Методическая система

Юмашева Диана Владимировна

Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_sistema.docx19.78 КБ
Microsoft Office document icon pril_1.1.doc1.07 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc152.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc57 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc169.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc59.5 КБ
PDF icon retsenziya.pdf536.42 КБ
PDF icon pril_1.4.pdf1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе

        Краткое описание собственной методической системы учителя:

Юмашева Д.В. разработала собственную методическую систему формирования здорового образа жизни учащихся при обучении химии.

Актуальность: вусловиях обострения социально-экономических проблем и демографического спада задача сохранения здоровья подрастающего поколения стоит весьма остро. Поэтому особую актуальность приобретает формирование у учащихся знаний, ценностных ориентаций и навыков, необходимых для анализа и планирования собственного поведения, направленного на осуществление здорового образа жизни. Актуальностьвыбранной темы также связана и с обострением глобальных проблем, связанных с ухудшением здоровья российской нации. По данным Минздрава России, лишь 10 % детей практически здоровы, 55-60 % имеют функциональные отклонения, 25-30 % - хронические заболевания. «Укрепление авторитета» здоровья как общечеловеческой ценности востребовано сегодня в целях формирования здоровьесберегающей компетенции, определенной ФГОС нового поколения, что требует разработки методики формирования здорового образа жизни в предметном обучении.

Методическая система включает в себя сочетание урочной и внеурочной деятельности учащихся 8-11 классов, носит практико – ориентированный характер. Она технологична и универсальна, все указанные формы и методы работы могут быть использованы педагогами, работающими по любым технологиям и программам средней и старшей школы. Методическая система содержит план и этапы реализации. Приведены промежуточные результаты реализации и перспективы дальнейшего развития. Реализация данной методической системы приведет к повышению индивидуально-личностного смысла учения школьников, более прочного, неформального усвоения химических знаний, формирования и развития надпредметных умений, формирования здоровьесберегающей компетенции.

При организации работы над проблемой формирования здорового образа жизни учащихся при обучении химии были осмыслены следующие противоречия:

- использование новых педагогических технологий, в том числе информационно – коммуникационных, нетрадиционных форм проведения уроков не решают проблему низкой мотивации и интереса учащихся к вопросу сохранения и укрепления своего здоровья;

 - в содержании программы по химии имеются вопросы, раскрывающие роль химии по отношению к человеку и природе, но нет разработанной системы соединения фундаментальных знаний по химии с прикладными умениями и навыками, которые учащиеся могли бы применить в повседневной жизни, в том числе, и для сохранения своего здоровья.

         Научная новизна и теоретическая значимость:

  • определены эффективные условия формирования здорового образа жизни школьников при обучении химии;
  • разработана и апробирована методическая система, включающая содержательный, деятельностный, критериальный компоненты, ориентированные на целенаправленное, непрерывное, поэтапное формирование здорового образа жизни школьников по химии;
  • исследована эффективность влияния различных методов и методических приемов на формирование здорового образа жизни школьников.

Практическая значимость:

  • разработаны методические рекомендации для педагогического руководства процессом формирования здорового образа жизни школьников при обучении химии;
  • проверена и внедрена в практику методическая система, ориентированная на формирование здорового образа жизни школьников;
  • разработаны средства обучения на печатной основе (информационные тексты, таблицы, схемы, задачи здоровьесберегающего характера);
  • предложены и реализованы программы элективных курсов: «Химия и здоровье человека», «Экспериментальные задачи по химии» для учащихся 9-11 класса;
  • реализованапрограмма исследовательского практикума «Практические работы здоровьесберегающего характера»;
  • составлены и реализованы в практикеобучения демонстрационные и лабораторные работы, содержащие здоровьесберегающие элементы;

        Критерием инновационной направленности педагогического опыта является оптимальность. Оптимальность – есть достижение высоких результатов образовательного процесса с использованием педагогической инновации при наименьших физических, умственных и временных затратах.

     Результативность как критерий инновационной направленности педагогического опытапредполагает достижение более высокого результата, чем был ранее при использовании традиционных форм и методов обучения. Этому подтверждением являются высокие результаты воспитанников на научно-практических конференциях разного уровня.

Представленная система работы рецензирована О.А. Ивановой к.п.н, доцент, зав. кафедрой химии и методики преподавания химии ТГСПА им. Д.И. Менделеева.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение I

Анализ курса химии средней школы с позиции формирования здоровьесберегающей компетенции

Тема

Тема урока

Вопросы значимые для формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся

Формы и средства введения в учебный процесс вопросов здоровьесбережения

Содержательный аспект

Деятельностный аспект

8 класс

Первоначальные химические понятия

Предмет химии

- Формирование представлений у учащихся об использовании  веществ  и  материалов  в  быту  в  соответствии правилами техники безопасности;

- ознакомление с многообразием веществ и материалов, играющих важную роль в сохранении здоровья человека в окружающем мире;

- зависимость воздействия веществ на организм человека от их состава и свойств;

- роль химии в жизни человека.

- Карты инструкции по ТБ

- Беседа

- Проблемная ситуация: объясните с т.з. современной химии и медицины фразу, сказанную великим врачом Парацельсом: «Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости, одна лишь доза делает яд незаменимым»

- Подготовка презентаций;

- выполнение рисунков по теме «Роль химии в жизни человека»

Простые и сложные вещества

- Применение простых и сложных веществ в    качестве компонентов лекарственных препаратов;

- практическая   значимость   химических   знаний   при соблюдении правил техники безопасности;

-  изучение роли ионов металлов, в обменных процессах происходящих в организме человека.

- Беседа

- Расскажите о лечебных свойствах йода и хлорида натрия

- Карты инструкции по ТБ.

Составление формул по валентности

- Какое вещество, применяемое в медицине, имеет определенную формулу?

Задание. Составить химические формулы веществ: воды, поваренной соли, перманганата калия. Расскажите о лечебных свойствах этих веществ?

Практическая работа «Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Карты инструкции по ТБ

-Слайд – презентация «Знакомство с лабораторным оборудованием»;

- составление кроссворда

Соединения химических элементов

Оксиды

- Ознакомление со способами очистки предметов быта от оксидных пленок;

- рассмотрение     особенностей     применения     перекиси водорода    как    лекарственного    и    обесцвечивающего средства в зависимости от концентрации;

- особенности наркотического действия на организм человека «веселящего газа» (оксида азота I);

- применение оксида магния при отравлении кислотами;

- значение кислорода и его соединений для жизнедеятельности организма

- использование кислорода в целях профилактики болезней (кислородный коктейль).

- Работа с информационными текстами

- Проблемная ситуация. Почему  медики практически не используют оксид азота (I) в качестве средства для наркоза, несмотря на то, что данное вещество обладает сильным обезболивающим эффектом?

- Почему при отравлении кислотами врачи рекомендуют принимать оксид магния или жженую магнезию?

Л.Р. Способы очистки предметов быта от оксидных пленок.

- Выполнение рисунков, презентаций

Основания

-Значение воды в организме человека;

- содержание воды в организме мужчины и женщины;

- содержание воды в продуктах питания;

- источники поступления воды в организм;

- растворимость веществ как условие возникновения вкусовых ощущений.

Беседа

Кислоты

- Кислоты в организме человека;

- кислотность разных сред организма человека;

- продукты питания, содержащие кислоты;

- уникальное свойство борной кислоты

- Работа с информационными текстами;

- Проблемная ситуация. Почему при приготовлении раствора борной кислоты, фармацевты не могут превысить дозировку этого вещества в растворе, тем самым нанести вред различным органам?

Л.О. Определение рН собственной кожи, слюны с помощью индикаторной бумаги. Л.О. 0пределение кислотности молока, хлеба

П.Р. «Получение кислот из кислотных оксидов (имитация образования кислотных  дождей)»

Соли

- Использование бактерицидных  свойств перманганата калия в медицине;

- применение раствора поваренной соли при отравлении нитратом серебра;

- отрицательное отношение современной медицины к применению питьевой соды как средства для понижения кислотности желудочного сока;

- отложение солей  в организме человека, как следствие образа жизни.

Проблемная задача

П.Р. Исследование снега (экологический мониторинг)

Проблема «Можно ли есть снег?»

Растворы. Свойства растворов электрлитов

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.

- Роль «аномальны» свойств воды в сохранении здоровья;

- минеральная вода как лечебное средство медицины;

- роль концентрации химических веществ при приготовлении лекарственных препаратов;

- рассмотрение зависимости растворимости лекарственных препаратов от времени воздействия на организм;

- гигиенические требования к бытовым системам для очистки воды от загрязнителей.

Проблемная ситуация. Объясните лечебные свойства «живой» и «мертвой» воды.

Работа с информационными листами.

П.Р. Исследование минеральной воды

Л.О. «Сравнение чистой и загрязненной воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, pH, наличие осадка после отстаивания».

- Решение задач

Электролитическая диссоциация

- Роль электоролитов в организме человека;

- значение буферных систем для сохранения кислотно- основного равновесия организма человека;

- ионы как частицы, в виде которых усваиваются питательные вещества;

- физиологические процессы организма (пищеварение, дыхание, передача нервных импульсов) как ионные реакции;

- ОВР в организме человека;

- нарушение ОВР в организме как следствие образа жизни.

- Работа с информационными листами;

- Работа с дополнительной литературой,  интернет ресурсами.

Требования к знаниям и умениям учащихся в контексте проблемы формирования ЗОЖ  (8 класс)

Учащиеся должны знать:

  • биологическую роль важнейших представителей оксидов, кислот, оснований и солей в организме человека;
  • последствия загрязнения окружающей среды различными неорганическими химическими соединениями;
  • количественный и качественный состав атмосферного воздуха, его значение для жизни человека;
  • причины и источники загрязнения воздуха, учитывая специфику региона, а также пути улучшения качества атмосферного воздуха;
  • критерии качества питьевой воды;
  • особенности влияние структурированной воды на здоровье человека;
  • продукты-окислители и ощелачиватели внутренней среды организма;
  • значение галогенов для здоровья человека, особенности диеты в зоне эндемической недостаточности;
  • положение биогенных, радиоактивных элементов в периодической системе химических элементов (зависимость количественного содержания элементов в организмах от их относительных атомных масс, зависимость проявления токсичности у элементов от величины относительной атомной массы и радиуса атома);
  • биологическую взаимозаменяемость близких по свойству элементов (аналогов) и её последствия;
  • поведенческие приемы защиты здоровья в условиях повышенной радиоактивности.

Учащиеся должны уметь объяснять:

  • сущность и механизмы приходно-расходной модели организма человека;
  • сущность проблем загрязнения воздуха, воды и почв (окружающей среды);
  • особенности биогенных элементов на основании их положения в периодической системе химических элементов, приводить примеры, иллюстрирующие биологическую роль этих элементов;
  • анализировать последствия биологической взаимозаменяемости элементов для здоровья человека;
  • последствия радиоактивного загрязнения окружающей среды для здоровья человека.

Учащиеся должны уметь использовать в собственной жизнедеятельности:

  • подбирать продукты питания по калорийности соответствующие энергозатратам организма, пользуясь таблицами калорийности пищевых продуктов и аннотациями упаковочных материалов пищевых продуктов;
  • вводить в собственный рацион продукты - ощелачиватели и окислители в соответствии с биохимической индивидуальностью;
  • оценивать состояние качества питьевой воды;
  • уметь реализовывать приемы, направленные на соблюдение гигиенических требований к составу и качеству воздуха в жилых помещениях;
  • уметь организовывать индивидуальную диету в условиях эндемической недостаточности;
  • уметь осуществлять приёмы радиоактивной защиты посредством коррекции диеты.

9 класс

Введение. Общая характеристика химических элементов

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

- Положение биогенных элементов в периодической системе;

- биохимическая индивидуальность и периодичность; общие, специфические и индивидуальные свойства элементов и биология человека;

- химические элементы в организме человека: суточная потребность, токсическая и летальные дозы; понятие о биологической взаимозаменяемости элементов и ее последствия для здоровья;

- проблема радиоактивного загрязнения окружающей среды: причины, последствия и возможные пути решения;

- особенности диеты человека в условиях радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Работа с информационными листами

Работа с дополнительной литературой, интернет ресурсами

-Подготовка презентаций

-Составление кроссвордов, таблиц, рациона питания

-Решение задач

Металлы

Общие свойства металлов

- Биологическая роль металлов в сохранении здоровья человека, поступающих в организм человека при употреблении минерально-витаминных комплексов;

- роль процессов растворения солей на сохранение здоровья человека при приготовлении пищи;

- биологическая взаимосвязь металлов в живых организмах;

- металлы как загрязнители почвы и воды;

Работа с информационными листами

 

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Д. О. «Действие ионов тяжелых металлов на растения

П.Р. Определение свинца в листьях растений

 - Решение задач

- Подготовка презентаций

Металлы главных подгрупп I-III групп периодической системы

- Роль катионов элементов этих групп в различных процессах жизнедеятельности («натрий - калиевый насос», передача нервного импульса);

- участие ионов кальция в образовании и росте костей и зубов, в работе кровеносных сосудов, в регуляции работы сердца;

 - последствия биологической замены кальция на стронций; пути предотвращения этого; продукты питания, содержащие данные элементы;

- изучение роли солей щелочных металлов в поддержании водно-солевого  баланса в организме человека

Работа с информационными листами

 

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Д.О. «Обнаружение кальция и магния в костной ткани»

 П.Р. Установление состава яичной скорлупы.

Железо, его физические и химические свойства

- Железо как важный биогенный элемент; содержание железа в организме мужчины и женщины;

- продукты питания, богатые железом; понятие об анемии, ее влияние на общее самочувствие человека, работоспособность, пути предотвращения.

Беседа

П.Р. Исследование продуктов питание на наличие ионов железа

Неметаллы

Кислород

- Роль неметаллов в организме человека;

- кислород и озон, защитные свойства озонового слоя Земли;

- поведение человека, способствующее сохранению озонового слоя, как фактор ЗОЖ;

- содержание серы в живых организма;

- биологическая роль серы и ее соединений; токсичность газообразных соединений серы.

Работа с информационными листами

 

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Д. О.  «Разложение пероксида водорода каталазой крови»

Галогены

- Формы существования в природных объектах и организме человека; - биологическая роль галогенов;

- обнаружение закономерностей изменения биохимических свойств, характерных для данной группы периодической системы;

- понятие о зоне эндемической недостаточности;

- эндемические болезни Тюменской области, способы профилактики.

Работа с информационными листами

 

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Л.Р. Определение недостатка йода в организме

Подгруппа азота

- Содержание азота и его соединений в организме человека;

- причины огромной биологической значимости азота;

- пути поступления азота в организм человека;

- понятие азотного наркоза; использование жидкого азота в косметических целях;

- аммиак как загрязнитель природной среды, источники аммиака в атмосфере;

- оксиды азота и «кислотные дожди»; нитраты и нитриты, их влияние на здоровье человека;

- нитраты в продуктах питания, ПДК, способы кулинарной обработки продуктов и особенности диеты, способствующие снижению количества нитратов;

- биологическое значение фосфора; продукты питания, содержащие фосфор;

 -виды деятельности, требующие диеты с большим содержанием фосфора.

Работа с информационными листами

 

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Работа с таблицами

П. Р. «Обнаружение нитратов в овощах, фруктах, продуктах питания»

Составление таблиц

Углерод

- Биологическое значение углерода;

- уголь как адсорбент; СО2 как конечный продукт обмена в живых организмах;

- содержание оксидов углерода в воздухе и проблема «качества» воздуха;

- понятие «парникового эффекта»;

- минеральные воды, их состав и влияние на здоровье человека;

- понятие жесткости воды; жесткость воды и гигиеническая деятельность человека;

- физические и химические способы устранения жесткости воды.

Работа с информационными листами

 

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Подготовка сообщений

Д.О. Адсорбция углём различных веществ (газов, красителей), на примере газированных напитков.

П.Р. Устранение жесткости воды.

- Решение задач

Требования к знаниям и умениям учащихся в контексте проблемы формирования ЗОЖ  (9 класс)

Знать:

■        значение воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника многих биохимических процессов; механизмы водообмена в организме человека;

  • о зависимости поглощения организмом какого-либо иона от присутствия в среде других ионов;
  • причины и последствия "закисленности" организма человека, пути предотвращения;
  • о роли важнейших неметаллов (С, Н, О, N, Р, S) в жизнедеятельности человеческого организма;
  • о роли биогенных элементов в живых организмах;
  • основные соединения серы, углерода и азота как загрязнителей природной среды, их влияние на здоровье человека;
  • о защитной роли озонового слоя в биосфере, причины и последствия его истощения;
  • биогенные элементы-металлы (макро-, микро-, и ультрамикроэлементы);
  • о закономерностях, обусловливающих распространение металлов в окружающей среде, их токсичность для организма, долю участия в метаболизме;
  • об источниках антропогенного загрязнения окружающей среды металлами, пути поступления тяжелых металлов в организм человека;
  • принцип биологического накопления применительно к металлам и их соединениям.

Объяснять:

  • аномальные свойства воды, используя примеры, иллюстрирующие роль воды в природе и живых организмах;
  • химические механизмы жажды;
  • зависимость между изменениям рН и поглощением организмом различных ионов из природных растворов;
  • значение буферных растворов для поддержания равновесия в различных системах организма;
  • закономерности круговоротов кислорода, углерода, азота, фосфора и серы в природе, анализировать причины и последствия их нарушения;
  • последствия загрязнения окружающей среды соединениями некоторых металлов и неметаллов, приводить примеры воздействия тяжелых металлов на здоровье человека;
  • сущность проблем «озоновых дыр», способы решения;
  • химические механизмы превращения нитратов в нитриты и их влияние на здоровье человека.

Уметь:

  • применять простейшие методы очистки питьевой воды;
  • обезвреживать вредные вещества, образующиеся при проведении химического эксперимента;
  • подбирать продукты питания, содержащие в достаточном количестве макро- и микроэлементы;
  • устранять временную жесткость воды в домашних условиях;
  • подбирать минеральные воды, адекватные для собственного употребления;

■        уменьшать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.

10 класс

Углеводороды

Алканы

- Особенности хранения бензина – смеси углеводородов с низкой температурой кипения;

- биологическая роль некоторых высших алканов;

- фреоны; их влияние на состояние атмосферы; пестициды как загрязнители окружающей среды, их влияние на здоровье человека, поведенческие способы защиты.

Работа с информационными листами

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Д.О. Способы очистки воды от нефтяного загрязнения.

Д.О. Действие нефти и нефтепродуктов на растения.

- Решение задач

Ароматические углеводороды

- Применение окислительных свойств ароматических углеводородов.;

- применение фенола в медицине как антисептика.

Работа с информационными листами

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Д.О. Определение фенола в строительных материалах

Д.О. Действие фенола на водную эко - систему (аквариум).

- Решение задач

Кислородсодержащие органические вещества

Спирты

- Влияние на организм человека этилового спирта и продуктов его окисления;

- формирование культуры потребления спиртных напитков;

- ознакомление с правилами оказания приемов первой помощи при отравлении одноатомными спиртами;

- алкоголизм как разновидность девиантного поведения;

- причины алкоголизма (биохимические и социально-психологические); - физиологические и социально-психологические последствия алкоголизма, возможные пути профилактики.

Просмотр фильма «Оказание первой помощи при отравлении спиртами»

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Подготовка сообщений

Л.О. Действие этанола на белок, развитие живого организма

Альдегиды. Карбоновые кислоты.

- Бактерицидные свойства карбоновых кислот;

-использование уксусной кислоты при оказании первой помощи при химических ожогах;

- применение уксусной кислоты  в кулинарии;

- альдегиды и карбоновые кислоты в организме человека;

- токсичность альдегидов и некоторых карбоновых кислот;

- механизм превращения этилового спирта в уксусный альдегид в организме человека; - сенсорная депривация как возможная причина токсикомании;

- характеристика альдегидов, определяющих некоторые характерные запахи (коричный альдегид, бензальдегид, альдегид изомасляной кислоты и др.), значение запахов в жизни человека.

Работа с информационными листами

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Просмотр фильма «Проблема токсикомании среди подростков»

Д.О. Обнаружение молочной кислоты в скисшем молоке и мышечной ткани.

Д.О. Обнаружение формальдегида в строительных материалах

Сложные эфиры. Жиры.

- Биологическая роль жиров, причины нарушения обмена жиров в организме человека, проблема ожирения;

- холестерин и продукты, содержащие его;

- качество пищевых жиров и консерванты; - CMC и культура стирки;

- туалетное мыло, его влияние на кожу;

- выбор адекватных шампуней для разных типов волос.

Работа с информационными листами

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Д.О.  Действие СМС на водную экосистему (аквариум).

Д.О.  Способы очистки воды от СМС

Д.О. Качественная реакция на жиры.

П.Р. Получение мыла в лаборатории

П.Р. Исследование качества мыла и моющих средств

Углеводы

- Биологическая роль углеводов; пути окисления углеводов в организме человека;

- спиртовое и молочнокислое брожение в организме;

- молочная кислота - причина утомляемости;

-углеводсодержащие продукты и культура их употребления: биохимический аспект;

- роль продуктов окисления углеводов  в процессе разрушения зубной эмали

Работа с информационными листами

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Д.О Выделение лактозы из молока и определение ее свойств.

Д.О. Обнаружение пентоз в биологическом материале (опилках, отрубях, жмыхе)

Азотсодержащие органические соединения

Аминокислоты. Белки. Ферменты. Витамины.

- Роль белков в организме человека; культура употребления продуктов питания, богатых белками (мясо, бобовые, молочные и др.);

- белковое голодание его причины и последствия для здоровья человека;

- биохимия ферментов, как биокатализаторов; витамины как органические соединения, значение витаминов для жизнедеятельности организма;

- суточная потребность и пищевые источники витаминов;

- значение белков в процессе выведения из организма человека отравляющих веществ.

Работа с информационными листами

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

П.Р. Обнаружение белка в курином яйце, молоке, твороге, мясе и мясном бульоне.

П.Р.Обнаружение в составе белков углерода, азота, серы.

П.Р.Действие солей тяжелых металлов на белок (соли свинца, меди, ртути).

П.Р. Действие кислот (минеральных и органических) и щелочей на белок.

П.Р. Действие ферментов слюны на крахмал.

Азотсодержащие гетероциклические  соединения

- Биологическая роль аминов;

- влияние никотина на организм человека;

 -причины возникновения табакокурения; кофеин -производное пурина;

- вред и польза кофе и чая;

- понятие о биостимуляторах;

- восстановительные и ароматические чаи; значение витаминов РР и В6 для жизнедеятельности.

Работа с информационными листами

 Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Нуклеиновые кислоты

- Изменения в ДНК и РНК человека под действием факторов окружающей среды;

 - биохимия пола человека; образ жизни и наследственные болезни.

Беседа

Просмотр анимационного фильма

Требования к знаниям и умениям учащихся в контексте проблемы формирования ЗОЖ   (10 класс)

Знать:

  • закономерности проявления токсичности у органических соединений в зависимости от состава и строения их молекул;
  • о негативном влиянии фреонов, пестицидов на здоровье человека, пути решения проблем;
  • о проблеме загрязнения окружающей среды продуктами сгорания природного газа, нефти, нефтепродуктов, каменного угля, пути решения проблем;
  • о действии спиртов на организм человека, их токсичности, о проблеме алкоголизма;
  • о токсичности альдегидов, карбоновых кислот, их действие на организм человека;

■        особенности использования кислородсодержащих органических соединений в
косметике;

  • о химических особенностях современных CMC, мыле, шампунях и механизмов их действия;
  • о значении жиров и углеводов для жизнедеятельности человека;
  • о биологической роли аминокислот, белков;

■        основные принципы сбалансированного питания;

■        содержание понятия "биотехнология" (проблема создания искусственной пищи,
кормового белка, лекарственных препаратов, витаминов);

о значении витаминов, ферментов и БАВ для жизнедеятельности.

Объяснять:

  • механизмы действия органических веществ на здоровье человека;
  • возможность проявления органическими веществами токсичности в соответствии со структурной формулой;
  • сущность "парникового эффекта", пути решения проблемы.
  • биохимические механизмы превращений алкоголя в организме человека;

■        биохимические условия гармоничного протекания процессов пищеварения.

Уметь:

  • подбирать продукты питания, содержащие в необходимом количестве углеводы и жиры в соответствии с образом жизни;
  • уметь подбирать CMC в соответствии с культурой стирки; уметь   подбирать   продукты   питания   в   соответствии   с   биохимической индивидуальностью для предотвращения алкоголизма;
  • использовать   простейшие   приёмы   ароматерапии   в   целях   улучшения   и сохранения здоровья;

11 класс

Общая химия

Периодический закон и периодическая система химических элементов

- Содержание химических элементов в организме человека, микро- и макроэлементы, важнейшие элементы - биогены;

- химический состав организма человека как отражение окружающей человека среды;

- изменение качества окружающей среды и экологический кризис;

- особенности образа жизни человека в условиях экологического кризиса;

- понятие здоровьесберегающей и экологической ответственности.

Работа с информационными листами

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Подготовка исследовательских проектов

Химические реакции

- Реакции, протекающие в организме человека и определяющие специфику процессов его жизнедеятельности;

- химические реакции как фактор экологического кризиса.

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Решение задач

Неметаллы

- Биологическая роль неметаллов в организме человека;

- экологические изменения, которые могут вызвать неметаллы-загрязнители.

Работа с информационными листами

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Подготовка исследовательских проектов

Решение задач

Металлы

- Двойственная роль металлов в отношении живых организмов;

- проблема «металлизации»  окружающей человека среды, ее причины, последствия, пути решения;

- пути поступления тяжелых металлов в организм человека последствия и пути коррекции этого процесса.

Работа с информационными листами

Работа с дополнительной литературой, интернет источниками

Проблемные ситуации

Подготовка исследовательских проектов

Решение задач

Требования к знаниям и умениям учащихся в контексте проблемы формирования ЗОЖ    (11 класс)

Знать:

  • влияние факторов риска для возникновения наследственных болезней;
  • о влиянии алкалоидов на организм человека;
  • характер и причины возникновения экологических и валеологических проблем как регионального, так и глобального уровней;
  • роль химии для решения проблем здоровьесбережения и экологии человека;
  • значение здоровьесберегающих знаний в структуре современной картины мира;
  • сущность    понятий:    загрязнитель,    загрязнение,    источник    загрязнения, нормирование качества среды (ПДК, ПДВ);

Уметь:

  • составлять сбалансированную в качественном и количественном отношении диету (с учетом индивидуальности образа жизни, пола, возраста);
  • подбирать адекватные индивидуальности гигиенические средства по уходу за телом;
  • объяснять     влияние     шума     на     состояние     здоровья,     самочувствия, работоспособность;
  • грамотно применять косметические средства;
  • объяснять физиологическое значение оптимальной двигательной активности;
  • владеть навыками здоровьесберегающего  мониторинга



Предварительный просмотр:

Юмашева Диана Владимировна          учитель  химии       МАОУ «Средняя школа №3» г. Когалым

Приложение II

Программа элективного курса «Химия и здоровье человека»

Пояснительная записка

        В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что в период получения среднего образования многие школьники теряют здоровье. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная,  но и сводить все аспекты к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что с каждым годом растет число заболеваний, таких как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевание глаз, пограничные нервно-психические расстройства.

       Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения? Действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены и т.д.  Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носит не объективный, а субъективный характер, то есть связаны с бездействием при решении задач охраны здоровья самими школьниками.

Именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

      Эту задачу, возможно, осуществить при изучении вариативной части материала по химии. Поэтому разработан курс «Химия и здоровье человека», который способствует формированию у учеников понятия здорового образа жизни и усиливает интерес к предмету, так как обучающихся интересуют не абстрактные знания, а имеющие практическую направленность.

Цель данного курса:

1.     Сформировать у учащихся понятие здорового образа жизни, усилить интерес к предмету;

2.     Продолжить формирование мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение; развить творческое мышление учащихся.

Учебно-воспитательные задачи курса

1.      Сформировать здоровьесберегающую грамотность учащихся.

2.      Расширить границы применения имеющихся химических знаний.

3.      Продолжить формирование навыков решения задач по химии.

4.     Указать взаимосвязь химии и здоровьесбережения и раскрыть роль химических знаний в сохранении и укреплении здоровья своего организма.

5.      Указать взаимосвязь химии и экологии.

  Требования к знаниям и умениям учащихся

     Изучив курс «Химия и здоровье человека» учащиеся должны обладать здоровьесберегающими знаниями о способах сохранения своего здоровья, уметь решать задачи здоровьесберегающим содержанием, обладать навыками выполнения практических работ здоровьесберегающего направления.

  Ожидаемые результаты

       Изучив данный курс, учащиеся должны обладать здоровьесберегающими знаниями; иметь представление о здоровом образе жизни и мерах его поддержания; знать влияние различных химических элементов на здоровье человека, а также влияние химических веществ на свой организм, их применение в медицине, сельском хозяйстве, военном деле; иметь общее представление о витаминах, знать растения, содержащие основные группы витаминов.

        Учащиеся должны уметь определять состояние своего здоровья по анализу кожных покровов, самочувствия, работоспособности, сна, настроения, аппетита, массы тела, иммунитета; уметь грамотно выбирать средства гигиены с целью поддержания здоровья организма на основе знаний о свойствах и составе этих веществ; уметь грамотно составлять свой пищевой рацион, исходя из знаний о влиянии витаминов, химических элементов и их соединений на человека; уметь решать задачи здоровьесберегающего содержания, определять практически нахождение нитратов, свинца в окружающей среде, делать качественный анализ воды из природных источников.

    После изучения курса ученики не только закрепляют навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, но и получают навыки метода самонаблюдения.

Содержание курса

Тема занятия

Изучаемые вопросы

Экспериментальная часть, демонстрации, таблицы

ТЕМА 1. Химия и валеология

1

Общее представление о валеологии. Роль химии в формировании валеологической грамотности

Характеристика валеологии как науки о здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни . Правила поддержания здорового образа жизни. Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой.

 

2-3

Роль биогенных элементов в процессах обмена веществ

Химический состав клетки, роль биогенных элементов в процессах обмена веществ (магний, кальций, цинк, кадмий, ртуть, свинец, сера и здоровье человека). Микроэлементы (кобальт, цинк, медь, кремний, йод) как необходимое условие нормального функционирования организма.

Тесты на содержание кальция и магния в организме человека.

Демонстрации:

Медикаменты с содержанием магния и кальция, крема, предохраняющие кожу от высыхания с содержанием ZnO, витаминный, йодомарин.

4-5

Практическое занятие на тему “Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей”.

Определение состояния своего здоровья.

Эксперимент:

1.  Определение функционального состояния организма по состоянию кожных покровов и их образований.

2. Оценка самочувствия.

3. Определение работоспособности.

4. Сон.

5.  Настроение.

6. Аппетит.

7. Состояние иммунитета (субъективно).

8.  Оценка адаптивных возможностей.

9.  Оценка массы тела.

Оборудование: весы, секундомер.

6-7

Урок чистоты и здоровья

Состав и средства современных и старинных средств гигиены, роль химических знаний в грамотном выборе этих средств; полезные советы по уходу за кожей, волосами и полостью рта.

Оборудование: плакаты с изображением -кератина, образцы современных средств гигиены: шампуни, дезодоранты, зубные пасты, индикаторная бумага.

8-9

Обмен веществ. Авитаминоз.

Практическая работа «Определение витамина С в овощах и фруктах или соках»

Понятие о витаминах, их история изучения. Понятие весеннего авитаминоза. Характеристика действия отдельных витаминов (C, D, B, B2, B5, B6, B12, B15). Наиболее ценные витаминные растения и овощи.

Определение витамина С в овощах и фруктах.

Оборудование для демонстрации: овощи, фрукты, содержащие различные витамины; фотографии, изображение заболеваний, развивающихся при гиповитаминозе и избытке витаминов.

Оборудование и реактивы для Крахмальный клестер (1%р-р), йодная вода, прибор для титрования.

10-11

Твой дом и твое здоровье

Характеристика с химической точки зрения основных отделочных материалов и их влияние на здоровье человека (линолеум, ДСП, асбест, формальдегид и др.); материалов, используемых при изготовлении отделочных материалов (бензол, этилбензол, ксилол, толезол). Характеристика СМС. Характеристика табачного дыма и его влияние на человека. Влияние цвета на человека. Способы улучшение экологической обстановки дома.

Оборудование для демонстрации: таблица “Влияние цвета на человека”, образцы отделочных материалов, стиральные порошки, чистящие средства, препараты для чистки труб (“Крот”), кремы для обуви и средства защиты от влаги.

Прибор для имитации курения, реактивы (р-р перманганата калия, бромная вода)

12-13

Химические соединения в медицине и военном деле

Связь химии с медициной. История развития  медицинского направления химии.

Применение некоторых элементов и их соединений в медицине и военном  деле.

Оборудование для демонстрации: образцы медикаментов, с содержанием глицерина (тринитрата глицерина), уксусной кислоты (аспирин), ацетилсалициловые препараты и др.

Реактивы для определения качества аспирина.

14-15

Решение здоровьесберегающим содержанием (задачи различных типов в том числе и комбинированные)

Задачи на здоровьесберегающие темы: потеря веса при голодании, связь между питанием и ожирением, необходимость в особой пище, пища для людей различных профессий, калорийность продуктов, пищевые продукты как источник калорий. Определение качества и калорийности мяса как источника белка. Расчеты количества химических элементов в организме человека по его массе.

Карточки-задания

16

Роль нитратов в жизни растений и их влияние на здоровье человека

Роль нитратов в минеральном питании растений. Воздействие нитратов на организм человека.

Образцы азотных удобрений.

Схемы: влияние нитратов на организм человека.

17

Практическая работа:

«Определение нитратов и нитритов в окружающей среде и сельскохозяйственных продуктах, выращенных на садово-огородном участке».

1.     Определение нитратов и нитритов в исследуемой пробе воды.

2.     Определение наличия нитратов и нитритов в сельхозпродуктах.

Реактивы:

иодид калия, крахмал, уксусная кислота, фильтровальная бумага, вода из природного источника, образцы исследуемых растений.

Оборудование: пробирки, колбы, скальпель.

Практическая работа:

«Определение вредных выбросов в окружающую среду от автотранспорта».

1.Определение количества автомобилей проезжающих по определенному участку дороги за 15 мин.

2.Подсчет количества вредных выбросов от этого количества автомобилей.

18

Практическая работа: «Определение свинца в окружающей среде хроматным методом».

Определение качественного содержания свинца в водоемах, почвах, растениях придорожных зон.

Реактивы:

Ацетат аммония (3%-ный раствор, подкисленный уксусной кислотой рН=6,5), серная кислота (1:1), 1%-ный раствор хромата калия.

Оборудование: штатив с пробирками, фарфорорвый тигель, держатель, горелка.

19

Практическая работа:

«Общий анализ воды»

Определение качественного состава воды из природного источника; определение интенсивности запаха; определение водородного показателя (рН).

Реактивы: соляная кислота, сульфат аммония, карбонат натрия, гидроксид натрия, сульфид натрия, индикаторная бумага.

Оборудование: колбы, пробирки.

20

Обобщение и систематизация полученных знаний

Выполнение упражнений, решение задач по вопросам изученного материала

Карточки-задания



Предварительный просмотр:

Юмашева Диана Владимировна           учитель химии           МАОУ «Средняя школа  №3»   г. Когалым

Приложение III

Исследовательская работа по проблемам здоровьесбережения

«О вреде табачного дыма на растущий организм»

(Тезисы исследовательской работы)

Сигарета - это бикфордов шнур, на одном

конце которого огонек, на другом - дурак.

Бернард Шоу.

        В современном мире курящий подросток – явление почти привычное. Что же заставляет столь юное существо травить себя дымом и прятаться по углам, чтобы не увидели знакомые, учителя или родители, искать средства, нейтрализующие запах, уличающий его в курении, прятать сигареты и зажигалку и тратить деньги, предназначенные совсем для других целей? Неужели все это только ради того, чтобы казаться более взрослым или чувствовать себя своим в компании таких же самоутверждающихся подростков?

      Объект исследования: курение среди школьников.

      Предмет исследования:  условия и факторы, определяющие отношения учащихся МБОУ «СОШ №3» к курению.

      Цель исследования: доказать негативное воздействие табачного дыма на растущий организм.

Задачи:

  1. Выявить отношение к курению учащихся МБОУ «СШ №3» по результатам анкетирования.
  2. Провести открытые эксперименты для учащихся МБОУ «СOШ №3», показывающие действие табачного дыма на живой организм (лабораторные мыши, лук).
  3. Провести химический эксперимент, доказывающий содержание в табачном дыме органических веществ.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент.

1. Социологическое исследование

     Для изучения общественного мнения мы провели анонимное  анкетирование среди учащихся 8-10 классов МБОУ «СОШ №3». В опросе приняло участие 230  учащихся, из них 139 юношей и 91 девушка.

      Таким образом, социологический опрос показал, что существует большая проблема пристрастия школьников к курению, что многие из опрошенных не до конца осознают пагубность этой привычки, не понимают, какую угрозу представляет их здоровью не только само курение , но и пассивное курение.

Являетесь ли вы                                 В каком возрасте вы попробовали   курить?              

 пассивным курильщиком?

                            

                       Если курите, то почему вы решили попробовать курить?

2.Эксперименты, показывающие действие табачного

дыма на живой организм

2.1.Действие табачного дыма на прорастание лука

    Для  проведения опыта мы взяли две луковицы средней величины и посадили в  стаканчики. Одну луковицу стали поливать водой, другую – вытяжкой из сигаретных фильтров.Опыт длился 23 дня. За это время у луковицы, которую поливали водой, развилась хорошая корневая система. У луковицы, которую поливали вытяжкой из сигаретного фильтра, корни не росли. Вывод: Мы выявили, что табачный дым оказывает негативное влияние на развитие живого организма

2.2.Действие табачного дыма на лабораторных мышей

     Для проведения эксперимента мы взяли 12 белых мышей, которые разделили на две группы и поместили в отдельные аквариумы. Перед началом эксперимента произвели взвешивание всех подопытных животных и пронумеровали их.

     Эксперимент продолжался 112 дней. Мышей кормили хлебом, питье наливали по мере необходимости. Ежедневно (по 3 раза) проводили окуривание опытной группы.

      После истечения срока эксперимента взвешивали массу тела подопытных животных, подвергали патологоанатомическому вскрытию и описанию органов и тканей, взвешивали массу  внутренних органов. Вскрытие подопытных мышей показало видимое различие со стороны сердца, легких, печени и других органов по сравнению с контрольным образцом.                  

     Проводилось макро- и микроскопическое исследование.

    Результаты: при макроскопическом исследовании  опытных мышей наблюдалось изменение в размерах и массе органов: сердца (уменьшение по массе), печени (увеличение массы), надпочечники (увеличение массы), селезенка (увеличение массы), яички (уменьшение массы, что может сказаться на репродуктивной функции), легкие по массе не увеличились, но по внешнему виду были меньше по объему.

    Микроскопическое (гистологическое) исследование.

      Легкие -   инфильтрация легких (воспаление), гипертензия бронхиального эпителия (разрастание бронхов), около стенок сосудов кровоизлияние и разрастание жировой ткани, около отдельных сосудов клетки лейкоцитов (это говорит о гнойном воспалении), периферические отделы легких слабо вентилируются, не работают, альвеолы  не раскрыты (это способствует гипоксии, отсюда низкая прибавка в весе).

    Сердце – у опытных мышей очаговая дистрофия миокарда межклеточные кровоизлияния

     Печень – вакуольная дистрофия, кровоизлияния.

    Лимфатические узлы (увеличены только у опытных мышей) – гипертензия лимфоидной ткани около бронхов (разрастание), это говорит о снижении иммунной активности (лимфатические узлы увеличены у 4 опытных мышей).

      Вывод: Проведение открытых экспериментов показало, что табачный дым и содержащиеся в нем токсические вещества, наносят не поправимый вред здоровью и даже убивают живой организм.

      Исследования проводились в паталогоанатомическом отделении Когалымской городской больницы заведующей паталогоанатомическим отделением Николаевой Маргаритой Вячеславовной.

3.Опыты, доказывающие содержание в табачнодыме органических веществ

     Для исследования были взяты  марки сигарет, которые пользуются спросом среди курящих учащихся нашей школы (выявлены по результатам анкетирования), Parlament, Winston,  Kent. Первый  этап работы: 

-  получили сигаретный дым  и растворили его;

- извлекли вещества  из сигаретного фильтра;

- определили реакцию  среды  полученных  растворов с помощью электронного рН- метра.. 3.1.Обнаружение фенолов и восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет

  • Провели Реакцию с FeCl3 

Наблюдали, что жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет  из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного

  • Также провели Реакцию с КМпО4 

В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например, бензальдегид, формальдегид, акролеин.

 Наблюдали: растворы обесцвечиваются и выпадает бурый осадок .

по результатам исследования можно сделать вывод, что количество вредных веществ, оставшихся на фильтре после курения, не всегда больше, чем в табачном дыме, прошедшем через фильтр. Такой же вывод можно сделать и по массе осадка MnO2. В улавливании вредных веществ сигаретный фильтр играет значительную роль, но не всегда в полной мере задерживает токсичные вещества.

3.2.Обнаружение непредельных соединений

     В полученные растворы добавили по 1-2 капли йодной воды

      Наблюдали обесцвечивание растворов, во всех пробах обнаружены непредельные углеводороды.

3.3.Обнаружение алкалоидов в табачном дыме, вытяжке сигаретных

фильтров и табаке

      Основной алкалоид табака – никотин. В нем  он присутствует  в виде солей с органическими кислотами. Содержание никотина в листьях табака составляет 1-9 %.

Алкалоиды  обнаружили с помощью реактива Драгендорфа. С алкалоидами  он дает оранжевый осадок.

        В пробирку наливаем по 4 мл приготовленных растворов и добавляем по 30 капель реактива Драгендорфа. Взвешиваем полученные осадки. Во всех образцах выпадает ярко-оранжевый осадок, это говорит о том, что сигаретный фильтр недостаточно защищает от алколойдов (никотина), так как алколойды были обнаружены (почти в таком же количестве) и в табачном дыме, который прошел через сигаретный фильтр.

3.4.Выделение смолы из табачного фильтра и табачного дыма

      Для этого 10 мл. раствора поместили в чашку для выпаривания и упаривали до полного испарения воды в растворе и сравнивали количество осадка

количество смолы практически одинаково как в фильтре сигарет,  так и в табачном дыме и даже в некоторых случаях  в табачном дыме смолы больше. 

     Таким образом, мы доказали присутствие высокотоксичных органических веществ в табачном дыме и фильтре сигарет, а также определили, что фильтр не в полной мере задерживает вредные токсичные вещества. 

      Курение и школьник - понятия несовместимые. Школьные годы – годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши и девушки познакомятся с курением, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Мы изучили историю табакокурения, состав табачного дыма, влияние его на живой организм.

Социологический опрос показал, что большинство курящих школьников мало осведомлены о последствиях курения, а о пассивном курении имеют вообще смутное представление.

Проведённые открытые эксперименты: на луке и лабораторных мышах, а также определение органических веществ в табачном дыме, в которых была задействована большая часть учащихся, практически показали, какой непоправимый вред приносит живому организму, а значит, нашим детям, курение.  

Успеваемость учащихся напрямую зависит от этого, число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их психическое и физическое развитие. Состояние здоровья, подорванного курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.

Результаты данной работы могут быть использованы родителями, педагогами-предметниками (биология, химия), классными руководителями в качестве пособия для просветительской, пропагандистской работы. А также самими подростками, интересующимися информацией о влиянии курения на организм. Информационные листовки, разработанные в приложении к работе, могут быть использованы для пропаганды здорового образа жизни среди подростков.



Предварительный просмотр:

Юмашева Диана Владимировна        учитель  химии       МАОУ «Средняя школа № 3»  г. Когалым

Приложение IV

Примеры тем сочинений и контрольных срезов по темам для определения коэффициента усвоения здоровьесберегающих знаний (Кузз) на разных этапах педагогического эксперимента

Начальный этап

Темы сочинений

  • «Как можно использовать растения в целях профилактики здоровья?»;
  • «Какие факторы окружающей среды действуют на здоровье человека?»;
  • «Ароматерапия»;
  • «Химия пищи»

Контрольные срезы

Контрольный срез по теме «Изменения происходящие с веществами»

1.Приведите примеры химических и физических явлений, происходящих в организме человека?

2. Содержание, каких химических элементов особенно велико в организме человека?

  1. Какие известные вам вещества особенно полезны для здоровья человека?
  2. Назовите известные вам вещества, вредные для здоровья человека.
  3. Какой химический элемент содержится в морской водоросли ламинарии, нахождение которого в составе продуктов питания особенно важно в районах крайнего севера?

Контрольный срез по теме «Кислород. Оксиды.»

  1. Какое значение имеет кислород для жизнедеятельности организма человека?
  2. Что такое «кислородный коктейль»? Для чего его используют?
  3. Объясните, что такое "кислородное голодание"? Каковы его причины и симптомы?
  4. В чем заключается защитная функция «озонового щита»?
  5. Каким образом можно поддерживать оптимальное количество кислорода в воздухе в жилых помещениях?

Пропедевтический этап

Темы сочинений

  • «Вода и воздух как факторы здоровья»
  • «Проблема радиоактивности и здоровье человека»
  • «Галогены: биохимическая индивидуальность»

Контрольные срезы

Контрольный срез по теме «Растворимость. Растворы»

  1. Известно, что в организме мужчины и женщины содержится разное количество воды: 61% и 51% соответственно (в среднем). Как Вы думаете, почему?
  2. Что такое «серебряная вода»? Как её получают? В чём полезность «серебряной воды» для здоровья человека?
  3. Почему обезвоживание организма ведет к смерти человека? Каковы симптомы обезвоживания?
  4. Вычислите свою суточную потребность в воде, зная что суточная потребность в воде взрослого человека равна 0,04 кг на один кг массы тела.
  1. Составьте список продуктов питания, содержащих воду в большом количестве.
  2. Какой эффект оказывает испарение воды с поверхности тела человека?

7. Что такое «талая вода»? Чем объясняются ее полезные свойства для здоровья человека?

Экстенсивный этап

Темы сочинений

  • «Металлы и здоровье человека»
  • «Нитраты в продуктах питания и здоровье человека»
  • «Алкоголь и здоровье человека»
  • «Химия и гигиена тела»
  • «Проблема сбалансированного питания»

Контрольные срезы

Контрольный срез по теме «Подгруппа углерода»

1.        Чем определяются показания применения минеральной воды? Каковы показания
применения минеральных вод, употребляемых Вами, членами Вашей семьи?

2.        Объясните, почему опасна окись углерода? Как экспериментально подтвердить,
что это вещество, действительно, содержится в выдыхаемом воздухе? Какие ме
ры необходимо принимать при отравлении окисью углерода?

  1. Какие меры можно предпринимать по поддержанию оптимального содержания углекислого газа в состава воздуха в жилых помещениях?
  2. Если Вы задержите дыхание, как это скажется на концентрации СО2 в крови? Как это изменит рН?
  3. Объясните, почему зеленые растения называют "легкими планеты"?
  4. В состав каких минералов входит углерод? Опишите их влияние на организм человека.

Контрольный срез по теме «Спирты и фенолы»

1. Объясните механизм превращения этилового спирта в уксусный альдегид в печени человека.

  1. Опишите влияние разных доз алкоголя на центры головного мозга.
  2. Объясните, почему употребление одного литра пива вызывает более обильное образование мочи, чем такое же количество воды.
  3. Почему у людей страдающих алкоголизмом наблюдаются болезни печени и желудка? (Объясните биохимические механизмы возникновения этих заболеваний).
  4. Почему полные люди быстрее пьянеют?
  5. Каковы биохимические и психологические причины возникновения алкогольной зависимости?

Интенсивный этап

Темы сочинений

  • «Польза и вред загара (биохимический аспект)»
  • «Химия рационального питания»
  • «Биохимические причины вредных привычек»
  • «Фитонциды и здоровье»

Контрольные срезы

Контрольный срез  для определения «Здоровьесберегающей компетенции».

  1. Приведите примеры алкалоидов, полезных и вредных для здоровья человека.
  2. В каких напитках, употребляемых Вами часто содержатся алкалоиды? Какие?
  3. Чем объясняется разрушительное влияние курения на организм человека. Ответ прокомментируйте.

 4.        Докажите экспериментально разрушительное действие этилового спирта на  белок.

  1. Предложите рецепт успокаивающего и тонизирующего чая из трав. Приготовьте такой чай.
  2. Докажите экспериментально подавляющее действие никотина на активность ферментов слюны.

Контрольный срез  для определения «Здоровьесберегающей компетенции».

 1.Какое из перечисленных ниже веществ растворяется в воде, а какое следует смывать мылом:

а)        соль (хлорид натрия) - компонент пота;

б)        лимонад (в основном раствор сахара, высохший у вас на руках);

в)        жир с ваших рук, после того, как вы ели картофельные чипсы;

г)        спирт для втираний.

2.0бъясните, почему слишком частое умывание мылом вредит коже. 3.Объясните, почему для ухода за жирной кожей лица косметологи рекомендуют средства, содержащие спирт.

4.Приготовьте раствор или маску для ухода за собственной кожей лица, учитывая тип кожи.

5.Из предложенных аннотаций гигиенических средств по уходу за кожей лица выберите те, которые целесообразно использовать именно Вам.

6. Какими моющими косметико-гигиеническими средствами, кроме мыла, пользуетесь Вы? Чем обоснован Ваш выбор?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: