обмен опытом


Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение детей-инвалидов

 как средство создания безбарьерной образовательной среды

   ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ- это путь,

                                                            который позволит каждому ребенку

                                                           получить необходимое образование.

Как организовать обучение детей-инвалидов, чтобы их способности, их талант реализовались? Для этих детей обучение в школе связано с большими трудностями, а для многих – вообще недоступно.

Создание в общеобразовательных организациях безбарьерной образовательной среды, необходимой для обеспечения полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс, является одним из стратегических направлений развития образования.

В 2009 году в национальном проекте «Образование» появилось новое направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в домашнем обучении».  Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях. 

Дистанционное обучение- это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.

Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

Особенность ДО заключается в том, что оно предполагает  взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии,  но при этом  отражает все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, организационные формы, средства обучения, реализация которых осуществляется  средствами Интернет-технологий.  

Достоинства ДО:

1.Технологичность:

  • Информационные технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика с обучающей системой.
  • использование мультимедиа технологий, звука, видео делает  дистанционное обучение интересным.

2. Доступность и открытость:

  • возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет детям-инвалидам учиться практически всю жизнь.

3. Свобода и гибкость:

  • Обучение в любое время и в любом месте позволяет ученикам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.

4. Индивидуальность

  • Дистанционное обучение носит индивидуальный характер: обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться  несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Процесс обучения документируется - у обучающего остается сам курс обучения (презентации, фрагменты урока), электронная переписка с учителем, и он может обращаться к нему позже, по мере необходимости. Использование дистанционного обучения уменьшает нервозность учеников при сдаче зачета.

В целом, основная идея дистанционного обучения - создать условия для полноценного обучения детей–инвалидов,  не  посещающих  школу на основе информационных технологий дистанционного обучения

Для дистанционного обучения детей-инвалидов я выбрала «Центр образования «Технологии обучения» («I–школа» - http://iclass.home-edu.ru).

Дистанционная связь осуществляется посредством программы Skype, позволяющей использовать видеокамеру.

В начале каждого урока дается целеполагание, которое одновременно является кратким планом урока (так называемые «шаги», которые должен сделать ученик, чтобы пройти урок), призванным настроить учащегося на освоение учебного материала. Пошаговый принцип подачи  информации пронизывает весь курс: новый материал дается маленькими  порциями, а задача каждого упражнения разбивается на подзадачи. Деятельность ученика в курсе оказывается, таким образом, максимально структурированной и организованной.

Объяснение нового материала перемежается с решением проблемных задач и/или

контролем, что обеспечивается различными интерактивными учебными модулями. Иными

словами, в курсе практически отсутствуют так называемые уроки-объяснения в чистом виде.

Напротив, каждый урок курса ведет учащегося от решения практических задач к теоретическим обобщениям (выводам, правилам и т.п.).

Важнейшей особенностью курса является активное использование созданных в электронной учебной среде пошаговых инструкций, призванных выработать у ученика

навыки логического мышления. Эти инструкции построены таким образом, чтобы максимально приблизить процесс обучения к живому общению учителя с учеником.

В содержание каждого урока, как правило, входит дополнительный материал разного рода, в частности:

* игровой (под рубриками «Игра!», «Веселая работа»),

* познавательный («Знаешь ли ты, что…», «Всякая всячина»),

* повышенной трудности («Вопросы на засыпку», «Трудная задача»).

Хотелось бы отметить еще одно преимущество дистанционного обучения. Дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками.

Элемент «Форум» используется для организации дискуссии и группируется по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. Пользователь также может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.

Уроки 12—13. Предложения с однородными членами. Запятая при однородных членах. Сложные предложения. Запятая между частями сложного предложения

На этом уроке ты вспомнишь:

1) что такое однородные члены предложения и поймёшь, на кого они работают и когда их нужно разделять запятой;

 2) что такое обобщающее слово при однородных членах предложения;

3) какими бывают сложные предложения;

4) как отличить сложное предложение от предложения с однородными членами

Шаг 1

На кого работают ОЧП? Тест

Найди однородные члены Тест

Великая Китайская стена Задание

Знаки препинания между однородными членами предложения Страница

Слово-магнит Форум

Шаг 2

Караси — животные или рыбы?

Завтрак Кащея: пучок редиса и два батона Задание

Обобщающее слово Задание

Шаг 3

Крепки ли твои знания? Тест

Что же это? Задание

Полное бессоюзие Задание

Шаг 4

Однородные и сложные Тест

Что же это получается? Задание

Простое или сложное? Тест

Соломенное ч..чело Задание

Трудная задача

Учимся редактировать Форум

Мойдодыр Задание

        

Дополнительные материалы к уроку

Очень-очень странный вид* Задание

Тест по теории**

Сколько встречаемых?** Задание

Переделай предложения*** Задание

Схематичный рассказ Задание

Т.о, система ДО детей-инвалидов позволяет:

  • организовать обучение по основным общеобразовательным программам общего образования;
  • осуществлять подготовку к промежуточной, государственной (итоговой) аттестации детей – инвалидов;
  • организовать профильное обучения для детей – инвалидов;
  • обеспечить их участие в проектно – исследовательской деятельности, конференциях, предметных олимпиадах,  творческих конкурсах, выставках разного уровня;
  • осуществлять их профессиональную подготовку;

Дистанционное обучение способствует

  • созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования;
  • расширению возможностей их последующей профессиональной занятости;
  • успешной социализации и интеграции в общество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ на уроках русского языка и литературы в контексте внедрения ФГОС ООО

Слайд 2

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН: Уверенно владеть техникой целеполагания; Четко понимать, какие цели и задачи решает его предмет; Соотносить цели с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.

Слайд 3

Луций Анней Сенека (Младший) Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает. Так поставим перед собою цель — высшее благо, чтобы стремиться к ней изо всех сил и иметь ее в виду в каждом деле , в каждом слове.

Слайд 4

Целеполагание- это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Целеполагание требует максимального вовлечения ученика в процесс постановки цели урока.

Слайд 5

Компоненты целеполагания : 1 Обоснование и выдвижение целей 2 Определение путей их достижения 3 Проектирование ожидаемого результата

Слайд 6

идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств Понятие цель

Слайд 7

Правила целеполагания: - цель должна соответствовать современным требованиям общества к подготовке выпускника школы, быть актуальной ; - цель должна быть конкретной , четко сформулированной (направленной на достижение конкретного результата); - цель должна быть диагностичной , (четкое описание результата, которого мы хотим достичь), позволяющей оценить соответствие результатов учебной деятельности; - цель должна быть операциональной , в формулировке цели имеется указание на средства ее достижения (разработана стратегия достижения результата); - цель должна быть инструментальной , технологичной (определяются конкретные действия по ее достижению); - цель должна быть достижимой (можно достичь, хотя бы с малой вероятностью); - цель должна быть соотнесена с конкретным сроком ее достижения ; - цель должна быть осознанной всеми субъектами образовательного процесса; - цель должна быть побудительной (побуждать к действию).

Слайд 8

Постановка цели на уроке: цель урока должна быть представлена учащимся в наглядной форме (в виде записи на доске, плакате или презентации и др.) и озвучена учителем; после представления цели урока учитель должен проверить с помощью вопросов уровень понимания цели урока учениками. Учащиеся должны озвучить цель урока как ожидаемый результат/действие; учитель должен дать возможность учащимся ставить для себя цель, самим определить то, что они хотят узнать на уроке по теме; при подведении итогов урока учитель должен вернуться к целям урока и совместно с учениками определить уровень достижения цели.

Слайд 9

Памятка учителю для формулирования целей обучения: Объем работы, обозначенный в формулировке цели, должен соответствовать времени, выделенному на эту работу. Доминантное слово в формулировке цели должно быть выражено глаголом, которое лучше всего передает желаемое поведение учащегося (описывается словом определяющее определенное действие). Доминантный глагол в формулировке цели должен быть совершенного вида. При формулировании цели следует четко разграничивать понятия «цель» и «средства для достижения этой цели», а также «цель» и «задачи, обоснованные этой целью».

Слайд 10

Условия эффективности организации целеполагания: 1) использование учителем многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности. 2) соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей. 3) постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности. 4) осуществление учащимися контроля своих достижений.

Слайд 11

Целеполагание урока: - учитель определяет компетенции/ю, на формирование которых рассчитан урок, разрабатывает стратегию по достижению запланированной цели (определяет результат обучения, указывает на действия учащихся, отвечая на вопрос, что должен сделать ученик за урок); - постановка цели на уроке; цель урока должна быть диагностичной, конкретной, измеримой и соответствовать формируемым компетенциям; цель отождествляется с результатом учебного занятия, результатом выступает компетентность учащихся; - в процесс постановки цели на уроке вовлекаются учащиеся, учитель организует деятельность по приему целей учащимися, ориентирует на согласованность целей педагога и обучаемых, совместное целеполагание создает условия для мотивации достижения целей учащимися.

Слайд 12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ на уроках русского языка и литературы в контексте внедрения ФГОС ООО

Слайд 2

Приемы целеполагания Аудиальные Визуальные Подводящий диалог Тема –вопрос Собери слово Работа над понятием Исключение Ситуация яркого пятна Проблема предыдущего урока Группировка Домысливание Исключение Проблемная ситуация

Слайд 3

Подводящий диалог Тема урока: «Основные виды сказуемого». -Что мы называем грамматической основой предложения? -Это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. -Что такое подлежащее? -Подлежащее-главный член предложения, который показывает, о ком или о чем говорится в предложении. -Что такое сказуемое? -Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем…

Слайд 4

Собери слово Тема урока: «Способы образования наречий» Задание: использовав предложенные морфемы, собери слово. из- до- левый А с-

Слайд 5

Исключение Тема урока: «Род имен существительных» Задание. Прослушайте ряд слов: мама, сестра, лампа, речка, дедушка. Что общего во всех словах? Какое слово лишнее?

Слайд 6

Проблема предыдущего урока Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-» Упражнение:123 1)Ребята пр…зрели бездомную кошку. -Какую гласную напишем? -Применяемы ли изученные правила для написания этого слова? -Что нужно будет выяснить на следующем уроке?

Слайд 7

Тема-вопрос Тема урока: «Как изменяются имена прилагательные» План действий: Повторить знания об имени прилагательном. Определить, с какими частями речи сочетается. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Слайд 8

Работа над понятием Тема урока: «Словосочетание» Для зрительного восприятия названия темы урока: Подберите однокоренные слова; поищите в сложном слове составляющих слово основы; объясните значения каждого слова или отыщите его в «Толковом словаре». От значения слов определяем цель урока.

Слайд 9

Ситуация Яркого пятна подсолнухи розы тюльпаны ромашки роза Тема урока «Число имен существительных» (единственное и множественное)

Слайд 10

Группировка Тема урока: «Словосочетание» Задание: сгруппируйте словосочетания по главному слову. 1. Восемь галок; 2. его портфель; 3. принесли письмо; 4. пяти воронам.

Слайд 11

Домысливание Тема урока: «Чередующиеся гласные в корне» Слова -помощники: Повторим Изучим Узнаем Проверим С помощью слов – помощников дети формулируют цели урока.

Слайд 12

Проблемная ситуация ( по М.И.Махмутову ) . Создается ситуация противоречия между известным и неизвестным. Самостоятельное решение. Коллективная проверка результатов. Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения. Постановка цели урока.

Слайд 13

Памятка к постановке цели: Вопросы Да Нет Соблюдено ли требование к постановке цели? (конкретна, диагностична, технологична, достижима, побудительна ли?) Может ли большинство учеников выполнить задание? Можно ли оценить выполненное задание? Как оформлена цель? (Использованы ли глаголы действия?)

Слайд 14

Условия эффективности организации целеполагания: 1) использование учителем многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности. 2) соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей. 3) постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности. 4) осуществление учащимися контроля своих достижений.

Слайд 15

Целеполагание урока: - учитель определяет компетенции/ю, на формирование которых рассчитан урок, разрабатывает стратегию по достижению запланированной цели (определяет результат обучения, указывает на действия учащихся, отвечая на вопрос, что должен сделать ученик за урок); - постановка цели на уроке; цель урока должна быть диагностичной, конкретной, измеримой и соответствовать формируемым компетенциям; цель отождествляется с результатом учебного занятия, результатом выступает компетентность учащихся; - в процесс постановки цели на уроке вовлекаются учащиеся, учитель организует деятельность по приему целей учащимися, ориентирует на согласованность целей педагога и обучаемых, совместное целеполагание создает условия для мотивации достижения целей учащимися.

Слайд 16


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «Средняя школа №6» Минкашева Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР Дистанционное обучение детей-инвалидов как средство создания безбарьерной образовательной среды

Слайд 2

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ- это путь, который позволит каждому ребенку получить необходимое образование.

Слайд 3

Развитие дистанционного образования детей – инвалидов ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ"

Слайд 4

Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.

Слайд 5

Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн , так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

Слайд 6

Особенность ДО Дистанционное обучение предполагает взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты: цели содержание организационные формы средства обучения, реализация которых осуществляется средствами Интернет-технологий .

Слайд 7

1.Технологичность Информационные технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика с обучающей системой. Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает дистанционное обучение интересным.

Слайд 8

2.Доступность возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет детям-инвалидам учиться практически всю жизнь

Слайд 9

3.Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. Обучение в любое время и в любом месте позволяет ученикам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.

Слайд 10

4.Индивидуальность Дистанционное обучение носит индивидуальный характер обучения. Это гибкая форма обучения: обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Ученик изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период занятий, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет ученика заниматься самостоятельно, развивает навыки самообразования. Процесс обучения документируется - у обучающего остается сам курс обучения (презентации, фрагменты урока), электронная переписка с учителем, и он может обращаться к нему позже, по мере необходимости. Использование дистанционного обучения уменьшает нервозность учеников при сдаче зачета.

Слайд 11

Основополагающая идея: Создать условия для полноценного обучения детей–инвалидов, не посещающих школу на основе информационных технологий дистанционного обучения.

Слайд 12

«Центр образования «Технологии обучения» («I–школа» - http://iclass.home-edu.ru ).

Слайд 13

организовать обучение по основным общеобразовательным программам общего образования; осуществлять подготовку к промежуточной, государственной (итоговой) аттестации детей – инвалидов; организовать профильное обучения для детей – инвалидов; обеспечить их участие в проектно – исследовательской деятельности, конференциях, предметных олимпиадах, творческих конкурсах, выставках разного уровня; осуществлять их профессиональную подготовку; Перспективы для детей-инвалидов: Система ДО детей-инвалидов позволит

Слайд 14

способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования; расширению возможностей их последующей профессиональной занятости; успешной социализации и интеграции в общество. Дистанционное обучение

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр: