Проект "Мнемотехника - путь к развитию речи детей"
Проект по развитию речи в старшей возрастной группе с применением мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkdou_tekst_proekta.docx | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ №4 «Звездочка» ЗАТО п. Солнечный
- Проект «Мнемотехника – путь к развитию речи детей».
- По доминирующей деятельности: практико-ориентированный.
- По количеству участников: групповой.
- Характер контактов: среди детей одной группы.
- По продолжительности: среднесрочный (2 месяца)
- Заявитель: дети старшей группы, воспитатели, родители.
- Автор проекта: воспитатель Метс Анна Яновна
- 2019 год
В ходе НОД по развитию речи в старшей возрастной группе было замечено, что у детей возникают трудности в построении монолога. Речь детей односложная, состоит из простых предложений. Словарный запас небольшой, отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Исходя из этого, была проведена диагностика индивидуального уровня развития речи воспитанников по методике О. С. Ушаковой. Согласно данным уровень развития связных описательных высказываний лишь у 15 % был высокий, у 30% - средний, а у 55% детей – низкий.
В результате анализа сложившейся ситуации были выявлены следующие противоречия:
между
-требованиями ФГОС (ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности) и несформированностью у большинства детей навыков связной речи;
-необходимостью выполнения программы ДОУ по «Речевому развитию» и несоответствие оптимальных условий для речевого творчества и развития коммуникативных навыков;
-ожиданием родителей по сформированности необходимых предпосылок к учебной деятельности детей и реальными результатами для перехода на следующий уровень начального общего образования.
Проблема: низкий уровень развития связной речи дошкольников старшей возрастной группы МК ДОУ №4 «Звездочка».
Данную проблему можно решить, используя приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание структуры текста, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциации. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте, у детей преобладает зрительно-образная память. Для решения данной проблемы в контексте мнемотехники был создан проект «Мнемотехника – путь к развитию речи детей»
Проблема | Низкий уровень развития связной речи дошкольников старшей возрастной группы МК ДОУ №4 «Звездочка». |
Цель проекта | Развитие связной речи детей посредством использования приемов мнемотехники. |
Причины | 1.Существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей; 2.Педагоги недостаточно уделяют внимание проблеме развития связной речи; 3.Использование однотипных методов при составлении детьми описательных и повествовательных рассказов. |
Новизна | |
Задачи | 1.Повысить педагогическую компетентность участников проекта по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста; 2.Создать предметно-пространственную среду, способствующую формированию речевого развития с использованием мнемотехники в соответствии с требованиям ФГОС; 3.Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию детей; 4. Создать благоприятные условия для развития творческих способностей воспитанников по развитию связной речи; |
Гипотеза | Если систематически использовать приемы мнемотехники то сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка |
1.Этапы реализации проекта
Этапы реализации | Сроки | Содержание и методы деятельности | Продукт проекта, прогнозируемые результаты | Ответственные |
1этап - организационно-подготовительный этап |
6. Оформление сенсорной комнаты
| Разработка проекта План реализации проекта Приказ об утверждении проекта Утвержденный проект Разработка собственных методических пособий, серий конспектов с использованием мнемотехники, схем, таблиц, коллажей, тактильных карточек Аналитическая справка по результатам мониторинга. Аналитическая справка Подготовленное помещение для проведения занятий Включение родителей в проектную деятельность | Инициативная группа Администрация ДОУ Воспитатель, психолог, логопед Педагог-психолог, воспитатель Логопед Инициативная группа, родители Воспитатель Воспитатель, логопед, педагог-психолог | |
2 этап - практический | Организованная деятельность с детьми | |||
| ||||
«Цветик – семицветик», «Теремок» «Сказка на новый лад» (метод «чепухи» - ассоциативные цепочки). «Сказка в мешочке» (по принципу «тактильных дощечек»). «Я расскажу вам о…» ( мнемотаблица, коллаж,тактильные карточки, карта - схемы) «Расскажи стихотворение» (принцип «крокирования» - схема-набросок) «Писатели». «Моя любимая сказка» | Формирование умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы Обогащение словарного запаса, логического мышления и долговременной памяти. Развитие интереса детей к режиссёрской игре; Обучение пересказу сказок (рассказов) с опорой на тактильные ощущения. Формирование умения у детей составлять описательные рассказы. Создание условий для развития воображения, ассоциативного мышления детей | Воспитатель, педагог- психолог, логопед | ||
Блок 2. Непосредственная образовательная деятельность | ||||
1.Чтение стихотворений о весне. Составление описательного рассказа о весне при помощи мнемотехники. - Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная» при помощи мнемотаблицы. - Чтение сказки В. Катаев «Цветик–семицветик» Составление мнемотаблиц для пересказа. - Пересказ рассказа К. Паустовского « Кот - ворюга». Составление коллажа - Чтение РНС «Финист-Ясный сокол. Составление мнемотаблицы для пересказа. - Беседа «Наши пернатые друзья» - Беседа «Загадочный космос». Составление рассказа при помощи коллажа «Космос». - Беседа « В мире насекомых». Самостоятельное составление коллажа по темам: «Пчелы», «Бабочки», «Муравьи». 2.Занятия в сенсорной комнате 3.Индивидуальная работа с детьми по формированию ЗКР 4.Организация свободной деятельности детей в уголках конструирования, театра и изо-деятельности. | Формирование умения применять приемы мнемотехники для развития связной речи:
Создание условий для развития воображения, ассоциативного мышления детей - Сочинение сказки, рассказов по тактильным дощечкам (обыгрывание данных сказок, рассказов); -сочинение сказок, рассказов по сюжетным рисункам, нарисованными детьми; - Составление собственных мнемотаблиц, коллажей к различным темам. | Воспитатель, педагог- психолог, логопед воспитатель | ||
Блок 3 Взаимодействие с родителями (законными представителями) | ||||
4. «Родительский час» | Создание благоприятных условий для решения проблемы развития связной речи. Папки-передвижки. Закрепление ранее полученных знаний. Создание условий для самостоятельного изготовления мнемотаблиц и коллажей составление описательных рассказов Мнемотаблицы по сказкам: В. Катаева «Цветик-семицветик», ( Чуракова) РНС «Финист - ясный сокол».(Вернова Коллаж «Как мы с семьей проводим выходные»(Чалова | Воспитатель | ||
3 этап - заключительный |
Мониторинг индивидуального речевого развития детей после реализации проекта;
| Создание условий для демонстрации Аналитическая справка. Выставление отчета результатов проделанной работы на личном сайте портала образования; презентация методической разработки «Применение мнемотехники в старшем дошкольном возрасте» Выступление на педагогическом совете по данному вопросу. | Воспитатель, педагог-психолог |
2.Необходимые условия реализации проекта.
Нормативно-правовой ресурс: |
|
Научно-методический ресурс: | 1.Большова Т.В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью приёмов мнемотехники.- СПб.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001. 2.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010. 3.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи. « Логопед» 2008. 4.Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Дошкольное воспитание. 1990.- 5.Ефименкова Л.Н. « Формирование речи у дошкольников». М. Дрофа 1985. 6.Широких Т.Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004. 7.Акимова Г.Память-на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: « У-Фактория», 2006. 8.В.К. Воробьёва. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» 9.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. 10. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005. 11.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2009. 12.Т.ЮБардышев, Е.Н. Моносова «Обучение связной речи детей 6-7 лет |
Кадровый ресурс | Воспитатель , педагог-психолог, логопед |
Технический ресурс | Персональный компьютер Ноутбук Проектор Принтер цветной |
Бюджет проекта
Наименование | Ед. измерения | Цена за ед. руб | Количество | Стоимость |
Приборы и материалы длительного пользования | ||||
Контейнер для сыпучих материалов | шт | 45 | 2 | 90 |
Лампы для подсветки | шт | 2 | ||
песочница | шт | 2 | ||
Расходный материал | ||||
Бумага для принтера белая | уп | 370 | 2 | 740 |
Фломастеры (6 цветов) | уп | 45 | 6 | 270 |
Клей карандаш | шт | 40 | 6 | 240 |
Клей момент | шт | 70 | 1 | 70 |
Ватман | шт | 20 | 6 | 120 |
ДВП | лист | 320 | 1 | 320 |
Набор цветной бумаги | уп | 32 | 3 | 96 |
Ножницы канцелярские | шт | 42.5 | 6 | 255 |
Картон белый | уп | 45.5 | 5 | 227.5 |
Самоклеющиеся обои | рулон | 330 | 1 | 330 |
ДВП | лист | 320 | 1 | 320 |
Карандаш простой | набор | 1 | ||
Ручки шариковые | шт | 10 | ||
крупы | кг | 37.5 | 3 | 112.5 |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- овладение навыками связной речи детей в соответствии с возрастом;
- повышение уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности детей для перехода на уровень начального образования;
- улучшение условий образовательной среды для выполнения программы по речевому развитию( накопление дидактического материала, создание методической разработки, функционирование сенсорной комнаты)
В процессе реализации проекта возникли следующие трудности:
Риски | Пути решения |
Частое использование готовых схем может привести к нежеланию планировать свою деятельность | Чередование использования готовых схем и планирование собственной деятельности |
Потеря интереса ребенка к деятельности по теме | Чередование разных приемов мнемотехники |
Низкая степень участия родителей | Выбор более интересных и эффективных форм сотрудничества |
Таким образом, данный проект:
- Выполняет государственный заказ по обеспеченью предшкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи;
- Обеспечивает реализацию учебного плана образовательной программы дошкольного образования МК ДОУ № 4 «Звездочка» ЗАТО п. Солнечный в полном объеме;
- Способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Результатами использования мнемотехнологий в нашей возрастной группе на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, в режимных моментах и в свободной деятельности детей стали: повысился уровень развития связных описательных высказываний детей (Ушаковой О.С., Струниной Е.М.).В начале реализации проекта уровень развития связных описательных высказываний детей лишь у 15 % был высокий, у 30% - средний, а у 55% детей – низкий (см. приложение). После реализации проекта результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 4% больше, со средним уровнем на 10% больше, а с низким на 14% меньше.
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод: систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах и в свободное время дошкольников, формирует связную речь, развивает познавательную активность и коммуникативные навыки.