Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением.
Поэтому очевидно, что наша главная педагогическая задача в условиях современности, — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, чтобы каждый вышедший из школы умел применять свои потенциал в постоянно изменяющихся условиях жизни.
Достичь этого сложно, но возможно. Как?
Ответ на этот вопрос сегодня дают ФГОС, определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными так же и метапредметные результаты,
На первый план выходит задача формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях, т.е. задача формирования функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Метапредметные способы деятельности. | 1.68 МБ |
Статья. Метапредметные способы деятельности. | 33.97 КБ |
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ДЛЯ ЧЕГО ИМИ НЕОБХОДИМО ВЛАДЕТЬ.
Нужно бежать со всех ног,
чтобы только оставаться на месте,
а чтобы куда-то попасть,
надо бежать как минимум вдвое быстрее!
(Льюиса Кэрролл)
Сегодня мы учим тех детей, которые, в связи со стремительным развитием науки и технологий, будут работать по специальностям, которых пока еще нет. И тут возникает закономерный вопрос: как нам научить детей тому, чего мы сами пока не знаем.
Уже сегодня общество требует таких людей, которые умеют мыслить нестандартно, широко; самостоятельно принимать решения, планировать, прогнозировать и без конца совершенствоваться.
И наша главная педагогическая задача в условиях современности, научить детей учиться, чтобы каждый вышедший из школы умел применять свои потенциал в постоянно изменяющихся условиях жизни.
Перед учителями стоит актуальная задача – развить у учащихся способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением универсальных действий (УУД). Поэтому в обучении на первый план выходит вопрос формирования у школьников умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.
Общая характеристика метапредметности.
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны основные критерии, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.
Умение планировать и осуществлять свою деятельность:
- самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
- проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
- сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
- самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
- способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
- рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
- оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
- оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
- уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.
Умение работать в коллективе:
- организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
- эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
- согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
- находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
- проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
- выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Умение осуществлять познавательные действия:
- определять суть понятий, обобщать объекты;
- находить аналогии;
- самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
- создавать, использовать и изменять символы, знаки;
- создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
- осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).
Умение использовать компьютерные технологии:
- использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
- определять надежность и достоверность источника;
- уметь выбирать нужную информацию;
- знать способы передачи, копирования информации;
- использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.
Наличие коммуникативных умений:
- полноценное владение устной и письменной речью;
- уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
- владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
- с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
- поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
- иметь высокую культуру речи. [1]
Таким образом, метапредметность - это, в первую очередь, способ мышления и получения универсальных знаний, не привязанных к отдельным предметам, но включающий их.
Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, освоенных в процессе изучения нескольких предметов и может применяться не только в образовательном процессе, но и применимы для решения жизненных задач.
Развивая у учащихся различные способы деятельности мы тем самым и развиваем такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе и настойчивость.
Эти важные качества рождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать еще лучше, правильнее, совершеннее.
Именно это заставляло великого изобретателя Томаса Эдисона проделывать тысячи опытов, чтобы найти, например, наиболее удачную конструкцию аккумулятора.
Немало примеров этому и в жизни творческих людей: произведение Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» небольшое объему, но рукописи всех вариантов этого произведения, всех заметок, пометок и набросков в 160 раз больше по объему, чем само произведение.
Но лучше всего эти качества иллюстрирует собою человек, который претерпел десятки поражений, прежде чем добился успеха - создал автомобиль, работающий на бензине – Генри Форд, который говорил: «Гораздо больше людей сдавшихся, чем побежденных. Не то, чтобы им не хватало знаний, денег, ума, желания, а попросту не хватает мозга и костей. Грубая, простая, примитивная сила настойчивости есть некоронованная королева мира воли».
Все согласятся с тем, что метапредметные способности формируются и развиваются в процессе деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка в доступную его возрасту деятельность.
Метапредметные способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развитая метаспособностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе играет очень важную роль в развитии способностей детей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает метапредметные результаты. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Если ребенка по-настоящему, а не поверхностно, заинтересовать деятельностью, то очень быстро эти интересы и склонности всецело его захватят.
Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой и воспитывать эстетическое восприятие действительности.
В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его возможности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Это нужно и для того, чтобы ребенок не потерял интереса.
В-четвертых, любой ребенок, равно как и взрослый, требует признания своих успехов. Важно не забывать проговаривать о его достижениях вслух, соответствующе награждать, поощрять ребенка.
Самое главное правило – избегать насилия. Детей невозможно заставить полюбить какое-либо дело, их можно заинтересовать. И тогда, чтобы лучше разбираться в любимом деле, они будут узнавать много нового из смежных областей.[2]
Воспитывая метапредметные способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность и критическое отношение к себе, к своим способностям, успехам и достижениям.
Воспитывая разносторонне развитую - интеллектуальную, свободную, нравственную и творческую- личность, мы делаем шаг к достижению главной цели современного образования.
Мы живем в уникальное время – время стремительного и динамичного изменения, потому так сложно прогнозировать, какие именно знания пригодятся нашим сегодняшним ученикам уже завтра. Но одно ясно совершенно точно уже сейчас – всем нашим детям пригодится умение учиться, добывать новые знания, ставить цели и добиваться результатов.
Можно забыть правила чередований безударных гласных в корне слова, формулу вычисления дискриминанта, закон Ома или валентность водорода, но если есть что-то выше этого, какие-то «надпредметные», метапредметные знания – человек сможет достичь успеха в жизни.
Метапредметные знания - это знания, которые останутся и после того, как (если и вдруг) вся школьная программа будет забыта. Это знания, которые помогут в жизни делать правильный вывод, а, следовательно, правильный выбор; просчитывать ходы и риски, творить, созидать, быть актуальным и успешным.
Метапредметный подход к обучению детей – это необходимость, продиктованная темпом современной жизни и потребностями современного общества. Он обязательно должен быть предусмотрен каждым учителем при планировании содержания учебного материала по предмету, а также при составлении заданий по различным разделам и темам, с максимальной приближенностью к реалиям сегодняшнего дня.
Метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования, ведь оно характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
Решить проблему формирования функциональной грамотности в рамках урока одного предмета очень сложно. Важно понимать, что метапредметные результаты образования могут быть успешно реализованы лишь совместным и согласованным воздействием всех школьных предметов, курсов и модулей, входящих в основную образовательную программу школы. Они должны в лучшем случае гармонировать и дополнять друг друга, в крайнем - не противоречить один другому.
Список литературы:
- Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий «Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.) Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 94-100.
- Бобылева, О.Л. Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6. - С.22-24.
- Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2014.
- Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 5. - С.67-76.
- Калинина, М.П. О достижении метапредметных образовательных результатов // Управление качеством образования. - 2012. - № 7. - С.44-53.
- Пототня, Е.М. Метапредметные результаты обучения // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 9. - С.94-107.
- Степанов, С.В. Проектирование метапредметного учебного занятия в школе // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 1. - С.87-91.
- Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научнометодическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. 73 с. (Серия «Новые стандарты»)
[1] Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий «Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф.
[2] Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2014.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Мониторинг динамики метапредметных и личностных результатов учащихся
2017-2018 учебный год – 8Б класс;
2018-2019 учебный год – 9 Б класс;
2019-2020 учебный год – 10 Б класс;
2020-2021 учебный год – 11 Б класс.
УУД | Результаты формирования УУД 8 Б | Результаты формирования УУД 9 Б | Результаты формирования УУД 10 Б | Результаты формирования УУД 10 Б |
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) | 39 % | 56 % | 64 % | 87 % |
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | 44 % | 58 % | 78 % | 89 % |
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ | 38 % | 52 % | 69 % | 93 % |
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ | 60 % | 65 % | 78 % | 90 % |
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки | 55 % | 67 % | 81 % | 91 % |
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | 57 % | 65 % | 87% | 93 % |
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей | 52 % | 70 % | 78 % | 95 % |
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор | 34 % | 47 % | 59 % | 94 % |
Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других | 40 % | 52 % | 78 % | 95 % |
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции | 45 % | 55 % | 68 % | 91 % |
Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях | 54 % | 61 % | 67 % | 95 % |
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом | 56 % | 59 % | 75 % | 92 % |
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор | 47 % | 56 % | 68 % | 93 % |
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии | 50 % | 54 % | 75 % | 90 % |
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) | 49 % | 56 % | 76 % | 89 % |
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории | 37 % | 51 % | 69 % | 88 % |
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность | 41 % | 49 % | 57 % | 92 % |
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно | 48 % | 57 % | 68 % | 88 % |
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей | 44 % | 56 % | 72 % | 89 % |
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) | 36 % | 42 % | 58 % | 89 % |
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого | 52 % | 59 % | 68 % | 87 % |
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей | 49 % | 59 % | 73 % | 88 % |
Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач | 57 % | 69 % | 85 % | 95 % |
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию | 61 % | 79 % | 84 % | 96 % |
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) | 51 % | 64 % | 71 % | 85 % |
Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне | 46 % | 54 % | 67 % | 84 % |
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям | 54 % | 65 % | 72 % | 87 % |
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ) | 51 % | 69 % | 72 % | 88 % |
Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне | 47 % | 52 % | 66 % | 86 % |
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач | 44 % | 56 % | 67 % | 87 % |
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ | 59 % | 77 % | 89 % | 92 % |
Вывод: целенаправленное планирование коррекционной работы позволило мне получить динамику развития УУД
Для диагностики используются методы и методики:
-анкетирование;
- тестирование;
- метод наблюдения;
- анализ участия в мероприятиях и конкурсах.
Мониторинг личностных достижений проводится классным руководителем совместно со школьным психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
Методика анкетирования.
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые УУД:
-действия, направленные на определение своего отношения к школе
-действия, устанавливающие смысл учения
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Критерии оценивания:
1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.
2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.
3. Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки)
Уровни оценивания:
0. Отрицательное отношение к школе.
1. Положительное отношение к школе.
При проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности:
1. Результаты диагностики не всегда могут быть точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, чисто индивидуальные особенности каждого.
2. Одному педагогу очень сложно бывает провести индивидуальную беседу с каждым из учеников, уложившись во временные рамки урока.
Метод наблюдения - наиболее доступный и распространенный метод изучения учащихся в педагогической практике.
Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Оцениваемые УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метод оценивания: наблюдение согласно заданной карте наблюдения.
Критерии оценивания:
1. Отношение к школе и мотивация учения.
2. Оценка собственной деятельности и уровень сформированности сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
3. Отношение к общему делу, способ общения в коллективе.
4. Нравственно-эстетическое отношение к своему труду и к деятельности других.
Уровни оценивания:
1.Отрицательное отношение к школе, к результатам общего дела и т.д.
2.В основном равнодушное отношение, но иногда проявляет интерес к общему делу.
3.В половине случаев проявляет интерес к общему делу, положительное отношение к школе, в половине – отрицательное отношение, без интереса к общему делу.
4.В основном положительное отношение к школе, к общему делу, только иногда проявляется негативное отношение.
5.Во всех случаях только положительное отношение к школе, интерес к общему делу.
Результаты наблюдения заносятся в индивидуальную карту наблюдения, итог подводится 2 раза в течение учебного года: в декабре и мае. Затем по результатам оценивания личностных УУД, полученных в ходе анкетирования, наблюдения, самооценивания, подводится итог уровня сформированности личностных УУД.
Недостатки метода:
- Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке фактов со стороны наблюдателя.
- Недоступность некоторых сторон деятельности – мотивов, эмоционального состояния.
- Наблюдение за малым количеством детей, чтобы получить качественные результаты.
Заключение: анализ результатов мониторинга сформированности универсальных учебных действий учащихся позволяет сделать вывод, что успешность обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. За счет наблюдения в процессе учебно-воспитательной деятельности и использования параллельно с ним анкетирования родителей и учащихся получается максимально приближенная к реальности картина личностных УУД каждого ребенка.
Индивидуальная карта развития ученика
Учебный год /полугодие _______________
ФИО ________________________________
Уровень развития | ||||
Универсальные учебные действия | плохо | на среднем уровне | хорошо | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач | |||
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию | ||||
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) | ||||
Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне | ||||
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям | ||||
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ) | ||||
Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне | ||||
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач | ||||
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ | ||||
РЕГУЛЯ-ТИВНЫЕ | Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) | |||
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | ||||
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ | ||||
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ | ||||
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки | ||||
КОММУНИКАТИВНЫЕ | Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии | |||
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) | ||||
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории | ||||
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность | ||||
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно | ||||
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей | ||||
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) | ||||
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого | ||||
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей | ||||
ЛИЧНОСТНЫЕ | Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | |||
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей | ||||
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор | ||||
Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других | ||||
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции | ||||
Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях | ||||
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом | ||||
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор |