Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Мурзина Наталья Юрьевна

     Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением.

Поэтому очевидно, что наша главная педагогическая задача в условиях современности, — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить,  чтобы каждый вышедший из школы умел применять свои потенциал в постоянно изменяющихся условиях жизни.

     Достичь этого сложно, но возможно. Как?

Ответ на этот вопрос сегодня дают ФГОС, определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными так же и  метапредметные результаты,

На первый план выходит задача формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях, т.е. задача  формирования функциональной грамотности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 ДЛЯ ЧЕГО ИМИ НЕОБХОДИМО ВЛАДЕТЬ.

Нужно бежать со всех ног,

чтобы только оставаться на месте,

 а чтобы куда-то попасть,

надо бежать как минимум вдвое быстрее!

(Льюиса Кэрролл)

Сегодня мы учим тех детей, которые, в связи со стремительным развитием науки и технологий,  будут работать по специальностям, которых пока еще нет. И тут возникает закономерный вопрос: как нам научить детей тому, чего мы сами пока не знаем.

 Уже сегодня общество требует таких людей, которые умеют мыслить нестандартно, широко; самостоятельно принимать решения, планировать, прогнозировать и без конца совершенствоваться.

И наша главная педагогическая задача в условиях современности, научить детей учиться, чтобы каждый вышедший из школы умел применять свои потенциал в постоянно изменяющихся условиях жизни.

Перед учителями стоит актуальная задача – развить у учащихся способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением универсальных действий (УУД). Поэтому в обучении на первый план выходит вопрос формирования у школьников умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. 

Общая характеристика метапредметности.

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны основные критерии, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

 

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения; 
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;
  • находить аналогии;
  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
  • определять надежность и достоверность источника;
  • уметь выбирать нужную информацию;
  • знать способы передачи, копирования информации;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Наличие коммуникативных умений:

  • полноценное владение устной и письменной речью;
  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
  • иметь высокую культуру речи. [1]

Таким образом, метапредметность - это, в первую очередь, способ мышления и получения универсальных знаний, не привязанных к отдельным предметам, но включающий их.

Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, освоенных в процессе изучения нескольких предметов и может применяться не только в образовательном процессе, но и применимы для решения жизненных задач.

Развивая у учащихся различные способы деятельности мы тем самым и развиваем такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе и настойчивость.

Эти важные качества рождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать еще лучше, правильнее, совершеннее.

Именно это заставляло великого изобретателя Томаса Эдисона проделывать тысячи опытов, чтобы найти, например, наиболее удачную конструкцию аккумулятора.

Немало примеров этому и в жизни творческих людей: произведение Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» небольшое объему, но рукописи всех вариантов этого произведения, всех заметок, пометок и набросков в 160 раз больше по объему, чем само произведение.

Но лучше всего эти качества иллюстрирует собою человек, который претерпел десятки поражений, прежде чем добился успеха - создал автомобиль, работающий на бензине – Генри Форд, который говорил: «Гораздо больше людей сдавшихся, чем побежденных. Не то, чтобы им не хватало знаний, денег, ума, желания, а попросту не хватает мозга и костей. Грубая, простая, примитивная сила настойчивости есть некоронованная королева мира воли».

Все согласятся с тем, что метапредметные способности формируются и развиваются в процессе деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка в доступную его возрасту деятельность.

Метапредметные способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развитая метаспособностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе играет очень важную роль в развитии  способностей детей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает метапредметные результаты. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Если ребенка по-настоящему, а не поверхностно, заинтересовать деятельностью, то очень быстро эти интересы и склонности всецело его захватят.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой и воспитывать эстетическое восприятие действительности.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его возможности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Это нужно и для того, чтобы ребенок не потерял интереса.

В-четвертых, любой ребенок, равно как и взрослый, требует признания своих успехов. Важно не забывать проговаривать о его достижениях вслух, соответствующе награждать, поощрять ребенка.

Самое главное правило – избегать насилия. Детей невозможно заставить полюбить какое-либо дело, их можно заинтересовать. И тогда, чтобы лучше разбираться в любимом деле, они будут узнавать много нового из смежных областей.[2]

Воспитывая метапредметные способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность и критическое отношение к себе, к своим способностям, успехам и достижениям.

Воспитывая разносторонне развитую - интеллектуальную, свободную, нравственную и творческую- личность, мы делаем шаг к достижению главной цели современного образования.

Мы живем в уникальное время – время стремительного и динамичного изменения, потому так сложно прогнозировать, какие именно знания пригодятся нашим сегодняшним ученикам уже завтра. Но одно ясно совершенно точно уже сейчас – всем нашим детям пригодится умение учиться, добывать новые знания, ставить цели и добиваться результатов.

Можно забыть правила чередований безударных гласных в корне слова, формулу вычисления дискриминанта, закон Ома или валентность водорода, но если есть что-то выше этого, какие-то «надпредметные», метапредметные знания – человек сможет достичь успеха в жизни.  

Метапредметные знания - это знания, которые останутся и после того, как (если и вдруг) вся школьная программа будет забыта. Это знания, которые помогут в жизни делать правильный вывод, а, следовательно, правильный выбор; просчитывать ходы и риски, творить, созидать, быть актуальным и успешным.

Метапредметный подход к обучению детей – это необходимость, продиктованная темпом современной жизни и потребностями современного общества. Он обязательно должен быть предусмотрен каждым учителем при планировании содержания учебного материала по предмету, а также при составлении заданий по различным разделам и темам, с максимальной приближенностью к реалиям сегодняшнего дня.

Метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования, ведь оно характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.

Решить проблему формирования функциональной грамотности в рамках урока одного предмета очень сложно. Важно понимать, что метапредметные результаты образования могут быть успешно реализованы лишь совместным и согласованным воздействием всех школьных предметов, курсов и модулей, входящих в основную образовательную программу школы. Они должны в лучшем случае гармонировать и дополнять друг друга, в крайнем - не противоречить один другому.

Список литературы:

  • Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий «Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.) Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 94-100.
  • Бобылева,  О.Л. Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника   // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6. - С.22-24.
  • Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2014.
  • Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования   // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 5. - С.67-76.
  • Калинина, М.П. О достижении метапредметных образовательных результатов   // Управление качеством образования. - 2012. - № 7. - С.44-53.
  • Пототня, Е.М. Метапредметные результаты обучения   // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 9. - С.94-107.
  • Степанов, С.В. Проектирование метапредметного учебного занятия в школе   // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 1. - С.87-91.
  • Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научнометодическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. 73 с. (Серия «Новые стандарты»)


[1] Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий «Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф.

[2] Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2014.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Мониторинг динамики метапредметных и личностных результатов учащихся

2017-2018 учебный год –  8Б класс;

2018-2019 учебный год – 9 Б класс;

2019-2020 учебный год – 10 Б класс;

2020-2021 учебный год – 11 Б класс.

   

УУД

Результаты

формирования УУД

8 Б

Результаты формирования УУД

9 Б

Результаты формирования УУД

10 Б

Результаты формирования УУД

10 Б

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)

39 %

56 %

64 %

87 %

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально 

44 %

58 %

78 %

89 %

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ

38 %

52 %

69 %

93 %

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ

60 %

65 %

78 %

90 %

Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

55 %

67 %

81 %

91 %

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

57 %

65 %

87%

93 %

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

52 %

70 %

78 %

95 %

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор

34 %

47 %

59 %

94 %

Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других

40 %

52 %

78 %

95 %

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

45 %

55 %

68 %

91 %

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях 

54 %

61 %

67 %

95 %

Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом

56 %

59 %

75 %

92 %

Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

47 %

56 %

68 %

93 %

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

50 %

54 %

75 %

90 %

Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

49 %

56 %

76 %

89 %

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории

37 %

51 %

69 %

88  %

Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

41 %

49 %

57 %

92 %

Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно

48 %

57 %

68 %

88 %

Осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

44 %

56 %

72 %

89 %

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

36 %

42 %

58 %

89 %

Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

52 %

59 %

68 %

87 %

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

49 %

59 %

73 %

88 %

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач

57 %

69 %

85 %

95 %

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию

61 %

79 %

84 %

96 %

Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)

51 %

64 %

71 %

85 %

Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения  - на простом и сложном уровне

46  %

54 %

67 %

84 %

Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям 

54 %

65 %

72 %

87 %

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ)

51 %

69 %

72 %

88 %

Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне

47 %

52 %

66 %

86 %

Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении  задач

44 %

56 %

67 %

87 %

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ

59 %

77 %

89 %

92 %

Вывод:  целенаправленное планирование коррекционной работы позволило мне получить динамику развития УУД

Для диагностики используются методы и методики:

-анкетирование;

- тестирование;

- метод наблюдения;

- анализ участия в мероприятиях и конкурсах.

Мониторинг личностных достижений проводится классным руководителем совместно со школьным психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

Методика анкетирования.

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые УУД:

-действия, направленные на определение своего отношения к школе

-действия, устанавливающие смысл учения

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Критерии оценивания:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.

3. Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки)

Уровни оценивания:

0. Отрицательное отношение к школе.

1. Положительное отношение к школе.

При проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности:

1. Результаты диагностики не всегда могут быть точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, чисто индивидуальные особенности каждого.

2. Одному педагогу очень сложно бывает провести индивидуальную беседу с каждым из учеников, уложившись во временные рамки урока.

Метод наблюдения - наиболее доступный и распространенный метод изучения учащихся в педагогической практике.

Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Оцениваемые УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- эмпатия,  как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метод оценивания: наблюдение согласно заданной карте наблюдения.

Критерии оценивания:

1. Отношение к школе и мотивация учения.

2. Оценка собственной деятельности и уровень сформированности сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

3. Отношение к общему делу, способ общения в коллективе.

4. Нравственно-эстетическое отношение к своему труду и к деятельности других.

Уровни оценивания:

1.Отрицательное отношение к школе, к результатам общего дела и т.д.

2.В основном равнодушное отношение, но иногда проявляет интерес к общему делу.

3.В половине случаев проявляет интерес к общему делу, положительное отношение к школе, в половине – отрицательное отношение, без интереса к общему делу.

4.В основном положительное отношение к школе, к общему делу, только иногда проявляется негативное отношение.

5.Во всех случаях только положительное отношение к школе, интерес к общему делу.

Результаты наблюдения заносятся в индивидуальную карту наблюдения, итог подводится 2 раза в течение учебного года: в декабре и мае. Затем по результатам оценивания личностных УУД, полученных в ходе анкетирования, наблюдения, самооценивания, подводится итог уровня сформированности личностных УУД.

Недостатки метода:

- Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке фактов со стороны наблюдателя.

- Недоступность некоторых сторон деятельности – мотивов, эмоционального состояния.

- Наблюдение за малым количеством детей, чтобы получить качественные результаты.

Заключение: анализ результатов мониторинга сформированности универсальных учебных действий учащихся позволяет сделать вывод, что успешность обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. За счет наблюдения в процессе учебно-воспитательной деятельности и использования параллельно с ним анкетирования родителей и учащихся получается максимально приближенная к реальности картина личностных УУД каждого ребенка.

Индивидуальная карта развития ученика

Учебный год /полугодие _______________

ФИО ________________________________

                                                                                                                       

Уровень развития

Универсальные учебные действия

плохо

на среднем уровне

хорошо

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию

Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)

Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения  - на простом и сложном уровне

Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям 

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ)

Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне

Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении  задач

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ

РЕГУЛЯ-ТИВНЫЕ

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально 

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ

Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории

Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно

Осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

ЛИЧНОСТНЫЕ

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор

Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях 

Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом

Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор