Педагогические/образовательные технологии
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.
Уже сегодня общество требует таких людей, которые умеют мыслить нестандартно, широко; самостоятельно принимать решения, планировать, прогнозировать и без конца совершенствоваться.
Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача в условиях современности - научить детей учиться, чтобы каждый вышедший из школы умел применять свой потенциал в постоянно изменяющихся условиях жизни. Поэтому цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.
Этого сложно добиться, используя в работе только традиционные уроки, поэтому в своей работе я также применяюинновационные педагогические технологии, такие как:
- технологию развития “критического мышления”;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектные и исследовательские методы в обучении;
- дистанционные образовательные технологии
А также элементы других инновационных технологий.
Их сочетание и системное применение и позволяют сформировать основные компетенции учащихся.
Осваивать различные образовательные технологии мне удается в процессе самообразования и саморазвития посредством обучения на различных курсах повышения квалификации, участвуя в городских, республиканский и региональныхвебинарахи семинарах, выступая с мастер-классами на курсах повышения квалификации учителей Республики Бурятия, где есть возможность не только поделиться своими методическими разработками, но и узнать, научиться чему-то новому у своих коллег.
Необычайно важно при этом разговаривать с учениками на одном языке, свойственном новому времени и современному поколению, иначе весь смысл обучения потеряется за неимением связующих средств, и, в конечном итоге, благую цель перекроют коммуникативные барьеры, поэтому на своих уроках использую различные педагогические методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.
Уже сегодня общество требует таких людей, которые умеют мыслить нестандартно, широко, самостоятельно принимать решения, планировать, прогнозировать и без конца совершенствоваться.
Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача в условиях современности - научить детей учиться, чтобы каждый вышедший из школы умел применять свой потенциал в постоянно изменяющихся условиях жизни. Поэтому цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.
Этого сложно добиться, используя в работе только традиционные уроки, поэтому в своей работе я также применяю инновационные педагогические технологии, такие как:
- технологию развития “критического мышления”;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектные и исследовательские методы в обучении;
- дистанционные образовательные технологии
А также элементы других инновационных технологий.
Их сочетание и системное применение и позволяют сформировать основные компетенции учащихся.
Необычайно важно при этом разговаривать с учениками на одном языке, свойственном новому времени и современному поколению, иначе весь смысл обучения потеряется за неимением связующих средств, и, в конечном итоге, благую цель перекроют коммуникативные барьеры, поэтому на своих уроках использую различные педагогические методики.
Чтобы повысить вовлеченность учеников на уроке я применяю «Флиппед лёнинг» («перевернутое обучение») - подход к обучению, который меняет местами классную и домашнюю работу.
Я даю новый материал для самостоятельного изучения с указанием источников (это могут быть параграфы учебников, образовательные онлайн платформы (РЕШ, Якласс, Учиру), ссылки на видеолекции, образовательные youtube каналы: GetaClass Просто математика https://www.youtube.com/channel/UChE2sc5N7PfdV-yN2_ctvtg, канал Михаила Семеновича Якира «Математика. По страницам учебников Мерзляка и Ко» https://youtube.com/channel/UCMNZdL8EWKoHHMxzcMiFR_A). А уже на уроках решаем практические задачи. Особенно эффективен этот метод для подготовки к ГИА.
Это прием можно использовать при изучении темы «Основы теории делимости». Дается задание вспомнить признаки делимости и изучить новые. А на уроке время уже можно использовать максимально эффективно, что дает возможность в 8 классе решать задания базового уровня ЕГЭ № 19 и профильного уровня № 20.
Уроки математики предоставляют большую возможность для применения элементов технологии развития критического мышления.
Наиболее любимым среди учащихся является способ графической организации материала. На своих уроках я использую приемы кластер, ассоциативные схемы.
Кластер позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст, и являющийся отражением нелинейной формы мышления.
Кластер применятся на разных этапах урока: при актуализации знаний, во время изучения новой темы. Так, вводя новое понятие, я не даю определение в готовом виде, а предлагаю учащимся сделать это самостоятельно, опираясь на уже имеющиеся знания. Форма работы может быть как групповая, так и индивидуальная.
Этот метод дает возможность сгруппировать знания учащихся о понятии и дать наиболее точное определение.
Например, при изучении тем «Параллелограмм», «Пирамида», «Квадратные уравнения», «Уравнения», «Функция» учащиеся структурируют информацию в виде кластера, который многократно применяется на последующих уроках.
Мозг запоминает информацию тогда, когда она представлена в виде определённых моделей, схем и ассоциаций. Поэтому мои ученики, не записывают, а рисуют ассоциативные схемы. И регулярно дополняют каждую схему, когда узнают что-нибудь новое из тематики. В конце изучения главы провожу конкурс в номинациях: «Суперсхема», «Творчество», «Самая яркая», «Самая аккуратная».
Лучшие схемы вывешивается в классе. При дистанционном обучении для афиширования работ я использовала доску Padlet.
Как бы не назывались техники – суггестопедия, нейролингвистическое программирование, обучение должно быть увлекательным, быстрым и полным. А еще оно должно охватывать релаксацию, действенность, стимулы, эмоции и удовольствие. Ключ к успеху – преобразовать игру в обучающий опыт. Игра, кроме того, что дает положительный результат, еще и дает эмоциональный подъем у учащихся.
Такие приемы как «Узнай меня», «Найди ошибку», «Диктант для «шпиона»», «Снежный ком», «Домино», «Вместительная корзина», «Пинг-понг» решают актуальные методические задачи.
В основе этих игр положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера.
Например при изучении тем «Производная», «Первообразная», «Прогрессии» использую игру «Домино». Учащимся предлагается сделать карточки с формулами и разрезать на части. Ученики должны составить формулы. Этот прием подходит как для работы в паре, так и для индивидуальной работы с теми учениками, которые по каким-либо причинам стесняются отвечать при всех.
В качестве физминутки и проверки знаний можно использовать игру «Пинг-понг», когда учащиеся бросают мяч и задают простые вопросы, которые требуют односложных ответов.
«Снежный ком», «Домино», «Найди меня», «Вместительная корзина» - это универсальные игры, которые очень нравятся детям любого возраста и делают их активными участниками урока.
Прием «Найди ошибку» применяется на уроках в средней и старшей школе, а так же при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Пример: На геометрии в 9 классе дается серия формулировок, среди которых есть как правильные, так и не правильные. Задание – найти неправильные, доказать их неправильность и заменить. Тем самым учащиеся развивают критическое мышление и отрабатывают задание 19 из ОГЭ.
Подобно тому, как растет снежный ком, так и этот методический прием, с одноименным названием, привлекает к активной работе все большее количество учащихся.
Алгоритм это приема:
Слово – предложение – вопрос – ответ.
Пример. Геометрия, 8 класс. Глава «Четырехугольники»
Слово | Ромб |
Предложение | Параллелограмм у которого все стороны равны |
Вопрос | Особое свойство ромба? |
Ответ | Диагонали перпендикулярны и являются биссектрисами. |
При изучение основных понятий новой темы использую методические приемы при которых ученик не является пассивным потребителем знаний.
Для того чтобы закрепить новую терминологию, можно применить игровой методический прием «Слабое звено». Я предлагаю припомнить все новые термины урока. Первый ученик называет один термин(формулу), второй – предыдущий и свой, третий – два предыдущих и свой и т.д.
Пример. Алгебра, 9 класс. «Арифметическая прогрессия».
- Последовательность - n-член – разность – сумма – характеристическое свойство – предыдущий член - …
Алгебра, 10 класс. «Формулы приведения»
- - - - - ……
Работа по изучению терминов может проводиться и в группах. Ученики объединяются по командам. Я показываю слайд, на которой разным цветом крупным и мелким шрифтом вдоль и поперек написано 15-20 слов. По истечению отведенного времени слайд убираю, а команды записывают все слова, которые запомнили. Потом команды обмениваются своими записями для проверки.
Этот прием «Видимо-невидимо» я использую не только для изучения нового материала на уроках, но и для закрепления пройденного.
Современному педагогу необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально – нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области информационных технологий.
ИКТ-технологии в последние годы все глубже проникают в школьную жизнь. Теория вероятностей и математическая статистика – как раз те разделы математики, в которых компьютер может оказать неоценимую помощь ученику и учителю.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляют задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока, поэтому использование компьютера при обучении математики позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
Доступ к современным информационно - образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам), разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности - всё это основные задачи современных информационных технологий обучения, которые я применяю в своей деятельности.
При подготовке и проведении уроков математики на различных ступенях обучения я использую различные формы ИКТ:
- готовые электронные продукты, которые позволяют активизировать деятельность учителя и ученика, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Такими ресурсами являются электронные учебные издания "1С школа" «Алгебра, 7–9 класс», «Геометрия», «Алгебраические задачи с параметрами, 9–11 класс.», «1С школа" "Геометрия. Интерактивные задания на построение на плоскости, 7–10 класс».
- мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных иллюстрациями, схемами, таблицами, логическими цепочками, выстроенными в алгоритмическом порядке. Таким образом, задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся;
- ресурсы сети Интернет, т.к сеть Интернет несет огромный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, чаты, видеоуроки);
- использование интерактивной доски и программного обеспечения к ней имеет ряд преимуществ, как для учителей, так и для учащихся, позволяющих в полной мере изложить и хорошо усвоить изучаемый материал.
ИКТ в школе являются одним из наиболее доступных, действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как, ученику так и учителю в выборе методических путей к достижению требований учебной программы.
Групповая работа – это способ совместного решения проблем. Позитивные отношения, индивидуальная ответственность, взаимное общение, коммуникативные умения, постепенное формирование практических навыков – все это составляющие групповой работы. Поэтому я уделяю этой форме работы значительное внимание.
Мои ученики работают в группах не только на уроках, но и дистанционно, выполняя совместную Google презентацию или заполняя Google таблицу.
Важная задача педагога – почувствовать требования нового времени и успешно применить их в образовательном процессе.
Дистанционное обучение можно считать новой ступенью в сфере традиционного образования, потому что знания усваиваются с помощью постоянного взаимодействия с учениками, невзирая на пандемию, дефицит времени и других ресурсов.
Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения предоставляет большие возможности не только для самообразования и саморазвития учителя, но и учащихся. Ещё до пандемии использовала эту технологию как доработку индивидуальных заданий (особенно для выпускных классов).
Для работы на уроке и/или в качестве домашнего задания использую материалы (в том числе и видеоматериал) представленные на следующих образовательных Интернет-ресурсах: ЯКласс, Учи.ру, РЕШ, skysmart. Учащиеся успешно пользуются данными онлайн платформами, которые позволяют в игровой и интерактивной формах закреплять полученные на уроках знания. Дети с огромным желанием работают на этих образовательных площадках, о чем свидетельствуют сертификаты (см. в приложении).
Список образовательных интернет ресурсов у старшеклассников дополняется образовательными порталами Сдам ГИА: Решу ОГЭ, ЕГЭ, Фипи.ру и другими ресурсами, ориентированными на подготовку к государственной итоговой аттестации:
Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, и моя работа с учениками направлена на обучение данной деятельности. Исследовательская деятельность учащихся занимает на уроках математики и во внеурочное время достаточное количество времени. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, особенно это касается практико-ориентированных заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
В отличии от практической работы, организовать проектную деятельность в приделах одного урока затруднительно. На первом этапе необходимо отработать с учащимися алгоритм выполнения проектной работы в классе, путем выполнения мини-проектов. Алгоритм действий учащихся при выполнении проектов постоянен: постановка целей, подбор материально-технических ресурсов, выполнение работы по этапам (теоретический, практический, презентационный), подготовка проектного продукта. Чаще всего проектные работы выполняются в группах по 3-4 человека, что позволяет сформировать навыки работы в команде.
Примерами мини-проектов выполненных на одном уроке является изготовление макета многогранника, этот проект учащиеся назвали «Город волшебных фигур» или изготовление листа Мебиуса. В последующем учащиеся выполняют долгосрочные проекты, например, проект по теме «Цепные дроби», «Формула включений и исключений», «Векторный метод в геометрии», «Кривые второго порядка».
Осваивать различные образовательные технологии мне удается в процессе самообразования и саморазвития посредством обучения на различных курсах повышения квалификации, участвуя в городских, республиканский и региональных вебинарах и семинарах, выступая с мастер-классами на курсах повышения квалификации учителей Республики Бурятия, где есть возможность не только поделиться своими методическими разработками, но и узнать, научиться чему-то новому у своих коллег.
Так, в 2019 году я прошла обучение на курсах КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» по теме: «Смысловое чтение как надпредметная технология восприятия и переработки текстовой информации в личностно-смысловые установки» (36 час.); по программе «Формирование и оценка функциональной грамотности школьников» на курсах повышения квалификации в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва (36 час.). Кроме того, являюсь «Апробатором электронных образовательных технологий», прошла практический курс «Современные технологии онлайн обучения» где в ходе обучения приобретена компетенция в области электронных образовательных технологий и дистанционного обучения (72ч.). Также у меня имеются сертификаты «Внедрение ИКТ в образовательный процесс на примере интерактивного курса Учи.ру», «Эффективное использование материалов ИРТ skysmart на уроках математики и физики», «За вклад и развитие цифрового образования в России, внедрения информационных технологий» и др.
Результативность использования инновационных форм обучения приводит к тому, что в моей практике нет шаблонных уроков, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, занятия становятся более наглядными, интересными, рационально организуется учебная деятельность. Все это дает положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности.