по статусным группам:

  • высокостатусные — получившие выборы приблизительно половины класса;
  • среднестатусные — немного меньше половины класса;
  • низкостатусные (изолированные, отверженные, пренебрегаемые) — 2-3 положительных выбора при различном числе отвержений.
  1. Построение социограммы.

Цель построения социограммы — выявить существующие в классе микрогруппы, установить характер взаимоотношений в них, выделить социометрическую «звезду» из группы популярных.

Для построения социограммы используется система условных обозначений:

               

               — мальчик                                                          — девочка

В кружок (квадрат)  вписывается фамилия или инициалы учащегося, над фамилией указывается  число положительных выборов, под фамилией — число отрицательных выборов.

                                                                                                   

Работу с общей социограммой  лучше всего начинать с изображения системы  положительных выборов. Для этого на большом листе, в его левой части, изображается социограмма положительных выборов мальчиков, в правой — социограмма положительных выборов девочек. Выбирается самый высокостатусный ученик (ученица), затем вокруг него изображаются знаки тех учащихся, которые его выбирают (или которым он отдал предпочтение). Если «высокостатусных» детей несколько, то их знаки  все выносятся на лист. Таким образом определяются микрогруппы в классе.  

На социограмму положительных выборов накладываются важнейшие  отрицательные связи:

  1. Взаимные отвержения.
  2. Отрицательные выборы, адресованные высокостатусным и «звездам».
  3. Отрицательные выборы внутри микрогрупп.
  4. Отрицательные связи между центральными фигурами различных микрогрупп.
  5. Отрицательные связи между мальчиками и девочками.
  1. Аутосоциометрия.

Исследует  уровень развития социально-рефлексивного навыка — умения адекватно оценить отношение к себе других людей (3-4-ый вопросы анкеты). Данные по этим двум вопросам нужно занести в вертикальный столбец социометрической матрицы под фамилией конкретного школьника. Например, клетки с предполагаемыми выборами закрасить в красный цвет, а с предполагаемыми отвержениями —  в синий. Сравнивая эти данные с реальными выборами/ отвержениями данного лица, которые тоже представлены в этом столбце, можно подсчитать число совпадений и зафиксировать их в строках П+ и П- (правильно предсказанные выборы и отвержения).

  1. Референтометрия — измерение ценностной значимости других лиц (5-ый вопрос анкеты). Выявленные учащиеся по данному вопросу могут не совпадать ни со «звездами», ни с высокостатусными.

Данные референтометрии также заносятся в социометрическую матрицу. В горизонтальные строки в виде условного знака, отличного от уже использованных в таблице (например, галочки), вносится информация о том, кого и,  возможно, в каком порядке назвал конкретный ребенок при ответе на вопрос. В результате подсчета числа набранных баллов (каждый выбор — один балл или ранжированная система) заполняется последняя строка — сумма набранных баллов (Р+).

  1. Качественный анализ данных.

Качественный анализ данных представляет собой текст в виде ответов на следующий ряд вопросов:

  • Какие статусы преобладают в классе?
  • Есть ли «звезды»?
  • Каково соотношение непопулярных статусов в классе?
  • Каковы причины изоляции или отверженности отдельных учащихся класса?
  • Есть ли в классе устойчивые микрогруппы?
  • По каким принципам образованы микрогруппы (что объединяет ее членов)?
  • Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группах?
  • Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы?
  • Как выглядит  система отвержений?
  • Как можно в  общем охарактеризовать социально-рефлексивные способности учащихся класса?
  • Есть ли в классе школьники с очень низким уровнем социальной рефлексии?
  • Каковы причины низкой рефлексии (защитная реакция, низкий уровень умственного развития, инфантилизм, личностные нарушения)?
  • Есть ли в классе школьники, обладающие выраженным ценностным влиянием?
  • Носителями каких ценных для класса качеств и умений они являются?

После проведения этого комплексного теста следует продумать коррекционную работу со всем классом либо с отдельными учащимися (изгоями, отверженными и т.д.)



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Уровень воспитанности учащихся класса (Н.П. Капустин)

По каждому критерию учащимся выставляются баллы (от 0 до 5), затем баллы суммируются и выводится средний результат по всем критериям. Методика дает возможность классному руководителю просмотреть  степень сформированности соответствующих качеств учащихся и составить представление об уровне воспитанности школьников в целом.

п/п

ФИО

Эрудиция (начитанность и глубокие познания в какой-либо области)

Прилежание (отношение к учебе)

Трудолюбие (отношение к труду)

Я и природа (бережное отношение к природе)

Я и общество (отношение к общественным нормам и закону)

Эстетический вкус (отношение к прекрасному)

Я (отношение к себе)

Оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Средний балл