Инновационная/экспериментальная деятельность
Вопрос об инновационной деятельности становится актуальным как никогда в связи с новыми требованиями и стандартами.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
Основные признаки инновационной деятельности:
1. Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.
2. Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.
3. Повышения интереса у детей к обучению.
Инновационная деятельность это продуктивная, творческая деятельность, которая направлена на преобразование существующих форм и методов, средств обучения и воспитания, создание условий, для достижения новых целей.
В инновационной деятельности педагога можно выделить основные направления:
* учебная инновация;
* внеурочная инновация;
* техническая инновация.
Пандемия короновируса внесла перемены в нашу жизнь. Они коснулись всех отраслей жизни, в том числе и образования. В условиях самоизоляции вынужденной заменой очным занятиям стало дистанционное обучение.
Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя-тьютора.
Чтобы онлайн урок прошел хорошо требуется подобрать оптимальный вид связи с учеником / учениками, выбрать онлайн инструменты подачи учебного материала. Существует несколько платформ для проведения групповых видеосвязей. В своей работе я использую Zoom.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ДЛЯ ЧЕГО ИМИ НЕОБХОДИМО ВЛАДЕТЬ.
Нужно бежать со всех ног,
чтобы только оставаться на месте,
а чтобы куда-то попасть,
надо бежать как минимум вдвое быстрее!
(Льюиса Кэрролл)
Сегодня мы учим тех детей, которые, в связи со стремительным развитием науки и технологий, будут работать по специальностям, которых пока еще нет. И тут возникает закономерный вопрос: как нам научить детей тому, чего мы сами пока не знаем.
Уже сегодня общество требует таких людей, которые умеют мыслить нестандартно, широко; самостоятельно принимать решения, планировать, прогнозировать и без конца совершенствоваться.
И наша главная педагогическая задача в условиях современности, научить детей учиться, чтобы каждый вышедший из школы умел применять свои потенциал в постоянно изменяющихся условиях жизни.
Перед учителями стоит актуальная задача – развить у учащихся способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением универсальных действий (УУД). Поэтому в обучении на первый план выходит вопрос формирования у школьников умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.
Общая характеристика метапредметности.
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны основные критерии, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.
Умение планировать и осуществлять свою деятельность:
- самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
- проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
- сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
- самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
- способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
- рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
- оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
- оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
- уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.
Умение работать в коллективе:
- организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
- эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
- согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
- находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
- проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
- выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Умение осуществлять познавательные действия:
- определять суть понятий, обобщать объекты;
- находить аналогии;
- самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
- создавать, использовать и изменять символы, знаки;
- создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
- осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).
Умение использовать компьютерные технологии:
- использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
- определять надежность и достоверность источника;
- уметь выбирать нужную информацию;
- знать способы передачи, копирования информации;
- использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.
Наличие коммуникативных умений:
- полноценное владение устной и письменной речью;
- уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
- владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
- с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
- поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
- иметь высокую культуру речи. [1]
Таким образом, метапредметность - это, в первую очередь, способ мышления и получения универсальных знаний, не привязанных к отдельным предметам, но включающий их.
Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, освоенных в процессе изучения нескольких предметов и может применяться не только в образовательном процессе, но и применимы для решения жизненных задач.
Развивая у учащихся различные способы деятельности мы тем самым и развиваем такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе и настойчивость.
Эти важные качества рождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать еще лучше, правильнее, совершеннее.
Именно это заставляло великого изобретателя Томаса Эдисона проделывать тысячи опытов, чтобы найти, например, наиболее удачную конструкцию аккумулятора.
Немало примеров этому и в жизни творческих людей: произведение Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» небольшое объему, но рукописи всех вариантов этого произведения, всех заметок, пометок и набросков в 160 раз больше по объему, чем само произведение.
Но лучше всего эти качества иллюстрирует собою человек, который претерпел десятки поражений, прежде чем добился успеха - создал автомобиль, работающий на бензине – Генри Форд, который говорил: «Гораздо больше людей сдавшихся, чем побежденных. Не то, чтобы им не хватало знаний, денег, ума, желания, а попросту не хватает мозга и костей. Грубая, простая, примитивная сила настойчивости есть некоронованная королева мира воли».
Все согласятся с тем, что метапредметные способности формируются и развиваются в процессе деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка в доступную его возрасту деятельность.
Метапредметные способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развитая метаспособностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе играет очень важную роль в развитии способностей детей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает метапредметные результаты. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Если ребенка по-настоящему, а не поверхностно, заинтересовать деятельностью, то очень быстро эти интересы и склонности всецело его захватят.
Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой и воспитывать эстетическое восприятие действительности.
В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его возможности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Это нужно и для того, чтобы ребенок не потерял интереса.
В-четвертых, любой ребенок, равно как и взрослый, требует признания своих успехов. Важно не забывать проговаривать о его достижениях вслух, соответствующе награждать, поощрять ребенка.
Самое главное правило – избегать насилия. Детей невозможно заставить полюбить какое-либо дело, их можно заинтересовать. И тогда, чтобы лучше разбираться в любимом деле, они будут узнавать много нового из смежных областей.[2]
Воспитывая метапредметные способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность и критическое отношение к себе, к своим способностям, успехам и достижениям.
Воспитывая разносторонне развитую - интеллектуальную, свободную, нравственную и творческую- личность, мы делаем шаг к достижению главной цели современного образования.
Мы живем в уникальное время – время стремительного и динамичного изменения, потому так сложно прогнозировать, какие именно знания пригодятся нашим сегодняшним ученикам уже завтра. Но одно ясно совершенно точно уже сейчас – всем нашим детям пригодится умение учиться, добывать новые знания, ставить цели и добиваться результатов.
Можно забыть правила чередований безударных гласных в корне слова, формулу вычисления дискриминанта, закон Ома или валентность водорода, но если есть что-то выше этого, какие-то «надпредметные», метапредметные знания – человек сможет достичь успеха в жизни.
Метапредметные знания - это знания, которые останутся и после того, как (если и вдруг) вся школьная программа будет забыта. Это знания, которые помогут в жизни делать правильный вывод, а, следовательно, правильный выбор; просчитывать ходы и риски, творить, созидать, быть актуальным и успешным.
Метапредметный подход к обучению детей – это необходимость, продиктованная темпом современной жизни и потребностями современного общества. Он обязательно должен быть предусмотрен каждым учителем при планировании содержания учебного материала по предмету, а также при составлении заданий по различным разделам и темам, с максимальной приближенностью к реалиям сегодняшнего дня.
Метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования, ведь оно характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
Решить проблему формирования функциональной грамотности в рамках урока одного предмета очень сложно. Важно понимать, что метапредметные результаты образования могут быть успешно реализованы лишь совместным и согласованным воздействием всех школьных предметов, курсов и модулей, входящих в основную образовательную программу школы. Они должны в лучшем случае гармонировать и дополнять друг друга, в крайнем - не противоречить один другому.
Список литературы:
- Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий «Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.) Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 94-100.
- Бобылева, О.Л. Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6. - С.22-24.
- Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2014.
- Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 5. - С.67-76.
- Калинина, М.П. О достижении метапредметных образовательных результатов // Управление качеством образования. - 2012. - № 7. - С.44-53.
- Пототня, Е.М. Метапредметные результаты обучения // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 9. - С.94-107.
- Степанов, С.В. Проектирование метапредметного учебного занятия в школе // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 1. - С.87-91.
- Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научнометодическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. 73 с. (Серия «Новые стандарты»)
[1] Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий «Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф.
[2] Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2014.