дополнительное образование


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

  «Средняя школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов»

(МБОУ «Средняя школа № 6»)

ПРИНЯТО

Решением Экспертного совета МБОУ «Средняя школа №6» от 25.09.2012 года, протокол №3

УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя школа №6» от 27.09.2012 года №532

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ТРУДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Возраст учащихся: 15-16 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель: Минкашева Н.Н.

Когалым 2012

Пояснительная записка

Цель курса:

Обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов, закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи.

Курс «Трудности русского языка» посвящен одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.

На занятиях приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания и умения необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями , которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому он способствует совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, помогает учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях курса "Трудности русского языка" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1.справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2.тренировочный (тестовые задания)

3.игровой (шарады, кроссворды)

4.контролирующий (диктанты, тесты)

Методы обучения

  • По источникам передачи и характеру восприятия информации -словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические ( изложения, сочинения и пр.).
  • По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся -объяснительно- иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично- поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
  • По основным компонентам деятельности учителя:

-индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя ;

  • методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении — разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
  • методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, практические работы, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:

  • контрольная работа;
  • списывание с печатного текста;
  • диктант (зрительный, предупредительный, объяснительный, свободный и т.д.);
  • словарный диктант;
  • различные виды разборов;
  • самостоятельная работа;
  • проверочная работа;
  • домашняя контрольная работа;
  • письмо по памяти;
  • работа с перфокартой;
  • устные ответы.

Содержание программы

  1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

  1. Орфограммы в корнях:
  • гласные, проверяемые ударением;
  • гласные, непроверяемые ударением;
  • чередующиеся гласные;
  • правописание согласных в корне;
  • О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

  1. Правописание приставок:
  • не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
  • изменяющиеся на письме приставки:

а)        фонетический принцип орфографии

б)        написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

  1. Орфограммы в суффиксах:
  • О, Ё после шипящих в суффиксах
  • правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
  • правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-
  • ик)
  • правописание суффиксов действительных и страдательных причастий -буквы ч, щ в суффиксах существительных
  • различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

  1. Орфограммы в окончаниях
  • О, Ё после шипящих в окончаниях слов
  • падежные и родовые окончания
  • правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и её написание

  1. Правописание сложных слов
  • сложные слова с соединительной гласной
  • сложные слова без соединительной гласной
  • сложные существительные. Слитное написание.
  • сложные существительные. Дефисное написание
  • сложные прилагательные. Слитное написание.
  • сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить слитное и раздельное написание сложных слов

  1. Правописание предлогов
  • правописание непроизводных предлогов
  • правописание производных предлогов
  • раздельное написание предлогов
  • слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

  1. Правописание союзов:
  • слитное написание союзов
  • раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

  1. Правописание частиц
  • слитное и дефисное написание частиц
  • разграничение не и ни
  • правописание не и ни с разными частями речи
  1. Правописание числительных
  • мягкий знак на конце и в середине числительных Цель: отработать правильность написания числительных
  1. Принципы и правила переносов

Тематический план

Название тем курса

Количество часов (всего)

Количество часов (по теме)

Форма занятий

1

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

1

1

Лекция с составлением таблиц-памяток

2

Орфограммы в корнях

4

Гласные. Проверяемые и непроверяемые ударением, Чередующиеся гласные.

2

Семинар-практикум. Тестирование по темам.

Правописание согласных в корне слова.

О-Ё после шипящих в корне.

2

3

Правописание приставок

2

Лекция. Практическое применение правил.

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки.

Написание приставок, зависящее от значения.

2

4

Орфограммы в суффиксах.

8

Лекция с составлением алгоритмов по темам.

О-Ё после шипящих в суффиксах. Правописание  Н и НН в суффиксах существительных. Прилагательных. Причастий.

Буквы ч, щ в суффиксах существительных. Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

4

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-ева-, -ива-. –ыва-), существительных (-ек-. –ик-)

2

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

2

5

Орфограммы в окончаниях

2

Семинар-практикум.

О-Ё после шипящих в окончаниях.

1

Падежные окончания существительных.

Правописание личных окончаний глаголов.

1

6

Правописание сложных слов.

2

Лекция. Тренировочные задания.

Соединительная гласная в сложных словах.

1

Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных.

1

7

Правописание предлогов

4

Семинар-практикум.

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов.

4

8

Правописание союзов

4

Тестирование.

Слитное и раздельное написание союзов

4

9

Правописание частиц

2

Семинар-практикум.

Слитное и раздельное написание частиц. Разграничение НЕ и НИ. Правописание Не и Ни с разными частями речи.

2

10

Правописание числительных.

4

Семинар-практикум.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

4

11

Принципы и правила переносов.

1

1

Семинар-практикум.

12..

Итоговая работа (тест)

1

1

                                                  Всего:

35

35

Литература для учителя

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
  2. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
  3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
  4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
  5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
  6. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
  7. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
  8. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
  9. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
  10. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
  11. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
  12. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-3

Литература для учащихся

В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

  1. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
  2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
  3. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
  4. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
  5. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
  7. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
  8. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995. В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"

1. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» (МОУ «Средняя школа № 6»)

ПРИНЯТО        УТВЕРЖДЕНО

Решением Экспертного совета        приказом директора

МОУ «Средняя школа №6»        МОУ «Средняя школа №6»

от 21.09.2011 года, протокол №3        от 23.09.2011 года № 544

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Возраст учащихся: 16-17 лет

Срок реализации: 1 год Руководитель: Минкашева Н.Н.

Когалым 2011

«Русский язык и культура речи»(9,10)

Пояснительная записка

Русский язык и культура речи - одна из современных лингвистических дисциплин, изучает речевую деятельность общества в определённую эпоху и устанавливает на научной основе законы пользования языком как основным средством общения людей, рекомендует правила грамотной, целесообразной, искусной и убедительной речи.

Место курса в образовательном процессе

Программа обучения рассчитана  на 1 год.

Возрастная группа детей, для которой предназначена программа - учащиеся 9,10 классов.

Объём занятий - 34 часа.

Занятие проводится один раз в неделю по одному часу.

Лекций - 9.

Семинарских (практических, лабораторных) занятий -14.

Самостоятельная работа -11.

Новизна. 

Данная программа представляет комплекс разноуровневых задач - от корректировки и актуализации знаний по орфографии и пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи, овладения нормативно-стилистическими аспектами языка и освоение экспрессивно - выразительных средств языка и речи.

Актуальность программы в том, что она представляет собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене. Однако, учитывая практическую направленность кружка, целесообразно повысить на занятиях роль лекции как способа сообщения теоретических сведений, активизировать самостоятельную деятельность учащихся (итог занятия - практические работы учащихся), расширить и разнообразить задания творческого характера.

Цель - формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня языковой компетентности учащихся, совершенствование их языковых способностей, позволяющих использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения.

Отбор учебного материала для программы подчинен общей цели; подготовка учащихся к школьным, городским, окружным интернет- олимпиадам и конкурсам.

Задачи:

  • повысить общую культуру речи;
  • выработать у учащихся языковое чутье;
  • научить правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения;
  • сформировать высокий уровень культуры личности в условиях современного общества,
  • ознакомить с основными понятиями и категориями основ культуры речи, а также нормативными свойствами фонетических, лексико- фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;
  •  сформировать системное представление о нормах современного русского литературного языка;
  • сформировать навыки и умения правильного употребления языковых средств в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения;
  •   повысить уровень гуманитарного образования и гуманитарного мышления, что в первую очередь предполагает умение пользоваться всем богатством русского литературного языка в устной и письменной форме при общении во всех сферах человеческой деятельности.

Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.

Методы и приёмы

 Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером;

 Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация;

Объяснительно-иллюстративный;

 Репродуктивный;

Эвристический.

 Ожидаемый результат:

учащиеся должны:

  • понимать назначение стилей речи;
  • усвоить понятия "функциональные стили русского литературного языка", "жанры стиля", "стилистическая норма"; "речевые нарушения","экспрессивно-выразительные средства языка";
  • знать средства языка и уметь ими пользоваться;
  • знать орфографические, орфоэпические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка;
  • анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка; обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся: теоретические разработки, методические рекомендации по разделам, рассмотренным на занятиях. Качество внешней образовательной продукции оценивается по количеству выполненных работ.

Обеспечение курса

УМК для учащегося:

1.Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: учебн. пособие- Изд. З-е-Ростов н/Д: Феникс. 2005.-349.

2.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика М. 1993

3.Мартьянова И. А. Русский язык-М.:Эксмо, 2007._112с.

4.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С Развитие речи: теория и практика. Москва1994 5.Г.К.Трофимова Русский язык и культура речи: Курс лекций Флинта: Наука2005

для учителя:

1.Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: учебн. пособие- Изд. З-е-Ростов н/Д: Феникс. 2005.-349.

2.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика М. 1993

3.Мартьянова И. А. Русский язык - М.: Эксмо, 2007.112с.

4.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С Развитие речи: теория и практика. Москва1994 Г.К.Трофимова Русский язык и культура речи: Курс лекций Флинта: Наука2005

5.Петкевич JI.A. Русский язык. Весь школьный курс в таблицах -Минск: Современная школа: Кузьма, 2009-304 с.

Учебно-тематический план

м

п/п

Название темы

ЛЕКЦИИ

СЕМИНАРЫ

С/Р

КОЛ-ВО часов

1

Культура речи как образовательная дисциплина

1

1

2

Речевая культура как показатель общей культуры личности

1

1

3

Язык и речь. Виды речевой деятельности

1

1

4,5

Понятие языковой нормы. Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи

2

2

6 7

Варианты норм и их соотношение. Основные нормы литературного языка; орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.

1

1

2

8-9

Орфоэпические нормы

1

1

2

10-11

Лексические нормы

1

1

2

12-13

Морфологические нормы.

1

1

2

14-15

Синтаксические нормы

1

1

2

16-17

Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое событие и речевое взаимодействие •

1

1

2

18

Стилевое многообразие русского языка

1

1

19-20

Разговорно-обиходный стиль

1

1

2

21-22

Публицистический стиль и его подстили

1

1

2

23-24

Научный стиль

1

1

2

25-26

Официально-деловой стиль и его подстили.

1

1

2

27,28

Язык художественной литературы

1

I

2

29-31

Экспрессивно-выразительные средства языка

2

1

3

32-34

Речевые ошибки

2

1

3

Всего: 34 часа

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1-2.

Культура речи как образовательная дисциплина.

Речевая культура как показатель общей культуры личности.

  1. Понятие культуры речи. Культура речи как образовательная дисциплина.
  2. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Уровни владения языком.
  3. Современная теоретическая концепция культуры, речи.

Тема 3.

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

  1. Язык как универсальная полифункциональная знаковая система.
  2. Язык и речь. Виды речевой деятельности
  3. Формы существования языка.
  4. Литературный язык как высшая форма существования литературного языка.
  5. Устная и письменная формы литературного языка
  6. Язык и речь; Речевая деятельность и ее виды коммуникативная языковая компетенция; Понятие «национальный язык»; Формы существования языка;

Нелитературные варианты языка; Литературный язык как высшая форма существования национального языка; Особенности литературного языка;

Тема 4-7

Понятие языковой нормы. Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи.

  1. Понятие языковой нормы.
  2. Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи.
  3. Динамичность и историческая изменчивость норм.
  4. Варианты норм и их соотношение.
  5. Основные нормы литературного языка; орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.

 Тема 8-9

Орфоэпические нормы.

  1. Особенности русского ударения и произношения.
  2. Элементы техники речи как составные компоненты речевой культуры.
  3. Благозвучие речи.

 Тема 10-11

 Лексические нормы.

  1. Богатство языка, правильность и точность словоупотребления.
  2. Употребление слов иноязычного происхождения.
  3. Выбор слова и лексическая сочетаемость.
  4. Многозначность и омонимия.
  5. Паронимы, синонимы, антонимы,
  6. Лексика ограниченной сферы употребления (историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы, просторечия и профессиональная лексика).
  7. Явления плеоназма и тавтологии как признаков речевой избыточности.
  8. Канцеляризмы, речевые штампы и клише. Употребление фразеологизмов.

Тема 12-13

Морфологические нормы.

]. Особенности склонения некоторых существительных и словосочетаний с ними.

  1. Особенности полной и краткой форм прилагательных.
  2. Степени сравнения прилагательных, их стилистические особенности.
  3. Особенности склонения количественных и порядковых числительных.

5. Глагол.

Тема 14-15

Синтаксические нормы.

1.Некоторые особенности согласования и управления в русском языке.

  1. Предложения с деепричастными оборотами и однородными членами.

Тема 16-17

Структура и единицы речевого общения: речевая Ситуация, речевое событие и речевое взаимодействие

  1. Язык как средство общения.
  2. Структура и единицы речевого общения; речевая ситуация,
  3. речевое событие и речевое взаимодействие.
  4. Условия успешного взаимодействия и причины
  5. коммуникативных неудач.

Тема 18

Сти левое многообразие русского языка

Функциональные стили русского языка, их основные черты. Тема 19-20

Разговорно-обиходный стиль

  1. Особое место разговорно-обиходного стиля в системе функциональных разновидностей языка.
  2. Разговорный стиль и разговорная речь.
  3. Разговорная стилистическая окраска единиц языка.
  4. Лингвистические особенности разговорной речи.

Тема 21-22

Публицистический стиль и его подстили

  1. Публицистический стиль и его подстили
  2. Функциональные особенности и жанровое многообразие.
  3. Особенности устной публичной речи.
  4. Определение понятия «ораторское искусство». Виды ораторского выступления.
  5. Подготовка к выступлению: выбор темы и названия. Структура ораторской речи.
  6. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
  7. Убедительность и доказательность речи. Основные виды аргументов.
  8. Словесное оформление публичного выступления.

Тема 23-24

Научный стиль

  1. Научный стиль и его подстили.
  2. Функциональные особенности и жанровое многообразие.
  3. Лексика, морфология и синтаксис научного стиля

Тема 25-26

Официально-деловой стиль и его подстили

  1. Официально-деловой стиль и его подстили.
  2. Функциональные особенности и жанровое многообразие.
  3. Особенности лексической системы, основные черты словообразования, морфологии и синтаксиса.
  4. Язык и стиль документов.
  5. Речевой этикет в документе

Тема 27-28

Язык художественной литературы

  1. Основное средство передачи художественной образности
  2. Богатство языка художественной литературы
  3. Различение слов по их стилистической окраске.
  4. Различной стилистическая и эмоционально-оценочная окраска слов.
  5. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с поставленной целью.
  6. Выбор языковых средств
  7. Стиль писателя

 Тема 29-31

Экспрессивно-выразительные средства языка

  1. Приёмы создания звуковой выразительности
  2. Словесные фигуры, тропы.

Тема 32-34 Грамматические ошибки

  1. Речевые ошибки
  2. Речевые недочёты

Глоссарий

Аллегория. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность — в обличий волка, коварство ~ в виде змеи и т. д.

аллитерация. Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).

анафора. Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин.) Анафора синтаксическая.

анафорический. Анафорические местоимения, указывающий на предшествующее слово, отсылающий к ранее сказанному. Например: Слезы унижения, они были едки (Феди Н).; Девочки — они аккуратно носят вещи (К о п т я е в а).

антитеза. Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). Антитеза часто строится на антонимах. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка).

архаизмы. Устарелые для определенной эпохи, вышедшие из употребления Вотще (напрасно, тщетно), выя (шея), издревле (исстари), лицедей (актер), сей (этот), сирень (то есть).

Бессоюзие. Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения: нередко используется как стилистический прием. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин).

гипербола. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).Ср.: литота.

градация. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими.

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» (МОУ «Средняя школа № 6»)

ПРИНЯТО        УТВЕРЖДЕНО

Решением Экспертного совета        приказом директора

МОУ «Средняя школа №6»        МОУ «Средняя школа №6»

от 21.09.2011 года, протокол №3        от 23.09.2011 года № 544

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Возраст учащихся: 10-11 лет Срок реализации: 1 год Руководитель: Минкашева Н.Н.

Когалым 2011

Пояснительная записка

Язык - инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития - это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком - условие успешной работы по всем учебным предметам. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Кружок "Знатоки русского языка" занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Актуальность данной программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению по русскому языку, стремиться развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции.

Цель

Формирование личности, владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Воспитание у школьников бережного отношения к слову, богатствам языка.

Задачи

  1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции.
  2. Формирование у школьников навыка грамотного письма, правильного произношения и словоупотребления, первичных орфоэпических, орфографических навыков.
  3. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала.
  4. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня: совершенствование и повышение качества знаний, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

2.Результаты второго уровня: развитие интереса школьников к русскому языку, потребности изучать его, интереса к познанию существенных свойств языка.

Обеспечение программы

Данная программа направлена на возрастную группу детей 5-го класса. Срок реализации программы 1 год (34 часа).

Программа составлена на основе программы автора-составителя Пасхалова А.П. Источник программы «Русский язык. Занятия школьного кружка», Издательствоб НЦ ЭНАС.2007.

Данная образовательная программа предполагает формирование у учащихся умений и навыков:

  • Находить орфограммы в словах;
  • Работать со словарем;
  • Разбирать слова по составу;
  • Писать небольшие тексты;
  • Составлять устные и письменные высказывания;
  • Соблюдать речевой этикет в речи.

Основные виды деятельности учащихся :

беседы, викторины, практические работы, КВН, игры-упражнения, составление кроссвордов.

Формы контроля

Диктанты

Комплексный анализ текста;

Упражнения;

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Содержание деятельности

1 раздел (5 часа)

 История письменности.

Как обходились без письма. Понятно без слов. Ручное письмо. Немного о

пересказе. Древние письмена. Договор между читающим и пишущим. "Священные знаки".

Как люди научились говорить?

Почему люди говорят на разных языках? Русский язык на земном шаре. Языки и народы.

 А кто в алфавите живёт?

 Как возникла наша письменность. Меня зовут фонема. Поиграем с фонемами. Для

всех ли фонем есть буквы? Таинственная фонема. Буква - подсказчица.

2 раздел (6 часов)

 В путь за "главным" правилом.

Что такое орфографическая зоркость? Тайна фонемы. Ключ к тайне фонемы. S Опасные согласные. Составление "свода законов". Здравствуйте, гласные! Добрый S "волшебник" - ударение.

 Память и грамотность.

Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Как тренировать

память. Способы запоминания. Составление плана.

 Однозначные и многозначные слова.

Умей различать разные значения одного и того же слова. Говори правильно.

Употребление слов в речи как в прямом, так и в переносном смысл.

3 раздел (4 часов)

Где же хранятся слова?

 Копилки слов. Как найти слово в словаре? Какая наука изучает происхождение слов?

 В мире словарей.

 Как рождаются новые слова? Звуковые законы. Можно ли усвоить правописание

всех слов? Этимологический , толковый , орфографический словари

4 раздел (10часов)

 Из чего строятся слова.

Строительная работа морфем. Поговорим о всех приставках сразу. Роль суффикса в

"строительной" работе.

 Приставки-труженицы.

 Много ли на свете приставок? Для разных приставок - разные законы. Игры с

приставками. Коварная приставка с. Самые трудные приставки (пре-, при-)

 Смотри в корень!

 Секреты родственных слов. Кто командует корнями. Приведём наши знания в порядок

Корень и "главное" правило.

Сообразил - проверил - написал. Игра "Словесный мяч" ударим по безударным

гласным. Проверить удаётся не всё.

 5 раздел (9часов)

 Культура поведения и культура речи.

Слово - это тоже поступок. Что значит быть вежливым? Тон вежливой речи.

 Соблюдение речевого этикета в споре.

Способы выражения просьбы. Вежливый отказ. Общение в форме спора.

 Какую речь хочется слушать.

Тематический план

№ п/п

Название раздела

Общее количество часов

Дата проведения

1 раздел

5

1-2

История письменности

2

3-5

Как люди научились говорить?

3

2 раздел

6

6-7

В путь за "главным" правилом.

2

8-9

Память и грамотность.

2

10-11

Однозначные и многозначные слова.

2

3 раздел

4

12-13

Где же хранятся слова?

2

14-15

В мире словарей.

2

4 раздел

10

16-18

Из чего строятся слова.

3

19-20

Приставки-труженицы.

2

21-23

Смотри в корень!

3

24-25

Корень и "главное" правило.

2

5 раздел

9

26-30

Культура поведения и культура речи.

5

31-34

Соблюдение речевого этикета в споре.

4

Всего

34

Список литературы

1.Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. - М., "Просвещение", 2004.

2.Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. - М., "Просвещение", 1990Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М., "Просвещение", 1989.

3.Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М., "Просвещение", 1978Г.А. Панов. Занимательные задания по русскому языку". - М., "Просвещение", 1991.

4.А. Бондаренко. Где прячутся ошибки.- М., "Просвещение", 1999.

5.Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. - М., "Просвещение", 2005.

6.Волина В.А. Весёлая грамматика. - М., "Просвещение", 1995.

7.Гольдин В.Е. Обращение: Теоретические проблемы - Саратов, 1987.

8.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая J1.A.. Секреты орфографии. -М., "Просвещение", 1994.

9.Дьячкова Г.Т. Факультативный курс по русскому языку. Волгоград, "Учитель - ACT", 2005.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» (МОУ «Средняя школа № 6»)

ПРИНЯТО        УТВЕРЖДЕНО

Решением Экспертного совета        приказом директора

МОУ «Средняя школа №6»        МОУ «Средняя школа №6»

от 21.09.2011 года, протокол №3        от 27.09.2013 года № 458

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ОТ СЛОВА К СОЧИНЕНИЮ»

Возраст учащихся: 13-14 лет

Срок реализации: 1 год Руководитель: Минкашева Н.Н.

Когалым 2013

Пояснительная записка

   Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. Культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.  Достоянием коммуникативной культуры личности являются умение выбрать речевой жанр и соответствующие ему языковые средства, создавать тексты с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов.

Сочинение – один из самых трудных видов деятельности учащихся, является одновременно и самым востребованным в современную эпоху. Успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. Отчет, справка, рекомендации, деловая записка, резюме – это тоже сочинение.

Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.  

Программа предназначена для обучающихся 7 классов и рассчитана на 34 часов.

Цель программы

  • научить обучающихся создавать устное и письменное речевое высказывание в разных видах сочинений;
  • развить творческих способностей учащихся.

Задачи

Теоретические:

• освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности.
Развивающие:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
• совершенствование коммуникативных умений;
• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
• поддерживать беседу, вести спор;
• адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
•   совершенствовать и редактировать текст;
•   применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:
• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• воспитание интереса и любви к русскому языку;
• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
•   воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить подростка  размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
-составление текстов типа  рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Обоснование актуальности, новизны и значимости программы
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности.
Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания .Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Новизна программы:
- в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;
- в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;
- в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;
- в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;
- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста.
Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями Государственного Стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределён таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед ними сформулированы цели курса.

Методическая часть 

Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение  к  результатам   их  деятельности  в   сочетании  с  разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
 - здоровьесбережение.

Содержание программы

Особенности речи (устной и письменной). Порядок работы над черновиком  сочинения. Определение темы. Отбор материала. Определение главной мысли сочинения. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы.Стили речи. Типы речи.

Сочинений – рассуждение. Три части рассуждения: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод. Способы аргументирования. Виды сочинений рассуждений (рассуждение-ответ на вопрос; рассуждение на дискуссионную тему; рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия). Выразительные средства, используемые в сочинениях - рассуждениях.

Сочинения нетрадиционных жанров. Сочинение в жанре рекламы. Требования к рекламе. Сочинение в жанре дневниковых записей. Его особенности. Сочинение в жанре письма.  Особенности эпистолярного жанра (наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, местоимений, кратких и понятных фраз, особая  индивидуальная манера пишущего и эмоциональность).

Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок.

Литература для учащихся:
Александров В.Н. и др. Русский язык: Сочинение-рассуждение - Челябинск, «Взгляд», 2006
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007

Павлова Т.И., Раннева Н.А.Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.- Издательство «Легион», Ростов-на-Дону,2015.

Дополнительная литература
Как написать сочинение? Справочник школьника.  – М.:Слово, 1997.
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. -  М.: Просвещение , 2002.
Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.

Тематический план

Раздел.Тема занятия.

Количество часов

1

Функционально- смысловой тип

речи: рассуждение.

1

2

Стили речи. Типы речи.

1

3

Тип речи- рассуждение и его отличительные особенности.

1

3

Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра  рассуждения.

1

5

Практические занятия.

3

6

Рассуждение- объяснение.

1

7

Практические занятия.

3

8

Рассуждение- размыщление.

1

9

Практические занятия.

1

10

Проблема текста. Приёмы формирования навыка понимания текста.

2

11

Ключевые слова текста.

1

12

Практическая работа .Определение ключевых слов текста.

1

13

Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства оформления. Рассуждение- доказательство.

1

14

Практические занятия.

2

15

Сочинение рассуждение на лингвистическую тему.

2

16

Практические занятия.

4

17

Сочинение в жанре рекламы.

1

18

Дневниковая запись как жанр сочинения.

1

19

Сочинение – письмо.

1

20

Практические занятия.

4

21

Итоговое занятие.

1

Итого:

34