Педагогические/образовательные технологии

Мурзина Наталья Юрьевна

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.

Уже сегодня общество требует таких людей, которые умеют мыслить нестандартно, широко; самостоятельно принимать решения, планировать, прогнозировать и без конца совершенствоваться.

Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача в условиях современности - научить детей учиться, чтобы каждый вышедший из школы умел применять свой потенциал в постоянно изменяющихся условиях жизни. Поэтому цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Этого сложно добиться, используя в работе только традиционные уроки, поэтому в своей работе я также применяюинновационные педагогические технологии, такие как:

  • технологию развития “критического мышления”;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • проектные и исследовательские методы в обучении;
  • дистанционные образовательные технологии

А также элементы других инновационных технологий.

Их сочетание и системное применение и позволяют сформировать основные компетенции учащихся.

Осваивать различные образовательные технологии мне удается в процессе самообразования и саморазвития посредством обучения на различных курсах повышения квалификации, участвуя в городских, республиканский и региональныхвебинарахи  семинарах, выступая с мастер-классами на курсах повышения квалификации учителей Республики Бурятия, где есть возможность не только поделиться своими методическими разработками, но и узнать, научиться чему-то новому у своих коллег.

 

 

Необычайно важно при этом разговаривать с учениками на одном языке, свойственном новому времени и современному поколению, иначе весь смысл обучения потеряется за неимением связующих средств, и, в конечном итоге, благую цель перекроют коммуникативные барьеры, поэтому на своих уроках использую различные педагогические методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.

Уже сегодня общество требует таких людей, которые умеют мыслить нестандартно, широко, самостоятельно принимать решения, планировать, прогнозировать и без конца совершенствоваться.

Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача в условиях современности - научить детей учиться, чтобы каждый вышедший из школы умел применять свой потенциал в постоянно изменяющихся условиях жизни. Поэтому цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Этого сложно добиться, используя в работе только традиционные уроки, поэтому в своей работе я также применяю инновационные педагогические технологии, такие как:

  • технологию развития “критического мышления”;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • проектные и исследовательские методы в обучении;
  • дистанционные образовательные технологии

А также элементы других инновационных технологий.

Их сочетание и системное применение и позволяют сформировать основные компетенции учащихся.

Необычайно важно при этом разговаривать с учениками на одном языке, свойственном новому времени и современному поколению, иначе весь смысл обучения потеряется за неимением связующих средств, и, в конечном итоге, благую цель перекроют коммуникативные барьеры, поэтому на своих уроках использую различные педагогические методики.

Чтобы повысить вовлеченность учеников на уроке я применяю «Флиппед лёнинг» («перевернутое обучение») -  подход к обучению, который меняет местами классную и домашнюю работу.

Я даю новый материал для самостоятельного изучения с указанием источников (это могут быть параграфы учебников, образовательные онлайн платформы (РЕШ, Якласс, Учиру), ссылки на видеолекции, образовательные youtube каналы: GetaClass Просто математика       https://www.youtube.com/channel/UChE2sc5N7PfdV-yN2_ctvtg,   канал Михаила Семеновича Якира «Математика. По страницам учебников Мерзляка и Ко»       https://youtube.com/channel/UCMNZdL8EWKoHHMxzcMiFR_A). А уже на уроках решаем практические задачи. Особенно эффективен этот метод для подготовки к ГИА.

Это прием можно использовать при изучении темы «Основы теории делимости». Дается задание вспомнить признаки делимости и изучить новые. А на уроке время уже можно использовать максимально эффективно, что дает возможность в 8 классе решать задания базового уровня ЕГЭ № 19 и профильного уровня № 20.  

Уроки математики предоставляют большую возможность для применения элементов технологии развития критического мышления.

Наиболее любимым среди учащихся является способ графической организации материала. На своих уроках я использую приемы кластер, ассоциативные схемы.

Кластер позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст, и являющийся отражением нелинейной формы мышления.

Кластер применятся на разных этапах урока: при актуализации знаний, во время изучения новой темы. Так, вводя новое понятие, я не даю определение в готовом виде, а предлагаю учащимся сделать это самостоятельно, опираясь на уже имеющиеся знания. Форма работы может быть как групповая, так и индивидуальная.

Этот метод дает возможность сгруппировать знания учащихся о понятии и дать наиболее точное определение.

Например, при изучении тем «Параллелограмм», «Пирамида», «Квадратные уравнения», «Уравнения», «Функция» учащиеся структурируют информацию в виде кластера, который многократно применяется на последующих уроках.

Мозг запоминает информацию тогда, когда она представлена в виде определённых моделей, схем и ассоциаций. Поэтому мои ученики, не записывают, а рисуют ассоциативные схемы.  И регулярно дополняют каждую схему, когда узнают что-нибудь новое из тематики. В конце изучения главы провожу конкурс в номинациях: «Суперсхема», «Творчество», «Самая яркая», «Самая аккуратная».

Лучшие схемы вывешивается в классе.  При дистанционном обучении для афиширования работ я использовала доску Padlet.

Как бы не назывались техники – суггестопедия, нейролингвистическое программирование, обучение должно быть увлекательным, быстрым и полным. А еще оно должно охватывать релаксацию, действенность, стимулы, эмоции и удовольствие. Ключ к успеху – преобразовать игру в обучающий опыт.  Игра, кроме того, что дает положительный результат, еще и дает эмоциональный подъем у учащихся.

Такие приемы как «Узнай меня», «Найди ошибку», «Диктант для «шпиона»», «Снежный ком», «Домино», «Вместительная корзина», «Пинг-понг»  решают актуальные методические задачи.

В основе этих игр положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)  Г. С. Альтшуллера.

Например при изучении тем «Производная», «Первообразная», «Прогрессии»  использую игру «Домино». Учащимся предлагается сделать карточки  с формулами и разрезать на части. Ученики должны составить формулы.  Этот прием подходит как для работы в паре, так и   для индивидуальной работы  с теми учениками, которые по каким-либо причинам стесняются отвечать при всех.

В качестве физминутки и проверки знаний можно использовать игру «Пинг-понг», когда учащиеся бросают мяч и задают простые вопросы, которые требуют односложных ответов.

«Снежный ком», «Домино», «Найди меня», «Вместительная корзина» - это универсальные игры, которые очень нравятся детям любого возраста и делают их активными участниками урока.

Прием «Найди ошибку» применяется на уроках в средней и старшей школе, а так же при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Пример: На геометрии в 9 классе дается серия формулировок, среди которых есть как правильные, так и не правильные. Задание – найти неправильные, доказать их неправильность и заменить. Тем самым учащиеся развивают критическое мышление и отрабатывают задание 19 из ОГЭ.

Подобно тому, как растет снежный ком, так и этот методический прием, с одноименным названием, привлекает к активной работе все большее количество учащихся.

Алгоритм это приема:

Слово – предложение – вопрос – ответ.

Пример. Геометрия, 8 класс. Глава «Четырехугольники»

Слово

Ромб

Предложение

Параллелограмм у которого все стороны равны

Вопрос

Особое свойство ромба?

Ответ

Диагонали перпендикулярны и являются биссектрисами.

При изучение основных понятий новой темы использую методические приемы при которых ученик не является пассивным потребителем знаний.

Для того чтобы закрепить новую терминологию, можно применить игровой методический прием «Слабое звено». Я предлагаю припомнить все новые термины урока. Первый ученик называет один термин(формулу), второй – предыдущий и свой, третий – два предыдущих и свой и т.д.

Пример. Алгебра, 9 класс. «Арифметическая прогрессия».

  1. Последовательность -  n-член – разность – сумма – характеристическое свойство – предыдущий член -  …

Алгебра, 10 класс. «Формулы приведения»

  1.   -  -  - - ……

Работа по изучению терминов может проводиться и в группах. Ученики объединяются по командам. Я показываю слайд, на которой разным цветом крупным и мелким шрифтом вдоль и поперек написано 15-20 слов. По истечению отведенного времени слайд убираю, а команды записывают все слова, которые запомнили. Потом команды обмениваются своими записями для проверки.

Этот прием «Видимо-невидимо» я использую не только для изучения нового материала на уроках, но и для закрепления пройденного.  

Современному педагогу необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально – нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области информационных технологий.

ИКТ-технологии в последние годы все глубже проникают в школьную жизнь. Теория вероятностей и математическая статистика – как раз те разделы математики, в которых компьютер может оказать неоценимую помощь ученику и учителю.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляют задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока, поэтому использование компьютера при обучении математики позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Доступ к современным информационно - образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам), разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности -  всё это основные задачи современных информационных технологий обучения, которые я применяю в своей деятельности.

         При подготовке и проведении уроков математики на различных ступенях обучения я использую различные формы ИКТ:

  • готовые электронные продукты, которые позволяют активизировать деятельность учителя и ученика, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Такими ресурсами являются электронные учебные издания "1С школа"  «Алгебра, 7–9 класс», «Геометрия», «Алгебраические задачи с параметрами, 9–11 класс.»,  «1С школа" "Геометрия. Интерактивные задания на построение на плоскости, 7–10 класс».
  • мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных иллюстрациями, схемами, таблицами, логическими цепочками, выстроенными  в алгоритмическом порядке. Таким образом,  задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся;
  • ресурсы сети Интернет, т.к  сеть Интернет несет огромный  потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, чаты, видеоуроки);
  • использование интерактивной доски и программного обеспечения к ней имеет ряд преимуществ, как для учителей, так и для учащихся, позволяющих в полной мере изложить и хорошо усвоить изучаемый материал.

             ИКТ в школе являются одним из наиболее доступных, действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как, ученику так и учителю в выборе методических путей к достижению требований учебной программы.

Групповая работа – это способ совместного решения проблем. Позитивные отношения, индивидуальная ответственность, взаимное общение, коммуникативные умения, постепенное формирование практических навыков – все это составляющие групповой работы. Поэтому я уделяю этой форме работы значительное внимание.  

Мои ученики работают в группах не только на уроках, но и дистанционно, выполняя совместную Google презентацию или заполняя Google таблицу.

Важная задача педагога – почувствовать требования нового времени и успешно применить их в образовательном процессе.

Дистанционное обучение можно считать новой ступенью в сфере традиционного образования, потому что знания усваиваются с помощью постоянного взаимодействия с учениками, невзирая на пандемию, дефицит времени и других ресурсов. 

Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения предоставляет большие возможности не только для самообразования и саморазвития учителя, но и учащихся. Ещё до пандемии использовала эту технологию как доработку индивидуальных заданий (особенно для выпускных классов).

Для работы на уроке и/или в качестве домашнего задания использую материалы (в том числе и видеоматериал) представленные на следующих образовательных Интернет-ресурсах: ЯКласс, Учи.ру, РЕШ, skysmart. Учащиеся успешно пользуются данными онлайн платформами, которые позволяют в игровой и интерактивной формах закреплять полученные на уроках знания. Дети с огромным желанием работают на этих образовательных площадках, о чем свидетельствуют сертификаты (см. в приложении).    

Список образовательных интернет ресурсов у старшеклассников дополняется образовательными порталами Сдам ГИА: Решу ОГЭ, ЕГЭ, Фипи.ру и другими ресурсами, ориентированными на подготовку к государственной итоговой аттестации:

https://oge.sdamgia.ru/

https://ege.sdamgia.ru/

https://yandex.ru/

https://foxford.ru/

https://fipi.ru/

Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, и моя работа с учениками направлена на обучение данной деятельности. Исследовательская деятельность  учащихся занимает на уроках математики и во внеурочное время достаточное количество времени. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, особенно это касается практико-ориентированных заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

В отличии от практической работы, организовать проектную деятельность в приделах одного урока затруднительно. На первом этапе необходимо отработать с учащимися алгоритм выполнения проектной работы в классе, путем выполнения мини-проектов. Алгоритм действий учащихся при выполнении проектов постоянен: постановка целей, подбор материально-технических ресурсов, выполнение работы по этапам (теоретический, практический, презентационный), подготовка проектного продукта. Чаще всего проектные работы выполняются в группах по 3-4 человека, что позволяет сформировать навыки работы в команде.

Примерами мини-проектов выполненных на одном уроке является изготовление макета многогранника, этот проект учащиеся назвали «Город волшебных фигур» или изготовление листа Мебиуса. В последующем учащиеся выполняют долгосрочные проекты, например,  проект по теме «Цепные дроби», «Формула включений и исключений», «Векторный метод в геометрии», «Кривые второго порядка».

Осваивать различные образовательные технологии мне удается в процессе самообразования и саморазвития посредством обучения на различных курсах повышения квалификации, участвуя в городских, республиканский и региональных вебинарах и  семинарах, выступая с мастер-классами на курсах повышения квалификации учителей Республики Бурятия, где есть возможность не только поделиться своими методическими разработками, но и узнать, научиться чему-то новому у своих коллег.

Так, в 2019 году я прошла обучение на курсах КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» по теме: «Смысловое чтение как надпредметная технология восприятия и переработки текстовой информации в личностно-смысловые установки» (36 час.); по программе «Формирование и оценка функциональной грамотности школьников» на курсах повышения квалификации в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва (36 час.). Кроме того, являюсь «Апробатором электронных образовательных технологий», прошла практический курс «Современные технологии онлайн обучения» где в ходе обучения приобретена компетенция в области электронных образовательных технологий и дистанционного обучения (72ч.). Также у меня имеются сертификаты «Внедрение ИКТ в образовательный процесс на примере интерактивного курса Учи.ру», «Эффективное использование материалов ИРТ skysmart на уроках математики и физики», «За вклад и развитие цифрового образования в России, внедрения информационных технологий» и др.

Результативность использования инновационных форм обучения приводит к тому, что в моей практике нет шаблонных уроков, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, занятия становятся более наглядными, интересными, рационально организуется учебная деятельность. Все это дает положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности.