психолого-педагогическая компетенция


Предварительный просмотр:

Методика диагностики  уровня тревожности Спилберга - Ханина.
Методика диагностики самооценки Спилберга - Ханина является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.

Методика измерения тревожности и как личностного свойства, и как состояния разработана Ч.Д.Спилбергом, была адаптирована в русском переводе Ю.Л.Ханиным. Ниже представлен опросник Спилберга-Ханина, с помощью которого определяются личностная и ситуационная тревожность.

Инструкция:
Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и отметьте справа в графах цифры, соответствующие вашему выбору из четырех альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выберите тот ответ, который более всего соответствует вашему мнению.
Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности. Для первой шкалы выбираемые ответы соответствуют четырем альтернативам («Нет, это не так»; «Пожалуй, так»; «Верно»; «Совершенно верно»). Для второй шкалы ответы также соответствуют четырем альтернативам («Никогда»; «Почти никогда»; «Часто»; «Почти всегда»).

Шкала ситуационной тревожности


п/п

Суждение

Выбираемые ответы

Нет, это не так

Пожалуй, так

    Верно    

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в состоянии
напряжения

1

2

3

4

4

Я внутренне спокоен

1

2

3

4

5

Я чувствую себя спокойно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные
неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство
внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности и напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден, и
мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личностной тревожности


п/п

Суждение

Выбираемые ответы

  Никогда   

Почти никогда

   Часто    

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое
настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым,
как другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и
долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил, желание
работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности к себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических
ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и
волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя
неудачником

1

2

3

4

39

Я уверенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство,
когда я думаю о своих делах
и заботах

1

2

3

4


Оценка результатов тестирования.
Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных за ответы на суждения по шкалам ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности. Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов. Например, для первого суждения первой альтернативе («Нет, это не так») присвоено 4 балла, второй альтернативе («Пожалуй, так») - 3, третьей альтернативе - 2, четвертой альтернативе - 1 балл, и так далее.
Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. При этом показателями уровней тревожностей будут:
3,5-4,0 балла - очень высокая тревожность
3,0-3,4 балла - высокая тревожность
2,0-2,9 балла - средняя тревожность
1,5-1,9 балла - низкая тревожность
0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.
Следует обращать внимание не только на тех, кто имеет высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (то есть тех, у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи», и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой человек по разным причинам не хочет сообщать.
По каждому ученику следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и необходимые рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низкотревожных людей требуются пробуждение активности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Ключ к методике определения ситуационной и личностной тревожности

Номер
суждения

Ситуационная тревожность (ответ)

I

II

III

IV

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

7

1

2

3

4

8

4

3

2

1

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

Номер
суждения

Личностная тревожность (ответ)

I

II

III

IV

21

4

3

2

1

22

1

2

3

4

23

1

2

3

4

24

1

2

3

4

25

1

2

3

4

26

4

3

2

1

27

4

3

2

1

28

1

2

3

4

29

1

2

3

4

30

4

3

2

1

31

1

2

3

4

32

1

2

3

4

33

1

2

3

4

34

1

2

3

4

35

1

2

3

4

36

4

3

2

1

37

1

2

3

4

38

1

2

3

4

39

4

3

2

1

40

1

2

3

4



Предварительный просмотр:

Диагностика  «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам»

С помощью «Методики неоконченных предложений» можно узнать мнение учащихся о школе, об уроках, об отношении к учебной деятельности.

  1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

    а) «Ура! Сегодня будет история» (математика, литература … ).

    б) «Сегодня можно не присутствовать на истории»  (математике, химии ...).

    в) «Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике» ( физике, химии …).

  1. Я прихожу в школу для того, чтобы …

а) … узнать что-то новое, интересное.

б) … заниматься такими интересными предметами, как …

в) … встретиться с такими хорошими учителями, как …

г) … пообщаться с друзьями.

д) … весело провести время.

е) … не огорчать родителей.

  1. Домашнее задание я делаю так:

  а) совершенно самостоятельно.

  б) обращаюсь за помощью к взрослым.

  в) под контролем родителей.

  г) от случая к случаю.

  д) не делаю никогда.

  1. Для того чтобы хорошо учиться, нужно …

          а) … иметь интерес к предмету.

          б) … иметь способность к предмету.

          в) … хорошо работать на уроке.

          г) … иметь хорошие отношения с педагогом.

          д) …  уметь списывать.

  1. Когда я получаю плохую отметку, то …

а) … стараюсь тут же её исправить.

б)…стараюсь исправить ее на следующем уроке.

в)…стараюсь исправить в ближайшее время.

7)…ничего не пытаюсь делать.

Анкета «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников»

Признаки коммуникативной культуры педагога

Предметы

математика

иностранный язык

история

география

физика

Русский язык

химия

физкультура

литература

информатика

ОБЖ

Интересно излагает материал.

Терпеливо поясняет сложныеместа

Доступно излагает трудный материал

Умеет поддерживать интерес класса к предмету

Использует индивидуальные возможности учащихся, организует диалог, полилог

Создает ситуацию для самостоятельной работы

Предлагает творческие задания

Проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам

Проявляет уважение к своим коллегам

Справедливо оценивает возможности каждого ученика

Создает ситуацию успеха каждому ученику (не разделяет детей по учебным успехам)

Сумма баллов

 «Мониторинг положительного отношения к предмету».

Рейтинг предметов по критериям:

-  Очень нравится

-  Нравится

-  Не нравится

-  Очень не нравится

Предмет

Очень

нравится

Нравится

Не нравится

Очень не нравится

1

Математика

2

Русский язык

3

Литература

4

Английский язык

5

История

6

География

7

Биология

8

Технология

25

Анкета        «Преподаватель глазами ученика»  

Критерии оценки:

                           5 баллов – качество проявляется практически всегда;

 4 балла – качество проявляется часто;

                 3 балла - качество проявляется на уровне 50 %;

  2 балла – качество проявляется редко;

           1 балл – качество практически отсутствует;

 0 баллов – не могу ответить.

Оцениваемые качества

Кол-во

учащихся

Кол-во учащихся

5

4

3

2

1

0

5

4

3

2

1

0

1

Четко формулирует цели урока

2

Излагает материал понятно, доступно

3

Выделяет главное, существенное

4

Умеет вызвать, поддержать интерес к предмету

5

Умеет снять напряжение, усталость

6

Уважительное отношение к ученикам

7

Терпимость к тем, кому трудно дается учеба

8

Требовательность

9

Заинтересованность в успехе каждого ученика

10

Объективность и справедливость в оценке знаний

11

Влияние своей личностью (высокая эрудиция,

манера поведения, внешний вид, отношение к работе)

26

   Использована  методика из методического пособия:

   Автор: М. М. Поташник  «Требования к современному уроку»

  Издание:  Москва. Центр педагогического образования, 2007 год.

Анкета  для обучающихся «Исследование социально-психологического климата в классе».

Позиции оценки социально-психологического климата

2010-2011 год

2011-2012 год

1. В нашем коллективе все хорошо и умело взаимодействуют друг с другом и действуют слажено в любых ситуациях.

2. В нашем классе можно получить поддержку одноклассников в сложных ситуациях.

3. В нашем классе принято относиться с доверием, пониманием и доброжелательностью.

4. В нашем классе развита принципиальность и требовательность друг к другу.

5. Все члены класса сознательно подчиняются дисциплине и ответственно выполняют любую работу.

6. Все члены класса быстро организуются при выполнении срочных и ответственных заданий.

7. Я с удовольствием иду в свой класс и провожу время с одноклассниками.

8. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание и искреннее участие.

9. Я с удовольствием встречаюсь и провожу время вместе с одноклассниками после уроков.

10. В нашем классе нет отвергаемых.

Анкета «Исследование взаимодействия учителя  с обучающимися».

(Опрос проводится с родителями )

Позиции оценки взаимодействия.

2011-2012

1. Учитель формирует хорошие взаимоотношения в детском классном коллективе.

2. Учитель устанавливает с родителями деловые и доверительные отношения.

3. Учитель успешно сочетает в себе качества учителя, наставника, воспитателя и старшего друга.

4. Учитель создает педагогические условия саморазвития, самовыражения учащихся во внеурочной деятельности.

5. Учитель привлекает родителей, общественность к воспитательной работе, организует работу по повышению педагогической культуры родителей.

6. Учитель сотрудничает с учителями и другими специалистами, работающими в классе.

7. Учитель относится ко всем своим ученикам одинаково доброжелательно, с пониманием, вне зависимости от успеваемости, национальности и личных качеств.

8. Учитель проявляет творчество в работе с детьми (использует инновационные технологии, нестандартные формы мероприятий, организует коллективные творческие дела).

9. Учитель учитывает индивидуальные особенности своих обучающихся.

10. Учитель создает условия для проявления активности, самостоятельности и ответственности учащихся в различных видах деятельности.



Предварительный просмотр:

Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн 

(Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик:  Сб. научн. тр./ Отв. ред. И.В. Дубровина)

        

Цель: изучение самооценки.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Процедура проведения: каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание (лучше сначала показать тренировочный вариант на доске).

Инструкция: «Каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер и т.п.  Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На следующей странице нарисовано 7 таких линий. Они обозначают: 1) здоровье; 2) ум, способности; 3) характер; 4) авторитет у сверстников; 5) умение многое делать своими руками, умелые руки; 6) внешность; 7) уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Итак,

«–» – уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент;

«х» – такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, в линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового».

Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не обязан делать», отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (с разницей не менее 5 мин). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

Регистрационный бланк

Фамилия, имя______________________________________________________ Дата___________________________  Класс_____________________________

Оцени себя по ниже приведенным качествам, которые обозначены у каждой вертикальной черты. Нижняя точка черты обозначает самый низкий уровень развития качества, а верхняя – наивысший.

На каждой линии черточкой ( – ) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в настоящий момент. После этого крестиком (Х) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.

Здоровье        Ум             Характер        Авторитет           Умение         Внешность      Уверенность

                                                                         у              многое  делать                                в себе

                                                                  сверстников         своими

                                                                                                руками

Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на 6 линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 м. = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

  1. По каждой из шести шкал определяются:
  • уровень притязаний в отношении данного качества – по расстоянию в м. от нижней точки шкалы  («0») до знака «х»;
  • высота самооценки – от «0» до знака «–»;
  • величина расхождения между уровнем притязаний и самооценки – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «–»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей.
  1. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем 6 шкалам.
  2. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х». Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником различных сторон своей личности (см. рис.).

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие – очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.

  1. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются. Неполностью (указывается только самооценка или уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.д.

скан

Оценка и интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными далее. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

  1. Уровень притязаний.

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов («средние» и «высокие» притязания). При этом оптимальным является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Очень высокий уровень притязаний – от 90 до 100 баллов – свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания в этом плане заслуживают такие случаи, когда уровень притязаний отмечается выше максимально  возможного значения, крайней верхней точки шкалы (100 бал.) Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует  о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста – это неблагоприятный показатель, поскольку, как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к такому умению достаточно высокие требования. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.

Результат менее 60 баллов – низкие «притязания» – свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Естественно, что чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень высокий или очень низкий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Следует отметить, что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее.

  1. Высота самооценки.

Количество баллов от 45 до 74 – «средняя» и «высокая» самооценка – свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом так же, как и при оценке уровня притязаний, оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала – от 60 до 74 баллов («высокая» самооценка).

Количество баллов  от 75 до 100 (и выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной самооценке (переоценке себя) и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Такая завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Кроме того, завышенная самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытость» для опыта, нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога. Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, то есть отношение к себе  как  ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному, и «защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет», позволяет не прилагать никаких усилий или подменить деятельность отношением к ней.

  1. Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которых он действительно стремится достичь. Притязания в значительной части случаев основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождения от 1 до 7 баллов и особенно случаи полного совпадения уровня притязаний и уровня самооценки указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней части шкалы (76-100 б.) они свидетельствуют о завышенной самооценке; в средней части (46-75 б.) – отношение школьника к себе не носит конструктивного характера; в нижней части (0-45 б.) – они могут являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики), свидетельствовать о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», даже не надеется исправить положение.  Если таким образом заполняются 1 или 2 шкалы,  это указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями.  Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно неблагоприятны случаи, когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания – в средней  или высокой. При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие.

Характеристика описанных выше параметров может быть применена при анализе как результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.

  1. Дифференцированность уровня притязаний и самооценки.

Оценка дифференцированности, то есть расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та  или иная степень дифференцированности. Поэтому мы остановимся на этом вопросе позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически (рис), так и количественно (табл.).

Таблица

Параметр

Количественная характеристика, балл

Низкий

Норма

Очень высокий

Средний

Высокий

Ур. притязаний

Менее 60

60 – 74

75 – 89

90 – 100

Ур. самооценки

Менее 45

45 – 59

60 – 74

75 – 100

Таблица

Параметр

Количественная характеристика, балл

Слабая

Умеренная

Сильная

Степень расхождения между ур. притязаний и ур. самооценки

0 – 7

8 – 22

Более 22

Степень дифференцированности притязаний

0 – 8

9 – 21

Более 21

Степень дифференцированности самооценки

0 – 14

15 – 29

Более 29

  1. Редкие ответы.

К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом. Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или по всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.

Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценки или только уровня притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых притязаниях. Переживания, связанные с таким отношением к себе, столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента.

Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.

Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!») обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего, для себя самого, собственную несостоятельность (такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у учащихся 7 классов, старших подростков.

  1. Особенности поведения.
  • Сильное возбуждение, демонстративные высказывания разного рода во время заполнения методики, отказ выполнять задание и другие проявления  в значительной части случаев свидетельствуют о повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций, о которых говорилось выше.
  • Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым и в то же время очень значимым.
  • Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок указывают на значительные затруднения в оценке себя.
  • Слишком быстрое выполнение задания обычно свидетельствует о формальном отношении к данной работе.

Интерпретация индивидуальных сочетаний параметров.

 Варианты самооценки. Для углубленного анализа индивидуальных вариантов самооценки привлекается ряд дополнительных характеристик, полученных с помощью методик, выявляющих тревожность, социально-психологическую адаптированность, а также с помощью бесед со школьниками и учителями[1].

Основное значение при характеристике индивидуальных вариантов отношения школьника к себе имеют средний показатель самооценки (медиана) и степень дифференцированности самооценки.

За норму можно принять сочетание средней или высокой самооценки при умеренной степени ее дифференцированности. Таких испытуемых обычно характеризует средний или высокий уровень притязаний при умеренной их дифференцированности, а также умеренное расхождение между притязаниями и самооценкой. Именно в этих случаях притязания выполняют свою основную функцию – стимулируют личностное развитие. Дифференцированное отношение к различным сторонам своей личности у этих испытуемых в значительной мере сбалансировано: здесь, как правило, не встречаются предельно высокие и крайне низкие самооценки по отдельным шкалам. В целом такая самооценка может быть охарактеризована как гармоничная, с сочетанием разумных пропорций между притязаниями и оценкой собственных возможностей.

Столь же благоприятным и близким по содержанию является вариант отношения к себе, при котором очень высокая самооценка  (75-90 б.) сочетается с умеренной ее дифференцированностью. Важным условием здесь является также наличие очень высоких, но дифференцированных умеренно притязаний и умеренного расхождения между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что такие школьники часто отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлении о больших собственных возможностях, способностях, и прилагают значительные целенаправленные усилия на достижение этих целей. Интересно, что у всех школьников с таким вариантом самооценки довольно ровные и при этом высокие показатели социально-психологической адаптированности. Такой вариант отношения к себе, по-видимому, является очень продуктивным.

Низкая, умеренно дифференцированная самооценка, сочетающаяся со значительным расхождением между притязаниями и самооценкой, является показателем неблагоприятного отношения к себе, неблагополучия в личностном развитии.

Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой. Учащегося как бы удовлетворяет его «средний» уровень, он не ждет от себя никаких «взлетов», никаких изменений и даже не хочет их.

Высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с очень высокими недифференцированными притязаниями и характеризующаяся сильным расхождением между притязаниями и самооценкой, как правило, свидетельствует о том, что в самооценке школьника отражается лишь его общее положительное отношение к себе, причем отношение эмоциональное, самооценка не основывается на анализе своих возможностей.

Очень высокая слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкал), слабо дифференцированными (обычно совсем не дифференцированными) притязаниями и характеризующаяся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, указывает на глобальное, завышенное представление о себе. Такая «глобальная удовлетворенность собой» по большей части носит ярко выраженный защитный характер. Это именно те случаи, когда школьник «закрыт», не чувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям, оценкам окружающих. В других случаях подобная самооценка может выражать самые различные явления – инфантилизм, самодостаточность. Она может также выступать и как реактивное образование на какое-то сильное внешнее неблагополучие, остро переживаемый внутренний конфликт. В последнем случае она сочетается с ярко выраженной тревожностью. Таким образом однозначно охарактеризовать этот вариант самооценки достаточно трудно (это можно сделать только в общем контексте широкого изучения личности школьника). Несомненно, однако, что подобная самооценка не несет в себе стимул для личностного развития, то есть является непродуктивной. Поэтому учащиеся с такой самооценкой, безусловно, должны привлечь внимание школьного психолога.

Неблагополучие в развитии личности характеризует испытуемых с низкой, слабо дифференцированной самооценкой. Здесь выделяются две подгруппы. Для одной из них характерен средний или высокий уровень притязаний, сильное расхождение между притязаниями и самооценкой. Это свидетельствует о сильной осознаваемой неуверенности в себе, о том, что значительный разрыв между собственными притязаниями и оценкой своих возможностей осознается и переживается школьником. Как правило, такие учащиеся испытывают ярко выраженную тревожность и имеют низкий коэффициент социально-психологической адаптированности. Другая подгруппа характеризуется очень низкими притязаниями и соответственно слабым расхождением между уровнем самооценки и уровнем притязаний. Эти школьники как бы полностью смирились со своей «малоценностью».

Низкую сильно дифференцированную самооценку имеют школьники, переживающие сильную неуверенность в себе и испытывающие сильное желание разобраться в себе, в своих возможностях. Такие случаи обычно свидетельствуют о перестройке самооценки. Учащиеся с подобной самооценкой, как правило,  очень охотно идут на общение со взрослым, ищут в нем поддержку, опору.

При сильно дифференцированных самооценках средний и высокий уровни притязания часто оказываются ниже самооценки по некоторым или по всем шкалам. При этом и уровень самооценки, и уровень притязаний могут оказаться очень высокими, но даже если уровень притязаний указывается на высшей точке шкалы – 100 баллах, самооценка выносится за верхнюю точку. Это может сочетаться с предельно низкими самооценками по другим шкалам. Учащиеся с подобными вариантами самооценки обычно испытывают повышенную тревожность. Эти варианты самооценки характеризуют конфликтное отношение школьника к себе, когда чрезмерно высокие притязания и переживание несоответствия между ними и оценкой своих возможностей заставляют его оценивать себя по принципу «все или ничего». Подобные варианты самооценки свидетельствуют об искажениях в личностном развитии. Очевидно, что все случаи неблагоприятных для личностного развития, непродуктивных вариантов самооценки заслуживают самого пристального внимания со стороны школьного психолога.

Экспресс-оценка. При необходимости можно получить быструю характеристику самооценки и уровня притязаний (это может потребоваться, например, если методика используется во время беседы). Для этого без специального измерения анализируют графическое изображение кривых самооценки и уровня притязаний на бланке испытуемого: отношение показателей к максимуму, минимуму, середине, примерный разброс и т.п. Однако таким образом можно получить только самую общую ориентацию.

Устойчивость и динамика самооценки и уровня притязаний. Для выявления устойчивости основных показателей и прослеживания динамики отношения школьников к себе методику полезно проводить с одними и теми же учащимися несколько раз, но не более 2-3 раз в учебном году. Более частые повторы, как показывают данные, провоцируют школьников на выражение ситуативной динамики и поэтому нецелесообразны. Они могут осуществляться лишь в порядке исключения, например, при необходимости проверить результаты ведущейся или проведенной воспитательной, коррекционной работы.

На изменения, происходящие в отношении школьника к себе, указывают следующие различия показателей по результатам повторных проб:

 а) для уровня притязаний – не менее 16 балов;

б) для самооценки – не менее 10 баллов;

в) для степени расхождения между ними – не менее 7 баллов;

г) для степени дифференцированности уровня притязаний и самооценки – переход в другую категорию – от «слабой» к «умеренной» и т.п.

Представленная методика полезна для получения оперативной информации. Поэтому ее целесообразно проводить фронтально для того, чтобы выделить тех детей, которым необходима помощь, классы, где много таких детей (данные показывают, что неблагополучие в самооценке, проявляющееся у значительного числа учащихся в одном классе, может свидетельствовать о неправильной воспитательной работе, неблагополучно складывающихся межличностных отношениях) (Пахальян В.Э. Психолого-педагогическая консультация в школе // Вопр. психол. – 1987. - № 3). Такое фронтальное проведение хорошо дополнить пробой «Три вопроса к психологу» (В.С. Юркевич).

Проведение методики Дембо-Рубинштейн обязательно предполагает беседу с испытуемым. При этом прямые вопросы («Почему ты именно так оценил свой ум? характер?») можно использовать, главным образом, с той категорией школьников, которые сами мотивированы на общение с психологом по этим проблемам, что хорошо выявляется по соотношению варианта самооценки и «вопросами к психологу». Чаще всего это дети со всеми вариантами низкой самооценки и средней, сильно дифференцированной самооценки. В остальных случаях прямые вопросы по большей части непродуктивны. Хорошо зарекомендовал себя такой прием, как использование проективной фигуры. Школьнику предлагается представить сверстника его пола, имеющего разные варианты самооценок, сказать, доволен ли этот сверстник собой, какие цели он перед собой ставит, добьется ли он их и т.п.

Следует отметить, что для некоторых учащихся и такой вариант беседы оказывается очень трудным. Иногда это бывает связано с конфликтным отношением к себе, однако чаще с тем, что школьнику просто не хватает речевых средств для выражения своих мыслей. Поэтому в таких случаях лучше первоначально отказаться от беседы по методике, а приступать непосредственно к углубленному психологическому изучению детей, обязательно включающему более сложные проективные и лабораторные методики на самооценку.


[1] Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ.

(МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 9- 14 лет

Форма проведения: фронтальный письменный опрос.

Оцениваемое УУД:  личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.

 Ф.И.______________________________________________________________                

 Класс____________________Дата_____________________________________          

 Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.

 

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

1. Я спокоен.

      1

  2

   3  

  4

2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути.

      1

  2

   3

  4

3. Я разъерен.

      1

  2

   3

   4

4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе.

      1

  2

   3

   4

5. Я напряжен.

      1

  2

   3

   4

6. Я испытываю любопытство.

      1

  2

   3

   4

7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу.

      1

  2

   3

   4

8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки.

      1

  2

   3

   4

9. Я раскован.

      1

  2

   3

   4

10. Мне интересно.

      1

  2

   3

   4

11. Я рассержен.

      1

  2

   3

   4

12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе.

      1

  2

   3

   4

13. Меня волнуют возможные неудачи.

       1

  2

   3

   4

14. Мне кажется, что урок никогда не кончится.

       1

  2

   3

   4

15. Мне хочется на кого-нибудь накричать.

       1

  2

   3

   4

16. Я стараюсь все делать правильно.

       1

  2

   3

   4

17. Я чувствую себя неудачником.

       1

  2

   3

   4

18. Я чувствую себя исследователем.

       1

  2

   3

   4

19. Мне хочется что-нибудь сломать.

       1

  2

   3

   4

20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием.

       1

  2

   3

   4

21. Я взвинчен.

       1

  2

   3

   4

22. Я энергичен.

       1

  2

   3

   4

23. Я взбешен.

       1

  2

   3

   4

24. Я горжусь своими школьными успехами.

       1

  2

   3

   4

25. Я чувствую себя совершенно свободно.

       1

  2

   3

   4

26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.

       1

  2

   3

   4

27. Я раздражен.

       1

  2

   3

   4

28. Я решаю самые трудные задачи.

       1

  2

   3

   4

29. Мне не хватает уверенности в себе.

       1

  2

   3

   4

30. Мне скучно.

       1

  2

   3

   4

31. Мне хочется что-нибудь сломать.

       1

  2

   3

   4

32. Я стараюсь не получить двойку.

       1

  2

   3

   4

33. Я уравновешен.

       1

  2

   3

   4

34. Мне нравится думать, решать.

       1

  2

   3

   4

35. Я чувствую себя обманутым.

      1

  2

   3

   4

36. Я стремлюсь показать свои способности и ум.

      1

  2

   3

   4

37. Я боюсь.

      1

  2

   3

   4

38. Я чувствую уныние и тоску.

      1

  2

   3

   4

39. Меня многое приводит в ярость.

      1

  2

   3

   4

40. Я хочу быть среди лучших.

      1

  2

   3

   4

Обработка результатов.

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:

 На бланке 1 2 3 4

 Вес для подсчета  4 3 2 1

Такими «обратными» пунктами являются:

По шкале познавательной активности: 14,30,38

По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33

По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.

                                                        Ключ

            Шкала

        Пункты, номер

  Познавательная активность

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

  Мотивация достижения

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

  Тревожность

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

  Гнев

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Для  получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

 Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

 Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.

 При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

 Оценка и интерпретация результатов.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

 ПА + МД + (-Т) + (-Г), где

ПА- балл по шкале познавательной активности;

МД- балл по шкале мотивации достижения;

Т- балл по шкале тревожности;

Г- балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;

 V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

 Распределение баллов по уровням:

Нормативные показатели  

 

Шкала

 

уровень

Половозрастные группы, интервал значений

 

 

         10-11 лет

     12- 14 лет

    15-16 лет

Дев.

  Мал.

  Дев.

  Мал.

  Дев.

 Мал.

Познавательная активность

Высокий

 

 31-40

 28-40

 28-40

 27-40

  29-40

 31-40

 


 

Средний

 

 21-26

 22-27

  21-27

 19-26

  18-28

  21-29

Низкий

 

 10-25

 10-21

  10-20

  10-18

  10-17

 10-20

Тревожность

Высокий

 

 27-40

 24-40

  25-40

  26-40    

  25-40

 23-40

Средний

 

 20-26

 17-23

  19-24

  19-25

  17-24

  16-22

Низкий

 

 10-19

 10-16

  10-18

  10-18

  10-16

  10-15

 

Гнев

Высокий

 

 21-40

 20-40

  19-40

  23-40

  21-40

  18-40

Средний

 

 14-20

 13-19

  14-19

  15-22

  14-20

  12-18

Низкий

 

 10-13

 10-12

  10-13

10-14

  10-13

  10-11

 

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.

В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ.

                                          Интерпретация данных

 

                           Шкала

 

            Интерпретация

Познавательная активность

тревожность

         гнев

 

Высокий

Низкий, средний

     Низкий

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

 Средний

Низкий, средний

    Низкий

Позитивное отношение к учению

 Низкий

Низкий, средний

     Низкий,

     средний                

Переживание «школьной скуки»

Средний

Низкий, средний

   Низкий,

   Средний

Диффузное эмоциональное отношение

Средний

Низкий,

средний

   Высокий

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

 

Низкий

Низкий,

средний

  Высокий

Негативное эмоциональное отношение

Низкий

Низкий

 Высокий

Резко отрицательное отношение к школе и учению

Высокий

Высокий

Высокий

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

Высокий

Высокий

  Средний

Повышенная эмоциональность на уроке

 

Средний,

низкий

Высокий

  Средний,

  Низкий

Школьная тревожность

Высокий

Средний, низкий

 Высокий

Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Высокий,

 средний

Высокий

 Низкий,

 средний

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.