Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Одним из важных направлений своей педагогической деятельности считаю создание благоприятного психологического климата для всех обучающихся, с которыми я работаю.
Индивидуальная работа с обучающимися ведется по следующим направлениям:
- работа с одаренными детьми;
- работа с детьми с низкой успеваемостью;
В классах, в которых я работаю, нет категории детей с девиантным поведением.
Работа с одаренными детьми является приоритетным направление деятельности Российской гимназии №59 и направлена на достижение стратегической цели развития школы, основная идея которой состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся.
Основой обучения математике в нашей гимназии является личностно ориентированное обучение, которое учитывает интересы учащихся, личностные свойства, а также их психологические особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание опыта работы с различными категориями обучающихся | 20.05 КБ |
Выявление и развите способностей обучающихся | 13.6 КБ |
Рекомендации по развитию УУД | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта адресной работы учителя с различными категориями обучающихся.
Одним из важных направлений своей педагогической деятельности считаю создание благоприятного психологического климата для всех обучающихся, с которыми я работаю.
Индивидуальная работа с обучающимися ведется по следующим направлениям:
- работа с одаренными детьми;
- работа с детьми с низкой успеваемостью;
В классах, в которых я работаю, нет категории детей с девиантным поведением.
Работа с одаренными детьми является приоритетным направление деятельности Российской гимназии №59 и направлена на достижение стратегической цели развития школы, основная идея которой состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся.
Основой обучения математике в нашей гимназии является личностно ориентированное обучение, которое учитывает интересы учащихся, личностные свойства, а также их психологические особенности.
Обучение математики осуществляется в атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи, коллективное взаимодействие реализуется в индивидуальной, парной и групповой формах работы. Объем материала, подлежащего усвоению, соответствует возрасту. Сознательное усвоение при обучении достигается за счет вариативности приемов(коммуникативные, творческие игры, проекты, конкурсы, дискуссии, презентации, использование информационных технологий, наглядность и разнообразный раздаточный материал).
Моя работа направлена, в первую очередь, на создание благоприятного психологического климата во всех классах и для всех обучающихся. Считаю важным и необходимым оказание поддержки и помощи детям в решении их индивидуальных проблем (связанных с физическим и психическим здоровьем (помощь здесь оказывает психолог), успешным продвижением в обучении, проблем в общении с одноклассниками, родителями, учителями; проблем связанных с жизненным выбором, профессиональным определением).
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); создание условий для всестороннего развития одарённых детей.
Мероприятия | Формы работы | |
Выявление одаренных детей | Проведение диагностики признаков одарённости (в сотрудничестве со школьным психологом) 1. наблюдение, опросы и заполнение экспертных листов учителем, родителями. 2. Тестирование психологом: «Структура интеллекта» Р. Амтхауэра и вербальный тест Г. Айзенка. 3. «Карта одаренности» А.И. Савенкова | |
Организация работы с педагогами- предметниками | Семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одарёнными детьми» Знакомство педагогов с данными диагностики и с приемами целенаправленного наблюдения Накопление библиотечного фонда и Интернет-ресурсов | |
Организация работы с одаренными детьми | Организация дополнительных занятий . Проведение предметных олимпиад. Консультирование родителей по вопросам исследовательской и проектной деятельности . Проведение интеллектуальных игр, конкурсов, предметных недель. Использование на уроках заданий повышенной сложности. | |
Разработка системы поощрений победителей. | Награждение победителей предметных олимпиад, интеллектуальных игр, конкурсов. |
Главная отличительная особенность работы с одаренными детьми заключается в том, что эти дети очень целеустремленные и ориентированные на высокие учебные результаты. Моя главная задача с такими учениками - сохранить их интерес и мотивировать дальнейшее стремление к развитию, что предполагает задания высокого уровня сложности, более творческий подход и более тщательный отбор содержания учебного материала в соответствии с учетом их потребностей и интересов.
Эффективная подготовка к олимпиадам должна быть системной и последовательной. Для участия в олимпиадах выбираются высокомотивированные к освоению предмета учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем).
Работу по подготовке необходимо начинать с пятого класса, мотивированные обучающиеся могут принимать активное участие в дистанционных олимпиадах разного уровня и очных муниципальных конкурсах и олимпиадах.
Принципы подготовки к олимпиадам:
- индивидуальный подход;
- принцип опережающего уровня сложности;
- принцип активности знаний;
- принцип максимальной самостоятельности;
- анализ олимпиадных заданий прошлых лет.
Эффективность занятий с одаренными детьми подтверждается высокими результатами независимой аттестации учащихся (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР), а также успехами учащихся на муниципальном и республиканском уровнях олимпиад, различных конкурсов и фестивалей.
Моя работа с детьми с низкой успеваемостью строится на основе индивидуального подхода с учетом их возрастных и психологических особенностей. При работе с таким детьми в первую очередь я обращаю внимание на жизненную ситуацию каждого. К каждому такому ребенку необходим индивидуальный подход. В данном случае я не только учитель, но и своего рода наставник, который в какой-то мере определяет жизненные ориентиры для ребят.
Главная цель такой моей работы: не просто научить детей чему-то, но и помочь сформировать активную жизненную позицию, показать ученикам, что они творцы своих судеб и от них самих зависит многое.
Задачи:
- привить любовь к обучению, вовлечь в образовательный процесс;
- помощь в личностном развитии ребенка;
- воспитание правовой культуры учащихся.
Для успешной работы в данном направлении мною проводится следующая работа:
-индивидуальные/групповые дополнительныезанятия с целью помощи неуспевающим;
- работа на образовательных площадках, таких как Учи.ру, Якласс, скайсмарт.
- вовлечение во внеурочную деятельность;
- тематические беседы, мотивирующего характера;
- встречи с выпускниками;
- встречи с учениками, с высокими баллами ОГЭ, ЕГЭ;
Дополнительные занятия, консультации с объяснениями плохо усвоенного материала проводятся в малых группах или индивидуально, регулярность занятий варьируется в зависимости от наличия или отсутствия позитивной динамики.
С отстающими по моему предмету учащимися занятия проводятся с использованием ИКТ, метода активного проблемно-ситуационного анализа (метод кейсов), технологии развития критического мышления, проектной технологии. Так, решение кейсов, максимально приближенных к реальным жизненным ситуациям, позволяет учащимся повысить самооценку и развить свой творческий потенциал.
Дополнительные занятия позволяют ребятам осознать, что изучение математики является эффективным инструментом, позволяющим достигать желаемых результатов в поиске оригинальных решений проблем, пробуждая желание продолжать самообразование и саморазвитие. Кроме того, работа с кейсами, также как и с проектами, учит детей сотрудничеству, помогает развивать не только учебные, но и социальные компетенции. Развитие критического мышления помогает учащимся совершенствовать свои аналитические навыки, мотивирует к самоанализу, способствует развитию умений прогнозировать возможные последствия принятых решений, критически оценивать чужие идеи и аргументировать свою точку зрения.
Для эффективности работы тесно сотрудничаю со школьным психологом и родителями отстающих детей, что позволяет подобрать наиболее подходящую образовательную стратегию, принимая во внимание психологическую характеристику, увлечения и потребности ребенка для создания благоприятного климата и условий.
В некоторых случаях зачастую бывает достаточно доверительной беседы по выявлению причин неуспеваемости, в процессе которой они признают необходимость уделить больше внимания и времени, и единичных консультаций по восполнению пробелов в знаниях по пройденному материалу.
Причинами низкой успеваемости могут быть типичные проблемы подростков: заниженная самооценка, непонимание среди сверстников, конфликты с родителями, невозможность самовыражения, дефицит внимания. В таких случаях индивидуальная беседа с учащимися и их родителями являются залогом успешной усвоения учебного материала, а также для оказания помощи в построении диалога с детьми-подростками.
В процессе дополнительных занятий я стараюсь помочь преодолеть страх неуспешности, боязнь сделать ошибку. Получив разъяснения по проблемным темам, дети начинают верить в свои силы и способности, у некоторых пробуждается интерес и желание не только повысить успеваемость, но и дальше заниматься самообразованием.
Результатами моей работы в данном направлении, по моему мнению, можно считать:
1.100% занятость детей, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
2. Участие в онлайн конкурсах, олимпиадах на образовательных площадках, таких как Учиру, ЯКласс.
3. Активное участие детей в общественной жизни школы: конкурсы, праздники, школьные мероприятия, где ребята могут показать результаты своего труда.
Таким образом, можно заключить, что работа с детьми с низкой успеваемостью имеет положительный результат.
Предварительный просмотр:
Выявление и развитие способностей обучающихся
Способы выявления способностей | Способы развития способностей | |
Научная (интеллектуальная), творческая, физкультурно-спортивная деятельность | Для выявления творческих способностей детей я использую тест американского психолога П. Торренса, для выявления одаренности тест В.А.Крутецкого. Применяю педагогическое наблюдение за индивидуальными проявлениями обучающихся, анализирую особые успехи и достижения обучающихся, беседую с родителями. Определить уровень способностей и творческой активности обучающихся позволяет ежегодное участие в олимпиадах, конкурсах, проектах. | Для развития интеллектуальных способностей привлекаю обучающихся к участию в различных дистанционных олимпиадах, блиц-турнирах; к участию в научно-практических конференциях, во всероссийских конкурсах. С целью развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности я использую следующие образовательные технологии: -технологию разноуровневой дифференциации; - технологию проблемного обучения; - информационные образовательные технологии. |
Творческие способности | 1.Педагогическое наблюдение (использование методики мозгового штурма, игровых методов, КТД). 2. Учет мнения учителей – предметников и родителей. 3. Диагностика творческих способностей с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие способности ребенка» (для родителей) 4.Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности (творческие работы, проекты, исследования и т.д.) 5.Анализ портфолио обучающихся, отражающий творческие способности ребенка | Использую нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-праздники, викторины, конкурсы, заочное путешествие, диспут, интегрированные уроки, уроки-презентации и т.д. - использую ЭОР - применяю ИКТ - провожу анкетирование; - психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных детей; - информационно-практические беседы. - организация внеурочной деятельности; - работа с одаренными детьми; - дополнительные занятия для слабоуспевающих учащихся. Достижения ученики фиксируют в портфолио. |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий:
ЛИЧНОСТНЫЕ.
- Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
- В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
- Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
- Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ.
- Научите школьника контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
- Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу, правилу, алгоритму.
- Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу.
- Научите исправлять ошибки.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ.
- Если вы хотите, чтобы школьники усвоили материал по предмету, учите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
- Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
КОММУНИКАТИВНЫЕ.
- Научите школьника высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
- Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
- Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
В условиях модернизации и быстрого нарастания потока научной информации одной из главных задач обучения становится развитие таких способностей личности как саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность. Такие способности развиваются только в деятельности, их упражняющей. Лидирующими видами такой деятельности, нашедшими свое прочное место в педагогической практике наших учителей, стали проектная и исследовательская. Принцип таких подходов к обучению можно сформулировать следующим образом: «Я умею (работать самостоятельно, работать с источниками информации, общаться с людьми), значит я смогу (найду, решу, сделаю)».
«Портрет» выпускника основной школы:
- любит свой край и своё Отечество;
- осознаёт и принимает ценности человеческой жизни;
- активно и заинтересованно познаёт мир;
- умеет учиться;
- социально активен, уважает закон и правопорядок;
- уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог;
- осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни;
- ориентируется в мире профессий.
Миссия школы – воспитание гражданина России:
высоконравственного, творческого, компетентного, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации …
Ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.» Д. А. Медведев